Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия

Классификация кислот и их способы получения
ХИМИЯ – 8 Класс.
Тема: «Классификация кислот и их способы получения»
Цель:Продолжить формирование у учащихся знаний о кислотах, как отдельного класса неорганических соединений.
Задачи:
• Познакомить с классификацией кислот и их способах получения;
• Развитие умственной и познавательной активности учащихся, умения обобщать и делать выводы;
• Продолжить формирование у учащихся навыков: трудолюбие, усердие, дисциплинированность; прививать аккуратность при оформлении заданий в тетради и на доске; развитие химической речи, обогащение ее словарного запаса при устных ответах.
Тип урока: Изучение нового материала.
Методы:объяснительно-иллюстративные, проблемный.
Оборудование:ПСХЭ, таблица растворимости, интерактивная доска.
I. А. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, мы начинаем урок.
Б. Целеполагание.
Учитель: Мы продолжаем рассматривать классы неорганических соединений. Сегодня на уроке перед нами поставлена цель – рассмотреть классификацию и способы получения кислот. Открываем тетради, записываем число и тему урока «Классификация кислот и их способы получения»
В. Актуализация ранее изученного материала
Учитель: Что такое кислоты?
Ученики: Кислоты – это соединения(сложные вещества), состоящие из атома водорода и кислотного остатка.
Учитель: В формуле кислоты, что находится на первом месте?
Ученики: Атомы водорода (Учитель пишет на доске Н).
Учитель: А на втором месте?
Ученики: Кислотный остаток (учитель пишет на доске КО)
Учитель: Общая формула кислот НmKO, где число водородов зависит от валентности кислотного остатка, а в этом нам может помочь таблица растворимости, где заряд иона и будет равняться валентности.
II. Изучение нового материала.
Учитель: Записываем подзаголовок «Классификация кислот». Как вы думаете по какому признаку можно распределить кислоты? Кислоты классифицируются по основности (по числу атомов Н). По основности кислоты бывают: одноосновные – кислоты, в которых содержится 1 атом водорода, двухосновные – кислоты в которых содержатся два атома водорода, и трехосновные – кислоты, в которых содержатся 3 атома водорода. (работа с флипчартом)
Какие одноосновные кислоты вы знаете?
Ученики: HCl, HF, HBr, HI, HNO3 (HNO2).
Учитель: Какие двухосновные кислоты вы знаете?
Ученики: H2SO4, H2SO3, H2CO¬3, H2S, H2SiO3.
Учитель:Какие трехосновные кислоты вы знаете?
Ученики: H3PO4.
Учитель: Второй тип классификации кислот – по наличию кислорода. Кислоты бывают бескислородные, в молекуле кислоты нет атомов кислорода. Кислородсодержащие соответственно содержат в молекуле кислород. Какие кислоты мы отнесем к бескислородным?
Ученики: HCl, HF, HBr, HI, H2S.
Учитель: А какие к кислородсодержащим?
Ученики: H2SO4, H2SO3, H2CO¬3,H2SiO3, HNO3 (HNO2).
Учитель: Верно. Следующий тип классификации кислот – по силе. Бывают сильные кислоты и слабые. Сильные кислоты, самая сильная кислота – азотная, далее, по уменьшению силы, идет серная и соляная. Самая слабая кислота – угольная. И запишите ещё две слабых кислоты – фтороводородная и сероводородная. Следующий тип классификации – кислоты бывают органические и неорганические. Органические кислоты вы будете изучать в конце 9го класса. Поэтому запишите пример органической кислоты и запомните. К органическим кислотам относится уксусная кислота её формула CH3COOH. Неорганические кислоты это все кислоты, которые вы изучаете в восьмом классе.
На одну и ту же кислоту мы можем посмотреть с разных позиций классификации. Например: H3PO4, как мы можем классифицировать данную кислоту?
Ученики: по основности – трехосновная, по наличию кислорода – кислородсодержащая, по принадлежности к курсу химии – неорганическая.
Первичное закрепление:
Учитель: Какие бывают кислоты по основности?
Ученики: Одноосновные, двухосновные, трехосновные.
Учитель: Какие бывают кислоты по наличию кислорода?
Ученики: Бескислородные и кислородсодержащие.
Учитель: Какая самая сильная кислота?
Ученики: Азотная.
Учитель: Самая слабая?
Ученики: Угольная.
Учитель: Органическую уксусную кислоту необходимо запомнить.
Вывод:Итак, мы с вами рассмотрели классификацию.
Далее рассмотрим «Способы получения кислот». Первый способ получения. Из кислотных оксидов. Как вы знаете из химических свойств кислотных оксидов, при взаимодействии этих оксидов с водой образуется соответствующая кислота. Рассмотрим общий механизм реакции:
неМеtmOn + H2O = HmKO
Например:CO2 + H2O = H2CO3; SO2¬ + H2O = H2SO3.
Открываем учебники на странице 125-126. Второй способ. Читаем.
Ученики: В лаборатории для получения (HNO3и HCl) натвердые соли действуют концентрированнойсерной кислотой.
Учитель: Записываем в тетради. При этом, посмотрите, получается кислота и соединение которое в своём составе имеет атом металла и атом водорода вместе, это соединение кислая соль, соли мы рассмотрим с вами чуть позже.
Третий способ – при взаимодействии водорода с неMet.Водород, взаимодействуя с неметаллами, образует бескислородную кислоту. Записываем общую схему: H2 + неMet = HmнеMet
Например: H2 + I2 = 2HI; H2 + S = H2S
Закрепление:
Учитель: Какими способами можно получить бромоводородную кислоту?
Ученики: Взаимодействием водорода и брома.
Учитель: А какими способами мы можем получить серную кислоту?
Ученики: Из кислотного оксида S03 при взаимодействии с водой.
Разноуровневые задания на закрепление
I вариант

Уровень А
Назвать кислоты и классифицировать кислоты по всем признакам:
H2SO3, H2S, HI, CH3COOH, H3PO4

Уровень В
Вещества Х в уравнениях реакции:
А) H2 + X = HBr
Б) X + H2O = H2SO3
В) CO2 + H2O = X
Г) H2 + Cl2 = X
Назовите все кислоты, которые присутствуют в реакциях и классифицируйте их по всем признакам

Уровень С
Написать все возможные способы получения хлороводородной кислоты и фосфорной кислоты. Классифицируйте кислоты по всем возможным признакам

II вариант

Уровень А
Назвать кислоты и классифицировать кислоты по всем признакам:
CH3COOH, HNO3, HBr, H2CO3, H3PO4

Уровень В
Вещества Х в уравнениях реакции:
А) H2 + X = HF
Б) X + H2O = H2SiO3
В) SO3 + H2O = X
Г) H2 + I2 = X
Назовите все кислоты, которые присутствуют в реакциях и классифицируйте их по всем признакам

Уровень С
Написать все возможные способы получения серной кислоты и бромоводородной кислоты. Классифицируйте кислоты по всем возможным признакам
Вывод: Итак, мы разобрали с вами классификацию и способы получения кислот.
Домашнее задание:
Учитель: Открываем дневники, записываем домашнее задание – О.К.(учить) с. 127, упр. 3.
Категория: Химия | Добавил: Vanchope (2013-04-16)
Просмотров: 1780 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 9:17 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru