Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия |
Отчет по уроку химии на тему «Расположение хлора в периодической системе, свойства хлора и распространение его в природе». Класс, в котором я проводил урок со средней успеваемостью и с угасающей мотивацией к обучению химии. В классе десять мальчиков и шестнадцать девочек. Доминируют в коллективе девочки. В коллективе не наблюдал группировок отрицательного характера, однако учащиеся не умеют терпеливо и внимательно выслушивать друг друга на уроке и на переменах, при выполнении различных дел. Ярко выраженного лидера в классе нет. В определенной ситуации лидером может стать любой из учеников. Ученики в основном открыты в общении. Для большинства учеников характерна неусидчивость, что вначале мне мешало учебной работе. 4 Тема урока Оборудование к уроку: компьютер, мультимидийный проектор, учебник Н.Н. Нурахметова, презентация учителя, оценочные листы, информационные карточки. Описываемый мной урок второй в серии четырех последовательных уроков. Цели урока ориентированные на учеников. Учащиеся должны знать: электронное строение атома хлора, физические и химические свойства; уметь находить информацию из различных источников, составлять план действий, записывать уравнение реакций взаимодействия хлора с веществами; понимать взаимосвязь строения атома хлора, с его химическими свойствами; На первом этапе урока мне необходимо было обеспечить нормальную внешнюю обстановку на уроке, психологически подготовить детей к общению. После приветствие я обратился к классу, настраивая их на достижение успеха, сказал, что у них сегодня на уроке все получится, они все умные и со всеми заданиями справятся успешно. А чтобы им было приятно работать друг с другом, они по моей просьбе подарили друг другу подарок в виде улыбки. Таким приемом я убрал некоторые психологические барьеры, которые могли бы возникнуть в ходе урока в процессе совместной работы. На втором этапе (проверка домашнего задания). Для установления правильности, полноты и осознанности выполненного всеми учениками домашнего задания я применил открытый тест, состоящий из семи вопросов. Класс поделил на пять вариантов по количеству галогенов. Из показанных на слайдах утверждений (использование ИКТ) нужно было выбрать то утверждение, которое относится к их галогену. Данное задание я применил для формирования у учеников способности мысленно аргументировать и выбирать нужную для него информацию. Тест данного вида активизирует критическое мышление, и помогает понять строение атомов галогенов их применение в производстве, медицине и быту. По окончании теста по ключу на слайде дети провели самопроверку и выставили себе оценку в оценочный лист (формативное оценивание). Целью самопроверки было приучить учащихся систематически работать над собой и выявляет имеющиеся у них пробелы в знаниях. У учеников будет, вырабатываться стремление добиться лучших результатов ( самоменеджмент оценка деятельности, обучение тому, как обучатся). Результаты тестов: на оценку 5 написали два ученика, на – 4 ответили 21 ученик и на оценку 3 ответили 3 ученика. Обсуждением результатов тестирование вместе с учениками, провел корректировку знаний учащихся по пройденному материалу. Некоторые ошибки ученики (со средней успеваемостью) допустили из-за невнимательности чтения утверждений. На оценку четыре рассчитать содержания галогенов в своём организме выполнили десять учеников. Проверкой результатов работ выяснил все расчеты правильные. На выбор творческое домашнее задание написание эссе на тему «Почему человек не может прожить без галогенов» выполнили три ученика. При чтении эссе установил, что двое учеников его приготовили как доклад и только в одном эссе имелись рассуждения. Учеников похвалил за работу и объяснил, как нужно писать эссе. Суммативно оценил их работу. С помощью теста и корректировки знаний выравнил зону актуального развития учеников для установления подмостков в зоне ближайшего развития на следующих этапах урока. На этапе актуализации субъективного опыта учащихся для обеспечения включения школьников в совместную деятельность по определению целей урока. Провел небольшую исследовательскую беседу с учениками, вопросы задавал разного уровня с учетом возрастных особенностей учеников для включения всех учеников в работу. Вопросы - Ребята, чем пахнет водопроводная вода? – А чем пахнет на кухне, когда раковину чистят “белизной”? – Чем мы солим суп? – Что находится в желудке для переваривания пищи? Ответы пришлось корректировать и задавать наводящие вопросы. Так для некоторых детей было открытие, что в желудке содержится соляная кислота. Сразу же возникли у них вопросы, почему она не разъедает органы. Ответы они должны получить при изучении темы галогенов. Такая актуализация знаний создала условия для активности и самостоятельности учеников на протяжении всего урока. Определяем тему урока «Хлор» . Вместе с учениками определяем, как мы будем изучать хлор. Что мы должны изучить на уроке. Определяем совместно цели урока. Совместное определение целей урока облегчает её достижение учениками. Понимание учениками цели позволит им стать активными участниками урока и в дальнейшем при обучении самим планировать и организовать своё самообразование (обучение тому, как обучатся). С определениями целей урока были небольшие проблемы. Что должны знать ученики определили сразу, понимать, уметь пришлось корректировать с помощью наводящих вопросов формулируя их в основном для чего это знать необходимо?. Установкой целей уроков совместно с учениками мы определили подмостки в зоне ближайшего развития. (теория обучения Выготского). С помощью этой беседы я обучаю учеников как им нужно обучаться при самообразовании. На этапе обобщения и систематизации знаний и способов деятельности. Ученики при работе в группах формируют знания о строении атома хлора, нахождении его в природе, физических и химических свойствах, строение молекулы. Группы делил, таким образом, каждый ученик вытянул листок с одной из надписей «химики», « физики», « атомщики», « геологи», « нано технологи». Класс к моему удивлению сам быстро понял, как разделится на группы. Химики к химикам, физики к физикам и т.д. Чем будет заниматься группа определились сразу химики –химическими свойствами хлора, физики –физические свойства хлора, атомщики – строение атома. Не поняли , чем будут заниматься геологи и нано технологи. Задачу геологов объяснила Аня, она хочет быть геологом и пожалела, что не попала в их группу. Работу нано технологов объяснил с помощью наводящих вопросов для включения мыслительной деятельности по обобщению жизненного опыта, Нано технологи занялись изучением строением молекулы хлора. Прежде чем начать работу я показал критерии оценки групп для того чтобы они могли ориентироваться на них при выполнении и заданий. В критериях было указано: раскрытие темы (оценка умения работать по синтезу информации), вклад каждого члена группы при работе ( работают все, ответственность в обучении и ответственность каждого за результат работы группы), дисциплина при работе (саморегуляция), правильность формирования вопросов (умение составлять вопросы), правильность ответа на вопрос. На прошлом уроке ученики работали с текстом по анализу информации, им нужно было сжать информацию. На этом уроке я решил научить их работать по синтезу информации, т.е. выбрать и расширить информацию из сжатого источника ( модуль 1,2). Источниками информации были опорные сигналы и информационные карты. Задание для групп заключалось в том, что бы по зашифрованной информации в опорном сигнале раскрыть свою тему и составить вопросы для других групп по их теме. Для выполнения этого задания нужно было распределить обязанности между собой в группе, и каждый ученик нес ответственность за порученную работу, потому что оценивалась работа группы по разработанному критерию. По окончании обсуждения каждая группа защищала свою работу и отвечала на вопросы других групп. Таким образом, получился приём горячий стул для всей группы. Для формулировки ответов давалось время 5 секунд для обсуждения в группе. Работа в группах плавно стала переходить в соперничество ( чего я не планировал) и вопросы низкого уровня стали переходить в вопросы более высокого правда сформированы они были не правильно. И мне плавно перешедшему из учителя в судью пришлось корректировать их вопросы и работу всех групп. Равнодушных учеников к обучению на этом уроке не было. При анализе ответов на вопросы ученики отвечали не так, как мне хотелось бы. Языковой барьер плохое знание химических терминов смазывало их ответ (надо обратить внимание и запланировать работу с терминами на уроках в дальнейшем). Из-за перехода в соперничество более азартными оказались ученики со средним уровнем и их не совсем правильные ответы стали доминировать ( правила работы в группе нужно напомнить). Корректируя ответы учеников, я отмечал, что правильный ответ прозвучал в их группе при обсуждении, но вы его не услышали, нужно слышать всех это коллективная работа ( в следующий раз надо включить в критерии оценки некоторые пункты которые корректировали бы их работу). Оценку работы групп по критериям аргументировано проводил я, для того что бы они учились это делать на моём примере. Следующий урок они это будут делать сами. При оценки групп по критериями у всех групп были сняты баллы за дисциплину ( возражений у групп не было ). При оценки некоторых групп хотел снять баллы за то, что на вопросы отвечали не все участники, а в основном лидеры. Не снятие баллов ученики аргументировали вторым критерием, при обсуждении участвовали все. Обоснования защиты меня порадовало. С расшифровкой опорных сигналов справились все группы, ответы были полные, каждый участник дополнял ответ. Проблемы у всех групп были при ответе на вопросы «химиков» в частности связанные со свойством хлора как окислителя. (Надо на это обратить особое внимание). На этапе контроля и самоконтроля знаний основная задача стояла установить качество усвоения учащимися знаний о хлоре, определить недостатки в знаниях и их причины. Контроль знаний я провел с помощью тестирования. Тесты использовал закрытого типа. Вопросы составлял для выявления умения у учеников выбирать правильный ответ из предложенных вариантов используя логику и критическое мышление. Тестирование провел используя интерактивную доску. С помощью взаимного оценивания по ключу ученики проверили тест и выставили формативные оценки в оценочный лист. Таким образом ученики определили свой уровень знаний. Результаты тестов пятёрок -3 , четверок -19, троек- 4 . Ученики сразу за урок узнали свой уровень усвоения и на что им нужно обратить внимание при ликвидации пробелов в этой теме. На этапе коррекции знаний, во время проверки тестов, выявленные пробелы в знаниях были устранены. Пытался коррекцию знаний сделать с помощью способных учеников, но они по некоторым вопросам сами не могли обосновано ответить, почему они считают этот ответ правильным. Вопросы касались химических свойств, хлора. Опять установил имеющийся пробел в знаниях по химическим свойствам. С помощью фронтальной беседы с классом эти знания были восстановлены. Класс поднялся на еще одну ступеньку развития в ЗБР (по теории Выготского). На этапе информации о домашнем задании я с помощью объяснения обеспечил понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Задания было трех уровневое на выбор. На оценку три прочитать внимательно параграф. На оценку четыре выполнить упражнение, связанное с химическими свойствами. На оценку пять составить опорный сигнал по хлору или нарисовать портрет хлора или изобразить рисунком окислительные способности хлора. Разного уровня задание дают возможность выбора ученикам в соответствии с их способностями, подымают мотивацию в обучении. Так анализируя подобное задание первого урока, на оценку пять попытались, сделали только три человека на оценку четыре десять учеников. На этапе подведения итогов дал оценку качества работы класса, групп и учеников проявивших свои способности на данном уроке. Так некоторые неусидчивые ученики при работе в группе, направили свои силы в обучение, смена деятельности работы на уроке дала возможность им проявить себя. Тогда как раньше урок химии им был не интересен. Инертные и безразличные к учебе дети были стимулированы участниками групп в работу и обучены ими, для расшифровки опорных сигналов. Анализируя оценочные листы и выводя суммативную оценку за работу на уроке: оценку пять получил один ученик, четыре - девятнадцать и заслуженные тройки шесть человек. Споров или возмущений по поводу оценок не было, хотя при наблюдении я наблюдал завышение результатов тестов. Оценки в результате опросов при коррекции знаний я выравнил. Рефлексию проводил для определения осмысления изученного материала на уроке ученикам на стикерах нужно было записать одним предложением, выбирая начало фразы рефлексивного экрана на интерактивной доске . сегодня я узнал.. я понял, что… я научился… Анализируя ответы учащихся на стикерах и мои наблюдения на уроке я узнал дети, хорошо поняли распространения хлора в природе . Физические свойства хлора далось им легко. В строение атома разобрались по аналоги с прошлым уроком, поняли хорошо, помогла ориентация по таблице Д. И. Менделева. На основание строение атома ученики удовлетворительно смогли разобраться в строении молекулы хлора. Так же удовлетворительно поняли окислительные свойства хлора. На следующих уроках при изучении хлора необходимо будет возвратиться к этим вопросами и откорректировать знания учеников. Общие впечатления от урока имеется какая-то не удовлетворенность в своей работе, связанное наверно с тем, что мало объяснял и поэтому они что-то упустили в своих знаниях. Знания учеников по теме кажутся не стабильными. Хотя результат они показали не плохой. Такую работу нужно наверно проводить постоянно оттачивая и совершенствовая своё мастерство. На уроке в процессе работы я применил все семь модулей программы курсов. | |
Просмотров: 1335 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|