Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия |
Открытое внеклассное мероприятие «Самый лучший знаток химии» для учеников 9 «А» класса Дата проведения: 21 ноября 2013 г. Продолжительность: 45 мин. Цели: • повышение познавательного интереса к науке химии; • обобщение всех полученных знаний по неорганической химии; • создание ситуации успеха дляучеников; • вызвать положительные эмоциональные переживания в ходе мероприятия. Задачи: Образовательные: • закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках химии; • вовлечение в словарный запас химических слов и выражений; • развитие коммуникативных навыков; • осуществление межпредметных связей. Коррекционные: • развитие памяти, внимания; • развитие образного мышления; • развитие творческого воображения; • развитие восприятия; • повышение самооценки, снижение тревожности Воспитательные: • воспитание любви и уважения к изучаемым предметам; • развитие творческих способностей учащихся; • самореализация личности подростка через внеклассную деятельность. Оборудование: компьютер, интерактивная доска, таблица Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. Оборудование и реактивы для эксперимениального конкурса: Опыт №1: раствор щелочи, ф/ф, конц. кислота, 3 стакана. Опыт №2: форфоровая чашка, перманганат калия, конц. серная или азотная кислота, древесные стружки, спирт, вата. Опыт №3: формат бумаги АЗ, ф/ф, концентрированный раствор карбоната натрия. Опыт №4: денежная купюра, тигельные щипцы, зажигалка, раствор соли, раствор (1/2 часть спир-та+ ½ часть дистил. воды). Для химической заставки: 1. раствор нитрата серебра, медная монета, салфетка 2. измельченное сухое горючее, таблетки норсульфазола. Число участников – 10 человек. Остальные учащиеся выступают в роли болельщиков. В начале игры: представление участников (девиз, эмблема). Помогают проводить мероприятие ученики 7 «А» класса. Мероприятие включает 4 конкурса: 1 конкурс – «Разминка», 2 конкурс – «Угадай элемент» (загадки), 3 конкурс – «Экспериментальный», 4 конкурс – «Межпредметные связи». Между 2 и 3 конкурсами проводится игра со зрителями. Ход мероприятия Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы определим самого умного химика школы. Для этого наши участники пройдут испытания в виде 3 конкурсов. За каждый правильный ответ они будут получать по жетону. В конце каждого конкурса будут подводиться предварительные итоги, а в конце мы определим самого лучшего знатока химии в школе. Сначала мы попросим представиться участников (представление команд: девиз и эмблема). И так, мы начинаем! Желаю всем участникам «Ни пуха, ни пера …» Учитель. Химия – такая есть наука, Учить ее по книжкам – скука: Формулы, законы, элементы, Уравнения... И прочие моменты. Из нее, однако, можем мы узнать, Что и как, и надо ли взрывать, Что нельзя нам с вами есть и пить, Чтоб потом себя не хоронить, Из чего все вещи, что вокруг… Они возникают просто вдруг! Чтобы это знать и более, Учат химию в нашей школе. Конкурс 1. «Разминка» Учитель: Вам будут задаться вопросы. Кто первый ответит, получает жетон. Ответ принимает-ся только у участника с поднятой рукой. Если участники выкрикивают, вопрос ни кому не засчитыва-ется. 1. Название какого химического элемента слагается из названий двух животных? (мышьяк) 2. Без какого элемента невозможна фотография? (серебро) 3. Мельчайшая частица, химически не делимая? (атом) 4. Самый распространённый химический элемент на Земле? (кислород) 5. Какой металл называют элементом плодородия? (калий) 6. Самый распространённый химический элемент во Вселенной? (гелий) После конкурса подводятся первые итоги. Химическая заставка Опыт «Посеребрение монеты» В заранее приготовленный раствор нитрата серебра опустить медную монету на минуту. Затем просушить ее фильтровальной бумагой. Можно использовать раствор соли ртути, опыт проходит мгновенно, но вещество опасно и необходимо соблюдать меры предосторожности (следить, чтобы вещество не попало на стол, на одежду, на кожу) после этого опыта тщательно вымыть руки и герметически закрыть склянку. Игра со зрителями 1. Посуда для хранения жидкости в лаборатории? (про-бирка) 2. Соединение с хлором? (хлориды) 3. Число, которое пишется перед формулой? (коэффициент) 4. Связь между ионами? (ионная) 5. 120 на 80 - это? (артериальное давление) 6. Вещество, которое может находиться в трех состояниях? (вода) 7. Жидкость жизни? (вода) 8. Используется во время тушения пожаров в пенных огнетушителях. (CO2) 9. Нехватка витаминов в организме? (авитоминоз) 10. Самый распространенный элемент на Земле? (кислород) 11. Какой элемент убивает микроорганизмы (серебро) 12. Кто открыл закон сохранения массы вещества. (М.Ломоносов) 13. Светло-синий газ, образующийся при грозовых разрядах. (озон) Конкурс 2. Экспериментальный 1 ведущий: Химия - наука экспериментальная. Приступить к эксперименту может лишь тот, кто в совершенстве знает правила безопасности. Что может произойти, если не соблюдать правила техники безопасности: (Входит ученик в порванной одежде, глаз перевязан, лицо в саже, волосы всклочены.) Ученик : Получал я водород, К нему прибавил кислород, А они взорвались сразу, И остался я без глаза. 2 ведущий: Ему хотелось волшебства, В пробирке он поджег два вещества... (Взявшись за руки входят два ученика в одежде с большими ды-рами) Ученик 1 : Вы не думайте друзья, Что пришел так в школу я. Злая щелочь брюки съела, Вот такое, братцы, дело. Ученик 2 : Попробовать на вкус решил я кислоту. Глядь, языка уж нет во рту! Растаял мой язык, как лед, И до сих пор во рту все жжет. 1 ведущий : Чтоб жизнь не подвергать опасности, Ты свято соблюдай все правила безопасности Опыт №1 «Лохотрон» На столе три стакана. В первом стакане раствор щелочи (имитация воды); во втором («пустом») ста-кане на дне несколько капель фенолфталеина; в третьем («пустом») -незначительное количество конц. серной кислоты. Ведущий выливает содержимое первого стакана во второй. Раствор приобретает малиновую окраску. Затем содержимое второго стакана переливается в третий. Раствор становится бесцветным. Вопрос: Назовите формулы веществ в каждом стакане? 2 ведущий: Давайте представим , что мы с вами оказались в первобытном обществе. Первобытные люди боялись огня. Они видели, как молния попадала в дерево и оно загоралось. Сейчас вы увидите опыт «Самовозгорание костра». Опыт №2 «Самовозгорание костра». На дно фарфоровой чашки насыпать горкой перманганат калия и смочить его концентрированной серной кислотой. Сверху этой смеси положить тонкие, сухие древесные стружки. В центре оставить свободное место в стружках над смесью. Затем обильно смочить ватку спиртом и спрятать ее в ладони. Проводя рукой над чашкой, сжать пальцами ватку, чтобы спирт капнул на смесь. (Осторожно! Может быть сильная вспышка и поэтому не опускать низко руки над чашкой и быстро убрать руку). Вопрос: Назовите вещество в фарфоровой чашке? 1 ведущий: Вы все знаете, что деньги сделаны из …. бумаги. Если их поджечь, то они загорятся? А я докажу Вам обратное. Вопрос: какой раствор в пульверизаторе? Опыт №4 «Горящие деньги» Десятирублевая купюра - щипцы - спички или зажигалка - соль (если вы хотите сделать цветное пламя) - 50% раствор спирта (1/2 часть спирта + 1/2 часть воды) 1. Добавьте щепотку соли в спиртовой раствор. 2. Погрузите купюру в раствор таким образом, чтобы она полностью им пропиталась. 3. Достаньте щипцами деньги из раствора. Дайте стечь лишней жикости с купюры. 4. Подожгите купюру. Понаблюдайте, как она горит, пока не погаснет пламя. Вопрос: назовите раствор. 2 ведущий: Я попрошу выйти ко мне одного мальчика. Я ему сделаю моментальную цветную фотографию. Вот лист бумаги, а я брызну на него волшебной жидкостью из пульверизатора. Посмотри, какой симпатичный портрет получился! Опыт №3 «Цветная фотография» На листе ватмана заранее делается рисунок - портрет мальчика - спиртовым раствором фенолфталеина. В пульверизаторе находится концентрированный раствор карбоната натрия, при смачивании которым листа бумаги появляется малиновый рисунок, изображающий мальчика. Конкурс 3. «Межпредметные связи» Участникам задаются вопросы. Кто первый ответит, получает жетон. Ответ принимается только у участника с поднятой рукой. Если участники выкрикивают, вопрос ни кому не засчитывается. Для этого конкурса участникам выдается таблица Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. Конкурс географов – химиков 1. Какие химические элементы названы в честь некоторых частей света? (Европий, америций) 2. Название какого элемента произошло от названия полуострова? (Скандий – в честь Скандинав-ского полуострова) 3. Перечислите элементы, названные в честь ученых? (Менделевий – в честь Менделеева, Резерфор-дий – в честь Резерфорда, Нобелий – в честь Нобеля, Эйнштейний – в честь Эйнштейна, Кюрий – в честь Кюри) Конкурс историков – химиков 1. Во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии болели желудочно– кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковыми, а вот металлическая посуда разная. Из какого чудодейственного металла была изготовлена офицерская посуда? (Из серебра, обладающего бактерицидными свойствами) 2. Соединением какого химического элемента был отравлен Наполеон? (Соединением, содержащим мышьяк) 3. До середины 50-х годов прошлого века считали, что этот металл – один из самых малополезных ме-таллов. За всю историю человечества его добыто около 90 тысяч тонн. Не так уж это и много! Мы сталкиваемся с этим металлом повсюду: на земле, в воде, в воздухе. Известно, например, что в малых количествах он содержится в виноградном соке, а из одной тонны осины можно выделить 3 милли-грамма его. Только одна из наших рек – Амур – ежегодно выносит в Тихий океан до 8,5 тонн этого ме-талла. Назовите металл (золото). Подводятся итоги конкурса, а затем объявляется победители. Ведущий вручает грамоты победителям. Спасибо за внимание! | |
Просмотров: 1106 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|