Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия |
Тема: Метод проектов в развитии познавательного интереса учащихся Основные требования к использованию метода проектов Примерная структура проекта структура урока- исследования Урок –проект по теме «Кислоты» Химия,8 класс Цель урока: на основе базовых знаний изучить состав, классификацию и химические свойства кислот Задачи урока: • Систематизировать знания учащихся о классификации, химических свойствах кислот • Провести теоретический анализ-исследование свойств кислот с результатами деятельности, формирование общелогических методов научного познания, • Развивать навыки рефлексивной самостоятельной деятельности учащихся, их социальные компетенции • Совершенствовать умение работать в коллективе, воспитание культуры общения Приложение : страницы флипчарта по теме «Кислоты» Учитель химии: Вохмякова Татьяна Ивановна. ГУ «Аулиекольская школа-гимназия имени Султана Баймагамбетова отдела образования акимата Аулиекольского района» В 1981г окончила Омский Госуниверситет Образование – высшее Высшая категория Педагогический стаж – 31год Метод проектов в развитии познавательного интереса учащихся Современные преобразования в обществе, новые стратегические ориентиры в развитии экономики, открытость общества, его быстрая информатизация и динамичность кардинально изменили требования к образованию. Основной целью образования становится не простая совокупность умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность- умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально, эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире. Данная цель обучения будет достигнута, если умело применять в обучении школьников метод проектов. Этот метод возник во второй половине 19 века в США. Ведущая идея данной школы состояла в том, чтобы выполняемая и учебная деятельность строилась по принципу: « Всё из жизни, всё для жизни». В 20-х годах 20 века метод проектов привлёк внимание советских педагогов, которые провозгласили его единственным средством преобразования школы в школу жизни. « Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и, где и как я могу эти знания применить»- вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся. Умений самостоятельно конструировать свои знания. Умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Данный метод объединяет несколько подходов в организации учебных проектов. Это общий глобальный проект, который готовиться совместно всеми учащимися школы. Целью проектного обучения в данном подходе является овладение общими умениями и способностями в стенах школы, но при этом приоритет отдаётся самостоятельной работе в группах, а также развитию социального познания. Следующий подход связывается с разработкой проектно-исследовательской технологии обучения. Реализация данной технологии начинается с разработки проекта освоения большой темы или раздела образовательной программы по конкретному учебному курсу. Учитель готовит предварительный план раскрытия темы, согласует его с учениками, которые вносят свои коррективы, предложения, предлагают способы выполнения заданий. Ученики распределяются по микрогруппам, где намечают контуры будущего результата. Договариваются о формах подведения итого. Творческий характер деятельности усиливает мотивацию участия. Проектно-исследовательская технология позволяет решать ряд специфических и важных образовательных задач: выдвигать темы проектов, определять свою позицию, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы и в то же время понимать роль и значение групповой работы. Учитель, работая по данной технологии, создаёт особое пространство взаимоотношений, обеспечивающее деятельность учителя и ученика в новой образовательной парадигме. В этом образовательном пространстве нет скуки, принуждения и лени, пассивности и страха ожидания «двойки». Здесь ученик испытывает радость от преодоления трудности учения, он открывает мир для себя и себя в этом мире. Основные требования к использованию метода проектов: • Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующее интегрированного знания для поиска её решения; • Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов; • Самостоятельная деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время • Структуирование содержательной части урока • Использование исследовательских методов Воплощение в жизнь проектной технологии осуществляется на уроках-исследованиях. На таких уроках ставятся 2 цели: обучение предмету и обучение исследовательской деятельности. По основной дидактической цели урок исследования можно разделить на следующие типы: изучения нового материала, повторения, закрепления, обобщения и систематизации знаний, контроля и коррекции знаний. По объёму осваиваемой методики научного исследования выделяют уроки с элементами исследования и уроки-исследования. На уроках с элементами исследования учащиеся отрабатывают отдельные учебные приёмы, составляющие исследовательскую деятельность. Это могут быть уроки по выбору темы или метода исследования, по выработке умения формулировать цель исследования, уроки проведения эксперимента, работа с источниками информации, заслушивания сообщений, защита рефератов. На уроке-исследовании учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания. Освоение учащимися исследовательских знаний и умений должно проходить поэтапно, с постепенным увеличением степени самостоятельности ученика в его исследовательской деятельности. В структуре урока- исследования выделяются несколько этапов: • Актуализация знаний, • Мотивация • Создание проблемной ситуации • Определение темы исследования • Формулирование цели исследования • Выдвижение гипотезы • Проверка гипотезы • Интерпретация полученных данных • Вывод по результатам исследовательской работы • Применение новых знаний в учебной деятельности • Подведение итогов • Домашнее задание Исследовательская деятельность учащихся на уроке начинается с накопления информации. Затем следует постановка проблемы и выбор темы исследования- определение аспекта рассматриваемой проблемы. Затем необходимо определить цели исследования. Следующая ступень-выдвижение гипотезы. В своих рассуждениях учащиеся идут от следствия к причине «если…,то…». Проверка гипотезы заключается в определённых действиях по разработанному алгоритму. Полученные в результате действий данные учащиеся должны интерпретировать: «анализ данных показывает, что…». В заключении необходимы оценка, оформление результатов работы и вывод из неё. Примерная структура проекта (третий этап «Собственно исследование») Тема проекта Объект исследования Цель исследования Методы исследования Теоретическая часть Практическая часть Выводы Литература Введение в учебный процесс метода проектов решает очень важную проблему сегодняшнего дня - это привлечение школьников к научно-исследовательской деятельности. Получив навыки исследования на уроках. Ученики могут свободно выбрать предмет и интересующую тематику исследования и выступать со своим проектом на научной конференции. Таким образом, может достигаться главное - достижение понимания подростком важности участия в решении актуальных проблем сегодняшнего дня, формируются умения адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах. Вашему вниманию предлагается интерактивный урок, проведённый мной в 8 классе. Тема урока: Химические свойства кислот Тип урока: изучение нового материала Вид урока: урок - обобщения и создания проекта Цель урока: на основе базовых знаний изучить состав, классификацию и химические свойства кислот Задачи урока: • Систематизировать знания учащихся о классификации, химических свойствах кислот • Провести теоретический анализ-исследование свойств кислот с результатами деятельности, формирование общелогических методов научного познания, • Развивать навыки рефлексивной самостоятельной деятельности учащихся, их социальные компетенции • Совершенствовать умение работать в коллективе, воспитание культуры общения Оборудование: интерактивная доска, flt «Кислоты», растворы кислот, соответствующие реагенты для проведения реакций, химическая посуда, карточки-задания Девиз урока: Мыслить - значит действовать Ход урока 1Организационный момент(2 мин) 2. Актуализация знаний(10мин) 3. формирование групп(1 мин) 4. Работа над проектом(5 мин) 5. Защита проекта(10 мин) Результат работы- опорный конспект «Кислоты» 6. Рефлексия 10мин 6. Подведение итогов(5 мин) 7. Домашнее задание(2мин) 1.Актуализация знаний Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста, на свои места и мы начнём наш урок, который, я надеюсь, будет для вас продуктивным, а главное - полезным! Сегодня на уроке мы погрузимся в мир веществ, с которыми часто сталкиваемся в нашей жизни. Тема нашего урока «Кислоты». (слайд №1) Назовите: Слово, возникающее при ассоциации с лимоном. Безкислородная кислота, входящая в состав желудочного сока. Вещество, которое разлагается, когда мы открываем бутылку с лимонадом Какие они- кислоты? Мы сегодня повторяем, обобщаем. (учитель сообщает о некоторых кислотах по слайду№2) Вопросы к учащимся: 1. Что общего в составе кислот? 2. Что такое кислоты? (слайд 3) 3. Как классифицируются кислоты? (слайд №4) 4 Задание «Третий лишний». Найдите лишнюю кислоту. (слайд №5) 2. Формирование 4 групп и работа над проектом Учитель: Чтобы повторить и обобщить знания о химических свойствах кислот, проведём работу в группах. Участники должны, проведя соответствующие эксперименты, доказать свою гипотезу и сделать выводы по химическим свойствам кислот. (задания для групп на слайдах 10-13) 3.Защита проектов (Учащиеся сообщают результаты, делают выводы и записывают уравнения реакций на интерактивной доске (слайд14-15) Общие выводы – опорный конспект (слайд№16) 4. Рефлексия и подведение итогов Задания для обобщения по группам: А) Составьте уравнения реакций(слайд17) № 1MgO+HCL №2. KOH+H2SO4 №3. Na2CO3+HCL №4. Ag+H2SO4 Ca+H2SO4 Б) С какими веществами будет реагировать кислота? «Химический бутерброд» (слайд флипчарта 18) №1 H 2SO4 +MgO+NaOH+Hg+SO2 №2 HCL+ Cu(OH)2+NO2+Mg+S №3 HNO3 +ZnO+ Fe(OH)2+CO2+O2 №4 H2CO3+SiO2+CuO+Ca(OH)2+Pt 5. Комментирование домашнего задания (повт&47,упр.6-7 стр12) Слайд№19 Спасибо за активное участие! Приложение к уроку Задание группе №1 Тема: Свойства кислот Проблема: Действие кислот на индикаторы Гипотеза 1: если во всех кислотах имеются атомы водорода, то они будут изменять окраску индикатора, т. к. РН зависит от наличия ионов водорода Объект: азотная кислота Задача: провести эксперимент по определению кислоты индикаторами и определить рн в растворе Алгоритм эксперимента: определить раствор кислоты среди 3 пронумерованных пробирок, содержащих воду, раствор щёлочи и кислоту. В каждую пробирку по очереди добавить метилоранжевый, лакмус и фенолфталеин. С помощью датчика рн определить уровень кислотности в растворе кислоты(или с помощью индикаторной бумаги). Метод: экспериментальный Вывод: Задание группе №2 Тема: Свойства кислот Проблема: Действие кислот на металлы Гипотеза 2: если во всех кислотах имеются атомы водорода, то кислоты будут вступать в реакции замещения, т.к. при этом образуется соль и вода. Объект: соляная кислота Задача:1. провести эксперимент и установить взаимодействуют ли кислоты с металлами 2.одинаково ли взаимодействуют все металлы с кислотами Алгоритм эксперимента: в 3 пробирки налить соляную кислоту и аккуратно опустить в первую цинк, во вторую железо, в третью медь. Что вы наблюдаете? Метод: экспериментальный Вывод: Задание группе №3 Тема: Свойства кислот Проблема: Действие кислот на оксиды металлов Гипотеза 2: если во всех кислотах имеются атомы водорода, способные замещаться на металлы, то кислоты будут вступать в реакции соединения с оксидами металлов, т.к. при этом образуется соль и вода. Объект: азотная кислота Задача: провести эксперимент и установить взаимодействуют ли кислоты с оксидами металлов Алгоритм эксперимента: в пробирку налить азотную кислоту и насыпать немного оксида меди (II).Смесь нагреть. Что вы наблюдаете? Метод: экспериментальный Вывод: Задание группе №4 Тема: Свойства кислот Проблема: Действие кислот на основания Гипотеза 2: если во всех кислотах имеются атомы водорода, способные замещаться на металлы, то кислоты будут вступать в реакции обмена с основаниями, т.к. при этом образуется соль и вода. Объект: азотная кислота Задача: провести эксперимент и установить взаимодействуют ли кислоты с гидроксидами металлов Алгоритм эксперимента: 1. В стакан налить азотную кислоту и лакмус. Из бюретки капать гидроксид натрия до изменения окраски индикатор в нейтральной среде. Что вы наблюдаете? 2. В стакан налить свежеприготовленный гидроксид меди ( II) и прибавить раствор кислоты. Что вы наблюдаете? Метод: экспериментальный Вывод: $IMAGE1 | |
Просмотров: 1470 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|