Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия

Тема: «На пороге экологической катастрофы. «Парниковый эффект» :миф или реальность»?
Тема: «На пороге экологической катастрофы. «Парниковый эффект» :миф или реальность»?

Автор: Ершова Е. А., учитель химии, КГУ ОШ № 66, г Алматы

Цели урока:
Образовательные: помочь учащимся осознать ущерб, наносимый окружающей среде; уяснить связь между состоянием окружающей среды и физическими процессами; выявить экологические проблемы Земли, а также выявить основные источники загрязнения нашего края, показать, что во избежание экологической катастрофы следует эффективно организовывать деятельность человека.

Развивающие: продолжить работу по развитию монологической речи, умению ставить вопросы, давать четкие ответы, по-деловому общаться. Способствовать развитию ОУУН учащихся, учить работе со СМИ, развивать политехническое и творческое мышление учащихся, любознательность.

Воспитательные: Убедить учащихся в важности рассматриваемой проблемы, воспитывать хозяина на своей планете, ответственного за последствия деятельности человека, т.е. воспитывать активную личность.

Форма проведения: урок-диспут
Оформление и оборудование кабинета
Классная доска: Изречение: «Твоя Земля живёт, скорбя. Умерь её страданья!»
Эпиграф: «Есть такое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу приведи в порядок свою планету» (Антуан де Сент-Экзюпери)

ХОД УРОКА
1.Организационный момент
2.Актуализация знаний
Учитель: Сегодня мы с вами проведем урок - диспут, которому можно дать несколько названий: «Угроза парникового эффекта", "Экология и третье тысячелетие", " На пороге экологической катастрофы».
Названия разные, но суть одна - раскрыть глобальную мировую экологическую проблему, связанную с последствиями «парникового эффекта»

Начнем наш урок со стихотворения-мольбы С.Михалкова.:(презентация№1)

Ученик:
Стон Земли.
Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,
Не год, не два, а миллионы лет
Я так устала, плоть моя покрыта
Рубцами ран - живого места нет.
Терзает сталь мое земное тело,
И яды травят воды чистых рек,
Все то, что я имела и имею,
Своим добром считает человек.
Мне не нужны ракеты и снаряды,
А ведь на них идет моя руда!
А что мне стоит только штат Невада,-
Его подземных взрывов череда!
Зачем друг друга люди так боятся,
Что позабыли о самой Земле?
Ведь я могу погибнуть и остаться
Обугленной песчинкой в дымной мгле.
Не потому ли, загораясь мщеньем,
Я против сил безумных восстаю
И сотрясаю твердь землетрясеньем,
На все обиды я ответ даю.
И не случайно грозные вулканы
Выплескивают с лавой боль Земли.
Очнитесь люди!
Позовите страны,
Чтобы меня от гибели спасти!
С. Михалков.

Учитель:
Вопрос: 1.Почему земля дает нам ответ на все обиды?
Ответ: Мы воздействуем и изменяем все процессы на Земле, и она пытается дать ответ на наши отрицательные действия. Глобальное загрязнение окружающей среды произошло в основном по двум причинам: 1) Неуклонный рост населения планеты. 2) Резкий скачок потребления различных источников энергии в ходе научно-технической революции.
Учитель:
В последнее десятилетие жизни человека угрожают множество мировых экологических проблем. Давайте назовем их (составление экологической ромашки)
1. Изменение климата (парниковый эффект).
2. Истощение озонового экрана в стратосфере.
3. Проблема пресной воды.
4. Загрязнение подземных вод и пресных водоемов.
5. Влияние пестицидов на здоровье населения.
6. Кислотные осадки.
7. Проблема сокращения биологического разнообразия.
8. Экспорт токсических отходов.
9. Воздействие атомных станций на окружающую среду.
10. Эрозия почв.
11. Уничтожение тропических лесов.
12. Наступление пустынь.
13. Разрушение природной среды обитания.
14. Неэффективное использование природных ресурсов.
15.Ураганы,смерчи.
Наш диспут посвящен раскрытию сущности одной из этих экологических проблем- «парниковому эффекту».
3.Формирование знаний, умений, навыков.
Вступительное слово учителя
Учитель: “У человечества было 40 тысяч лет для разбега и осталось 40 лет для торможения перед пропастью”, - образно писал академик Вернадский еще 20 лет назад.
Трудно представить, что блестящий век науки, начинавшийся такими многообещающими победами разума, может завершиться так нелепо и бесславно. А речь идет именно об этом.
«Сохраним ли мы нашу планету обитаемой?», Некоторые экологи настойчиво повторяют: «Положение ухудшается очень быстро, оно гораздо очень опасно, чем это представляется большинству людей». «По сей день большинство людей не осознаёт, до какой степени мы разрушили мир, в котором обитаем».
Некоторые ученые находят возможным заявить: игра проиграна, и человечество стремительно летит в пропасть»..
Что это – поспешные выводы отдельных ученый или общее мнение ученого мира?
На сегодняшнем диспуте, мы обсудим ряд вопросов о состоянии нашей планеты и о том, что мы сможем сделать, что бы её спасти.
И так у нас два противоборствующих лагеря: оптимистов (сторонников энергичного наступления научно-технического прогресса, при чем любой ценой) и пессимистов (людей, видящих негативные явления, сопровождающие научно-технический прогресс, и призывающих развивать его вдумчиво, осмотрительно).
Слово предоставляется председателю диспута_________________________
Председатель: (слайд ) Парниковый эффект – это свойство атмосферы пропускать солнечную радиацию, но задерживать земное излучение, способствуя аккумуляции тепла Землёй. Существует ряд научных гипотез, объясняющих последствия парникового эффекта: 1) к концу XXI века содержание атмосферного углекислого газа удвоится, что неизбежно приведёт к повышению средней глобальной температуры на 5–6 градусов; Обычное содержание углекислого газа в атмосфере 0,03 %, но несмотря на малое количество, он играет заметную роль в жизни биосферы.2) подобный рост средней глобальной температуры приведёт к повышению уровня Мирового океана на 20–90 см, что в свою очередь приведёт к затоплению многих территорий;. Но есть учёные, которые считают, что, как это ни парадоксально, ускоряющееся накопление углекислого газа может привести не к потеплению, а к похолоданию.
Председатель: Ребята, что вы предлагаете для решения экологической проблемы «Парникового эффекта?» (Ученики предлагают свои версии, идет обсуждение).
Пессимисты 1.:
Парниковый эффект — это проблема, связанная с промышленной деятельностью человечества, но эту проблему можно уменьшить при грамотном подходе и защите окружающей среды. Повышение концентрации СО2 в атмосфере, может привести к росту среднегодовой температуры на пять градусов. Это, в свою очередь, послужит активации выброса из Мирового океана значительной массы углекислоты, что в итоге приведет к еще большему потеплению.
Председатель: Чем нам это грозит?
Пессимисты 2.:
1. Если температура на Земле будет продолжать повышаться, это окажет серьезнейшее воздействие на мировой климат.
2. В тропиках будет выпадать больше осадков, так как дополнительное тепло повысит содержание водяного пара в воздухе.
3. В засушливых районах дожди станут еще более редкими, и они превратятся в пустыни, в результате чего людям и животным придется их покинуть.
4. Температура морей также повысится, что приведет к затоплению побережья и к увеличению числа сильных штормов.
5. Повышение температуры на Земле может вызвать поднятие уровня моря, так как:
а) вода, нагреваясь, становится менее плотной и расширяется, расширение морской воды приведет к общему повышению уровня моря;
б) повышение температуры может растопить часть многолетних льдов, например, Антарктиду или высокие горные цепи. Образовавшаяся вода в конечном итоге стечет в моря, повысив их уровень. Следует, однако, заметить, что таяние льда, плавающего в морях, не вызовет повышение уровня моря. Ледяной покров Арктики представляет собой огромный слой плавучего льда. Климатологи подсчитали, что если растают гренландские и антарктические ледники, уровень Мирового океана повысится на 70-80 м. Кроме того
6. Сократятся жилые земли.
7. Нарушится водосолевой баланс океанов.
8. Изменятся траектории движения циклонов и антициклонов.
9. Если температура на Земле повысится, многие животные не смогут адаптироваться к климатическим изменениям. Многие растения погибнут от недостатка влаги, и животным придется переселиться в другие места в поисках пищи и воды. Если повышение температуры приведет к гибели многих растений, то вслед за ними вымрут и многие виды животных.
10. Изменение температуры негативно скажется на здоровье людей.
11. Из-за таяния ледников резко сократятся запасы пресной воды.
Председатель: А теперь выслушаем точку зрения оптимистов.
Оптимист 1. Но если парниковый эффект в атмосфере, действительно, несет столь ужасные, просто катастрофические последствия, неужели человечеству придется отказаться от добычи угля и нефти, использования автомобилей и всех благ, которые дарит нам технический прогресс? На самом деле, положение не столь плачевное, и вряд ли полный отказ от использования полезных ископаемых гарантирует нам предотвращение парниковой катастрофы. Все дело в том, что важно не загрязнять атмосферу выбросами СО2. Кроме того, некоторые ученые предложили разработать механизм, благодаря которому очищение атмосферы от углекислоты станет реальностью. Не стоит забывать и о растениях, поглощающих в процессе фотосинтеза углекислый газ. Эксперты сообщают, что растения могут переработать в 10 раз больше углекислоты, чем образуется в результате деятельности человека.
Председатель: Есть ли выход?
Оптимист 1. Выход есть всегда!
Как считают ученые, решение предотвращения парниковой катастрофы с технической точки зрения существует. Для этого придется перейти на использование возобновляемых-альтернативных источников энергии, таких как энергия ветра, приливов и отливов, солнечная энергия. Также разработка методик и инструментов для очищения атмосферы от СО2 приведет к созданию новых рабочих мест. Очень хотелось бы в это верить, не правда ли?
Оптимист 2. Хотелость бы добавить. Многие считают, что «парниковый эффект» вызовит потепление климата на Земле, но это совсем ни так. Наоборот, за краткосрочным процессом глобального потепления наступит процесс похолодания. И в конечном итоге наступит климатический баланс.
Пессимист3: Большинство экспертов сходятся во мнении, что глобальное потепление приведет к остановке теплого течения- Гольфстрима и произойдет все довольно быстро — за два-три года. Течение, в свою очередь остановится в следствии того, что ледники тая, будут охлаждать мировой океан. Если этому суждено сбыться, то в северной части Европы, Америки и России неминуемо похолодание. Как следствие, значительная часть обитаемой территории станет непригодной для проживания. Обострятся проблемы социально-экономического характера, люди начнут мигрировать в более подходящие для жизни районы. Вся территория развитых стран превратится в зону бедствия, и ожидание развала мировой системы политических и экономических связей станет совершенно реальным. В данной ситуации важнейшим обстоятельством станет удержание равновесия в политическом устройстве и предотвращение предпосылок к развитию глобальной ядерной войны,а следовательно человечество окажется на грани вымирания.
Оптимист 3. Парниковый эффект имеет место не только на Земле. В действительности самый сильный парниковый эффект, о котором мы знаем, — на соседней планете, Венере. Атмосфера Венеры почти целиком состоит из углекислого газа, и в результате поверхность планеты разогрета до 475°С. Климатологи полагают, что мы избежали такой участи благодаря наличию на Земле океанов. Океаны поглощают атмосферный углерод, также он накапливается в горных породах, таких как известняк — посредством этого углекислый газ удаляется из атмосферы. На Венере нет океанов, и весь углекислый газ, который выбрасывают в атмосферу вулканы, там и остается. На Земле мы наблюдаем управляемый парниковый эффект.
Оптимист:4 Кроме отрицательных последствий глобального потепления, можно отметить несколько положительных. Глобальное потепление только улучшит климат на южной части континенте Евразии, а следовательно в Казахстане. Этот процесс не станет причиной опустынивания южных районов нашей страны, как считали ранее". "Глобальное потепление приведет к тому, что произойдет перемена восточного направления ветра на западное, которое принесет большее количество осадков". Изменение направления ветра также будет способствовать очищению атмосферы. После длительных исследований и мониторинга "можно утверждать, что в результате потепления климат станет мягче - не будет перепадов температуры и резкой смены погоды", На первый взгляд более теплый климат представляется благом, так как могут уменьшится счета за отопление и увеличение продолжительности вегетационного сезона в средних и высоких широтах. Увеличение концентрации диоксида углерода может ускорить фотосинтез. Повысится урожайность. Глобальное потепление ускорило бы, вероятно, разложение органического вещества в почвах, что сделало почву бы более плодородной.
Пессимист 4: Действительно глобальное потепление ускорило бы, вероятно, разложение органического вещества в почвах, что привело бы к дополнительному поступлению в атмосферу диоксида углерода и метана и ускорило парниковый эффект. Я хочу поставить под сомнение потенциальный выигрыш в урожайности, так как он может быть уничтожен вредными насекомыми, поскольку повышение температуры ускорит их размножение. Почвы в некоторых областях окажутся малопригодными для выращивания основных культур. Если рассмотреть наихудший сценарий развития, то уже через сто лет наша планета может превратиться в необитаемую пустыню. На экваторе температура поднимется до +80градусов по Цельсию, на полюсах — до +55. Конечно, в этих условиях не сможет выжить ни одно растение, ни одно животное существо и даже великий и могущественный человек!
Председатель: Есть ли у сторон дополнение к вышесказанному?
Оптимист 5: . Наверное, каждый из нас впервые о пресловутом «Парниковом эффекте» услышал в четвертом классе на уроке естествознания. Когда учительница с ужасом рассказывала, как хищные химическая промышленность и автотранспорт губят природу, сжигая уголь и нефть и выбрасывая тонны выхлопных газов. А углекислый газ в атмосфере может вызвать неисчислимые бедствия: растают ледники, поднимется уровень воды в океане, природные катаклизмы охватят планету... Детская логика: искать игрушку не там, где потерял, а там, где светлее. Сказали нам, что все беды от парниковых газов, ну и давайте с ними бороться. Расчеты показывают, что, даже если через сто лет случится предсказанное экологами увеличение концентрации углекислого газа в два раза, это никак не повлияет на глобальную температуру. А вот если мысленно представить, что мы заменили всю атмосферу планеты на углекислый газ, то температура на планете понизится на целых пять градусов!

Председатель: А какие серьезные доводы вы можете предоставить в защиту своей позиции?

Оптимист 6:
Мы живем в нижнем слое - тропосфере.
Более 90% тепла выводится вверх через конвекцию (перемешивание) воздушных масс. Теплый воздух поднимается, холодный опускается на его место. Это первое.. Второе- всем известный факт, что, чем теплее на Земле, тем интенсивнее испаряется вода и больше облаков. А последние - сильнее отражают солнечные лучи. Соответственно, холодеет. Такой вот саморегулирующийся механизм.

Председатель:

- Как же быть тогда с глобальным потеплением?
Оптимист 6: Но даже если потепление и идет, тому есть масса других объяснений: изменение режима океанических течений, колебания солнечной активности, которая достигнет своего пика, по мнению ученых, в конце 2012г., и прочее. Теория парникового эффекта - хороший пример научной гипотезы, плавно перетекающей в большую политическую и экономическую проблему. Огромные индустриальные державы спорят о том, кто больше загрязняет атмосферу. Громадное количество научных институтов и лабораторий кормятся на средства, выделенные под "углекислый газ". Западные ученые хорошо научились выбивать деньги на свои исследования. Больше напугаешь - больше дадут. А что может быть страшнее всемирного потопа от растаявших полярных шапок?

Председатель:
Какой самый весомый довод в защиту классической теории парникового эффекта?

Пессимист 5: При бурении в Антарктиде и Гренландии изучался лед с разных глубин, реконструировался газовый состав и температурный режим земной атмосферы многовековой давности. Ученые установили, что, когда количество углекислого газа в атмосфере увеличивалось, на Земле было потепление, и наоборот. Вот оно - главное доказательство правильности традиционных взглядов!

Учитель: В целом, парниковый эффект – это уравнение со многими неизвестными. И каждая точка зрения имеет право на жизнь. Ребята, в контексте сказанного я предлагаю каждой команде составить логическую цепь развитие сценария гибели Земли, вызванных «Парниковым Эффектом».(карточки прилагаются)
Председатель: Наши дебаты можно было бы продолжить и дальше. Вы, уважаемые ребята, привели много убедительных аргументов за и против последствий «парникового эффекта». Пришла пора делать выводы. И я предлагаю каждой команде зачитать свой подготовленный «эко манифест» о способах борьбы с парниковым эффектом? Слово оптимистам.

Оптимист 1:
Главный источник выбросов парниковых газов в атмосферу – это энергетические и химические предприятия. Потребление энергии важно для экономического и социального развития, улучшения качества жизни.
Промышленность должна эффективно использовать материалы и ресурсы, устанавливать оборудование, контролирующее загрязнение окружающей среды, снижать количество отходов.
1.А именно поиски технологии для "беструбных" промышленных предприятий, работающих по замкнутой технологической схеме - с использованием всех отходов производства.
2. Совершенствовать пылегазоулавливающую аппаратуру, чтобы она препятствовала загрязнению воздуха.
3. Не допускать появление лесных пожаров.
Пути решения проблемы чистого воздуха вполне реальны.
Пессимист 1: Существует предложение извлекать избыток СО2 из воздуха, сжижать и нагнетать в глубоководные слои океана, используя его естественную циркуляцию. Другое предложение заключается в том, чтобы рассеивать в стратосфере мельчайшие капельки серной кислоты и уменьшать тем самым приход солнечной радиации на земную поверхность. Также необходимо вести борьбу с сокращением растительного покрова Земли, Одновременно должен быть усилен поиск, направленный на замену ископаемого топлива другими источниками энергии, не требующими расхода кислорода, шире использовать водную, ветровую, солнечную энергию, Требовать, чтобы в новых домах использовались более эффективные системы отопления и охлаждения. Уже сейчас пользуются большой популярностью автомобили, на которых устанавлены электромоторы, в частности автоконцерном «Тойота». Необходимо создавать мощные лесозащитные полосы. Но эти шаги необходимо делать уже сейчас. Пока человечество не прошло «точку невозврата».
4.Обобщение полученных знаний:
Учитель: А сейчас, я предлагаю вам для обсуждения блиц-задачи. На обсуждение вам дается 3 минуты, затем представление ответов и их защита.
Задание для команды № 1.
Как выяснилось, глобальные климатические изменения влияют на функционирование экосистем и жизнь человека очень существенно, хотя и весьма опосредованно. Попробуйте объяснить обнаруженные западными учёными статистически достоверные взаимосвязи между такими явлениями, как сильное извержение вулкана и курс закупочных цен на зерновые в Лондоне в XIX веке.
(Ответ: извержение вулкана – увеличение количества вулканической пыли в атмосфере Земли – уменьшение солнечной радиации – ухудшение погодных условий – падение урожая).
Задание для команды № 2.
Уменьшение численности добытых шкурок рыси охотниками Северной Америки.
(Ответ: извержение вулкана – увеличение количества вулканической пыли в атмосфере Земли – уменьшение солнечной радиации – ухудшение погодных условий – жёсткие условия зимовки для зайцев-беляков (особенно важные для молодых зайчат-однолеток) – уменьшение их численности – и, как следствие, уменьшение численности консумента второго порядка (рыси, для которой зайцы составляли основу пищевого рациона).
Учитель: В заключении прозвучит еще одно стихотворение-призыв.
Ученик:
Чёрная бездна… Звёздная пыль…
Холодом дышит вечность,
Переплетая сказку и быль
Миг и бесконечность!
Кто-то, когда-то задал маршрут,
Не объяснив секрета,
И совершает неведомый путь
Маленькая планета.
Кружится, вертится шар голубой,
Нас на груди качая.
Крутится, вертится не для того,
Чтоб всё начинать сначала.
В кружении стай вездесущих ракет
Так не легко вращаться.
Всё-таки пять миллиардов лет
Отдано цивилизации!
Мелкой дрожью на полюсах
Даёт себя знать усталость.
И застывает вопрос на устах:
“А сколько ещё осталось?!”
Вот она летит…
Маленькая какая.
Вот она грустит,
В думы свои вникая.
Вот она плывёт,
Тихой прохладой веет
Всё ещё живёт,
Всё ещё людям верит!
Вон она плывёт
Сквозь грозовую полночь,
Всех людей зовёт
Просит прийти на помощь!
Если сложить усилия взрослых и всех детей,
Мы сохраним планету,
Нашу планету людей.
5.Рефлексия:
Учитель: Вопрос приближения экологической катастрофы день ото дня становится все актуальнее. Этим вопросом сейчас озадачено огромное количество людей. Версий о конце света множество. Так как вы думаете, будет ли конец света в конце декабря 2012г, и какова ваша версия развитие событий?
- Ребята, а теперь вы оцените нашу совместную деятельность, настроение и климат, в котором мы работали.
- Что было самое интересное?
- Сможете ли применять свои знания в жизни?
Категория: Химия | Добавил: аманатиди (2013-11-10) | Автор: Елена E
Просмотров: 2384 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 3:31 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru