Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия |
Интегрированный урок – это особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. Интегрированный урок позволяет решить целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционного урока. Он приближает процесс обучения к жизни. Современная система образования в ТиПО направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей, явлений и процессов. Но в реальности, всё ещё наблюдается предметная разобщенность в процессе подготовки специалистов рабочих профессий. Между общеобразовательными дисциплинами и специальными дисциплинами. Их слабая связь между собой порождает серьезные трудности в формировании целостного восприятия основных процессов в освоении профессии. Интегрированные уроки дают обучающимся достаточно широкое и яркое представление о взаимосвязи явлений и предметов. Интеграция – глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Основной акцент приходится не столько на освоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрированный урок в силу своей сложности требует большего времени на подготовку, это урок на котором нужно искать связь между предметами, явлениями. Это урок который требует от учителя большой подготовки, при этом повышает интеллект, кругозор учителя. Преимущество Интегрированного урока в четкости, компактности, логической взаимообусловленности учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкости материала. В Аулиекольском сельскохозяйственном колледже в рамках проведения семинара директоров преподавателем химии Нашкеновой А.Б. и специальных дисциплин Бигалиевым Б.А. проведен интегрированный урок Урок заслужил высокой оценки директоров. Но самое главное со слов Берика Амирхановича это то, что один из учеников отметил, что он только сейчас понял значение химии в сварочном производстве. Интегрированный урок в силу своей особенности требует более полного описание построения урока, последовательности. Поэтому мы остановились на оформления сценария урока, а не на плане урока либо конспекте урока. Тема урока: «Особенности сварки алюминия» Цель урока: Обобщение и закрепление знаний и выработка рекомендаций по их применению Обучающая - изучить межпредметную связь между химией и ручной дуговой сваркой показать, что знания свойств алюминия из химии, можно использовать на уроках РДС – изучить трудности, возникающие при сварке алюминия и его сплавов и способы устранения этих трудностей; Развивающая - на основе ранее полученных знаний развить умение анализировать, сопоставлять данные, выделять главное, делать выводы; речевую деятельность (участвовать в общем диалоге), умения слушать и слышать другого человека. Воспитательная - показать значимость знаний по дисциплине, воспитать стремление получать теоретические знания, умение работать в коллективе, давать самооценку. Воспитывать Казахстанский патриотизм. Методическая: применить различные формы организации урока, повысить мотивацию к изучению предмета. Тип урока. Урок закрепления изученного материала Приёмы: диалог, рассуждение, разъяснение. Методы обучения: словесный, наглядный, частично - поисковый, сообщения учащихся. .Межпредметные связи: материаловедение, химия, физика, теория ручной дуговой сварки Материально – техническое оснащение урока: «Сварка алюминия» Банов М. Д., Казаков Ю.В. и др. компьютер, презентация, Периодическая таблица Д.И.Менделеева, интерактивная доска, презентация по алюминию. Интерактивное тестирование Active Note/ Ход урока: Организационный момент: преп. химии и спец.дисциплин (химик), (спец. дисциплин) «Здравствуйте ребята!». «Добрый день!». - Садитесь. .- Староста отчитайтесь по посещаемости группы - Спасибо. (химик) Мы прошли изучение темы «Металлы», где были рассмотрены физико-химические свойства металлов. Сегодня мы остановимся на повторении физико-химические свойства алюминия. (спец. дисциплин). А так же мы повторим особенности сварки алюминия. (химик). Мы с Бериком Амирхановичем проводим совместный урок, тема урока: «Особенности сварки алюминия». (спец. дисциплин) Почему мы проводим его вместе? Как вы считаете, какова цель нашего урока? Предполагаемый ответ. На уроках ручной дуговой сварки, мы изучаем технологию сварочного производства и рассматриваем определенные свойства, тех или иных металлов. Сегодня мы должны уяснить, как знания физических и химических свойств алюминия необходимо применить при сварке алюминия. (химик) Цель нашего урока, повторить все об алюминии, показать важность знаний химии в сварочным производстве, и убедится, что знания свойств алюминия из химии необходимо учитывать на уроках ручной дуговой сварки. (спец. дисциплин) Вначале, мы проведем небольшую разминку Игра Д О М И Н О., которая проводится с использованием интерактивной доски, условия игры (Старт---вопрос---ответ на второй половине новый вопрос и так три вопроса из химии чередуются тремя вопросами из ручной дуговой сварки (химик)— Хорошо, ребята давайте вспомним, Алюминий, его характеристика по положение в периодической системе Д.И.Менделеева (дайте визитную карточку алюминия). Предполагаемый ответ: Алюминий-Порядковый номер 13.элемент 3 малого периода. 3ряд Ш А группы. Высший оксидAL2 O3 Летучих водородных соединений не образует. (химик) расскажите о нахождении алюминия в природе. Ответ: По распространённости в земной коре алюминий занимает первое место среди металлов (8% массы земной коры) и третье – среди всех элементов (после кислорода и кремния). В природе алюминий встречается только в виде соединений. Входит в состав бокситов Al2O3 ∙ 2H2O, каолина (белой глины) Al2O3 ∙ 2SiO2 ∙ 2H2O, корунда Al2O3. В организме человека содержится незначительное количество алюминия. Суточная потребность человека в этом элементе составляет 47мг. (химик). Верно, что алюминий перерабатывается в Павлодаре. Завод по переработке глинозема в алюминий это достижение Независимого Казахстана, когда мы стали выпускать алюминий у себя в Республике Казахстан. АО «Казахстанский электролизный завод»,– единственное металлургическое производство, построенное в СНГ после развала СССР. Благодаря этому в нашей республике был запущен алюминиевый кластер, открывающий большие перспективы «крылатому» металлу. Это – успехи сегодняшнего дня. Независимый Казахстан сделал огромное дело, запустив такой завод. И в феврале месяце этого года, он дал миллионную тонну алюминия. Есть миллион тонн алюминия! (химик) Перечислить физические свойства алюминия? Ответ: Металлический блеск, электро и теплопроводность, пластичность и ковкость. Алюминий - мягкий, легкий, серебристо-белый металл с высокой тепло- и электропроводностью. Температура плавления у технического алюминия - 660°, температура кипения - 2500°. Плотность равна 2,7 г/см³. Электропроводность составляет 65% от электропроводности меди. Алюминий обладает высокой светоотражательной способностью. (химик) . Физические свойства алюминия связаны с его строении е атома Строение атома алюминия. Ответ: Электронная формула атома AL 1s22s22p63s23p1 На внешнем энергетическом слое у атома алюминия три электрона, которые он отдает, проявляя восстановительные свойства, являясь активным металлом. Поэтому алюминий легко окисляется на воздухе. Алюминий взаимодействует с кислородом воздуха, образуя при этом оксид алюминия, покрывающий металл тонкой плотной белой пленкой. 4 Al + 3O2 = 2 Al2 O3 Tпл ( AL) = 660 Tпл (Al2 O3 ) = 2050 Алюминий весьма активен, если нет защитной пленки оксида, которая придает алюминию коррозийную стойкость (спец. дисциплин). Ребята как уже отметила Айбаршын Балтабаевна оксид алюминия или как мы его называем оксидная пленка, защищает алюминий от коррозии. Вспомним, а какова роль оксидной пленки при сварке? Оксидная пленка влияет на формирование и качество сварного шва или нет? Ответ: Да влияет. Оксидная пленка затрудняет проведение сварки и ухудшает качество сварного шва. (спец. дисциплин) А почему она ухудшает качество шва? (У) Потому, что оксидная пленка имеет значительно высокую температуру плавления 2050°по сравнению с алюминием, у которого температура плавления 660 и поэтому при расплавлении алюминия оксидная пленка попадает в сварочную ванну, тем самым затрудняет процесс сварки снижает физико-механические свойства сварного шва и его свариваемость. (спец. дисциплин). Здесь мы услышали такие понятия как сварочная ванна и свариваемость, а что такое сварочная ванна? (У). Кромки металла и присадочный пруток, расплавляясь, образуют сварочную ванную, а после затвердевания сварной шов. (спец. дисциплин). Что такое свариваемость? (У) Свариваемость – это способность металлов и сплавов образовывать неразъемное соединение. (спец. дисциплин). А поскольку нам нужно получать качественные сварные швы. Что мы должны учитывать? (У) Необходимо учитывать физико-механические свойства металлов, в частности алюминия Нужно удалить оксидную пленку с поверхности алюминия. (спец. дисциплин). А как это можно сделать? (У). Можно применить два способа удаления оксидной пленки. Механический и химический. (спец. дисциплин) Тогда объясните, как происходит механический способ удаления? (У). При механическом способе перед сваркой оксидная пленка удаляется с поверхности алюминия с помощью металлической щетки или скребка. И сварку необходимо произвести не позже двух часов после обработки. (спец. дисциплин) А к чему такая спешка? Почему нельзя произвести сварку немного позже? (У) потому что алюминий из-за активного взаимодействия с кислородом сразу же вновь покрывается оксидной пленкой. (спец. дисциплин) А при химическом способе как происходит удаления оксидной пленки? (У). При химическом способе сварочная зона перед сваркой обрабатывается специальными щелочными растворами или ацетоном. И уже после сварки обработанную поверхность нужно смыть горячей водой, чтобы в дальнейшем обработанная поверхность не раскислялась. Просмотр видеофильма. (химик) Из физических свойств мы отметили теплопроводность. Как вы понимаете это свойство? (химик) Теплопроводность, т.е. величина теплового расширения целиком объясняется строением кристаллической решетки. Например: структура плотной упаковки(алмаз, вольфрам) малочувствительны к нагреванию. Рыхлая неплотная структура кристаллов способствует сильному расширению твердых тел при нагревании, следовательно, хорошая теплопроводность (алюминий, латунь). (спец. дисциплин) Вот вы сказали про такое свойство алюминия как высокая теплопроводность. А как вы думаете, при сварке нам нужно учитывать это свойство или нет? (У). Да, необходимо учитывать его хорошую теплопроводность. Потому что при сварке тепло из зоны сварки быстро распространяется по всему объему металла. Металл недостаточно проплавляется и быстро кристаллизуется, что приводит к неполному газовыделению, что способствует появлению пор в сварном шве. Резкое падение прочности при высокой температуре может привести к разрушению (проваливанию) твердого металла не расплавившейся части кромки под действием веса сварочной ванны. В связи с жидкотекучестью, алюминий может вытекать через корень шва (химик) Пористость сварного шва можно объяснить, рассмотрев уравнение реакции 2 Al + 6 H2O = 2 Al(OH)3 +3 H2 ↑(водород который не успевает удалится с расплавленного металла, образует пузырьки - пористость) (спец. дисциплин) Что мы должны сделать чтобы вытеснить водород со сварочной ванны? (У). Нужно применить предварительный подогрев. (спец. Дисциплин) Какие типы сварки алюминия Вы знаете? Аргонодуговая сварка, газовая сварка, термитная сварка, электродуговая сварка. (спец. дисциплин) Мы рассмотрим один из методов сварки Аргонодуговая сварка. (химик) Аргон (инертный газ). ( Аргон выступает как защитный слой между расплавленным алюминием и кислородом воздуха) Процесс сварки алюминия отличается сложностью, на характер сварки влияют физико-химические свойства алюминия, такие как образование оксидной пленки, большая теплопроводность, жидкотекучесть, свойство адсорбировать газы. Поэтому необходимы хорошие профессиональные навыки. Тестирование Что такое сварочная ванна? В каком виде встречается алюминий в природе? Что такое сварной шов? Что придает коррозийную стойкость алюминию? Понятие свариваемости? Дайте понятие теплопроводности? Результаты тестирования (химик), (спец. дисциплин) На этом мы завершаем наш несколько необычный урок, и как мы еще раз убедились, что в процессе приобретений знании нет главных и второстепенных предметов. Чтобы стать высококлассным и востребованным специалистом сварщиком, необходимо знать и химию и физику и математику. В дальнейшем мы еще не раз проведем подобные занятия по другим темам. Судя по вашим ответам, результатам небольшого тестирования, будем считать, что мы с вами достигли поставленной цели урока. Урок окончен. До свидания! | |
Просмотров: 2572 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|