Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия |
«Час занимательной химии» Девиз: «Просто знать ещё не всё, знания нужно уметь использовать». ( Гёте ) Учебная цель: провести в занимательной и увлекательной форме общественный смотр знаний учащихся 8-9-х классов, проверив у них знание теоретического материала о важнейших классах неорганических соединений, законах химии, правильно писать молекулярные и структурные формулы веществ, умения решать простейшие задачи Игровой момент: определить самый дружный и интеллектуальный класс или участников, который первым завершит путешествие с максимальным количеством баллов, который проявит свою находчивость, сообразительность и организованность Учитель: Внимание! Её Величество Удивительная Химия . Королева Химия: Химия-это поистине область чудес! Химия- это наука о необыкновенных превращениях веществ! Это богатый урожай и дожди! Лекарства и строительные материалы! Это новые открытия! Это то, чему хочется посвятить всю жизнь и может быть даже прославить свою школу. Волшебники! Принимайтесь за дело! Учитель: Страница №1 «В химической лаборатории» (Волшебники по очереди выполняют химические опыты) Волшебник 1: «Проявление рисунка» (Желтая кровяная соль при взаимодействии с сульфатом железа (III) даёт синее окрашивание, с хлоридом меди (II) – коричневое, с хлоридом железа (II) – зелёное) Волшебник 2: «Превращение воды в кувшине» (В пяти стаканах бесцветные растворы: 1-уксусная кислота, 2-карбонат натрия, 3-фенолфталеин, 4-дистиллированная вода, 5-карбонат натрия. При сливании 2,3,4- малиновое окрашивание. 1,2,3,4-обесцвечивание. 1,2,3,4,5- малиновое окрашивание) Волшебник 3: «Уголь из сахара» ( К 30 г сахарной пудры добавить 12 мл концентрированной серной кислоты и тщательно перемешать. Опыт проводить под тягой) Учитель: Надеюсь, что волшебные превращения помогли создать атмосферу праздничного настроения. День открытия «Химической лаборатории» в новом учебном году настоящий праздник! С этого дня каждый желающий заняться научно-исследовательской работой получает возможность самореализации в конкретном проекте как творческая личность. Ребята, поздравляю вас с открытием «Химической декады». Желаю творческих успехов в исследовательской деятельности, интересных проектов. А Её Величеству Химии – преданных друзей и новых открытий . Девизом нашего мероприятия мы выбрали высказывание Великого Гёте: «Просто знать ещё не всё, знания нужно уметь использовать». КОРОЛЕВА ХИМИЯ: Мною выявлено, что химически пригодными считаются ученики, которые: -знают знаки химических элементов и умеют составлять химические формулы; - знают свойства веществ и закономерности их превращений; - умеют взглянуть на вещества с новой неожиданной стороны; - обладают чувством юмора. Учитель: Страница 2 «Знатоки – химики» Королева Химия: Приглашаю для испытаний всех желающих получить звание «Химика – знатока». Выбираются 6 участников Объявляю конкурсы испытаний: 1- «Ума палата»; 2- «Блеф-игра»; 3- «Пентагон». В конкурсе «Ума палата» вам необходимо показать свою эрудицию и смекалку. Задание 1: В конце 19, начале 20 века – существовала популярная эстрадная группа, которая для своего названия выбрала химическое вещество (показывает название) дихлордифенилтрихлорметилметан. (ДДТ) Задание 2: Древнейшее изобретение человечества отражено формулой (показывает формулу: 2KNO3 + S + 3C). (Чёрный порох) Задание 3: Какому веществу посвящает А. Ахматова эти строки Есть просто газ легчайший – водород, Есть просто кислород, а вместе это- Июньский дождь от всех своих щедрот, Сентябрьские туманы на рассветах… (Вода) Королева Химия: 3 неответивших участника удаляются Конкурс «Блеф – игра» заключатся в том, чтобы угадать правильный ответ на вопрос «Верите ли вы, что…». Ответы принимаются «да, нет». Удаляется 1 невнимательный участник, набравший наименьшее количество баллов. Вопросы: 1) Одна компания создала клей для склеивания частей сломанных костей при переломах (Да); 2) Для алхимиков крест был символом реакции соединения (Нет. Означал 4 элемента: воздух, земля, огонь, вода); 3) Царица Клеопатра на спор съела своё жемчужное ожерелье (Да, растворив его в слабом растворе уксуса); 4) Пальцы заядлых курильщиков желтеют от никотина (Нет, от продуктов горения); 5) Пчёлы в жаркую погоду пьянеют (Да, от перебродившего нектара); 6) При разбавлении кислоту нужно добавлять в воду, а не наоборот (Да); Химия: Остаются 2 участника бороться за звание « ХИМИКА-ЗНАТОКА» Конкурс «Пентагон» включает 5 вопросов с подсказками. Надо угадать о каком элементе идёт речь. Вопросы: 1) Самый распространённый элемент во вселенной ( Водород) 2) Какой газ впервые нашли на солнце (Гелий) 3) Какой основной элемент в органических веществах (Углерод) 4) Какой газ вызывает кессонную болезнь у водолазов (Азот) 5) С помощью какого металла можно обнаружить крахмал в растениях ( Йод) Химия: Награждение участника, ответившего правильно на большинство вопросов званием «ХИМИКА-ЗНАТОКА» Учитель: Страница 3: Сказка на новый лад «Колобок» Появляется бабушка – рассказчица сказок Королева химия: Здравствуй, Бабушка – сказочница! Мы с ребятами очень рады тебя видеть! Наверное, к нам ты не зря пожаловала, с новой сказкой хочешь нас познакомить. Бабушка- сказочница: Здравствуйте, ребята! Сегодня я со своими помощниками расскажу вам сказку «Колобок», Кто-нибудь знает её? Конечно, всем в детстве читали эту сказку и вам, наверно, таким большим неинтересно будет слушать ее, поэтому мы и расскажем вам сказку на новый лад Итак … Жили - были старик со старухой. Вот и просит старик: - Испеки-ка ты мне, старая, колобок! - Да из чего испечь – то? Муки нет. - Эх, старуха! По амбарам помети, по сусекам поскреби – вот и наберется. Ребята, а чтобы колобка испечь, что нужно кроме теста? Учащиеся: - Духовка, микроволновка! Учитель: - Так они же в деревне жили! Учащиеся: - Тогда печка! Учитель: - Говорят, дыма без огня не бывает, а я вам сейчас докажу обратное! (демонстрируется опыт «дым без огня» NH4OH + HCl) - Испекла старуха колобок и поставила его на окно, чтоб остыл. А дед вдруг молока запросил (демонстрация опыта BaCl2 + H2SO4 ), а потом морс ему подавай ( демонстрация опыта NaOH + фенолфталеин), а потом и газировки ему подавай (демонстрация опыта H2SO4 + Na2CO3 ) Пока старуха деду молоко с морсом делала, надоело колобку лежать он и покатился… - А навстречу ему заяц. А заяц знаменитым агрономом был, морковку и капусту знатную выращивал ( демонстрация учителем коллекции удобрений, муляжей овощей, средств борьбы с вредителями растений.), и все это производится на химических предприятиях. Конечно, заяц нашего колобка есть не стал, а пожелал ему счастливого пути. А навстречу ему змея – огромная, страшная… ( демонстрация опыта «фараонова змея») Т. к. этот опыт достаточно редко проводится учителями опишу методику его проведения. На таблетку сухого измельченного горючего или вату пропитанную спиртом поместить 1 – 2 таблетки лекарственного препарата ( можно использовать глюконат кальция, парацетамол, стрептоцид, сульгин) и поджечь горючее. Если выделяющуюся змею аккуратно подцепить пинцетом и осторожно вытягивать, то можно получить достаточно длинный экземпляр. Но колобок знал, как со змеёй нужно себя вести. А вы знаете ребята? Правильно, он не стал к ней близко приближаться, он обошел ее по лесу. И покатился колобок дальше, а навстречу ему волк. Волк медбратом в больнице работал. И сразу с помощью к колобку - он пока по лесу катился в бок колючку засадил ( демонстрация опыта «исцеление раны» FeCl3 + KNCS,) учитель также демонстрирует лекарственные препараты, комментируя, что их тоже изготовили на химических предприятиях Поблагодарил, колобок, волка и покатился дальше. А навстречу ему медведь. Медведь умелым строителем был, что угодно построить мог, хоть дом, хоть избушку. Он рассказал колобку о строительных материалах – кирпиче, цементе, бетоне - А колобок дальше покатился. Тут навстречу ему лиса, она известной модницей была. И давай она колобку о своей косметике рассказывать, о кремах и помадах, духами хвастаться, наряды демонстрировать ( учитель показывает косметические средства, образцы разных тканей). И всё это изготовлено их химических веществ! Надоело колобку по лесу гулять и решил он домой вернуться к старику со старухой. Хорошую сказку я вам рассказала ? Понравилась ли она Вам? Ну, теперь и мне можно немного отдохнуть , чаю с Колобком попить. Всего вам доброго! Королева ХИМИЯ : А теперь давайте поиграем. Соревнование между классами. Вопросы –загадки я буду задавать поочерёдно 8 , и потом 9 классу. Я вам буду задавать шуточные вопросы – загадки по таблице Менделеева. Кто отгадает – тому жетон, кто больше всех наберет жетонов – тому приз Вопросы - загадки: 1. Какой элемент всегда рад? (Радон) 2. Какой газ утверждает, что он – это не он? (Неон) 3. Какой элемент является лесом? (Бор) 4. Какой элемент – название планеты? (Уран) 5. Название какого химического элемента состоит из двух животных.(Мышьяк) 6. Какой элемент является настоящим гигантом? (Титан) 7. Названия каких химических элементов легко превратить в название веселого зрелища? (Цирконий – цирк, цинк – цирк) 8. В состав названий каких элементов входят деревья? (Никель, дубний). 9. Какой благородный металл состоит из болотных водорослей? (Платина). 10. Частью какого химического элемента любят играть на досуге взрослые и дети?(Золото). 11. В названия каких химических элементов входят названия рек? (Индий, полоний, радон). 12. В состав названий двух химических элементов входит напиток морских пиратов. Какие это элементы? (Бром, хром). 13. От какого металла нужно отрезать одну треть, чтобы получить известную кость скелета животного или человека? (Серебро). 14. Название какого элемента несет в себе волшебника?(Магний) 15. Какие элементы являются музыкальными?(Водород, серебро, рений, резерфордий, кадмий, гольмий, фермий, кобальт, сиборгий) Итак, подводим результаты – у кого больше всех жетонов? Победителю вручается приз – пробирка! Учитель: Проводится игра для 8 - 9 классов Цель: набрать наибольшее количество баллов 1) « Слова-омонимы» 2) Ребусы Королева ХИМИЯ: Итак, самый сообразительный, самый знающий, самый быстрый на ответы – это …. класс. Он получает приз! Учитель: Ребята, давайте с почётом проводим Королеву ХИМИЮ и с удовольствием будем ждать её ещё к нам в гости! | |
Просмотров: 7566 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|