Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия |
ХИМИЯ – 8 Класс. Тема: «Классификация кислот и их способы получения» Цель:Продолжить формирование у учащихся знаний о кислотах, как отдельного класса неорганических соединений. Задачи: • Познакомить с классификацией кислот и их способах получения; • Развитие умственной и познавательной активности учащихся, умения обобщать и делать выводы; • Продолжить формирование у учащихся навыков: трудолюбие, усердие, дисциплинированность; прививать аккуратность при оформлении заданий в тетради и на доске; развитие химической речи, обогащение ее словарного запаса при устных ответах. Тип урока: Изучение нового материала. Методы:объяснительно-иллюстративные, проблемный. Оборудование:ПСХЭ, таблица растворимости, интерактивная доска. I. А. Организационный момент. Учитель: Здравствуйте, мы начинаем урок. Б. Целеполагание. Учитель: Мы продолжаем рассматривать классы неорганических соединений. Сегодня на уроке перед нами поставлена цель – рассмотреть классификацию и способы получения кислот. Открываем тетради, записываем число и тему урока «Классификация кислот и их способы получения» В. Актуализация ранее изученного материала Учитель: Что такое кислоты? Ученики: Кислоты – это соединения(сложные вещества), состоящие из атома водорода и кислотного остатка. Учитель: В формуле кислоты, что находится на первом месте? Ученики: Атомы водорода (Учитель пишет на доске Н). Учитель: А на втором месте? Ученики: Кислотный остаток (учитель пишет на доске КО) Учитель: Общая формула кислот НmKO, где число водородов зависит от валентности кислотного остатка, а в этом нам может помочь таблица растворимости, где заряд иона и будет равняться валентности. II. Изучение нового материала. Учитель: Записываем подзаголовок «Классификация кислот». Как вы думаете по какому признаку можно распределить кислоты? Кислоты классифицируются по основности (по числу атомов Н). По основности кислоты бывают: одноосновные – кислоты, в которых содержится 1 атом водорода, двухосновные – кислоты в которых содержатся два атома водорода, и трехосновные – кислоты, в которых содержатся 3 атома водорода. (работа с флипчартом) Какие одноосновные кислоты вы знаете? Ученики: HCl, HF, HBr, HI, HNO3 (HNO2). Учитель: Какие двухосновные кислоты вы знаете? Ученики: H2SO4, H2SO3, H2CO¬3, H2S, H2SiO3. Учитель:Какие трехосновные кислоты вы знаете? Ученики: H3PO4. Учитель: Второй тип классификации кислот – по наличию кислорода. Кислоты бывают бескислородные, в молекуле кислоты нет атомов кислорода. Кислородсодержащие соответственно содержат в молекуле кислород. Какие кислоты мы отнесем к бескислородным? Ученики: HCl, HF, HBr, HI, H2S. Учитель: А какие к кислородсодержащим? Ученики: H2SO4, H2SO3, H2CO¬3,H2SiO3, HNO3 (HNO2). Учитель: Верно. Следующий тип классификации кислот – по силе. Бывают сильные кислоты и слабые. Сильные кислоты, самая сильная кислота – азотная, далее, по уменьшению силы, идет серная и соляная. Самая слабая кислота – угольная. И запишите ещё две слабых кислоты – фтороводородная и сероводородная. Следующий тип классификации – кислоты бывают органические и неорганические. Органические кислоты вы будете изучать в конце 9го класса. Поэтому запишите пример органической кислоты и запомните. К органическим кислотам относится уксусная кислота её формула CH3COOH. Неорганические кислоты это все кислоты, которые вы изучаете в восьмом классе. На одну и ту же кислоту мы можем посмотреть с разных позиций классификации. Например: H3PO4, как мы можем классифицировать данную кислоту? Ученики: по основности – трехосновная, по наличию кислорода – кислородсодержащая, по принадлежности к курсу химии – неорганическая. Первичное закрепление: Учитель: Какие бывают кислоты по основности? Ученики: Одноосновные, двухосновные, трехосновные. Учитель: Какие бывают кислоты по наличию кислорода? Ученики: Бескислородные и кислородсодержащие. Учитель: Какая самая сильная кислота? Ученики: Азотная. Учитель: Самая слабая? Ученики: Угольная. Учитель: Органическую уксусную кислоту необходимо запомнить. Вывод:Итак, мы с вами рассмотрели классификацию. Далее рассмотрим «Способы получения кислот». Первый способ получения. Из кислотных оксидов. Как вы знаете из химических свойств кислотных оксидов, при взаимодействии этих оксидов с водой образуется соответствующая кислота. Рассмотрим общий механизм реакции: неМеtmOn + H2O = HmKO Например:CO2 + H2O = H2CO3; SO2¬ + H2O = H2SO3. Открываем учебники на странице 125-126. Второй способ. Читаем. Ученики: В лаборатории для получения (HNO3и HCl) натвердые соли действуют концентрированнойсерной кислотой. Учитель: Записываем в тетради. При этом, посмотрите, получается кислота и соединение которое в своём составе имеет атом металла и атом водорода вместе, это соединение кислая соль, соли мы рассмотрим с вами чуть позже. Третий способ – при взаимодействии водорода с неMet.Водород, взаимодействуя с неметаллами, образует бескислородную кислоту. Записываем общую схему: H2 + неMet = HmнеMet Например: H2 + I2 = 2HI; H2 + S = H2S Закрепление: Учитель: Какими способами можно получить бромоводородную кислоту? Ученики: Взаимодействием водорода и брома. Учитель: А какими способами мы можем получить серную кислоту? Ученики: Из кислотного оксида S03 при взаимодействии с водой. Разноуровневые задания на закрепление I вариант Уровень А Назвать кислоты и классифицировать кислоты по всем признакам: H2SO3, H2S, HI, CH3COOH, H3PO4 Уровень В Вещества Х в уравнениях реакции: А) H2 + X = HBr Б) X + H2O = H2SO3 В) CO2 + H2O = X Г) H2 + Cl2 = X Назовите все кислоты, которые присутствуют в реакциях и классифицируйте их по всем признакам Уровень С Написать все возможные способы получения хлороводородной кислоты и фосфорной кислоты. Классифицируйте кислоты по всем возможным признакам II вариант Уровень А Назвать кислоты и классифицировать кислоты по всем признакам: CH3COOH, HNO3, HBr, H2CO3, H3PO4 Уровень В Вещества Х в уравнениях реакции: А) H2 + X = HF Б) X + H2O = H2SiO3 В) SO3 + H2O = X Г) H2 + I2 = X Назовите все кислоты, которые присутствуют в реакциях и классифицируйте их по всем признакам Уровень С Написать все возможные способы получения серной кислоты и бромоводородной кислоты. Классифицируйте кислоты по всем возможным признакам Вывод: Итак, мы разобрали с вами классификацию и способы получения кислот. Домашнее задание: Учитель: Открываем дневники, записываем домашнее задание – О.К.(учить) с. 127, упр. 3. | |
Просмотров: 1780 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|