Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия |
Внеклассное мероприятие «Увлекательная химия» Учитель химии Яркова С.А. Цель: • Вызвать интерес к изучению химии • Развитие умения наблюдать, находить необычное в привычных явлениях • Ход мероприятия: Вы находитесь в кабинете химии, где начиная с восьмого класса, будете постигать премудрости этой сложной, но очень увлекательной науки – химии. Сегодня перед нами не стоит задача постигнуть все ее тайны, да это и невозможно. Сегодня я предлагаю вам чуть иначе взглянуть на те вещества, с которыми вы сталкиваетесь ежедневно. «Знакомые нам с детства вещества» Скажите, что необходимо человеку для жизни? (воздух, еда, вода) Посмотрите вокруг: все знакомо вам с детства. Это воздух – им дышим, а это – еда. Только если внимательнее приглядеться Незнакомкой окажется даже вода! Опыт 1. «Заживление раны» На столе три пузырька: «йод», «спирт», «живая вода». На сцену приглашают самого смелого мальчика. Ваткой смазывают руку «йодом», по руке проводят тупым ножом, смоченным в «спирте». На руке видна «рана» и «кровь». Затем смазывают место пореза «живой водой», рана исчезает. «йод» - раствор FeCl3, «спирт» - KCNS, «живая вода» - NaF. Опыт 2. «Вода – молоко – газированная вода». На столе стоит стакан и три пузырька с прозрачными растворами. В 1 пузырьке раствор CaCl2, во втором – NaCO3, в третьем – HCl. Наливаем раствор из первого пузырька в пустой стакан и к нему прибавляем содержимое второго пузырька. Образуется «молоко». В этот же раствор добавляем раствор из третьего пузырька. Выделяется углекислый газ и образуется «газированная вода». Опыт 3. «Волшебная палочка» На столе стоит свечка. Ученик прикасается к фитилю свечи стеклянной палочкой. Свеча загорается. Предварительно на фитиль свечки нанесите кристаллики KMnO4 и спирт. Конец стеклянной палочки смочите концентрированной H2SO4. Опыт 4. Превращение «воды» в «вино» и обратно! Наливаем в пустой стакан прозрачную жидкость и она сразу окрашивается в малиновый цвет (вино). Затем добавляем также прозрачную жидкость – раствор обесцвечивается. Предварительно на дно стакана капнуть 2-3 капли фенолфталеина. Первый раз добавить раствор NaOH. Второй раз – раствор соляной кислоты HCl. Опыт 5. «Несгораемый платок» Смачивают платок сначала водой, немного отжимают, а затем ацетоном. Берут платок щипцами, поджигают его и, когда пламя охватит весь платок, начинают вращать его по кругу, пока не прекратится горение. Ацетон сгорает, а платочек, смоченный водой, цел и невредим. Опыт 6. «Эскимо» 10 г сахарной пудры высыпают на дно узкого, высокого химического стакана и ставят его на кусок асбеста. Затем вливают в стакан 8 мл концентрированной серной кислоты и быстро перемешивают эти вещества стеклянной палочкой. Через 1-1,5 мин. масса в стакане начинает чернеть, вспучиваться, поднимается все выше и выше и, наконец, выползает далеко за пределы стакана. На палочке получается «эскимо». Опыт 7. «Разжигание костра «водой». На асбестовой сетке лежит деревянная стружка. Посередине «костра» незаметно нанесена смесь марганцовки и концентрированной серной кислоты. Ученик смачивает ватку «водой» (спиртом) и капает на стружку. «Костер» вспыхивает и горит. Опыт 8. «Дым без огня» Ученик берет два «пустых» цилиндра, закрытых стеклами. Убрав стекла, совмещает их отверстиями. Появляется густой белый дым. Один стакан был смочен 25% раствором NH4OH, а другой – концентрированной HCl. Опыт 9. «Вулкан» На асбестовую пластинку горкой насыпают 2 чайные ложки бихромата аммония (NH4)2Cr2O7. Стеклянную палочку нагревают над спиртовкой и вставляют ее в самую середину горки. После начала реакции палочку вынимают. Происходит бурный выброс зеленого порошка с воспламенением. Эта картина напоминает по внешнему виду извержение миниатюрного вулкана. Эффект можно усилить, если бихромат смешать с набольшим количеством опилок металлического магния. При этом наряду с «лавой» будут вылетать «раскаленные камни» ( (NH4)2Cr2O7 = Cr2O3 + N2 + 4H2O) Опыт 10. «Таинственная надпись». На листе белой бумаги деревянной палочкой медным купоросом делают какую-либо надпись. Когда бумага высохнет, нужно подержать ее над крепким раствором аммиака. Появляется надпись, окрашенная в синий цвет. Опыт 11 «Взаимодействие натрия с водой» Чтобы опыт был более красочным, надо добавить в воду несколько капель фенолфталеина. Вы видите, как изменился цвет раствора. Это благодаря фенолфталеину. Такие вещества называют индикаторами. И с ними, индикаторами, вы встречаетесь в своей жизни. Когда мама варит борщ, она добавляет немного уксуса, и тогда цвет становится более ярким, насыщенным. Когда вы моете с мылом руки, испачканные соком черники или вишни, они из бордовых становятся синими. Вспомним, как это бывает. Опыт 12 «Варенье – индикатор» Небольшое количество вишневого варенья растворим в воде. Разольем его на три пробирки. Одну оставим без изменения – цвет бордовый. Во вторую добавим кислоты (можно сок лимона) – цвет красный. В третью прильем щелочи (можно соды) – цвет зеленый. Получилось красиво, но пробовать наши морсы не будем, т.к. техника безопасности это запрещает. И раз речь у нас зашла о разных цветах, вспомним такое замечательное явление как радуга и создадим химическую радугу. Назовите цвета радуги (каждый охотник желает знать, где сидит фазан) Опыт 13 «Химическая радуга» 1.хлорид железа(+3) и роданид калия → темно-красный FeCl3 + 3KSCN →Fe(SCN)3↓ +3 KCl 2.нитрат ртути(+2) и бихромат калия →оранжевый Hg(NO3)2 + K2Cr2O7 → HgCr2O7↓ + 2KNO3 3.нитрат свинца(+2) и бихромат калия →желтый Pb(NO3)2 + K2Cr2O7 →PbCr2O7↓ + 2KNO3 4.сульфат никеля(+2) и гидроксид натрия →светло-зеленый NiSO4 + 2NaOH → Ni(OH)2↓ + Na2SO4 5.сульфат меди(+2) и гидроксид натрия →голубой CuSO4 + 2NaOH → Cu(OH)2↓ + Na2SO4 6.часть полученного осадка гидроксида меди(+2) отделить в другую пробирку и прилить избыток гидроксида натрия или раствор аммиака →синий Cu(OH)2 + 2NaOH →Na2[Cu(OH)4] 7.хлорид кобальта(+2) и ортофосфат натрия →фиолетовый. 3CoCl2 + 2Na3PO4 →Co3(PO4)2↓ +6 NaCl Вот такая она химическая радуга, а почему все это происходит вы узнаете, когда будете изучать химию. А пока будьте внимательнее к тому, что вас окружает, учитесь наблюдать… У природы миллионы тайн, даже человек ее творенье. Чтобы все загадки разгадать требуются знанья и терпенье. Ничего, что вы еще малы, и порою тяжело учиться, только любознательным, друзья, могут тайны эти приоткрыться. Используемая литература: 1. Журналы «Химия в Казахстанской школе» 2. Габриелян О.С. Химия 9 класс – М: Дрофа,2012 . 3. «Учителю химии о внеклассной работе» составитель А.Х.Гусаков – М: «Просвещение», 1990. | |
Просмотров: 1536 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|