Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия

Урок-презентация "Силикатная промышленность"
Урок - презентация «Силикатная промышленность»

Цели урока: познакомить учащихся с силикатной промышленностью и её отраслями. Формировать краеведческие навыки, на примере силикатной промышленности Казахстана,
Алматинской области и поселка Боралдай. Воспитать творчески мыслящую, инициативную
личность; умение работать в группах.

Оборудование: коллекции горных пород- силикаты;
изделия из керамики, стекла, фаянса, кирпича и бетона;
физическая карта Казахстана.

Ход урока.

I Организационный момент:
а) инструктаж проведения урока
б) сообщение темы и цели урока.
в) распределение заданий по группам
Цели урока: Познакомиться с силикатной промышленностью и её отраслями в Казахстане.
Рассмотреть, где применяется продукция этого производства.

План урока.
1. Сырьё для силикатной промышленности.
2. Виды силикатной промышленности:
а) керамика, фаянс, фарфор, кирпич
б) стекло
в) цемент, бетон
3. Силикатная промышленность Казахстана
4. Силикатная промышленность Алматинской области
5. Историческая справка.

II Восприятие нового материала

1. Сырьё для силикатной промышленности (коллекция горных пород)
а) силикатные материалы называются материалы из смесей или сплавов силикатов;
б) силикаты – это соединения различных элементов с кремнезёмом( оксидом кремния), в которых
он играет роль кислоты;
в) виды силикатов→ природные минералы SiO2, Al2O3∙2SiO2∙2H2O, K2CO3
↘синтетические (силикатные материалы)
2. Виды силикатной промышленности
схема 1

Виды силикатной промышленности
↙ ↓ ↘
стекло фаянс, фарфор, цемент, бетон
керамика, кирпич,
черепица, плитка

1.а) Стекло ( понятие)
В современном понимании « стекло» определяется не просто как материал , а как некоторое особое стеклообразное состоянии твердого тела. Стекло – это такое состояние аморфного вещества , которое получается при затвердевании переохлажденной жидкости.

б)История изделия
Впервые человечество познакомилось с природным стеклообразным веществом – обсидиан- в доисторические времена. Как искусственный материал стекло впервые открыто в Египте ок. 4000 до н.э. На протяжении тысячелетий люди, используя различные добавки, добились большого разнообразия классов и разновидностей стекол. До XIX в. стекло применялось главным образом в изготовлении предметов утилитарного назначения и художественного стекла. В России становление науки о стекле и промышленного стеклоделия связано с именами М.В. Ломоносова и
Д.И. Менделеева. [1]

в) Классификация стекла
схема 2

Стёкла
↙ ↓ ↓ ↘
оконное стекло тугоплавкое хрусталь боросиликатное
Na2O∙СaO∙6SiO2 K2O∙CaO∙6SiO2 K2O∙PbO∙6SiO2 K2O∙CaO∙B2O3∙6SIO2

г) Цветные стекла
желтый-Се2О3
зеленый-Сr2O3, CuO, Pr2O3
синий-CuO,CaO
фиолетовый-NiO, Mn2O3, Nd2O3
розовый- CoO,MnO, Se, Er2O3,
коричневый-Fe2O3, FeS, TI2O3,Bi2S3
бледно-желтый-FeO
белый-TiO2
красно-рубиновый-Au,Cu

2. а) Керамика (греч.keramike-гончарное искусство, от keramos-глина)
Глиносодержащие и другие неорганические материалы, обладающие сходными свойствами, при изготовлении изделий, из которых требуется высокотемпературный обжиг.
б) История керамика
Первые фигурки из глины появляются в древнейшие времена палеолита (около 27тыс. до н.э. )
Несколько позднее появляются глиняные сосуды, в которых хранили воду и продукты питания.
В это же время были попытки использовать обожженную глину.
Уже в эпоху неолита широко распространяется обжиг. В разных частях Земли создаются похожие изделия , еще неуклюжие, вылепленные со следами пальцев, большей частью открытых форм,
с толстыми стенками. Керамика является важным археологическим признаком культур, которые
нередко и называют по преобладающему типу орнамента.[1]
в) Фарфор (тур.farfur, fagfur, от перс.), керамические изделия ( посуда, вазы, статуэтки, архитектурные детали , изоляторы, химическая аппаратура и др.), получаемые спеканием фарфоровой массы (из пластичной огнеупорной глины ,каолина, полевого шпата, кварца); имеют спекшийся, водонепроницаемый, белый, звонкий, просвечивающий в тонком слое черепок без пор.
Фарфор различают по составу массы (твердый, мягкий, костяной) и по характеру росписей (подглазурные, надглазурные). Дорогие коллекционные сорта фарфора называют по месту производства или по фамилии владельцев фабрик или изобретателей.
г) История фарфора
Фарфор появился в 4-6 вв. в Китае. В Европе с 16в. производился т.н. мягкий фарфор (без каолина). Твердый фарфор изобретен в начале 18 в. И.Ф. Бетгером (1682-1719) и Э.В.Чирнгаузом
(1651-1719) в Саксонии, где вскоре возникло производство мейсенского фарфора. В России состав фарфоровой массы разработал около 1747 г. Д.И. Виноградов. [1]
д) Фаянс (франц. да,faience, от названия итальянского города Фаэнца, где производился фаянс),
керамические изделия (облицовочные плитки, архитектурные детали, посуда, умывальника,
унитазы и др.), имеющие плотный мелкопористый черепок (обычно белый), покрытые прозрачной или глухой (непрозрачной) глазурью.
Для изготовления фаянса применяются те же материалы, что и для производства фарфора
меняется лишь соотношение компонентов, и сходная технология (различия в режиме обжига).
е) История фаянса
Близкие к фаянсу изделия изготовлялись в Древнем Египте, Китае (4-5вв.). В Европе производство
фаянса началось в 16 в. (Франция), в России-18в. В Японии с 16 века славились своим совершенством сацумские изделия. В мусульманских странах с 12 века получила распространение изобретенная в Иране в 10-12 веках мелкопористая фарфорообразная масса «кашин».[1]

Вяжущие элементы называются одно или многокомпонентные порошкообразные минеральные вещества , образующие при смешивании с водой пластичную формующуюся массу , затвердевающую при выдержке в прочное камневидное тело.

Виды вяжущих материалов- воздушные
гидравлические
кислотостойкие
Сырьё для производства вяжущих материалов: гипсовый камень
известняк
мел
глина
кварцевый песок
Обычный цемент называют силикатоцементом CaO∙Al2O3∙SiO2
а) Портландцементом называется гидравлический вяжущий материал , состоящий из силикатов и
Основной компонент портландцемента алит- 3СаО∙SiO2
белит- 2СаО∙SiO2∙3CaO∙Al2O3
Сырьё для производства портландцемента – известняк
мел
доломит
глина
Добавки цемента: 1) гидравлические, повышающие водостойкость
2) пластифицирующие, повышающие эластичность массы
3) кислотостойкие, придающие цементу коррозионную стойкость к кислым средам
4) инертные, для удешевления продукции (песок)
5) регулирующие время схватывания массы (гипс)

б) Бетон
Бетоном называется искусственный камень , получаемый при затвердевании затворенной водой
смеси цемента , песка и заполнителя.
Заполнители бетона: 1) обыкновенный – песок , гравий щебень
2) лёгкий – различают пористые материалы (пемза, шлак)
3) ячеистый бетон – замкнутые поры, образующиеся при разложении вводимых в бетонную смесь газо- и пенообразователей.
4) огнеупорный- шамотовый порошок
5) железобетон- металлическая арматура

3. Силикатная промышленность Казахстана
В Казахстане я имеются крупные запасы керамического и цементного сырья огнеупорных и строительных материалов – асбест Жетыгаринское месторождение, известняк- мангышлакские известняки.
98% всех гончарно- керамических изделий , выпускается на Алматинском заводе художественной
керамики;
из стекла – Акмолинский фарфоровый ;
из камня – Алматинская фабрика «Сувенир», Усть-Каменогорский завод « Лютас»;
стеклотара и хрустальные изделия – Жамбылский стеклозавод.
Актюбинский цех стеклянных рассеивателей мощностью 1млн. изделий в год .
Фаянс, фарфор, керамика – Алматы ,Астана, Капшагай , Усть- Каменогорск;
кирпичный завод- Алматинский, Шымкентский, Ленгерский, Иссыкский, Каскеленский;
цементные заводы- Новокарагандинский, Састобинский;
силикатный кирпич –Петропавловск , Жамбыльский гипсовый карьер.

4. Силикатная промышленность Алматинской области.

Стекло- Алматинская фабрика «Сувенир», Боралдай САF
Фарфор, керамика- Алматы, Капшагай
Кирпич- Алматы, Боралдай
Бетон-Алматы, Боралдай Ремстройтехника
Ячеистый бетон- Алматы, Боралдай

III Закрепление
1. При производстве хрусталя и тугоплавкого стекла в качестве сырья используют поташ.Выведите
формулу поташа ,если известны массовые доли элементов в его составе: калия-56,5%, кислорода-34,8%, углерода-8,7%.
2. Какое стекло можно получить сплавлением смеси поташа К2СО3, оксида свинца РbO и белого песка? Напишите уравнения соответствующей реакции.
3. Почему бутылочное стекло имеет голубовато-зеленую окраску?

Список использованной литературы
1.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2005 (электронная универсальная энциклопедия)
2. Химия 10 учебник для 10 классов естественно- математического направления \ Н.Нурахметов,
К.Б. Бекешев, Н.А.Заграничная. Алматы :Изд-во «Мектеп»,2006
3.А.Е.Темирбулатова Химия Сборник задач и упражнений : Учебное пособие для 9классов общеобразовательных школ.- Алматы: Изд-во «Мектеп», 2005

Категория: Химия | Добавил: олива (2009-08-06)
Просмотров: 13469 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-05-27, 3:48 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru