Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия |
Урок химии по теме "Соединения кальция в природе и жизни человека" Цели: Способствовать формированию у учащихся знаний о соединениях кальция и их свойствах для объяснения природных процессов. Охарактеризовать роль соединений кальция для живых организмов и жизни человека. Выставки: “Природные соединения кальция” (гипс, ангидрит, известняк, мрамор) “Кальций и живые организмы” (раковины моллюсков, скелеты животных, ракушечный известняк с окаменелостями, яйца птиц, кораллы) “Строительные материалы” (скульптуры из гипса, побелка, мел, мраморная плитка) фотографий (меловые горы, карьеры с обнажениями горных пород, карстовые пещеры, сталактиты, сталагмиты, здания, облицованные мрамором) Оборудование для демонстрационных опытов: негашеная известь, вода в химическом стакане, известковая вода, стеклянная палочка, раствор соляной кислоты, пипетка, алебастр, пробирки, фарфоровая чашка, фенолфталеин. СТРУКТУРА УРОКА 1. Организационный момент. Ребята, продолжая изучать тему “Металлы и их соединения”, мы на прошлом уроке рассмотрели свойства типичного металла на примере кальция. Предлагаю повторить основные моменты прошлого урока, проверив качество выполнения домашнего задания. 2. Повторение пройденного материала. 1. Вы знаете, что кальций - металл. Составьте уравнения реакций, характеризующих взаимодействие кальция с простыми веществами (кислород, хлор, сера, водород). Объясните окислительно-восстановительные процессы. Сделайте вывод о химической активности кальция и его окислительно-восстановительных свойствах. Почему кальций проявляет восстановительные свойства? Какую степень окисления проявляет кальций в соединениях? 2. Кальций проявляет восстановительные свойства и при взаимодействии со сложными веществами. Докажите это, составив уравнения химических реакций. Продемонстрируйте взаимодействие кальция с водой. Вопрос классу: Известно ли вам какую роль играют эти соединения в природе и жизни человека, чем отличаются друг друга те, что имеют одинаковую формулу, как они образуются в природе? Вот об этом и пойдет сегодня речь на уроке. Откройте рабочие тетради и запишите тему урока. 3. Изучение нового материала. Вступительное слово учителя: Кальций – один из самых распространенных элементов на Земле. В природе его очень много: из солей кальция образованы горные массивы и глинистые породы. Он есть в морской и речной воде. Кальций в виде соединений постоянно окружает людей: почти все основные стройматериалы – бетон, стекла, кирпич, цемент, известь – содержат этот элемент в значительных количествах. Сегодня вам предстоит побывать в музее элемента № 20. В этом музее работает 3 зала с экспозициями соответствующими тематике нашего урока, по которым проводят экскурсии опытные лекторы. (Лекторы из числа учащихся класса, которые заранее получили задание подготовить выступление по соответствующей теме и презентацию). Я предлагаю вам посетить представленные экспозиции и подготовить отчет по экскурсии (Приложение № 1). У каждого из вас есть соответствующий бланк, который вы можете заполнять прямо по ходу экскурсии. Итак, мы отправляемся в 1 зал “Кальций в литосфере”. Слово лектору - … (Слайды 4-17). По ходу рассказа – демонстрация видео-фрагмента: «Образование сталактитов и сталагмитов». Работа у доски. Заполнить таблицу «Свойства минералов и горных пород кальция» (Слайд 18). Продолжаем нашу экскурсию и отправляемся в 2 зал “Кальций - важнейший строительный материал природы”. Слово лектору - … (Слайды 19-28). По ходу рассказа - демонстрация видео-фрагментов и демонстрационных опытов: “Горение кальция” “Гашение извести” “Применение гидроксида кальция” “Получение гипсового слепка” Работа у доски. Химический диктант (Слайд 29). Название - Химическая формула Известняк – CaCO3 Ангидрит – CaSO4 Гипс – CaSO4 Мел – CaCO3 Негашеная известь – CaO Гашеная известь – Ca(OH)2 Цемент – CaSiO3 Известковая вода - Ca(OH)2 Известковое молоко – Ca(OH)2 Мрамор - CaSiO3 Кальцит – - CaCO3 Жженая известь – CaO И в завершении нашей экскурсии мы переходим к экспозиции “Кальций -самый “живой” металл”. Слово лектору - …(Слайды 32-42). Вот и подошла к завершению наша экскурсия. Я думаю, что сегодня вы узнали много нового и интересного о соединениях кальция. Отчет по экскурсии подготовьте к следующему уроку. Отнеситесь к этой работе ответственно, ведь многое из того, о чем шла речь вам может реально пригодиться в вашей жизни. Я надеюсь, что сегодняшний урок пошел вам на пользу, расширил ваше информационное поле и вызвал положительные эмоции. 4. Рефлексия (Слайд 43) 5. Домашнее задание. Подготовить отчет по экскурсии | |
Просмотров: 1254 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|