Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия

Кремний и его соединения. Стекло
Кремнии и его соединения. Стекло.
Цель: дать характеристику кремния и его соединениям.
Задачи: 1. Сформировать научные знания по теме.
2. Развитие логического мышления, умение наблюдать, анализировать, делать выводы, развитие речевых навыков, решать проблемные вопросы.
3. Интернациональное воспитание.
. Оборудование: изделия из стекла, хрусталя, бисера.
Реактивы: силикатный клей, медный купорос, сульфат никеля, хлорид железа(3), соляная кислоты
. Эпиграф урока: « Старайтесь дать уму, как можно больше пищи». Л.Н. Толстой
Ход урока:
Учитель: чтобы определиться с темой сегодняшнего урока, я хотела бы вам зачитать
небольшое стихотворение:

Сосед углерода привык к работе
Замену ему нигде не найдёте,
Если бы этот пропал элемент,
Где бы мы взяли кирпич и цемент,
Чем бы стеклили окно, и куда
Делись бы кварц, и фарфор и слюда?
Пляжи песчаные толщи подземные -
Где бы всё это было без кремния.

Тема урока: « Кремний и его соединения. Стекло». Эпиграф нашего урока: « Старайся дать уму, как можно больше пищи» Л.Н. Толстой.
Дайте характеристику атома кремния по таблице Д.И.Менделеева.
Работа у доски ученика. Рассматривает положение элемента в таблице и строение атома.
Учитель: Кремний был открыт в 1823г шведским химиком Берцеллиусом. Обратите
внимание на рис.2 стр.89 учебника, сколько процентов приходится на кремний, какое
место он занимает в земной коре после кислорода? Кремний это элемент горных пород и
минералов, в природе он встречается в виде соединений:
SiО2 - песок, кремнезём, горный хрусталь. Что вы можете сказать о песке?( Песок может
быть разного цвета желтый содержит примеси железа и белый в нём встречаются
кристаллики белого цвета SiO2 - это кварц). Входит в состав многих минералов при
выветривании их образуется песок.
А как вы, думаете может ли песок петь?
Оказывается да. На правом берегу реки Или, в ста восьмидесяти километрах от Алма-Аты,
находится замечательный Поющий бархан. Длина его достигает двух километров, ширина
полтора километра, а высота- 150метров сложен из чистого желтого песка. Песок звучит
когда начинает осыпаться. В безветренную и дождливую погоду, а также зимой бархан
молчит. Когда дует сильный ветер, холм издаёт гул, напоминающий звучание органа. Об
этом гуле сложены легенды: старики из казахских селений рассказывают, что внутри
бархана воет шайтан, упрятанный туда аллахом. Что же заставляет пески звучать?
Некоторые учёные считают, что звук рождается при трении множества песчинок друг о
друга. Другие полагают, что основная причина заключается в движении воздуха в
промежутках воздуха между песчинками. Когда бархан осыпается, промежутки между
песчинками то увеличиваются , то уменьшаются, воздух то проникает в них, то выходит


из них. При этом возникают звуковые колебания. Это только предположения до сих пор это природное явление остаётся загадкой.
K2O* Аl2Оз* 6SiO2 - ортоклаз, полевой шпат



Al2Оз* 2SiO2 * 2 H2О - каолинит, составная часть глин.

В живых организмах содержание кремния не велико, однако морские организмы накапливают кремний к ним относятся - диатоновые водоросли, радиолярии и кремниевые губки.
В промышленности кремний получают путём восстановления оксида кремния (IV) углеродом при температуре SiO2 + С -СО + Si
Свободный кремний серого цвета, твёрдый, тугоплавкий, проводит Эл.ток, поэтому используется в солнечных батареях. Он имеет атомную кристаллическую решётку, как алмаз.
Химические свойства кремния аналогичны с углеродом, он может взаимодействовать с простыми веществами. Напишите уравнения реакций, в продуктах реакции проставьте степени окисления кремния. Ученик записывает кластер на доске:







S


1. Какие степени окисления характерны для кремния?
2. Каков характер оксида кремния?
3. С какими веществами будет реагировать SiO2 и что при этом получается? ( взаимодействует с щёлочями и основными оксидами оксидами и получают силикаты).
4. Какая кислота соответствует оксиду кремния (IV)? Что можно о неё сказать.
Ученик 1 : Н2SiO3 - формула кремниевой кислоты, не растворима в воде, не
диссоциирует и не образует свободных ионов, окраску лакмуса не изменяет ( как все
кислоты, лакмус не краснеет). Легко образует перенасыщенные растворы в которых
постепенно полимеризуется и переходит в коллоидное состояние. Кремниевую кислоту
получают взаимодействием: Nа2SiO3 + 2НС1  2NаС1 + Н2SiO3 (стеклообразный
осадок)( демонстрация).
Соли кремниевой кислоты силикаты Na2SiOз и гидросиликаты NаНSiOз- если обезводить кремниевую кислоту, получают силикогель - пористое
вещество, которое применяют в качестве адсорбента и осупштелей. Водные растворы
силиката натрия и калия называются « жидким стеклом»
Опыт: взять силикатный клей и растворы сульфата меди( II) и сульфата никеля( II), хлорида железа(Ш), то можно сделать красивую игрушку - « химический аквариум». В высокий сосуд наливают клей разбавленный пополам с водой, одновременно из двух стаканов выливают растворы сульфата никеля и хлорида железа. В банке постепенно появляются силикатные 2 водоросли» жёлто-зелёного цвета, которые причудливо переплетаются, опускаясь сверху вниз. Затем добавить сульфат меди заселим аквариум «






морскими звёздами». Рост водорослей результат кристаллизации гидроксидов и силикатов железа, меди и никеля, которые образуются в результате реакции обмена.
Учитель: Si О2
Керамика стекло цемент
Как появилось стекло у людей?
Ученик 2: Старинная легенда приписывает изобретение стекла древним финикийцам, которые будто бы случайно сплавили на костре соду ( карбонат натрия Na2СОз) с песком ( диоксидом кремния SiO2) в прозрачную тягучую массу, застывшую в твёрдые прозрачные куски стекла. Легенда не слишком правдоподобна: для получения стекла нужна очень высокая температура, которая вряд ли достигается в костре. Считается, что первое стекло - « растекающийся камень» - было получено в Древнем Египте, а первыми стеклянными изделиями были украшения - бусы. Самая древняя дожившая до нас бусинок украшала до полторы тысячи лет до нашей эры шею египетской царицы Хатшепсут и была найдена в царской гробнице. На первых порах стеклянные бусы считались драгоценностями и были дороже золота; в Египте их носили только цари. Примерно в то же время стекловарением занималось племя легендарных киммерийцев в нижнем течении Днепра, которые позднее были порабощены и уничтожены скифами. Стекло, из которого киммерийцы делали бусы, было цветным, чаще всего бирюзового цвета.
Учитель: Существуют разные виды, стекла их получают спеканием соды, карбоната кальция и песка.
Na2O *СаО * 6SiO2 обычное оконное стекло
K2О * СаО *6SiO2 - тугоплавкое химическое стекло К2О * РbО *6SiO2 - хрустальное стекло
К2О * АuО3 *6SiO2 рубиновое стекло
Стеклянное волокно - расплав стекла пропускают через мелкие отверстия( фильеры) получают нити диаметром 2-10мкм, которое обладает тепло, электро и звукоизоляционными свойствами. Если к стекловолокну добавить синтетические смолы получают стеклопластик, который не уступает стали. Стекло устойчиво к действию всех кислот кроме, плавиковой кислоты: SiO2 + 4НF  2H2О + SiF4
SiF4 +3Н20 -Н2SiO3 +4НF
Основоположником производства стекла в России является М.В. Ломоносов.
Ученик 3: В 1748 г по инициативе М.В. Ломоносова была построена химическая лаборатория. В ней учёный работал над изготовлением окрашенных стёкол. Рецепты их приготовления он составлял сам. За четыре года работы в лаборатории Ломоносов сделал более 400 опытных плавок и получил богатейшую палитру окрасок стекла. Окрашенные стёкла он называл - смальтами. Он получил цветное стекло, необходимое для изготовления оптических приборов, посуды и мозаики. В лабораторном журнале Ломоносов отмечал, что например, медь дала стекло
« превосходное, зелёное, травяного цвета, весьма похожее на настоящий изумруд»,
«зелёное, приближающееся по цвету к аквамарину», ртуть дала
«бледно-пурпуровое» стекло, железо- жёлтое, золото -рубиновое». Результаты работы вдохновили учёного на создание его знаменитого стихотворения « Письмо о пользе стекла».
Неправо о вещах те думают, Шувалов,
Которые Стекло чтут ниже Минералов,
Приманчивым лучем блистающих в глаза:
Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса.
Нередко я для той с Парнасских гор спускаюсь;

И ныне от нее наверх их возвращаюсь,
Пою перед тобой в восторге похвалу .
Не камням дорогим, ни злату, но Стеклу.
В 18 веке из-за границы в Россию ввозили огромное число изделий из цветного стекла. М.В. Ломоносов надумал наладить его производство на родине. Он написал прошение в Сенат, что имеет желание завести, фабрику изобретённых им разноцветных стёкол « к пользе и славе Российской империи». В 17 53г. учёный получил поместье в Усть-Рудице, . в 6.4вёрстах от Петербурга, для устройства стекольной фабрики. Участок земли с лесными угодьями, двумя реками имел все условия для стекольного производства: кварцевые пески, леса для получения древесного угля, необходимого. для производства стекла, реки, для устройства гидросиловой установки. Строительство фабрики началось в мае 1753г. и к лету 1754г. было закончено. По проекту Ломоносова были построены стекловаренные печи, печи для варки цветного стекла, обжига готовых изделий, оплавки бисера. С 1755г на фабрике велись мозаичные работы..

Ученик 4:М.В. Ломоносова, всегда привлекала, личность Пера I. Учёный преклонялся перед ним и говорил: « Везде Пера Великого вижу в поте, . в дыму, в пыли, в пламени».В 1757г. он закончил мозаичный портрет Петра1. На нём Петр изображён в латах, в накинутой на плечи горностаевой мантии, крытой золотой парчой. Полное жизни и силы лицо выступает в обрамлении чёрных волос на многокрасочном тёмном фоне.
В 1762-1764гг. мастерская выполняла по указаниям Ломоносова мозаичную картину « Полтавская баталия». « Полтавская баталия» -яркое произведение, где не только представлены портреты Петра1, Шереметева, Брюса, Голицына, но и показан героический порыв русских солдат. Размер картины ширина 6 метров 44см, а высота 4,5 метра. В. Г. Белинский писал: « Полтавская битва была не просто сражение, ... это была битва за существование целого народа, за будущность целого государства». Картина находится в главном здании Академии наук в Санкт-Петербурге. За время с 1751 по 17 65г. М.В. Ломоносов вместе со своими учениками создал 4 0 мозаичных картин. Из' работ выполненным самим Ломоносовым и его мастерской, до нас дошла 21 мозаика. Они находятся в 'Москве в Историческом музее, в Санкт-Петербурге.

Учитель: Какие Чувства вызвали у вас работы Ломоносова? О чём вы
думали, глядя на них?
Как вы думаете какие профессии есть связанные со стеклом? (ответы: ' стекольщик, стеклодув, шлифовщик, прессовщик, дизайнер по стеклу- витражи стекла, гравировщик по стеклу). Самая древняя профессия - стеклодув она возникла 2 тысячи лет тому назад. Много сказок, преданий- об умельцах-стеклодувах. Вот одна легенда про стеклодува Разумея Васильева.
Заболела его любимая дочка, не ест, не пьёт. Он грустный сидит у её изголовья и спрашивает, чего бы она хотела. « Красивые цветы» - сказала дочка. А за окном метель, вьюга, окно всё запорошило. Когда девочка уснула, ушёл мастер на завод. Утром проснулась девочка и увидела возле кровати хрустальный букет из нежно-голубых, розовых цветов с узкими длинными зелёными листьями. За одну ночь отлил мастер прекрасный букет, чтобы порадовать дочь. На территории Казахстана в г.Актобе и г.Таразе имеются заводы по производству стекла.

Рефлексия: Мы с вами рассмотрели кремний и его соединения, какие выводы можно сделать.
1. Кремний входит в состав глин, песка, минералов.
2. Валентность кремния равна 4, степень окисления -4,+4.
3. Оксид кремния имеет кислотный характер.
4. Искусство из мозаики и цветного стекла возродил в России М.В. Ломоносов.
Выполнение упр. № 14.46, 14.51 сборник задач по химии Хомченко.

Тест « Кремний и его соединения»
1.Атомы углерода и кремния сходны:
А. числом протонов в ядре
В. числом общих электронов
С. числом энергетических уровней
Д. числом валентных электронов
2.Атомную кристаллическую решётку имеют следующие пары веществ:
А. алмаз и углекислый газ
В. алмаз и белый фосфор
С. Кварц и алмаз
Д. графит и угарный газ
З.И углекислый газ и оксид кремния (IV) будут реагировать со
всеми веществами группы:
А. Н20, СаО, СиО В. NаОН, С, СаО
С. Н20, СаO, Na0Н Д. Nа20, Са(ОН)2, Н2S04
4.Раствор силиката натрия от раствора карбоната натрия можно
отличить:
А. фенолфталеином
В. хлоридом кальция
С. Соляной кислотой
Д. лакмусом
5.Кристаллический кремний используют в солнечных батареях
потому, что он:
А. пластичный
В. имеет металлический блеск
С. Хрупкий
Д. электропроводен
б.Оксид кремния используют, как шлифовальный материал, потому
что:
А. тугоплавкий
В. твёрдый
С. Нерастворимый в воде
Д. прозрачный
7. Выразите в моль 25г Na2SiOз :
А. 0,30 моль В. 0,25моль С. 0,20 моль Д. 0,35моль
8. Электронная формула атома 1S22S22P63S23P2 химический знак и
формула водородного соединения этого элемента:
А. С и СН4 В. Si и SIН4
С. О и Н20 Д. Р и РН3
9.Массовая доля кремния в КHSiOз равна:
А 30% В. 25,2% С. 28% Д. 24%
10.Чему равна сумма коэффициентов в уравнении реакции
SiO2 + 4HF 2H20 + SiF4
А. . 8 В. . 9 С. 10 Д. 11
Д/3 §28, 29. Выполните картины, предметы из бисера и стекла.
Категория: Химия | Добавил: Tanuy (2013-08-19) | Автор: Гневашева Татьяна Владимировна E
Просмотров: 3362 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 11:23 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru