Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия |
Тема: «Типы химических реакций (реакции замещения и обмена)» Цель урока: на основе имеющихся знаний об условиях, признаках протекания химических реакций обеспечить дальнейшее усвоение классификации химических реакций, деления их на типы. Задачи: • Закрепить понятие «признаки химических реакций»; • Развить навыки проведения химических реакций, используя правила техники безопасности; развивать логическое мышление при определении типа химической реакции; • Развивать познавательную активность и творческие способности. • Воспитывать чувство коллективизма и взаимопонимания при работе в творческих группах. Тип урока: урок изучения нового материала и закрепления полученных знаний. Оборудование: штатив, пробирки, древесная лучина, свечи, известковая вода, пластинка из жести, спички, Ход урока Организационный момент 1 мин Актуализация знаний. 4 мин. <br /><br /> Работа с листами контроля, по вариантам: <br /><br /> Карточка 1 вариант 1. Укажите число исходных веществ и продуктов реакции соединения: ___________________ = _____________________________ <br /><br /> 2. Укажите состав исходных веществ и продуктов реакции соединения: ______________________+__________ = _______________+_________________ <br /><br /> 3. Заполните пропуски в определении. Реакцией соединения называется реакция образования __________________________________________________при взаимодействии ________________________________________________. <br /><br /> 4. Закончите уравнения реакций, определите тип реакции: а) Mg + O2 → б) Al + Cl2 → *хлор ( I) <br /><br /> Карточка 2 вариант 1. Укажите число исходных веществ и продуктов реакции разложения: _________________________=_________________________________ <br /><br /> 2. Укажите состав исходных веществ и продуктов реакции разложения: __________________+______________ =______________ +_________________ <br /><br /> 3. Заполните пропуски в определении. Реакцией разложения называется реакция разложения ______________________________________________ с образованием _____________________________________________________ веществ. <br /><br /> 4. Закончите уравнения реакций, определите тип реакции a) Al + S → *сера (II) б) HgО → Hg + O2 <br /><br /> Стадия вызова 2 мин Выберите верные утверждения <br /><br /> a) 2KClO3 = 2KCl + 3O2 реакция разложения b) FeS +2HCl =FeCl2 + H2S реакция обмена c) CuSO4 + Fe = Cu + FeSO4 реакция разложения d) 2FeCl2 + Cl2 = 2FeCl3 реакция соединения e) Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2↑ реакция замещения <br /><br /> Ответы: a, b, d, e. <br /><br /> Итак, тема сегодняшнего урока: «Типы химических реакций (реакции замещения и обмена)» Формулируем цель урока… 2 мин <br /><br /> Работать вы будете по группам. Информацию по теме можно получить в учебнике §19 , кроме того вам будет продемонстрирован видеоматериал. Результат вашей работы на уроке по теме вы представите в виде заполненной концептуальной таблицы и выполненного упражнения, материалы у вас на столах. Также вам необходимо провести Лабораторный опыт 2.2, 2.3 Горение древесной лучины и парафиновой свечи. Спикеры групп, не забывайте, пожалуйста, об оценивании работы. <br /><br /> КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ Тема Типы химических реакций класс_____ Спикер____________________ <br /><br /> Группа Работа Расстановка Лаборат. Выступление Всего Оценка по таблице коэффициентов опыт баллов <br /><br /> Критерии оценивания: 18-20 баллов - «5» 15-17 баллов - «4» 12-14 баллов - «3» 11 и менее - «2» <br /><br /> Желаю успеха в работе! <br /><br /> Стадия осмысления всего 20 мин Работа в группах. Демонстрация видеоматериала (5 мин) После демонстрации вы должны суметь ответить на вопросы: 1. Какие по составу вещества вступили в реакцию? 2. Какие по составу вещества получились в результате реакции? 3. Что произошло с веществами с точки зрения атомно-молекулярного учения? 4. Записать уравнения реакций, расставить коэффициенты. 5. Определить тип реакции <br /><br /> Видеоматериал: 1. Восстановление меди водородом 2. Взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой <br /><br /> 1. Концептуальная таблица. Типы химических реакций Типы химических реакций замещения обмена определение исходные вещества продукты реакции схема реакции примеры уравнений реакций <br /><br /> 2. Упражнение Расставьте коэффициенты в следующих схемах и определите тип реакции <br /><br /> А) Fe2O3 + C → Fe + CO↑ А) O2 + Fe → Fe3O4 Б) NaClO3 → O2↑ + NaCl Б) NH4Cl → NH3 + HCl В) FeCl2 + Cl2 → FeCl3 В) CaO + CO2 → CaCO3 Г) FeS + HCl → FeCl2 + H2S Г) Cu(OH)2 + HCl → CuCl2 + H2O Д) Al + СuCl2 → AlCl3 + Cu Д) HCl + Mg → MgCl2 + H2 <br /><br /> Лабораторный опыт (5 мин) Горение древесной лучины и парафиновой свечи. Инструктаж по ТБ Инструктивная карта Лабораторный опыт 2.2 «Наблюдение за горящей свечой» 1. Зажгите свечу. Наблюдайте за изменениями, происходящими с парафином. К каким явлениям относится этот процесс? 2. Осторожно поднесите руку к свече. Что Вы ощущаете при горении? Посмотрите внимательно на пламя свечи. Какие вы можете различить цвета пламени? Какие физические явления вы наблюдали при горении свечи? 3. Возьмите кусочек жести, закрепите его в держателе. Внесите в пламя и подержите 5 секунд. Подняв жесть, осмотрите ее нижнюю плоскость. Темное пятно представляет собой сажу (углерод). При горении свечи парафин сгорает не полностью и в пламени можно обнаружить углерод, который, оседая на жести, образует черный налет. 4. Возьмите сухую пробирку, закрепите ее в держателе и, перевернув вверх дном, подержите ее над пламенем до запотевания. Одним из продуктов горения парафина является вода, которая конденсируется на стенках пробирки. 5. Аккуратно переверните пробирку. Налейте в пробирку известковой воды. Обратите внимание на то, что известковая вода помутнела – это признак образовавшегося углекислого газа. Вторым продуктом горения парафина является углекислый газ СО2. Са(ОН)2 + СО2 → СаСО3 ↓ + Н2О 6. Составьте уравнение реакции горения парафина, зная его формулу - С18Н38 <br /><br /> Лабораторный опыт 2.3 «Наблюдение за горящей древесной лучиной» 1. Подожгите древесную лучину. Определите продукты горения. Опишите свои наблюдения в таблице Опыт Наблюдения Выводы <br /><br /> Стадия рефлексии 15 мин Обсуждение результатов работы Проверка заполненной таблицы и выполненного упражнения <br /><br /> Домашнее задание: 1 мин §19, стр 49-50 На «3» № 6,8. На «4» № 7, 9. Написать “Синквэйн” по теме На «5» №10,11. Написать “Синквэйн” по теме | |
Просмотров: 2171 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|