Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия |
Внеклассное мероприятие по химии Лидер 21 века. Учитель химии Нурмагамбетова Сарсенгул Алдабергеновна «Средняя общеобразовательная школа №15» Цель: способствовать развитию познавательной деятельности обучающихся во внеурочное время. Задачи: ●повышать интеллектуальный и культурный уровень, расширять кругозор обучающихся в области химии и экологии; ● повысить интерес к данным предметам через познавательную деятельность; ●воспитывать чувство взаимоуважения, толерантного отношения друг к другу; ● формировать и развивать умения четко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение. Оборудование: проектор, компьютер, экран, песочные часы Продолжительность: 45 минут Ход мероприятия Организационый момент. (Продолжительность 1-2 минуты. Распределение по местам участников, членов жюри, счётной комиссии.) Характеристика аудитории: 3 команды учащихся 9 классов (по шесть человек). Ведущий: Добрый день, уважаемые учителя, зрители и участники игры, приветствую вас на игре « Лидер ХХI века ». Основное направление нашей игры – химия, физика, география, биология, математика, но мы заглянем и в другие области науки, и заодно оценим вашу находчивость и умение точно излагать свои мысли. Девиз: « Чтобы победить, надо знать, уметь, думать! » Преставление участников игры: Каждый участник представляет себя. Представление жюри: Ведущий: Начать наш поединок я хочу словами М. Горького: «Химия – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества …» А теперь о правилах игры. Игра состоит из 5 туров. Цель каждого игрока: набрать наибольшее количество баллов в каждом туре. После 4 тура в игре остаются только 2 участника, набравшее наибольшее количество баллов. Победителям считается игрок, набравший наибольшее количество баллов за все 5 туров. Итак, пора начинать! (Звучит музыкальная заставка) Первый тур “ Байга ” Байга - это конное состязание, победителям в котором становиться самый быстрый. В нашем туре « Байга » участники также должны проявить быстроту реакции, мысли и показать свою эрудицию. Отвечает тот, кто первым поднимет руку. За каждый правильный ответ жюри присуждает участнику 5 баллов. Вам предлагается вопросы, на которые вы должны правильно ответить. Задание. Назовите фамилии известных ученых, упоминавшихся при изучении химии 8-9-х классах. 1. Основоположник атомно-молекулярного учения, сформулировал закон сохранения массы веществ. ( Михаил Васильевич Ломоносов. ) 2. Впервые составил таблицы относительных атомных масс, внес вклад в атомно-молекулярное учение. ( Джон Дальтон.) 3. Определил элемент как первоначальные простые вещества. (Роберт Бойль) 4. Исследовал высшую нервную деятельность человека и животного. (Иван Петрович Павлов) 5. Исследовал состав различных оксидов и сульфидов, открыл закон постоянства состава химических соединений. (Жозеф Луи Пруст.) 6. Ввел понятие « валентность ». (Эдуард Франкланд.) 7. Изучил состав воздуха. ( Карл Вильгельм Шееле.) 8. Получил кислород разложением оксида ртути и изучил его свойства. ( Джозеф Пристли.) 9. Получил водород в чистом виде. ( Генри Кавендиш.) 10. Доказал существование положительно заряженного ядра в атомах. ( Эрнест Резерфорд.) 11.Открыл закон о газах: в равных объемах разных газов содержится одинаковое число молекул. ( Амедео Авогадро.) 12. Открыл периодически закон и создал периодическую систему элементов, разработал гидратную теорию растворов, уделял много внимания вопросам технологии нефти. ( Дмитрии Иванович Менделеев.) 13.Сформулировал основные положения теории электролитической диссоциации. ( Сванте Август Аррениус. ) 14. Открыла явление радиоактивности, а также радиоактивные элементы-полоний и радий. ( Мария Складовская Кюри.) 15. Химик, который ввел современное обозначение химических элементов. (И.Я.Берцелиус.) 16. Обосновал оброзование ионов при диссоциации соединений с ионными и полярными связями, а также развивал физико-химическую теорию растворов и ввел понятие о гидротации ионов. ( Иван Алексеевич Каблуков.) Ведущий: Слово предоставляется жюри. Участник с найменшим количеством баллов покидает игру. Второй тур “ Кокпар ” Ведущий: Кокпар - это казахская народная игра. За тушу козла ведется бескомпромиссная борьба. Козла весом до 40 кг необходимо затащить свой “огород”. Одновременно участвует до 50 человек. Сейчас мы с вами узнаем кто из наших участников больше наберут баллов. 1.Почему, спускаясь по канату, опасно быстро скользить? (Можно обжечь руки) 2. Как в случае необходимости надо прыгать из движущегося вагона? ( Против движения ) 3. Какая земля горит под ногами ? ( Огненная земля) 4. Как переводиться с греческого языка слово « атомос »? (Неделимый) 5. Какая сибирьская река носит имя девочки? (р. Лена) 6. Прибор для измерения атмосферного давления? ( Барометр) 7. Химический элемент, входящий в состав гемоглабина? ( Железо) 8. Виден край, да не найдешь. ( Горизонт ) 9. Единица длины, одна из семи основных единиц СИ? ( Метр) 10. В какой капусте много йода? ( Ламинария ) 11. Какой элемент разъедает руки, но нехватка его в организме приводит к кариесу? ( Фтор) 12. Вещества проводящие электрический ток. ( Электролиты ) 13. Явление, сопровождающиееся выделение теплоты. ( Горение ) 14. Какое химическое соединение приоблодает в человеческом теле. ( Н2О) 15. Вспомните « хищное » название реки в Междуречье? ( р. Тигр) Ведущий: Слово предоставляется жюри. (Участник с наименшеим количеством баллов покидает игру ). Третий тур “ Испытай свою судьбу” Ведущий: Наш третий тур-творческий «Испытай свою судьбу»Каждый участник получает задание, на подготовку которого дается 3-4 минуты. Учитывается чувства долга и ответственности, интелектуальность и творческие способности. Задание: Сливаем попарно выданные растворы, наблюдаем что происходит, что образуется и записываем молекулярное уравнение реакции, а также полное и сокращенное ионное уравнение реакции. Ведущий: Пока наши участники выполняют свои задания мы поиграем, разгадаваем загадки. Игра со зрителями. Ведущий: Если наши участники готовый отвечать, мы их послушаем. Ведущий: Слово предоставляется жюри. Участник с найменшим количеством баллов покидает игру. Четвертый тур “ Сайыс” Ведущий: «Сайыс» – это единоборство всадников на пиках, представляющее собой одну из старинных военизированных игр. Цель поединка – выбить соперника из седла, чтобы он не мог продолжить единоборство. Правила игры: право начать игру предоставляется участнику с наиболшим колличеством баллов. Если он отвечает правильно, то выберает дальше. Если ошибается, то отвечает другой участник, который знает ответ. Именно он выберает следующий вопрос и игра продолжается. На раздумье дается 30 секунд. Баллы участникам начисляются по таблице. Охрана природы 20 30 40 Вода 20 30 40 Химия и здоровье 20 30 40 Химия и быт 20 30 40 Охрана природы: 20 баллов. Атмосферные осадки, содержащие кислоту. (Кислотные дожди) 30 баллов. Наука, изучающая взаимоотношения живых организмов с окружающей средой. (Экология) 40 баллов. Вещества, применяемые для уничтожения растений, в частности для борьбы с сорняками. (Гербициды) Вода: 20 баллов. Метод очистки воды с участием микрофлоры активного ила. (Биологическая очистка) 30 баллов. Глобальный гидрологический процесс имеет три основных потока: осадки, влагоперенос и … (Испарение). 40 баллов. Загрязнители, попадающие в природные воды из атмосферы с осадками (Серная и азотная кислоты, сульфаты, нитраты и др.) Химия и здоровье: 20 баллов. Известно, что бром и йод ядовиты. Почему же невропатолог может посоветовать принимать бром, а эндокринолог заявить, что вам не хватает йода? (Ядовиты простые вещества. Лекарства содержат соединения этих веществ) 30 баллов. Соли азотной и азотистой кислот, которые могут накапливаться в воде и пищевых продуктах, вызывая тяжёлые заболевания. (Нитраты и нитриты). 40 баллов. Назовите вещество, которое может и спасти человека в случае сердечного заболевания, и мгновенно уничтожить множество людей. Почему оно так действует? (Нитроглицерин. Его действие зависит от концентрации) Химия и быт: 20 баллов. Какие покрытия для пола наиболее благоприятны для здоровья: ковровое, линолеум или краска? Почему? (На ковровом покрытии скапливается много пыли, линолеум может выделять вредные для здоровья вещества. Крашенные полы наиболее безобидны) 30 баллов. Эту кислоту получили в 1784г. из цитрусовых. В настоящее время применяется более дешевое сырьё-свёкла. Кислота используется как пищевая добавка. (Лимонная кислота) 40 баллов. Всем известно, что молочнокислые продукты полезны для здоровья. Какой процесс используется для получения кефира? (Брожение) (Музыкальная заставка. Жюри и счетная комиссия объявляет итоги тура ) Ведущий: По итогам четырех туров найбольшее количество баллов набрали ... они продолжат игру. С остальными участниками к сожалению, нам приходиться попращаться. Давайте поблогадарим наших участников за замечательную игру, а от спонсоров им на память вручаются утешительные призы. Пятый тур « Жорга » Ведущий: Жорга (Аударыспак), казахский национальный вид конного спорта, единоборство всадников. Задача — стащить противника с коня. Другое название этого тура «Блиц-вопросы». Состоит тур из 25 вопросов, на которые нужно отвечать быстро, не теряя времени на раздумье. Если не знаете ответа, говорите «Дальше» и вам будет задан следующий вопрос. Вопросы первому участнику задаются в течение 1 минуты, далее наступает очередь второго финалиста. Вопросы первому участнику: 1. Как называется отрицательно заряженный ион ? (Анион) 2. «Жунгарские ворота» связывают Казахстан с ... (Китаем) 3. Процесс перехода вещества их твердого состояния в жидкое? (Плавление) 4. Неоднородный смеси, состоящие из нескольких веществ? (Смеси) 5. Какова степень окисления серы в соединениях с водородом и металлами? (-2.) 6. Как называется личинка жабы? (Головастик) 7. Какая кислота соответствует кислотному оксиду СО2 ? (Угольная) 8. Что образуется при взаимодействии щелочи и кислоты? (Соль и вода) 9. Куда впадает река Сырдарья? (в Аральское море) 10. Как называется раствор соли и кислоты в воде? (Электролит) 11. Настоящее фамилия М.Горького? (Пешков) 12. Какая вода содержит меньше всего примесей минеральная или дождевая ? (Дождевая) 13. Десятая часть килограмма? ( 100 грамм) 14. В каком агрегатном состоянии находится тело,сохраняющее форму и объем? (В твердом) 15. Как называется реакция идущая с выделением тепла? (Экзотермическая) 16. Воздушная оболочка Земли? (Атмосфера) 17. Болотный газ. ( Метан) 18. Может ли кислород быть твердым или жидким? (Да) 19. Какому числу равна дюжина? (12) 20. Как называется распад вещества на ионы при растворении или расплавлении? (Электролитическая диссоциация) 21. Как называется лучь,делящий угол пополам? (Биссектриса) 22. Масса вещества еденица оъема? (Плотность) 23. Какие ядовитые пауки широко распространены в Казахстане? (Тарантулы) 24. Каким прибором можно измерить силу тока? (Амперметр) 25. Процесс отдачи электронов веществом. (Окисление) Вопросы второму участнику: 1. Как в древвние времена называли ноль? (Цифра) 2. Какая кислота содержится в желудке человека и животного? (Соляная) 3. Единица измерения количества вещества? (Моль) 4. Как называется положительный заряд иона? (Катион) 5.Назовите хлорид элемента №13 периодической системы Д.И.Менделеева. (АIСI3) 6. Формула водородного соединения азота, которое проявляет основное свойства. (Аммиак) 7. Что происходит при растворении в воде солей, кислот и щелочей? (Диссоциация) 8. Отношение прилежащего катета к гипотенузе. (Косинус) 9. Время, за которое Земля совершает один оборот вокруг Солнца? (Год) 10. Как называется личинка рыб? ( Малек) 11. Чему равен объем 1 килограмма воды ? (1 литр) 12. Самое большое озеро Казахстана ? (Балхаш) 13. Наименьшая неделимая частица. (Атом) 14. Связь посредством общих электронных пар. (Ковалентная) 15. Какое химическое соединение преобладает в человеческом теле? (Вода) 16. Назовите самое крупное животное Казахстана? (Лось) 17. Температура таяния снега при нормальных условиях? (ОоС) 18. Тип кристаллической решетки в поваренной соли? (Ионная) 19. Цифра, стоящая перед химической формулой в уравнениях реакций. (Коэффициент) 20. Единица количества теплоты. (Джоуль) 21. Соединение элемента с кислородом. (Оксид) 22. Из каких частиц состоит атом? (Протон, нейтрон, электрон) 23.Единица силы тока в СИ? (Ампер) 24. Какой материк омывается всеми океанами кроме Северного Ледовитого? (Антарктида) 25. Явление, сопровождающееся выделением теплоты. (Горение) Подведение итогов. Награждение победителя. Ведущий: прощу жюри высказать своё мнение от игры в целом и подвести оканчательный итог. (Выступление членов жюри, подведение итогов последнего тура и игры в целом) Награждается грамотой участник, занявший первое место в нашей игре « Лидер ХХI века » А победителем нашей игры стал(а)...... победителю вручается также грамота и приз от нашей игры. Знаем мы, что встреча наша – лишь игра, И растоваться нам пришла пора. Будем мы с улыбкой вспоминать, Как пытались баллы добывать, Но не важен в баллах результат, Дружба побеждает – это факт. А находчивость по жизни нас ведет, Знатокам всегда, везде везет! Всем участникам спасибо за игру, а болельшикам и гостям за внимание и дображелательный настрой! ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ ( Загадки ) 1. Сильнее солнца, слабее ветра, Ног нет, а идет, Глаз нет, а плачет. ( Туча) 2. Придет в дом – не выгонишь колом, Пора придет – сам уйдет. ( Солнечный луч) 3. Был металл серебристо-белым, В соединении стал мелом. ( Кальций) 4. Гость из космоса пришел, В воде приют себе нашел. ( Водород) 5. Он безжизненным завется, Но жизнь без него не создается. ( Азот) 6. Как вдохнешь зеленный газ, Так отравишься сейчас. ( Хлор) 7. Я светоносный элемент, Я спичку вам зажгу в момент. Сожгут меня – и под водой Оксид мой станет кислотой. ( Фосфор) 8. Назван я « крылатым », так как самолеты Надежно легко отправлю в полеты. ( алюминий) 9. Нет жизни без него на свете, Им дышат растения и человек, Он есть везде по всей планете, Он – панацея в грязный век. ( Кислород) 10. Мы с водой в соединенье Щелочи всегда даем, С хлором, фтором, бромом, йодом Дружненько в солях живем. ( Щелочный металлы) « Испытай свою судьбу » Сливаем попарно выданные растворы, наблюдаем что происходит, что образуется и записываем молекулярное уравнение реакции, а также полное и сокращенное ионное уравнение реакции. СаСО3, НСI « Испытай свою судьбу » Сливаем попарно выданные растворы, наблюдаем что происходит, что образуется и записываем молекулярное уравнение реакции, а также полное и сокращенное ионное уравнение реакции. Na2CO3, BaCI2 « Испытай свою судьбу » Сливаем попарно выданные растворы, наблюдаем что происходит, что образуется и записываем молекулярное уравнение реакции, а также полное и сокращенное ионное уравнение реакции. CuSO4, NaOH « Испытай свою судьбу » Сливаем попарно выданные растворы, наблюдаем что происходит, что образуется и записываем молекулярное уравнение реакции, а также полное и сокращенное ионное уравнение реакции. Na2SiO3, H2SO4 « Испытай свою судьбу » Сливаем попарно выданные растворы, наблюдаем что происходит, что образуется и записываем молекулярное уравнение реакции, а также полное и сокращенное ионное уравнение реакции. AgNO3, HCI | |
Просмотров: 1208 | Комментарии: 2 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|