Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия

Урок химии в 9 классе "Оксид и гидроксид кальция"
Накиева Гульнара Гайнулловна
учитель химии и биологии
КГУ «Средняя общеобразовательная инновационная школа №1 им.
М. Айтхожина»
г. Петропавловск


Тема: Оксид и гидроксид кальция
Цель: Выяснить характер свойств оксида и гидроксида кальция, исследовать их химические свойства
Задачи:
Образовательная: научить учащихся определять характер свойств веществ, уметь прогнозировать химические свойства вещества на основе его характера
Развивающая: продолжить развитие у учащихся умений выделять проблему, формулировать гипотезу, планировать эксперимент, делать вывод, отработать навыки написания молекулярных, полных и сокращенных ионных уравнений.
Воспитательная: дальнейшее формирование научного мировоззрения учащихся, воспитывать у детей такие качества, как наблюдательность, внимание, пытливость, умение правильно работать с химическими реактивами и оборудованием, соблюдая правила техники безопасности, заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью.
Методы и приемы: беседа, интерактивный диалог, демонстрация опытов, групповая работа, эксперимент.
Оборудование и реактивы: прибор для получения газа, мел, известковая вода, стакан, растворы соляной кислоты, фенолфталеина, порошок оксида кальция, термометр, стеклянная палочка и трубочка, пробирки.
Тип урока: изучение нового материала
Вид: урок-исследование
Девиз урока: «Наука – полководец, а практика – солдаты»
Леонардо да Винчи
План урока:
І. Мобилизирующее начало урока
ІІ. Актуализация знаний
ІІІ. Изучение нового материала
- мотивация
- создание проблемной ситуации
- выдвижение гипотезы
- проверка гипотезы (проведение эксперимента)
- подведение итогов урока
ІV. Закрепление
V. Оценивание
VІ. Д/з

І. Организационный момент
ІІ. Актуализация знаний
На прошлом уроке мы начали изучение металла кальция, выяснили строение его атома, физические и химические свойства. А сейчас повторим.
1. Работа по карточкам у доски (2 человека)
Закончи уравнения химических реакций, вторую реакцию рассмотреть как ОВР
А) Са + СІ2 
Б) Са + О2 

Закончи уравнения химических реакций, вторую реакцию рассмотреть как ОВР
А) Са + НСІ 
Б ) Са + Н2О 

2. Фронтальный опрос
Расшифровать информацию на слайдах
1. 40
Э- 4 Б.П. ІІ А (адрес Са по положению в ПСХЭ)
20

2. +20 ( р =20, n = 20) е =20 (частицы, составляющие атом Са)

3. 1s22s22p63s23p64s2 (электронная формула)

4. 0, +2
Ca , CaO, СаСО3 (степени окисления Са)

5. СаСО3
СаSO4 * 2H2O (соединения Са в природе)
CaCO3 * MgCO3
Проверка работы у доски
ІІІ. Изучение нового материала
Мотивация учащихся
Сегодня в центре внимания соединения Са.
Запишем в тетрадях число и тему урока – Оксид и гидроксид кальция
Демонстрация оксида Са учителем
Какими физическими свойствами обладает Са?
(твердое вещество, белого цвета)
Одним из физических свойств вещества является его растворимость в воде. Исследуем это свойство.
Демонстрационный опыт - Растворение СаО в воде ( показывает ученик)
В стакан с водой, температура которой измерена заранее, помещаем порошок СаО, перемешаем стеклянной палочкой. Что наблюдаем?
В тетрадях запись: Физические свойства СаО
Т, Б, плохо растворим в воде
После растворения СаО измерим температуру раствора.
В результате растворения выделилось тепло.
А выделение тепла – это признак….(хим. реакции)
Следовательно, произошла химическая реакция с образованием нового вещества.
Напишите уравнение реакции на доске

СаО + Н2О  Са(ОН)2 + Q
Как называются реакции, протекающие с выделением тепла?
(экзотермическими)
Техническое название оксида кальция – негашеная известь, ее мы гасим водой, получаем гашеную известь. Этот процесс так и называется – гашение извести. Впервые мы с ним познакомились в 8 классе.
Вспомним, где находит применение гашеная известь?
( для побелки стен и потолков, для побелки стволов деревьев, тестообразную смесь гашеной извести, цемента и воды в строительстве для скрепления кирпичей).
Гидроксид Са малорастворим в воде, поэтому с образованием пленки гидроксида на поверхности Ме реакция замедляется. Но тем не менее, р-р Са(ОН)2 является электролитом.
Какие вещества называются электролитами?
(в-ва, р-ры или расплавы которых проводят электрический ток)
Почему р-р Са(ОН)2 проводит электрический ток?
(потому что есть заряженные частицы-ионы)
Как называется процесс распада веществ на ионы?
( электролитическая диссоциация )
Написать уравнение диссоциации Са(ОН)2
2+ -
Са(ОН)2 <--> Са + 2ОН
Какие ионы, обуславливающие среду, есть в растворе?
( гидроксид-ионы)
Значит, какая среда в растворе?
( щелочная)
Как опытным путем доказать наличие щелочной среды?
( с помощью индикатора)
Какие вещества называются индикаторами?
( в-ва, изменяющие свой цвет, в растворах кислот и щелочей)
Какой индикатор изменяет свой цвет только в щелочной среде?
(фенолфталеин)
Доказать, что р-р Са(ОН)2 имеет щелочную среду
Демонстрация опыта – Действие фенолфталеина на р-р Са(ОН)2 – показывает ученик
В р-р Са(ОН)2 с помощью стеклянной трубочки внесем несколько капель бесцветного фенолфталеина.Что наблюдаем?
Попасть в кислоту-
Для него-неудача.
Но он перетерпит
Без вздоха, без плача.
Зато в щелочах у такого блондина
Начнется не жизнь, а сплошная малина
Записываем на доске
2+ -
Са(ОН)2 <- Са + 2ОН
Щелочная
Фенолфталеин + Са(ОН)2  малиновая окраска
Итак, мы доказали, что Са(ОН)2 является щелочью, а щелочь –это….
Посмотрите на таблицу растворимости и найдите Са(ОН)2
Что вы видите?
(малорастворимый)
Правильно, Са(ОН)2 –это исключение
Мы будем работать с прозрачным раствором гидроксида кальция, полученным с помощью фильтрования. Прозрачный раствор гидроксида кальция называется известковой водой.
Записать в тетрадь
Нам известно, что гидроксид Э может проявлять свойства кислоты или основания
Слайд
Э(ОН)n
Гидроксид элемента
Кислота Основание
Только что мы доказали, что Са(ОН) является основанием.
Если оксиду Са соответствует основание, значит, каким по характеру будет СаО?
(основным)
Основной оксид – это оксид, которому соответствует основание
Итак, мы установили характер свойств оксида и гидроксида Са
Записываем в тетрадь
СаО – о.о.
Са(ОН)2 – основание
Создание проблемной ситуации
А теперь настала пора исследовать химические свойства данных соединений Са.
С какими веществами они будут взаимодействовать?
(т.к. оксид и гидроксид Са проявляют основной характер свойств, то они будут взаимодействовать с веществами, проявляющими кислотный характер свойств)
Какие вещества обладают кислотным характером свойств?
( кислоты и кислотные оксиды)
Проблема: Доказать, что оксид и гидроксид кальция проявляют основной характер свойств.
Групповая работа
Вспомнить правила техники безопасности
1 ряд
Докажите, что СаО – основной оксид
Инструкция
Соблюдайте правила техники безопасности!
В пробирку с порошком оксида кальция СаО налейте 0,5 см раствора соляной кислоты НСІ. Что наблюдаете?
Напишите уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
Сделайте вывод
2 ряд
Докажите, что Са(ОН)2 - основание
Инструкция
Соблюдайте правила техники безопасности!
В пробирку с 0.5 см гидроксида кальция, добавьте 1 каплю фенолфталеина.Что наблюдаете? Почему изменилась окраска раствора? К полученному раствору постепенно по каплям прибавляйте раствор соляной кислоты. Что происходит?
Напишите молекулярное, полное и сокращенное ионное уравнение реакции.
3 ряд
Докажите, что Са(ОН)2 - основание
Инструкция
Соблюдайте правила техники безопасности!
В пробирку с кусочками мела прилейте 1 см раствора соляной кислоты. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Конец газоотводной трубки опустите в стакан с известковой водой – Са(ОН)2. Что наблюдаете? Почему раствор помутнел?
Напишите уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
Продолжайте дальше пропускать углекислый газ в пробирку с мутным раствором. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции

Вещество Уравнения реакций, доказывающие основной характер свойств

СаО
СаО +2 НСІ = СаСІ2 + Н2О
СаО + 2Н+ + 2СІ- = Са2+ + 2СІ- +Н2О
СаО + 2Н+ = Са2+ + Н2О

СаО + СО2 = СаСО3

Са(ОН)2
Са(ОН)2 +2 НСІ = СаСІ2 +2 Н2О
Са2+ + 2ОН- + 2Н+ +2СІ- = Са2+ + 2СІ- + 2Н2О
2ОН- + 2Н+ = 2Н2О

Са(ОН)2 + СО2 = СаСО3 + Н2О

Взаимодействие известковой воды с углекислым газом, приводящее к помутнению раствора, вследствие образования нерастворимого карбоната кальция является качественной реакцией на ион кальция.
Записать в тетрадь
При длительном пропускании СО2 раствор становится прозрачным, т.к. образуется кислая соль – гидрокарбонат Са. Посмотрите растворимость гидрокарбонатов в таб. растворимости.
Вспомните диссоциацию угольной кислоты. Сколько ступеней диссоциации в кислоте?
Слайд
Н2СО3 <- Н+ + НСО3 -
НСО3- <- ->Н+ + СО32-
Записываем уравнение реакции
Са(ОН)2 + Н2О + СО2 = Са(НСО3)2
Гидрокарбонаты при нагревании образуют опять мутный раствор, т.к. происходит обратная реакция
Са(НСО3)2 = СаСО3 + Н2О + СО2
Итак, мы выяснили характер оксида и гидроксида Са, подтверждая в очередной раз, что свойства веществ зависят от их строения.
Доказали, используя эксперимент, основной характер оксида и гидроксида Са.
ІV. Закрепление
Работа с учебником
Осуществить превращение: с. 118 №7
V. Оценивание
VІ. Д/з
Учебник Химия-9, автор Н. Нурахметов, изд-во «Мектеп», параграф 36 с.118 №10
Категория: Химия | Добавил: Накиева (2014-01-23) | Автор: Накиева Гульнара Гайнулловна E
Просмотров: 3173 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 12:48 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru