Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия |
Учитель химии КГУ сош-лицея №7 г. Семей Кураева Г.Н Использование ИКТ на уроках химии как средство развития познавательной компетенции учащихся 12-летнего образования Главной целью 12-летнего общего среднего образования является формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих интересах, так и в интересах общества. Для целенаправленного развития личности учащихся необходимо использовать их любознательность и высокую познавательную активность. Формирование познавательного интереса учащихся имеет принципиальное значение для осознанного усвоения курса химии. Использование информационно-коммуникационных технологий помогает возбудить интерес учащихся к химии, активизировать их учебно-познавательную деятельность. Введение информационных технологий в учебный процесс существенно меняет и в конечном результате повышает эффективность преподавания. Одним из важнейших методических принципов, позволяющих эффективно использовать информационные и коммуникационные технологии, является совмещение компьютерных технологий с традиционными. Использование ИКТ на уроке должно быть целесообразным и методически обоснованным. Конечным результатом внедрения информационных технологий в процесс обучения химии является овладение учащимися компьютером в качестве средства познания процессов и явлений, происходящих в природе и используемых в практической деятельности. Педагогическая целесообразность использования компьютера в учебном процессе определяется педагогическими целями, достижение которых возможно только с помощью компьютера, т.е. благодаря его возможностям. При обучении химии наиболее естественным является использование компьютера исходя из особенностей химии как науки. Например, при организации практических работ компьютер становится эффективным помощником. При изучении явлений и экспериментов, которые практически невозможно показать в школьной лаборатории, они могут быть показаны с помощью компьютера. При проведении комбинированного урока метод беседы совмещаю с компьютерной презентацией. Презентация позволяет сделать этот процесс более наглядным, ярким, способствует систематизации знаний, более успешному их усвоению. Компьютерную программу использую для самостоятельной работы, как обучающее и контролирующее средство обучения. Учащиеся в ходе работы знакомятся с интересной информацией (текст, анимация), имеют возможность увидеть на экране высококачественные снимки, внимательно их рассмотреть, что, в конечном счете, ведет к лучшему усвоению материала. Предлагаю учащимся использовать компьютерные программы при подготовки выступлений, докладов, творческих работ, что они с удовольствием и делают. По плану предметной недели учащиеся самостоятельно создавали презентации на тему «Ох уж эта химия!», собирали информацию, подготовили материал для газеты «Химия в жизни человека». Наблюдения за процессом обучения показали, что на уроках с использованием ИКТ даже «слабые» учащиеся работают более активно, не отвлекаются, заинтересованно выполняют задания. Для формирования у учащихся навыка самостоятельного поиска, обработки и анализа информации, раскрытия творческого потенциала учащихся использую цифровую лабораторию «Архимед». Цифровая лаборатория «Архимед» - это новое поколение школьных естественнонаучных лабораторий для проведения лабораторных работ, демонстраций, исследований в области химии, биологии, физики. Основой лаборатории является портативный специализированный компьютер NOVA 5000 c операционной системой Microsoft Windows CE.Лаборатория «Архимед» позволяет существенно сократить время на организацию и проведение работ, повышает точность и наглядность эксперимента. Учащиеся получают возможность заниматься исследовательской деятельностью и самим анализировать полученные данные. С мобильной естественнонаучной лабораторией процесс обучения становится легким и увлекательным. Лаборатория обладает целым рядом достоинств: позволяет получать данные, недоступные в традиционных учебных экспериментах, дают возможность проводить удобную обработку результатов. Обладают мобильностью, что позволяет проводить исследования в «полевых условиях». С цифровыми лабораториями можно проводить работы, как входящие в школьную программу, так и совершенно новые исследования. Так, учащиеся экспериментального 9 «А» класса, выполняя работы на темы: «»Витамин С», «Вред и польза безалкогольных напитков». «Щелочность мыла». «Физико-химические свойства воды» и др. применяют цифровой датчик рН-метр. Данные измерения используют в исследовательских работах и просветительской работе среди учащихся. Такое использование компьютера полезно тем, что прививает учащимся навыки исследовательской деятельности, формирует познавательный интерес, повышает мотивацию, развивает научное мышление. Учащиеся с высоким уровнем познавательной активности, используя Интернет, получают расширенный доступ к интересующей их информации. Они самостоятельно разыскивают сообщения о проведении конкурсов, олимпиад, тестирования и охотно в них участвуют. Использование компьютерных технологий может помочь учащимся гармонично жить и работать в информационном обществе, глубже и разнообразнее познавать окружающий мир и эффективнее развивать свой интеллектуальный потенциал. Литература: 1. Дендебер С.В. Ключникова О.В. Современные технологии в процессе преподавания химии, Москва, 2008 г. 2. Цифровая лаборатория Архимед Лабораторные работы по химии, Москва, 2008 г. 3. Клейман Т.М. Компьютеры в процессе обучения, Москва, 1997 г. | |
Просмотров: 1628 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|