Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия |
Северо-Казахстанская область Акжарский район Горьковская средняя школа Учитель химии 1 категории Калюк Надежда Борисовна Урок химии в 8 классе по теме «Галогены» Цель урока: Познакомить учащихся с естественным семейством химических элементов Галогенами, как наиболее активными неметаллами. Задачи урока: - рассмотреть сходство и различие галогенов на основе их положения в Периодической системе и теории строения атома, узнать о распространении галогенов в природе и важнейших областях применения галогенов, о пользе и вреде галогенов для организма человека; - развивать умения учащихся записывать электронную и электронно-графическую формулы, сопоставлять факты и сравнивать простые вещества по определённым признакам, развивать абстрактное мышление учащихся; - воспитывать самостоятельность, ответственность, интерес к предмету. Тип урока: комбинированный Оборудование: Таблица «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», План урока: 1. Разминка. Экспресс-тест. 2. Характеристика галогенов – химических элементов. 3. Сравнение свойств галогенов на оснолве строения атома(решение проблемных вопросов) 4. Распространение галогенов в природе. 5. Физические свойства галогенов 6. Химические свойства галогенов 7. Применение. Ход урока: I. Организационный момент. 1) Психологический настрой. 2) Сообщение темы и цели и плана урока. II. Актуализация знаний Экспресс-тест 1. Тип химической связи в молекуле Сl2(ковалентная неполярная) 2. Степени окисления элементов в хлороводороде.(+1,-1) 3. Тип реакции получения хлороводорода из простых веществ (реакция соединения) 4. Условия проведения реакции получения хлороводорода из простых веществ (нагревание в начале реакции) 5. Тип кристаллической решётки у хлора в твёрдом состоянии (молекулярная) 6. Наиболее распространённое соединение хлора (поваренная соль NaCl) 7. Определите в каком случае о хлоре говорится как о химическом элементе, а в каком как о простом веществе: а) хлор входит в состав соляной кислоты (о химическом элементе) б)хлор применялся как оружие массового поражения в годы первой мировой войны (о простом веществе) 8. Определите какой газ тяжелее: хлор или хлороводород. 9. Определите о каком веществе идёт речь: бесцветный газ с резким запахом, во влажном воздухе дымит. (хлороводород) 10. Какой газ лучше растворяется в воде: хлор или хлороводород (хлороводород) 11. Укажите тип связи в молекуле хлороводорода (ковалентная полярная) 12. В реакции с металлами, например: 2Na + Cl2 =2NaCl хлор является (окислителем) 13. О каком веществе идёт речь: бесцветный раствор, с резким запахом, во влажном воздухе дымит (соляная кислота) 14. Укажите степени окисления хлора в реакции: 15. Cl2 + H2O = HCl + HClO (0, -1, +1) Взаимопроверка Критерии оценок: 13-15 правильных ответов – «5» 10-12 – «4» 8-10 – «3» Меньшем8 – «2» III. Основная часть Характеристика галогенов. К доске выходят 4 ученика. Задание: Охарактеризовать галогены по плану: 1. Химический знак и порядковый номер. 2. Положение в Периодической системе 3. Строение атома. 4. Возможные степени окисления а)положительные б) отрицательные 5. Формула водородного соединения. 6. Формула высшего оксида. 7. Формулы солей с наиболее активными металлами: Na; K; Ca Решение проблемных вопросов 1. Почему неметаллические свойства в ряду F→Cl → Br→I ослабевают, металлические усиливаются? 2. Степени окисления галогенов. Почему F не проявляет «+» степеней окисления? Почему у галогенов возможны «+» степени окисления больше + 1? 3. Какие особенности строения атомов галогенов обуславливают их общие свойства? 4. Определите тип связи А) в молекулах галогенов – простых веществ Б) в галогеноводородах В) в солях Вывод: Сходство и различие свойств галогенов обусловлено строением их атомов. Распространение галогенов в природе. Краткие сообщения учащихся об открытии галогенов и нахождении их в природе. Материал для сообщений: а) Фтор – разрушающий. 100 лет потребовалось учёным разных стран чтобы выделить фтор. Получен А.Муассаном в 1886 году, содержание в земной коре составляет 0,0625% по массе. Важнейшие минералы: флюорит и фторапатит. б) хлор в переводе на русский обозначает «жёлто-зелёный». История хлора ведёт начало с 1774 года. Впервые его получил шведский химик К. Шееле, а учёный Дэви впервые разложил электролизом поваренную соль и получил хлор. Содержание в земной коре – 0, 017% по массе, В мировом океане намного больше- 1,93%. Важнейшие минералы – галит NaCl, сильвин. в) Бром в переводе на русский означает «зловонный» и это вещество оправдывает своё название. Впервые его выделил французский химик Антуан Жерар Балар при исследовании морской воды и морских водорослей в 1826 году. Содержание в земной коре очень мало: 0,00016% Г) Иод в переводе на русский – «темно-синий, фиолетовый». Иод был открыт в 1811 году французским химиком-технологом Бернаром Куртуа. Он изучал золу морских водорослей, из которой тогда получали соду.содержание в земной коре –всего 0, 00004% по массе, а в морской воде – 0,06 мг/мл. Физические свойства галогенов. Работа с учебником. Анализируем таблицу «Физические свойства галогенов» Выводы: С увеличением атомной массы элементов увеличивается температура кипения и температура плавления, резко темнеет цвет веществ, агрегатное состояние изменяется от газообразного к жидкому и твёрдому. (Демонстрация образцов брома и иода) Жидкий бром легко переходит в газообразное состояние. Кристаллическая решётка иода тоже очень непрочная – молекулярная, при нагревании переходит из твёрдого агрегатного состояния сразу в газообразное, этот процесс называется возгонкой. Демонстрация опыта по возгонке иода. Химические свойства галогенов. Химические свойства галогенов сходны. Они реагируют с большинством элементов Периодической системы, подобно хлору, необходимо остановиться лишь на 2-х моментах: 1) В ряду F2→Cl2 → Br2→I2 каждый последующий галоген вытесняет предыдущий из растворов его солей . Фтор – самый активный галоген. Его не вытесняют другие галогены. 2K+1 Cl-1 + F20 = 2 K+1 F-1 + Cl20 Задание: записать 2-3 аналогичных уравнения, записать электронный баланс. 2) Некоторые из веществ имеют особенные химические реакции, которые очень наглядно показывают присутствие этих веществ. Такие реакции называются качественными. Так качественной реакцией на соли хлора и соляную кислоту является реакция с нитратом серебра: NaCl + AgNO3= NaNO3 + AgCl↓- белый творожистый осадок. Демонстрация опыта Качественной реакцией на иод является реакция с крахмалом, появляется синее окрашивание. Демонстрация опыта Применение галогенов. Самостоятельная работа с учебником, составление обобщающей таблицы: Галоген Области применения. F2 Фторирование органических веществ: фреоны –важнейшие материалы холодильной техники, Фторостат (тефлон) называют «пластмассовой платиной», на него не действует даже царская водка. Cl2 Получение хлорпроизводных, хлорирование органических веществ, хлорная известь. Br2 Успокаивающие препараты в медицине, бромгексин, бромтетрациклин I2 Растворы применяют в медицине как дезинфицирующее средство, применяется при изготовлении поляроидных стёкол IV. Закрепление. Задание: Почему галогены объединяются в одно семейство, в чём их сходство и в чём различие? V. Подведение итогов урока, выставление оценок. Список использованной литературы: 1. ГОСО, утвержден Постановлением Правительства РК № 1080 2. Н.Н. Нурахметов Химия 8 класс Алматы, «Мектеп» 2012 г. 3. Е.О. Емельянова, А.Г. Иодко «Организация познавательной деятельности учащихся на уроках химии» Москва, «Школьная пресса» 2002г. 4. Химический энциклопедический словарь. Москва. «Советская энциклопедия»1983 г. | |
Просмотров: 3219 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|