Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия |
« Вода - чудесный дар природный...». Массовая доля растворенных веществ. Цель: Закрепить знания о физических свойствах воды. Познакомить с решением задач на массовую долю растворенного вещества. Задачи Уметь определять физические свойства воды, писать уравнения реакций, давать характеристику веществ, решать задачи на массовую долю растворённого вещества. Развитие умений анализировать, делать выводы. Межпредметные связи. Воспитывать доброе отношение друг к другу, умение слушать товарищей, экологическое воспитание, трудовое воспитание. Оборудование: рисунки учащихся, гербарий. Эпиграфы урока: « В науке всё важно» Г.Гейне. « Человек вооружённый знанием, - непобедим». М.Горький. Жизнь на нашей планете зародилась давным - давно, когда на Земле для этого сложились благоприятные условия. И зародилась она в океане, то есть в воде. Сам процесс был длительным, протекал миллиарды лет. Они ушли на то, что бы из подходящих химических соединений, растворённых в воде, возникли органические вещества, давшие начало живым существам. Минули новые миллиарды столетий и жизнь расселилась по всей планете. Всё живое связано с водой. Предлагаем вашему вниманию сказку, из которой вы должны будите назвать физические свойства воды и дать характеристику химической формуле воды. Ведущий: Однажды шёл волк по дороге, важный - преважный, и помахивал своим длинным пушистым хвостом. Встретилась ему лиса с большой связкой рыбы. Волк её окликнул. Волк: Ой, милая кумушка, где ты раздобыла такую отличную связку пескариков? Лиса: Как же! Сегодня маленько, бог дал, наловила. Волк: А где? Лиса: Поймала рыбу в речке, мой милый куманёк. Волк: А как? Ведущий: Лиса села на брёвнышко и говорит. Лиса: Это, куманёк, нехитрое дело. Слушай. Как зайдёт солнышко, ступай на речку, опусти хвост в воду - такие рыбины прицепятся, что любо - дорого смотреть! Чем дольше посидишь, тем больше наловишь. Только не дёргай скоро. А если клевать не будет, то заговор читай: « Рыбе - аш-два-о, а зверю — лес, степь, горы». Заговор читай три раза, куманёк. Сиди до зари - вот и выловишь целую кучу рыбы. Ведущий: Вечером отправился Волк на рыбную ловлю. Погода была холодная. Пришёл Волк на реку, выбрал местечко получше, уселся на корточки. В реку, как на удочку, закинул свой хвост. Волки, как известно, в рыбе знают толк. Сидит Волк, а клёва нет. Сидит, как воды в рот набрал, а надо бы поактивней, как кислород. Сидит и никак не может вспомнить заговор. Чтобы не замёрзнуть, начал он приговаривать. Волк: Ловись рыбка большая и маленькая. Ведущий: Вдруг Волк почувствовал: кажется, клюёт. Потянул хвост - что — то хрустнуло. Потянул ещё - где же хвост? Глядит Волк: а на речке чудо! Лёд! Во льду пучок - не то шерсть, не то травка, не то хвост, не то ещё что. Волк в ужасе бежит от реки. Задыхается. Волк: Ой-ой-ой где же хвост? ведущий: И стоят по среди дороги два ведра: на одном надпись Н28О4 на другом - Н2О. Волк, запыхавшись пьёт из ведра Н28О4 , вместо Н2О, падает и умирает. Вот так Волк лишился жизни. Но не только в сказке так бывает. Сказка ложь, да в ни намёк, добрым молодцам урок! Тот остаётся на бобах, кто физических свойств воды не знает, кто формулы химии не учит. Учитель: О каких физических свойствах воды говорится в сказке? Вспомните, что вы знаете о воде и из курса физики? Ответы учащихся: 1. Вода имеет три агрегатных состояния. 2. Вода замерзает при 0° С. 3. У воды нет вкуса, цвета, запаха. 4. Плотность воды при 4 С равна 1000кг/м 5. Температура кипения 100 С. 6. при нагревании и замерзании объём воды увеличивается. 7. Электропроводность воды Дайте характеристику химической формуле воды. Ответ у доски. 1. хим.формула Н2О 2. качественный состав водород и кислород. 3. количественный состав 2аиома водорода и 1 атом кислорода. 4. отношения масс: m(2Н): m(О) =2 : 16=1 : 8. 5. Мг(Н20)=18 М(Н20)=18г/моль. 6. массовые доли w(Н)= 11%, W(0) = 89%. Учитель. Из приведённого перечня выбрать только оксиды: N205, НС1, CuО, Н2SО4, С02, NaОН, СиS, 02, Р205. Учитель. Вся жизнь на Земле связана с водой. Подумайте, пожалуйста, и назовите созидательную и разрушительную роль воды. Ответы учащихся. Созидательная роль воды: 1. Вода - это жизнь. В организме человека содержится 75% воды. 2. Вода - растворитель. 3. Все химические процессы связаны с водой - выплавка чугуна, стали, производство бумаги, тканей и т.д. 4. Выработка Эл.тока. 5. Водный транспорт, благодаря которому происходит товарооборот между странами. 6. Путешествия по воде. 7. Оказывает влияние на погоду и климат нашей планеты. Разрушительная роль воды. Природные явления: наводнения, град, ранние и поздние заморозки, шторм, бури, ливни, сели, эрозия почвы( разрушение поверхности земли водой и льдом) и т.д. Учитель: Какая разница между изморосью и изморозью? В каких агрегатных состояниях находится вода? Изморось очень мелкий моросящий дождь. Изморозь - вид инея. Рыхлый снежный покров, образующийся в туманную погоду. Учитель: Свойства воды обуславливают красоту природы. В весенние дни ручьи сверкают под солнцем, олицетворяя пробуждение природы, побуждение чувств человека, самой жизни. Послушайте стихотворение Е. Благиной « Сосульки». Ученик: Звенеть сосульки перестали, У крыш застыли бахромой Холодным светом заблистали, Заледенели, как зимой. Но завтра снова солнце встанет Оно возьмётся припекать, И по крыльцу забарабанит Капель весёлая опять. Учитель: Воде посвящаются не толь стихи, но и картины, песни, легенды. Послушайте легенду о боге моря Пайсейдоне. Рассказ ученика. Н.А. Кун « Легенды и мифы древней Греции». Бескрайнейшие владения Пасейдона – Огромный водный океан. Хоть моряки считают море домом, Но тянет их к родимым берегам. Песня группы « Любэ» « Там за туманами». А дома снятся морякам песок и волны. Корабль, чайки над кормой без счёта. Им не страшны глубины, штормы, Ведь море - это их работа. Учитель: Существует много загадок о воде, послушайте и дайте ответ. 1. Что видно, когда ни чего не видно. (туман) 2. Во дворе переполох С неба сыпется горох. Съела шесть горошин Нина, У неё теперь ангина. (град). 3. Не снег и не лёд, А серебром деревья уберёт. ( иней). 4. Одеяло белое, не руками сделано, Не ткалось и не кроилось, С неба на землю свалилось. ( снег). Учитель: О воде пишется и в русских народных сказках. Послушайте фрагмент из сказки « Про жар — птицу и морскую царевну». «... Янко подкрался из - за бука и накрыл воронёнка шапкой. - Ах, добрый человек, не убивай нашего малыша, мы тебе это добром отплатим! - стали умолять старые вороны. - Только тогда отпущу я вашего птенца, когда принесёте вы мне живой и мёртвой воды. - Принесём! Принесём! - воскликнули старые вороны в один голос. Янко дал каждому из них по пузырьку, вороны взлетели и в мгновенье ока скрылись с глаз. Янко с нетерпением стал ждать возвращения воронов. Прошёл день, минула ночь, а на другой день утром летят два ворона - и прямо под бук к Янко, у каждого пузырёк в клюве. Взял у них Янко пузырьки, по совету коня, прежде чем отпустить воронёнка, разорвал его на части, потом окропил его сперва мёртвой, а затем живой водою и только после этого отпустил. Затрепетал воронёнок крыльями, бодрый и здоровый, улетел вместе со своими родителями». Как вы думаете, какую воду называют « мёртвой» и « живой»? Ответы учащихся. Учитель : Мёртвой водой считают воду в которой не живут микробы и не прорастают семена. К ней относится тяжёлая вода формула Д2О температура кипения = 101,42 С. Её много содержится в каплях дождя. Есть на Земле Мёртвое море в Западной Азии , в этом море большая соленость и содержание сероводорода. Живая вода получается после таяния льда и снега. Если поливать талой водой растения, они растут лучше и повышают урожайность в два раза. Учитель: Какая вода пригодна для питья? Как можно обеззаразить воду? Какие болезни передаются через воду?( болезнь Боткина, дизентерия, глистные болезни, некоторые болезни передаются от больных животных бруцеллёз, брюшной тиф). Учитель: Большая часть Республики Казахстан — это степи, ведь не зря нашу землю назвали Степным краем. Большая часть Казахстана располагается в засушливой зоне. Здесь катастрофически не хватает воды. Многие территории подвергаются опустыниванию например Арал. Поэтому охрана воды одна из основных проблем в государстве. К чему приводит хозяйственная деятельность человека.? Ответы учащихся: 1 -. Уменьшения запаса пресной воды 2. Загрязнение вод мирового океана. 3» Истощение подземных вод. Рассмотрите виды загрязнения воды на странице 96 таблица 11. Ученик « Последствие» Р.Рождественский Кромсая лёд, меняем рек теченье, Твердим о том, что дел невпроворот, Но мы ещё придём просить прощенья У этих рек, барханов и болот, У самого гигантского восхода, У самого мельчайшего малька. Пока об этом думать не охота, Сейчас нам не до этого... Пока. Аэродромы, пирсы и перроны, Леса без птиц и земли без воды. Всё меньше окружающей природы, Всё больше окружающей среды. Учитель: Из курса биологии известно, что большая роль в очистке воды принадлежит растениям и животным, которых называют живыми фильтратами. Назовите животных и растения, которые участвуют в очистке воды?( Рогоз, осока, камыш, болотный хвощ , беззубки, дафнии, циклопы). Учитель : Мы с вами сказали, что вода - растворитель в ней растворяются твёрдые, жидкие и газообразные вещества. Рассмотрим решение задач на массовую долю растворенного вещества. Массовая доля растворённого вещества выражается формулой W = mв-ва / mр-ра * 100% Задача: Необходимо приготовить 100г5%-ного раствора хлорида натрия. Вычислить массу воды и соли. Задача : Необходимо приготовить 250г8%-ного раствора сахара. Рассчитать массу вещества и воды. На предыдущих уроках мы рассмотрим виды растворов, факторы влияющие на процесс растворения. Давайте сделаем вывод по сегодняшней теме: 1. Вода - источник жизни. 2. Вода - растворитель. 3. Воду нужно охранять. Рефлексия. Урок хочется закончить стихотворением: Вода чудесный дар природный Живой, текучий и свободный Картины нашей жизни красит В своих трёх важных ипостасях То ручейком, то речкой вьётся, То из стакана наземь льётся. То застывает тонкой льдинкой, Красиво названной снежинкой. То обретает лёгкость пара: Была - и вдруг её не стало. Великий труженик водица, Ну как же ей не восхититься! Она плывёт к нам облаками, Поит снегами и дождями, И разрушат и наносит И так заботы нашей просит. | |
Просмотров: 1222 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|