Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия

Урок химии в 8-м классе по теме «Обобщение знаний по теме: Кислоты, кислотные оксиды, соли».
Урок химии в 8-м классе по теме «Обобщение знаний по теме: Кислоты, кислотные оксиды, соли».

Автор: Ершова Е. А., учитель химии, КГУ ОШ № 66, г Алматы

Цель урока:
1. Рассмотреть свойства, способы получения кислот, кислотных оксидов, солей.
2. Развивать умение групповой, индивидуальной и исследовательской работы.
Задачи урока:
1. Образовательные: на основе повторения и обобщения ранее изученного материала углубить знания учащихся о свойствах и способах получения кислот, кислотных оксидов, солей, отработать умение составления уравнений химических реакций.
2. Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету, навыки устной и письменной речи; память, мышление, наблюдательность в ходе эксперимента; продолжить развитие навыков работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием в процессе выполнения лабораторного опыта, развивать способность делать умозаключения и выводы.
3. Воспитательные: формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы, воспитывать чувство коллективизма при работе в парах группах, уверенность в своих силах.
Тип урока: урок повторения и обобщения с элементами исследования.
Оборудование:
1. Реактивы (10%-ный растворы соляной кислоты, серной кислоты, гидроксид натрия, раствор карбоната натрия, нитрата серебра, хлорид бария, медь. цинк, лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый);
2. лабораторное оборудование (штатив с пробирками, пипетки);
3. дидактический материал (таблица растворимости, плакат “Химические свойства кислот”, карты-исследований, карточки-инструктажи, карточки с домашним заданием);
4. ТСО: интерактивная доска, презентация урока, мультимедийные программы.
Структура урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний, подготовка к восприятию новой темы.
III. Обобщение и систематизация знаний.
IV. Первичный контроль знаний.
V. Информация о домашнем задании
VI. Подведение итогов урока, выставления оценок.
VII. Рефлексия.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие учителя. Проверка готовности класса к уроку. Психологический настрой учащихся. Создание спокойной, деловой обстановки. Раскрытие целей и задач урока.
Девиз урока: Я хочу начать наш урок с эпиграфа: «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность». Это изречение принадлежит лауреату Нобелевской премии, драматургу Б.Шоу.
Эмоциональный настрой на урок: (под шум моря)
Перед тем как начать урок, давайте создадим положительный настрой. А для этого закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся на морской берег. Послушайте дыхание моря, почувствуйте запах морского бриза. Вдохните глубоко этот свежий и чистый аромат! Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вы спокойны, добры, приветливы, у вас прилив сил, вы настроены на работу. Я желаю вам хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу. Я посчитаю до 5 . На счёт «5» – вы откроете глаза.
II. Актуализация знаний, подготовка к восприятию новой темы.
Учитель: Ребята, у нас сегодня весьма необычный урок, нам предстоит увлекательнейшее путешествие по «Царству Кислот, Солей и Кислотных оксидов». И в конце нашей экскурсии вы обязательно найдете настоящий клад с сокровищами! Но прежде чем отправиться в путь, необходимо проверить, готовы ли вы к путешествию, и для этого соберем определенный багаж знаний.
Задание№1 «Химическая корзинка- разминка»
Блиц-опрос:
1. Что называют кислотами?
2. Какова классификация кислот?
3. Что называют кислотными оксидами?
4. Что называют солями?
5. Что называют индикаторами? Какие вы знаете индикаторы?
6. Что называют реакцией нейтрализации?
Задание№2 « Блеф-диктант»
При правильном утверждении-1; при неправильном утверждении-0:
Я утверждаю, что:
1. Азотная кислота-это двухосновная, бескислородная кислота.
2. Кислота окрашивает лакмус в красный цвет.
3. Медь взаимодействует с соляной кислотой.
4. При взаимодействии кислотного оксида с водой образуется кислота.
5. Соль серной кислоты называют карбонатом.
6. В результате реакции нейтрализации образуется только соль.
7. При взаимодействии цинка с серной кислотой выделяется водород.
8. Оксиду серы (IV) соответствует серная кислота.
Ключ к ответам: 0,1,0,1,0,0,1,0
Критерии выставления оценок:
Оценка «5»- 0 ошибок
«4»-1-2 ошибки
«3»-3-4 ошибки
«2»-5 и более ошибок

III.Обобщение и систематизация знаний.

Учитель:
Ну что ж необходимый багаж знаний собран и мы двигаемся в путь!
И первая наша остановка на границе в « Царство Кислот, Солей и кислотных оксидов». И так проходим таможенный контроль.

А) индивидуальные задания
Представители каждой группы выполняют индивидуальное задание у доски:

Карточка№1:
С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать соляная кислота (НСL): СаО, СО2, Нg,КОН, NaCL, Zn, АgNO3 ? Запишите возможные уравнения реакций.
Карточка№2:
При взаимодействии 10 г. цинка с соляной кислотой выделился водород. Определите объем и количество вещества водорода?
Карточка№3:
Закончите возможные уравнения реакций:
ВаСl2+H2SO4-------
Cu+ HCL-------
KOH+HNO3---------
CO2+H2O---------
Na3PO4+H3PO4---------
Б) Работа в группах:
Карточка№1:
Зимой между рамами окон иногда помещают сосуд с концентрированной серной кислотой. С какой целью это делается? Почему сосуд нельзя наполнять кислотой до верху?

Карточка№2:
Двум ученикам нужно разбавить концентрированную серную кислоту. Ученик №1 взял хим. стакан с конц. серной кислотой и налил туда воды…
Ученик №2 сделал иначе: Он взял сосуд с водой и налил туда серной кислоты….
Кто из учеников получил ожог серной кислотой? Ответ обоснуйте.

Карточка№3:
Почему даже небольшой ожог плавиковой кислоты (фтороводородной кислоты) может вызвать летальный исход? Ответ обоснуйте.

Учитель: Границу мы преодолели, и мы продолжаем экскурсию по «Царству Кислот и Солей и Кислотных оксидов» и первая наша остановка в «Храме экспериментов».

Групповая работа: (исследовательская работа)

Группа№1:
В трех пробирках находятся бесцветные жидкости: щелочь, кислота, соль. Определите в какой из пробирок находится каждое из веществ при помощи лакмуса. Сделайте вывод.

Группа№2
С какими из предложенных металлов (медь, цинк, железо) будет реагировать соляная кислота. Записать возможные уравнения реакций. Сделать вывод.

Группа№3:
Дан набор реактивов: НCL, Н2SO4, Н2О, ВaCL2. Определите в какой из пробирок находиться серная кислота (Н2SO4 ). Запишите уравнение реакции, укажите признак реакции.

Учитель: А сейчас следующим этапом нашего путешествия будут «Химические игры»:

Игра №1:
«Химический светофор»
Задание: Определите к какому классу относится формула данного вещества: сульфат калия, серная кислота, углекислый газ, фосфорная кислота, карбонат натрия, нитрат меди, оксид серы (VI), угольная кислота, оксид фосфор. (За неправильный ответ штрафной вопрос).
Карточки:
Красная- кислота
Желтая- кислотный оксид
Зеленая- соль

Игра №2
« Магический круг»
Задание: Какой соли соответствует какая кислота (приложение – «магический круг»)


Игра №3
« Химическое домино»
Задание: Какой кислоте соответствует кислотный оксид (приложение – « химическое домино»)

Игра №4
«Черный ящик»
Задание: Определите вещество:
1.Некоторые голожаберные моллюски, защищаясь, выделяют из своих желез вещество, воздействующее на кожные покровы и органы обидчика.
2.Об этом веществе говорят «хлеб химии».
3.Перевозят это вещество в стальных или алюминиевых цистернах.
4.Р.Вуд сделал, с помощью этого вещества, химическую грелку.
5.Называли его еще «купоросным маслом». Соли этого вещества: «глауберова», «бариевая каша», гипс, купорос.
6. Сиропообразная жидкость, тяжелее воды почти в два раза.
7.Электролит для аккамуляторов.
Ответ: серная кислота.

Игра №5
« Химический тир»
Задание: Необходимо поразить движущую цель (приложение- программа «По оксидам пли!»)

IV. Первичный контроль знаний
Учитель: Для того чтобы вернуться домой мы должны заполнить «Декларацию знаний».
Так что заключительным этапом нашей экскурсии является Мини- тест
И для закрепления того, что мы с вами прошли, выполним тест. В задании по вариантам выберите правильный ответ и обведите красной ручкой или фломастером соответствующие точки на рисунке(рис. 2). А теперь эти точки соедините линией. Затем поднимите свои работы, и я увижу ваши улыбки.
Тест по теме: «Обобщение знаний по теме: Кислоты,соли»
В а р и а н т 1.
1) Из предложенного перечня выберите кислотный оксид:
а) SO3; в) К2О. в) Na2O;
2) В результате взаимодействия оксида серы(VI) с водой образуется:
а) основание; б) кислота; в) соль.
3) В растворах кислот лакмус имеет цвет:
а) бесцветный; б) синий; в) красный.
4) Какой металл не реагирует с соляной кислотой?
а) Натрий; б) серебро; в) цинк.
5) Вещества какой пары могут реагировать между собой?
а) NaOH + HCl; б) NaCl + Zn; в) Аu + H2SO4.
Тест по теме: «Обобщение знаний по теме: Кислоты,соли»
В а р и а н т 2.
1) Из предложенного перечня выберите кислотный оксид:
а) СаО; б) K2О; в) СО2;
2) В результате взаимодействия оксида фосфора с водой образуется:
а) щелочь; б) кислота; в) соль.
3) В растворах кислот фенолфталеин имеет цвет:
а) бесцветный (цвет не меняет); б) оранжевый; в) красный
4) Что из перечисленного не подходит для характеристики соляной кислоты?
а) Сильная;
б) двухосновная;
в) бескислородная.
5) Вещества какой пары могут реагировать между собой?
а) Н2О + SiО2;
б) Ag + H2SO4 (разб.).
в) Zn + НСl;

Оформление ответов:


Рис. 1. Забавная рожица для ответов на вопросы теста. Верхний ряд кружков соответствует ответу «а», средний – «б», нижний – «в». Если ответы верные, то получается улыбка, как показано на рисунке
V.Информация о домашнем задании
Пришла телеграмма: «Пропали вещества А и В, вместо них появилось неизвестное вещество С».
Вам надо разыскать эти вещества. Итак, вы отправитесь на поиски:
SО3 + H2O —> А;
СаО + H2O —> В;
А + В —> С.
О ходе вашего путешествия и поисков напишите или нарисуйте (в виде какой-нибудь творческой работы), а на следующем уроке мы подведем итоги ваших работ.
VI. Подведение итогов урока, выставления оценок. Дорогие ребята! А теперь я открою вам секрет, про который я говорила в начале урока: вы дейстивительно нашли самый настоящий клад с сокровищами и эти сокровища ваши знания, которые вы добыли сами!
VII.Рефлексия.

А) Оценка своей деятельности.
1. На уроке я работал(а) активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3. Урок для меня показался коротким / длинным
4. За урок я не устал(а) / устал(а)
5. Мое настроение стало лучше / стало хуже
6. Материал урока мне был понятен \ не понятен \интересен \скучен





Б) «Лестница успеха»
Необходимо оценить, на какой ступеньке вы оказались в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты и свой уровень знаний по этой теме.


“Волшебная лестница знаний”:
- Попробуйте определить, насколько хорошо вы усвоили новое знание по “Волшебной лестнице знаний”:



Притча
Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»
- Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.
- Кто работал так, как на каторге?
(Поднимают красные кружочки.)
- Кто работал добросовестно?
(Поднимают желтые кружочки.)
- Кто принимал участие в строительстве храма?
(Поднимают зеленые кружочки.)
Категория: Химия | Добавил: аманатиди (2013-11-10) | Автор: Елена Ершова E
Просмотров: 3695 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 3:34 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru