Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия |
Урок химии в 8-м классе по теме «Обобщение знаний по теме: Кислоты, кислотные оксиды, соли». Автор: Ершова Е. А., учитель химии, КГУ ОШ № 66, г Алматы Цель урока: 1. Рассмотреть свойства, способы получения кислот, кислотных оксидов, солей. 2. Развивать умение групповой, индивидуальной и исследовательской работы. Задачи урока: 1. Образовательные: на основе повторения и обобщения ранее изученного материала углубить знания учащихся о свойствах и способах получения кислот, кислотных оксидов, солей, отработать умение составления уравнений химических реакций. 2. Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету, навыки устной и письменной речи; память, мышление, наблюдательность в ходе эксперимента; продолжить развитие навыков работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием в процессе выполнения лабораторного опыта, развивать способность делать умозаключения и выводы. 3. Воспитательные: формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы, воспитывать чувство коллективизма при работе в парах группах, уверенность в своих силах. Тип урока: урок повторения и обобщения с элементами исследования. Оборудование: 1. Реактивы (10%-ный растворы соляной кислоты, серной кислоты, гидроксид натрия, раствор карбоната натрия, нитрата серебра, хлорид бария, медь. цинк, лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый); 2. лабораторное оборудование (штатив с пробирками, пипетки); 3. дидактический материал (таблица растворимости, плакат “Химические свойства кислот”, карты-исследований, карточки-инструктажи, карточки с домашним заданием); 4. ТСО: интерактивная доска, презентация урока, мультимедийные программы. Структура урока I. Организационный момент. II. Актуализация знаний, подготовка к восприятию новой темы. III. Обобщение и систематизация знаний. IV. Первичный контроль знаний. V. Информация о домашнем задании VI. Подведение итогов урока, выставления оценок. VII. Рефлексия. Ход урока I. Организационный момент Приветствие учителя. Проверка готовности класса к уроку. Психологический настрой учащихся. Создание спокойной, деловой обстановки. Раскрытие целей и задач урока. Девиз урока: Я хочу начать наш урок с эпиграфа: «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность». Это изречение принадлежит лауреату Нобелевской премии, драматургу Б.Шоу. Эмоциональный настрой на урок: (под шум моря) Перед тем как начать урок, давайте создадим положительный настрой. А для этого закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся на морской берег. Послушайте дыхание моря, почувствуйте запах морского бриза. Вдохните глубоко этот свежий и чистый аромат! Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вы спокойны, добры, приветливы, у вас прилив сил, вы настроены на работу. Я желаю вам хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу. Я посчитаю до 5 . На счёт «5» – вы откроете глаза. II. Актуализация знаний, подготовка к восприятию новой темы. Учитель: Ребята, у нас сегодня весьма необычный урок, нам предстоит увлекательнейшее путешествие по «Царству Кислот, Солей и Кислотных оксидов». И в конце нашей экскурсии вы обязательно найдете настоящий клад с сокровищами! Но прежде чем отправиться в путь, необходимо проверить, готовы ли вы к путешествию, и для этого соберем определенный багаж знаний. Задание№1 «Химическая корзинка- разминка» Блиц-опрос: 1. Что называют кислотами? 2. Какова классификация кислот? 3. Что называют кислотными оксидами? 4. Что называют солями? 5. Что называют индикаторами? Какие вы знаете индикаторы? 6. Что называют реакцией нейтрализации? Задание№2 « Блеф-диктант» При правильном утверждении-1; при неправильном утверждении-0: Я утверждаю, что: 1. Азотная кислота-это двухосновная, бескислородная кислота. 2. Кислота окрашивает лакмус в красный цвет. 3. Медь взаимодействует с соляной кислотой. 4. При взаимодействии кислотного оксида с водой образуется кислота. 5. Соль серной кислоты называют карбонатом. 6. В результате реакции нейтрализации образуется только соль. 7. При взаимодействии цинка с серной кислотой выделяется водород. 8. Оксиду серы (IV) соответствует серная кислота. Ключ к ответам: 0,1,0,1,0,0,1,0 Критерии выставления оценок: Оценка «5»- 0 ошибок «4»-1-2 ошибки «3»-3-4 ошибки «2»-5 и более ошибок III.Обобщение и систематизация знаний. Учитель: Ну что ж необходимый багаж знаний собран и мы двигаемся в путь! И первая наша остановка на границе в « Царство Кислот, Солей и кислотных оксидов». И так проходим таможенный контроль. А) индивидуальные задания Представители каждой группы выполняют индивидуальное задание у доски: Карточка№1: С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать соляная кислота (НСL): СаО, СО2, Нg,КОН, NaCL, Zn, АgNO3 ? Запишите возможные уравнения реакций. Карточка№2: При взаимодействии 10 г. цинка с соляной кислотой выделился водород. Определите объем и количество вещества водорода? Карточка№3: Закончите возможные уравнения реакций: ВаСl2+H2SO4------- Cu+ HCL------- KOH+HNO3--------- CO2+H2O--------- Na3PO4+H3PO4--------- Б) Работа в группах: Карточка№1: Зимой между рамами окон иногда помещают сосуд с концентрированной серной кислотой. С какой целью это делается? Почему сосуд нельзя наполнять кислотой до верху? Карточка№2: Двум ученикам нужно разбавить концентрированную серную кислоту. Ученик №1 взял хим. стакан с конц. серной кислотой и налил туда воды… Ученик №2 сделал иначе: Он взял сосуд с водой и налил туда серной кислоты…. Кто из учеников получил ожог серной кислотой? Ответ обоснуйте. Карточка№3: Почему даже небольшой ожог плавиковой кислоты (фтороводородной кислоты) может вызвать летальный исход? Ответ обоснуйте. Учитель: Границу мы преодолели, и мы продолжаем экскурсию по «Царству Кислот и Солей и Кислотных оксидов» и первая наша остановка в «Храме экспериментов». Групповая работа: (исследовательская работа) Группа№1: В трех пробирках находятся бесцветные жидкости: щелочь, кислота, соль. Определите в какой из пробирок находится каждое из веществ при помощи лакмуса. Сделайте вывод. Группа№2 С какими из предложенных металлов (медь, цинк, железо) будет реагировать соляная кислота. Записать возможные уравнения реакций. Сделать вывод. Группа№3: Дан набор реактивов: НCL, Н2SO4, Н2О, ВaCL2. Определите в какой из пробирок находиться серная кислота (Н2SO4 ). Запишите уравнение реакции, укажите признак реакции. Учитель: А сейчас следующим этапом нашего путешествия будут «Химические игры»: Игра №1: «Химический светофор» Задание: Определите к какому классу относится формула данного вещества: сульфат калия, серная кислота, углекислый газ, фосфорная кислота, карбонат натрия, нитрат меди, оксид серы (VI), угольная кислота, оксид фосфор. (За неправильный ответ штрафной вопрос). Карточки: Красная- кислота Желтая- кислотный оксид Зеленая- соль Игра №2 « Магический круг» Задание: Какой соли соответствует какая кислота (приложение – «магический круг») Игра №3 « Химическое домино» Задание: Какой кислоте соответствует кислотный оксид (приложение – « химическое домино») Игра №4 «Черный ящик» Задание: Определите вещество: 1.Некоторые голожаберные моллюски, защищаясь, выделяют из своих желез вещество, воздействующее на кожные покровы и органы обидчика. 2.Об этом веществе говорят «хлеб химии». 3.Перевозят это вещество в стальных или алюминиевых цистернах. 4.Р.Вуд сделал, с помощью этого вещества, химическую грелку. 5.Называли его еще «купоросным маслом». Соли этого вещества: «глауберова», «бариевая каша», гипс, купорос. 6. Сиропообразная жидкость, тяжелее воды почти в два раза. 7.Электролит для аккамуляторов. Ответ: серная кислота. Игра №5 « Химический тир» Задание: Необходимо поразить движущую цель (приложение- программа «По оксидам пли!») IV. Первичный контроль знаний Учитель: Для того чтобы вернуться домой мы должны заполнить «Декларацию знаний». Так что заключительным этапом нашей экскурсии является Мини- тест И для закрепления того, что мы с вами прошли, выполним тест. В задании по вариантам выберите правильный ответ и обведите красной ручкой или фломастером соответствующие точки на рисунке(рис. 2). А теперь эти точки соедините линией. Затем поднимите свои работы, и я увижу ваши улыбки. Тест по теме: «Обобщение знаний по теме: Кислоты,соли» В а р и а н т 1. 1) Из предложенного перечня выберите кислотный оксид: а) SO3; в) К2О. в) Na2O; 2) В результате взаимодействия оксида серы(VI) с водой образуется: а) основание; б) кислота; в) соль. 3) В растворах кислот лакмус имеет цвет: а) бесцветный; б) синий; в) красный. 4) Какой металл не реагирует с соляной кислотой? а) Натрий; б) серебро; в) цинк. 5) Вещества какой пары могут реагировать между собой? а) NaOH + HCl; б) NaCl + Zn; в) Аu + H2SO4. Тест по теме: «Обобщение знаний по теме: Кислоты,соли» В а р и а н т 2. 1) Из предложенного перечня выберите кислотный оксид: а) СаО; б) K2О; в) СО2; 2) В результате взаимодействия оксида фосфора с водой образуется: а) щелочь; б) кислота; в) соль. 3) В растворах кислот фенолфталеин имеет цвет: а) бесцветный (цвет не меняет); б) оранжевый; в) красный 4) Что из перечисленного не подходит для характеристики соляной кислоты? а) Сильная; б) двухосновная; в) бескислородная. 5) Вещества какой пары могут реагировать между собой? а) Н2О + SiО2; б) Ag + H2SO4 (разб.). в) Zn + НСl; Оформление ответов: Рис. 1. Забавная рожица для ответов на вопросы теста. Верхний ряд кружков соответствует ответу «а», средний – «б», нижний – «в». Если ответы верные, то получается улыбка, как показано на рисунке V.Информация о домашнем задании Пришла телеграмма: «Пропали вещества А и В, вместо них появилось неизвестное вещество С». Вам надо разыскать эти вещества. Итак, вы отправитесь на поиски: SО3 + H2O —> А; СаО + H2O —> В; А + В —> С. О ходе вашего путешествия и поисков напишите или нарисуйте (в виде какой-нибудь творческой работы), а на следующем уроке мы подведем итоги ваших работ. VI. Подведение итогов урока, выставления оценок. Дорогие ребята! А теперь я открою вам секрет, про который я говорила в начале урока: вы дейстивительно нашли самый настоящий клад с сокровищами и эти сокровища ваши знания, которые вы добыли сами! VII.Рефлексия. А) Оценка своей деятельности. 1. На уроке я работал(а) активно / пассивно 2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3. Урок для меня показался коротким / длинным 4. За урок я не устал(а) / устал(а) 5. Мое настроение стало лучше / стало хуже 6. Материал урока мне был понятен \ не понятен \интересен \скучен Б) «Лестница успеха» Необходимо оценить, на какой ступеньке вы оказались в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты и свой уровень знаний по этой теме. “Волшебная лестница знаний”: - Попробуйте определить, насколько хорошо вы усвоили новое знание по “Волшебной лестнице знаний”: Притча Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!» - Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок. - Кто работал так, как на каторге? (Поднимают красные кружочки.) - Кто работал добросовестно? (Поднимают желтые кружочки.) - Кто принимал участие в строительстве храма? (Поднимают зеленые кружочки.) | |
Просмотров: 3695 | Комментарии: 5 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|