Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия

Общая характеристика металлов. Физические и химические свойства металлов.
Общая характеристика металлов. Физические и химические свойства металлов.
Цель: Знакомство с положением металлов в таблице Д.И. Менделеева их физическими и химическими свойствами.
Задачи: 1 .Формирование знаний по теме металлы. Используя межпредметные связи
( истории, биологии, литературы, географии).
2.Развитие логического мышления, внимания, самостоятельной работы - формирование навыков выполнения лабораторных опытов, умение делать выводы.
3.Воспитание любви к родине. Воспитывать активную жизненную позицию, самостоятельность. Экологическое.
План урока:( на доске)
1. Положение металлов в таблице Д. И. Менделеева.
2. Историческая справка.
3. Физические свойства металлов и кристаллические решётки.
4. Химические свойства металлов.
5. Применение металлов и их сплавов.
6. Нахождение в природе
Девиз урока: Наши знания никогда не могут иметь конца именно потому, что предмет познания бесконечен.

Оборудование: коллекция минералов, карта Казахстана, картина Медного всадника, запись колокольного звона, штатив с пробирками, реактивы: серная кислота, цинк, медь, натрий, магний, железный гвоздь, медный купорос, наждачная бумага
Ход урока:

1.Новый материал.

Учитель: В современном мире нас окружают десятки металлов. Где бы мы не находились: дома, на улице, или в школе нас окружает множество металлов, которые трудятся для нас. Звенит звонок на урок - это звонкая медь отозвалась заливистым голосом. А электрическая лампочка! Примерно 70 лет тому назад она считалась чудом.
Это и впрямь чудо, ведь для её изготовления используется 9 металлов. Из 114 химических
элементов 92 относятся к металлам. Каждый из них по своему удивителен и интересен:
небесный покровитель Солнца - золото, покровитель бога войны Марса - железо,
покровитель Луны - серебро и т.д
Посмотрите на таблицу Д. И. Менделеева и скажите, в какой части таблицы располагаются металлы?
Ответ учащихся: металлы находятся в левом нижнем углу таблицы. Расположены в 1 – З группах главных подгруппах и в побочных подгруппах 4-7 периодах.

Как изменяется атомный радиус металлов в периодах и группах?
Сколько электронов может находиться на внешней энергетической орбитали у металлов?

Какими свойствами обладают металлы? ( восстановительными, так как они отдают свои электроны)
Какие степени окисления характерны для металлов? ( ст.ок +1,+2 - основные оксиды, ст.ок. +3 - амфотерные, ст.ок +4 и больше — кислотные)
Учитель: Сейчас коснёмся исторической справки о некоторых металлах « Маска, я тебя знаю». Я зачитаю характеристику металла, а вы должны его узнать.
Я не менее красива, чем золото. Мой род очень древний, ему примерно 7тыс.лет. с моей помощью 5тыс.лет назад соорудили 147 - метровую пирамиду Хеопса. Из меня изготовили щит герою Троянской войны Ахиллу. Я очень музыкальна, у меня очень прекрасный голос. Я умею исцелять, без меня у человека развивается малокровие и слабость. Встречаюсь в природе в виде самородков и минералов. Кто я? ( Медь)
Ученик1: Медь - металл красного цвета. Она твёрже золота. В древности люди делали из медных самородков топоры, копья, щиты. Сегодня предпочтение отдаётся сплавам меди с другими металлами. Из сплава меди с оловом - бронза была изготовлена Царь - пушка. Её масса 40тонн, отлита она была в 1586г. Андреем Чоховым. Из бронзы же в 1735г. Отцом и сыном Материными был отлит колокол массой 200тонн. А памятник Петру I в Санкт-Петербурге так и назван - Медный всадник. Для сооружения 46 метровой статуи Свободы в Америке потребовалось 225тонн листовой меди. Специальную колокольную бронзу используют для литья колоколов. Колокольным звоном - тревожным и радостным, праздничным и печальным - на протяжении столетий сопровождались важнейшие события истории. В народе говорят, что колокольный звон делает человека добрее, справедливее. (Звучит запись колокольных звонов). Из слава меди с цинком - латунь, чеканили фальшивые « золотые» монеты. Медь и сейчас пользуется для изготовления монет. Медь и её сплавы имеют солидный стаж работы в строительстве, военном, ювелирном деле. Без меди нельзя представить себе электротехнику, машиностроение. Медь - это старый и преданный друг человека. На территории Казахстана запасы медных руд находятся в Жезказганской, Павлодарской, Жамбыльской, Восточно-Казахстанской, Актюбинской областях. Медь выплавляется на Балхашском и Жезказганском горно— металлургических комбинатах. Медь содержится и в организме человека в мозге и печени. Обнаружено, что при болях повышается концентрация меди в крови и спинномозговой жидкости. В Сирии и Египте новорожденным для профилактики рахита и эпилепсии надевают медные браслеты.

Учитель: В древности некоторые народы ценили меня больше, чем золото. Считается, что я пришелец из космоса. Я и воин, и труженик. У меня настоящая мужская работа. Без меня человек слаб и немощен. Мой покровитель - бог войны Марс. Кто я? ( Железо)
Ученик2: Железо не образует самородков, поэтому в древние времена оно было очень дорогим. Сабли из уникального металла были у легендарного героя Симона Боливара и у российского царя Александра1. В египетских гробницах, наряду с другими ценностями было найдено ожерелье, в котором железные бусы чередовались с золотыми. Железо -серебристо- белый металл, обладает способностью к намагничиванию. Человек использует в основном не чистое железо, а его сплавы - чугун и сталь. Из них изготавливают пушки, сабли, копья, латы, автомобили, железнодорожные рельсы, станки и пр. Железо - самый необходимый сегодня металл, и он ещё долго быть фундаментом цивилизации. Страшный враг железа - ржавчина, поэтому железные изделия покрывают краской, лаком, выплавляют специальную нержавеющую сталь. Именно железо обусловливает красную окраску для крови человека (в организме человека примерно Зг железа). При недостатке железа человек быстро утомляется , возникают головные боли, плохое настроение. В Казахстане имеются большие запасы железных руд в Торгайском железорудном бассейне и в Центральном Казахстане, всего в стране известно несколько сотен месторождений железа.
Учитель: А какими физическими свойствами обладает металлы? ( Ответы учащихся)
Наиболее пластичный металл золото из кусочка массой 1г можно изготовить проволоку
длиной 800м или очень тонкий лист - в 200 раз тоньше человеческого волоса. Самый
лёгкий - литий; самый тяжёлый -осмий; самый тугоплавкий - вольфрам {tпл =3390°С.

А какой тип кристаллической решётки у металлов? Рис.14 с. 100 учебника.
Ученик 3: В книге А. Валентинова «Металла огненный поток» есть такой занимательный рассказ. «В один из морозных зимних дней на петербургском складе военного обмундирования царила паника. Складской сторож, отставной солдат, доживающий свой век «при должности», обалдело привалился к штабелю ящиков и тупо глядел перед собой пустыми глазами. Даже его холёные бакенбарды и те обвисли, вытянулись грустными сосульками и сильно смахивали на банную мочалку, небрежно приклеенную к помертвевшему лицу. Неподалёку пять или шесть чиновников ведомства столпились вокруг открытых ящиков и, забыв про респектабельность, возбуждённо размахивали руками. Да и было отчего прийти в волнение: на складе пропали ...пуговицы. Да, да, блестящие оловянные солдатские пуговицы таинственным образом исчезли из ящиков. Мало того, что государству нанесён убыток, поскольку олово стоит не мало, но сам факт случившегося внушал тревогу: сегодня злоумышленник похитил пуговицы, а завтра,
глядишь, и оружие заберёт.
.
А этот злоумышленник оказался очень уж нахальным. Мало того, что выгреб все пуговицы, он ещё, словно в насмешку, насыпал в ящик какой - то серый порошок. Нет, это был явно опасный тип. А олух - сторож имеет наглость уверять, что караулил исправно и не допускал к дверям склада никого из посторонних. И как теперь докладывать генералу, начальнику департамента, который потребует немедленно изловить похитителя? История не донесла до нас, как вышли чиновники из этого положения и какое наказание понёс сторож. Случай с пуговицами наделал много шума, но постепенно о нём забыли. И вспомнили только почти через сто лет, когда весь мир был потрясён трагической гибелью экспедиции англичанина Роберта Скотта. Когда причины гибели экспедиции Скотта стали известны, вспомнили и историю с пуговицами». Как вы считаете, что произошло с оловянными пуговицами?
.
Ответ учащихся: При низкой температуре атомы олова перестраивают свою кристаллическую решётку и металл разрушается, « заболевает». Название этого процесса
- оловянная чума. Таким образом, оловянные изделия нельзя хранить на морозе.
Учитель: Так как металлы проявляют свойства восстановителей они могут взаимодействовать с простыми и сложными веществами, т.е проявляют определенные химические свойства. Каждой группе нужно будет проделать определённые химические реакции и записать соответствующие уравнения.
Задание 1 группе. В три пробирки налейте по 1мл серной кислоты. В 1 пробирку добавить осторожно магний, во 2 пробирку - цинк, в 3 пробирку - медь. Записать уравнения реакций и сделать вывод.
Задание 2 группе: В три пробирки налейте по 2мл воды, в 1 пробирку осторожно добавьте натрий, во 2 пробирку - цинк, в 3 пробирку - медь. Записать уравнения реакций
и сделать вывод.
•■
Задание 3 группе: в пробирку налить медного купороса и опустить зачищенный железный гвоздь( к шляпки гвоздя привязать нитку и опустить в раствор). Записать
уравнение реакции и сделать вывод.
Учитель: А как ведут себя металлы по отношению к кислороду. Все ли металлы окисляются кислородом, что при этом образуется. ( Схему уравнений реакций на доске записывают учащиеся)
Учитель: Атомы и ионы многих металлов входят в состав живых организмов: например ионы кальция - необходимы для свёртываемости крови, кальций - в состав костей, магний
- в состав хлорофилла. И таких примеров можно привести множество. Современная медицина использует металлы и сплавы. Из сплава кобальта и никеля отливают каркас искусственного зуба, который потом облицовывают керамикой. Если износились суставы
- вам могут поставить кобальто- никелево-молибденовый протез.
- Попробуйте дать объяснение такому факту.

Императоры Древнего Рима пользовались дорогой посудой, сделанной из свинца. Многие
из них имели признаки хронического отравления, страдали теми или
иными психическими заболеваниями. Средняя продолжительность жизни римских патрициев не превышала 25 лет. Люди низших слоев в меньшей степени страдали подобными заболеваниями, поскольку не имели дорогой посуды из свинца.

Ответ учащихся: Все соединения свинца и сам свинец ядовиты, они могут поступать в
организм человека через дыхательные пути и пищеварительный тракт. Свинец поражает
десна, вызывает расстройство кишечника, заболевание почек, сосудов и центральной
нервной системы. Наряду с полезными воздействиями металлов на организм есть вредное.
Учитель: наш урок подходит к концу, что нового вы узнали для себя и что бы вы могли сказать о проведении урока. (Выводы учащихся)
Закрепление: предлагается тест для слабоуспевающих учеников. В это же время другие решают задачу.

Тест

1 .Какими свойствами обладают металлы: А) окислители С) окислительно-восстановительными

В) восстановители

2.Сколько электронов находится на внешней энергетической орбитали у металлов:
А) от 2 до 4 В)от1доЗ С) от 1 до 8 Д) от 4 до 8
З.Самы тугоплавкий металл: А) осмий В) вольфрам С) железо Д) литий

4.Сплав меди и олова называется: А)латунь С) бронза В) силумин Д) мельхиор
В) калий
А) кальций
5.Элемент входящий в состав гемоглобина:
С) железо Д) магний

6. За счёт чего металлы проводят электрический ток
7.Самый пластичный металл: А) платина
С) Алюминий Д) никель
8.С кислородом при обычных условиях не реагирует: А) кальций
С) алюминий Д) литий
9.С соляной кислотой будет взаимодействовать: А) ртуть
С) медь Д) золото
10.Для металлов характерен вид связи: А) ковалентная
с) металлическая Д) донорно-акцепторная.

В) золото
В) медь
В) железо
В) ионная

Задача: При недостатке в организме цинка происходит замедление роста, нарушение кожного и волосяного покрова. Вычислите массу сульфида цинка, составляющую годовую физиологическую потребность организма человека, которая образуется при взаимодействии 0,14г цинка с серной кислотой массой 0,16г.

Оценки за урок.

Д/3 § 31,32 Упр.1 а (А), Упр.1(В) с.109
Категория: Химия | Добавил: Tanuy (2013-08-19) | Автор: Гнвашева Татьяна Владимировна E
Просмотров: 2988 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 3:14 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru