Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия

Метод проектов в развитии познавательного интереса учащихся
Тема: Метод проектов в развитии познавательного интереса учащихся
Основные требования к использованию метода проектов
Примерная структура проекта
структура урока- исследования
Урок –проект по теме «Кислоты»
Химия,8 класс
Цель урока: на основе базовых знаний изучить состав, классификацию и химические свойства кислот
Задачи урока:
• Систематизировать знания учащихся о классификации, химических свойствах кислот
• Провести теоретический анализ-исследование свойств кислот с результатами деятельности, формирование общелогических методов научного познания,
• Развивать навыки рефлексивной самостоятельной деятельности учащихся, их социальные компетенции
• Совершенствовать умение работать в коллективе, воспитание культуры общения
Приложение : страницы флипчарта по теме «Кислоты»
Учитель химии:
Вохмякова Татьяна Ивановна.



ГУ «Аулиекольская школа-гимназия имени Султана Баймагамбетова отдела образования акимата Аулиекольского района»
В 1981г окончила Омский Госуниверситет
Образование – высшее
Высшая категория
Педагогический стаж – 31год
Метод проектов в развитии познавательного интереса учащихся
Современные преобразования в обществе, новые стратегические ориентиры в развитии экономики, открытость общества, его быстрая информатизация и динамичность кардинально изменили требования к образованию. Основной целью образования становится не простая совокупность умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность- умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально, эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире. Данная цель обучения будет достигнута, если умело применять в обучении школьников метод проектов.
Этот метод возник во второй половине 19 века в США. Ведущая идея данной школы состояла в том, чтобы выполняемая и учебная деятельность строилась по принципу: « Всё из жизни, всё для жизни». В 20-х годах 20 века метод проектов привлёк внимание советских педагогов, которые провозгласили его единственным средством преобразования школы в школу жизни.
« Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и, где и как я могу эти знания применить»- вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся. Умений самостоятельно конструировать свои знания. Умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся.
Данный метод объединяет несколько подходов в организации учебных проектов. Это общий глобальный проект, который готовиться совместно всеми учащимися школы. Целью проектного обучения в данном подходе является овладение общими умениями и способностями в стенах школы, но при этом приоритет отдаётся самостоятельной работе в группах, а также развитию социального познания.
Следующий подход связывается с разработкой проектно-исследовательской технологии обучения. Реализация данной технологии начинается с разработки проекта освоения большой темы или раздела образовательной программы по конкретному учебному курсу. Учитель готовит предварительный план раскрытия темы, согласует его с учениками, которые вносят свои коррективы, предложения, предлагают способы выполнения заданий. Ученики распределяются по микрогруппам, где намечают контуры будущего результата. Договариваются о формах подведения итого. Творческий характер деятельности усиливает мотивацию участия. Проектно-исследовательская технология позволяет решать ряд специфических и важных образовательных задач: выдвигать темы проектов, определять свою позицию, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы и в то же время понимать роль и значение групповой работы.
Учитель, работая по данной технологии, создаёт особое пространство взаимоотношений, обеспечивающее деятельность учителя и ученика в новой образовательной парадигме. В этом образовательном пространстве нет скуки, принуждения и лени, пассивности и страха ожидания «двойки». Здесь ученик испытывает радость от преодоления трудности учения, он открывает мир для себя и себя в этом мире.
Основные требования к использованию метода проектов:
• Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующее интегрированного знания для поиска её решения;
• Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;
• Самостоятельная деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время
• Структуирование содержательной части урока
• Использование исследовательских методов
Воплощение в жизнь проектной технологии осуществляется на уроках-исследованиях. На таких уроках ставятся 2 цели: обучение предмету и обучение исследовательской деятельности.
По основной дидактической цели урок исследования можно разделить на следующие типы: изучения нового материала, повторения, закрепления, обобщения и систематизации знаний, контроля и коррекции знаний.
По объёму осваиваемой методики научного исследования выделяют уроки с элементами исследования и уроки-исследования.
На уроках с элементами исследования учащиеся отрабатывают отдельные учебные приёмы, составляющие исследовательскую деятельность. Это могут быть уроки по выбору темы или метода исследования, по выработке умения формулировать цель исследования, уроки проведения эксперимента, работа с источниками информации, заслушивания сообщений, защита рефератов.
На уроке-исследовании учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания. Освоение учащимися исследовательских знаний и умений должно проходить поэтапно, с постепенным увеличением степени самостоятельности ученика в его исследовательской деятельности.
В структуре урока- исследования выделяются несколько этапов:
• Актуализация знаний,
• Мотивация
• Создание проблемной ситуации
• Определение темы исследования
• Формулирование цели исследования
• Выдвижение гипотезы
• Проверка гипотезы
• Интерпретация полученных данных
• Вывод по результатам исследовательской работы
• Применение новых знаний в учебной деятельности
• Подведение итогов
• Домашнее задание
Исследовательская деятельность учащихся на уроке начинается с накопления информации. Затем следует постановка проблемы и выбор темы исследования- определение аспекта рассматриваемой проблемы. Затем необходимо определить цели исследования. Следующая ступень-выдвижение гипотезы. В своих рассуждениях учащиеся идут от следствия к причине «если…,то…». Проверка гипотезы заключается в определённых действиях по разработанному алгоритму. Полученные в результате действий данные учащиеся должны интерпретировать: «анализ данных показывает, что…». В заключении необходимы оценка, оформление результатов работы и вывод из неё.
Примерная структура проекта (третий этап «Собственно исследование»)
Тема проекта
Объект исследования
Цель исследования
Методы исследования
Теоретическая часть
Практическая часть
Выводы
Литература
Введение в учебный процесс метода проектов решает очень важную проблему сегодняшнего дня - это привлечение школьников к научно-исследовательской деятельности. Получив навыки исследования на уроках. Ученики могут свободно выбрать предмет и интересующую тематику исследования и выступать со своим проектом на научной конференции.
Таким образом, может достигаться главное - достижение понимания
подростком важности участия в решении актуальных проблем сегодняшнего дня, формируются умения адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах.
Вашему вниманию предлагается интерактивный урок, проведённый мной в 8 классе.

Тема урока: Химические свойства кислот
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок - обобщения и создания проекта
Цель урока: на основе базовых знаний изучить состав, классификацию и химические свойства кислот
Задачи урока:
• Систематизировать знания учащихся о классификации, химических свойствах кислот
• Провести теоретический анализ-исследование свойств кислот с результатами деятельности, формирование общелогических методов научного познания,
• Развивать навыки рефлексивной самостоятельной деятельности учащихся, их социальные компетенции
• Совершенствовать умение работать в коллективе, воспитание культуры общения
Оборудование: интерактивная доска, flt «Кислоты», растворы кислот, соответствующие реагенты для проведения реакций, химическая посуда, карточки-задания
Девиз урока: Мыслить - значит действовать

Ход урока
1Организационный момент(2 мин)
2. Актуализация знаний(10мин)
3. формирование групп(1 мин)
4. Работа над проектом(5 мин)
5. Защита проекта(10 мин)
Результат работы- опорный конспект «Кислоты»
6. Рефлексия 10мин
6. Подведение итогов(5 мин)
7. Домашнее задание(2мин)
1.Актуализация знаний
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста, на свои места и мы начнём наш урок, который, я надеюсь, будет для вас продуктивным, а главное - полезным!
Сегодня на уроке мы погрузимся в мир веществ, с которыми часто сталкиваемся в нашей жизни. Тема нашего урока «Кислоты». (слайд №1)
Назовите: Слово, возникающее при ассоциации с лимоном.
Безкислородная кислота, входящая в состав желудочного сока.
Вещество, которое разлагается, когда мы открываем бутылку с лимонадом
Какие они- кислоты? Мы сегодня повторяем, обобщаем.
(учитель сообщает о некоторых кислотах по слайду№2)
Вопросы к учащимся:
1. Что общего в составе кислот?
2. Что такое кислоты? (слайд 3)
3. Как классифицируются кислоты? (слайд №4)
4 Задание «Третий лишний». Найдите лишнюю кислоту. (слайд №5)

2. Формирование 4 групп и работа над проектом
Учитель: Чтобы повторить и обобщить знания о химических свойствах кислот, проведём работу в группах. Участники должны, проведя соответствующие эксперименты, доказать свою гипотезу и сделать выводы по химическим свойствам кислот.
(задания для групп на слайдах 10-13)
3.Защита проектов
(Учащиеся сообщают результаты, делают выводы и записывают уравнения реакций на интерактивной доске (слайд14-15)
Общие выводы – опорный конспект (слайд№16)
4. Рефлексия и подведение итогов
Задания для обобщения по группам:
А) Составьте уравнения реакций(слайд17)
№ 1MgO+HCL
№2. KOH+H2SO4
№3. Na2CO3+HCL
№4. Ag+H2SO4
Ca+H2SO4
Б) С какими веществами будет реагировать кислота? «Химический бутерброд»
(слайд флипчарта 18)
№1 H 2SO4 +MgO+NaOH+Hg+SO2
№2 HCL+ Cu(OH)2+NO2+Mg+S
№3 HNO3 +ZnO+ Fe(OH)2+CO2+O2
№4 H2CO3+SiO2+CuO+Ca(OH)2+Pt
5. Комментирование домашнего задания
(повт&47,упр.6-7 стр12) Слайд№19
Спасибо за активное участие!

Приложение к уроку
Задание группе №1
Тема: Свойства кислот
Проблема: Действие кислот на индикаторы
Гипотеза 1: если во всех кислотах имеются атомы водорода, то они будут изменять окраску индикатора, т. к. РН зависит от наличия ионов водорода
Объект: азотная кислота
Задача: провести эксперимент по определению кислоты индикаторами и определить рн в растворе
Алгоритм эксперимента: определить раствор кислоты среди 3 пронумерованных пробирок, содержащих воду, раствор щёлочи и кислоту. В каждую пробирку по очереди добавить метилоранжевый, лакмус и фенолфталеин. С помощью датчика рн определить уровень кислотности в растворе кислоты(или с помощью индикаторной бумаги).
Метод: экспериментальный
Вывод:

Задание группе №2
Тема: Свойства кислот
Проблема: Действие кислот на металлы
Гипотеза 2: если во всех кислотах имеются атомы водорода, то кислоты будут вступать в реакции замещения, т.к. при этом образуется соль и вода.
Объект: соляная кислота
Задача:1. провести эксперимент и установить взаимодействуют ли кислоты с металлами
2.одинаково ли взаимодействуют все металлы с кислотами
Алгоритм эксперимента: в 3 пробирки налить соляную кислоту и аккуратно опустить в первую цинк, во вторую железо, в третью медь.
Что вы наблюдаете? Метод: экспериментальный
Вывод:

Задание группе №3
Тема: Свойства кислот
Проблема: Действие кислот на оксиды металлов
Гипотеза 2: если во всех кислотах имеются атомы водорода, способные замещаться на металлы, то кислоты будут вступать в реакции соединения с оксидами металлов, т.к. при этом образуется соль и вода.
Объект: азотная кислота
Задача: провести эксперимент и установить взаимодействуют ли кислоты с оксидами металлов
Алгоритм эксперимента: в пробирку налить азотную кислоту и насыпать немного оксида меди (II).Смесь нагреть.
Что вы наблюдаете?
Метод: экспериментальный
Вывод:

Задание группе №4
Тема: Свойства кислот
Проблема: Действие кислот на основания
Гипотеза 2: если во всех кислотах имеются атомы водорода, способные замещаться на металлы, то кислоты будут вступать в реакции обмена с основаниями, т.к. при этом образуется соль и вода.
Объект: азотная кислота
Задача: провести эксперимент и установить взаимодействуют ли кислоты с гидроксидами металлов
Алгоритм эксперимента: 1. В стакан налить азотную кислоту и лакмус. Из бюретки капать гидроксид натрия до изменения окраски индикатор в нейтральной среде.
Что вы наблюдаете?
2. В стакан налить свежеприготовленный гидроксид меди ( II) и прибавить раствор кислоты. Что вы наблюдаете?
Метод: экспериментальный
Вывод:
$IMAGE1
Категория: Химия | Добавил: Алхимик (2013-04-03) | Автор: Вохмякова Татьяна Ивановна E
Просмотров: 1470 | Комментарии: 1 | Теги: tv | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 9:14 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru