Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия

Конспект урока по химии по теме:" Галогены"
Северо-Казахстанская область
Акжарский район
Горьковская средняя школа
Учитель химии 1 категории Калюк Надежда Борисовна

Урок химии в 8 классе по теме «Галогены»

Цель урока: Познакомить учащихся с естественным семейством химических элементов Галогенами, как наиболее активными неметаллами.
Задачи урока: - рассмотреть сходство и различие галогенов на основе их положения в Периодической системе и теории строения атома, узнать о распространении галогенов в природе и важнейших областях применения галогенов, о пользе и вреде галогенов для организма человека;
- развивать умения учащихся записывать электронную и электронно-графическую формулы, сопоставлять факты и сравнивать простые вещества по определённым признакам, развивать абстрактное мышление учащихся;
- воспитывать самостоятельность, ответственность, интерес к предмету.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: Таблица «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»,
План урока:
1. Разминка. Экспресс-тест.
2. Характеристика галогенов – химических элементов.
3. Сравнение свойств галогенов на оснолве строения атома(решение проблемных вопросов)
4. Распространение галогенов в природе.
5. Физические свойства галогенов
6. Химические свойства галогенов
7. Применение.

Ход урока:

I. Организационный момент.
1) Психологический настрой.
2) Сообщение темы и цели и плана урока.
II. Актуализация знаний
Экспресс-тест
1. Тип химической связи в молекуле Сl2(ковалентная неполярная)
2. Степени окисления элементов в хлороводороде.(+1,-1)
3. Тип реакции получения хлороводорода из простых веществ (реакция соединения)
4. Условия проведения реакции получения хлороводорода из простых веществ (нагревание в начале реакции)
5. Тип кристаллической решётки у хлора в твёрдом состоянии
(молекулярная)
6. Наиболее распространённое соединение хлора (поваренная соль NaCl)
7. Определите в каком случае о хлоре говорится как о химическом элементе, а в каком как о простом веществе:
а) хлор входит в состав соляной кислоты (о химическом элементе)
б)хлор применялся как оружие массового поражения в годы первой мировой войны (о простом веществе)
8. Определите какой газ тяжелее: хлор или хлороводород.
9. Определите о каком веществе идёт речь: бесцветный газ с резким запахом, во влажном воздухе дымит. (хлороводород)
10. Какой газ лучше растворяется в воде: хлор или хлороводород (хлороводород)
11. Укажите тип связи в молекуле хлороводорода (ковалентная полярная)
12. В реакции с металлами, например: 2Na + Cl2 =2NaCl
хлор является (окислителем)
13. О каком веществе идёт речь: бесцветный раствор, с резким запахом, во влажном воздухе дымит (соляная кислота)
14. Укажите степени окисления хлора в реакции:
15. Cl2 + H2O = HCl + HClO (0, -1, +1)
Взаимопроверка
Критерии оценок: 13-15 правильных ответов – «5»
10-12 – «4»
8-10 – «3»
Меньшем8 – «2»

III. Основная часть
Характеристика галогенов.
К доске выходят 4 ученика.
Задание: Охарактеризовать галогены по плану:
1. Химический знак и порядковый номер.
2. Положение в Периодической системе
3. Строение атома.
4. Возможные степени окисления а)положительные
б) отрицательные
5. Формула водородного соединения.
6. Формула высшего оксида.
7. Формулы солей с наиболее активными металлами: Na; K; Ca
Решение проблемных вопросов
1. Почему неметаллические свойства в ряду F→Cl → Br→I
ослабевают, металлические усиливаются?
2. Степени окисления галогенов. Почему F не проявляет «+» степеней окисления? Почему у галогенов возможны «+» степени окисления больше + 1?
3. Какие особенности строения атомов галогенов обуславливают их общие свойства?
4. Определите тип связи
А) в молекулах галогенов – простых веществ
Б) в галогеноводородах
В) в солях
Вывод: Сходство и различие свойств галогенов обусловлено строением их атомов.
Распространение галогенов в природе.
Краткие сообщения учащихся об открытии галогенов и нахождении их в природе.
Материал для сообщений:
а) Фтор – разрушающий. 100 лет потребовалось учёным разных стран чтобы выделить фтор. Получен А.Муассаном в 1886 году, содержание в земной коре составляет 0,0625% по массе. Важнейшие минералы: флюорит и фторапатит.
б) хлор в переводе на русский обозначает «жёлто-зелёный». История хлора ведёт начало с 1774 года. Впервые его получил шведский химик К. Шееле, а учёный Дэви впервые разложил электролизом поваренную соль и получил хлор. Содержание в земной коре – 0, 017% по массе, В мировом океане намного больше- 1,93%. Важнейшие минералы – галит NaCl, сильвин.
в) Бром в переводе на русский означает «зловонный» и это вещество оправдывает своё название. Впервые его выделил французский химик Антуан Жерар Балар при исследовании морской воды и морских водорослей в 1826 году.
Содержание в земной коре очень мало: 0,00016%
Г) Иод в переводе на русский – «темно-синий, фиолетовый». Иод был открыт в 1811 году французским химиком-технологом Бернаром Куртуа. Он изучал золу морских водорослей, из которой тогда получали соду.содержание в земной коре –всего 0, 00004% по массе, а в морской воде – 0,06 мг/мл.
Физические свойства галогенов.
Работа с учебником. Анализируем таблицу «Физические свойства галогенов»
Выводы: С увеличением атомной массы элементов увеличивается температура кипения и температура плавления, резко темнеет цвет веществ, агрегатное состояние изменяется от газообразного к жидкому и твёрдому. (Демонстрация образцов брома и иода)
Жидкий бром легко переходит в газообразное состояние.
Кристаллическая решётка иода тоже очень непрочная – молекулярная, при нагревании переходит из твёрдого агрегатного состояния сразу в газообразное, этот процесс называется возгонкой.
Демонстрация опыта по возгонке иода.
Химические свойства галогенов.
Химические свойства галогенов сходны. Они реагируют с большинством элементов Периодической системы, подобно хлору, необходимо остановиться лишь на 2-х моментах:
1) В ряду F2→Cl2 → Br2→I2 каждый последующий галоген вытесняет предыдущий из растворов его солей . Фтор – самый активный галоген. Его не вытесняют другие галогены.
2K+1 Cl-1 + F20 = 2 K+1 F-1 + Cl20
Задание: записать 2-3 аналогичных уравнения, записать электронный баланс.
2) Некоторые из веществ имеют особенные химические реакции, которые очень наглядно показывают присутствие этих веществ. Такие реакции называются качественными. Так качественной реакцией на соли хлора и соляную кислоту является реакция с нитратом серебра:
NaCl + AgNO3= NaNO3 + AgCl↓- белый творожистый осадок.
Демонстрация опыта
Качественной реакцией на иод является реакция с крахмалом, появляется синее окрашивание.
Демонстрация опыта
Применение галогенов.
Самостоятельная работа с учебником, составление обобщающей таблицы:
Галоген Области применения.
F2 Фторирование органических веществ: фреоны –важнейшие материалы холодильной техники,
Фторостат (тефлон) называют «пластмассовой платиной», на него не действует даже царская водка.
Cl2 Получение хлорпроизводных, хлорирование органических веществ, хлорная известь.
Br2 Успокаивающие препараты в медицине, бромгексин, бромтетрациклин
I2 Растворы применяют в медицине как дезинфицирующее средство, применяется при изготовлении поляроидных стёкол

IV. Закрепление.
Задание: Почему галогены объединяются в одно семейство, в чём их сходство и в чём различие?
V. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Список использованной литературы:
1. ГОСО, утвержден Постановлением Правительства РК № 1080
2. Н.Н. Нурахметов Химия 8 класс Алматы, «Мектеп» 2012 г.
3. Е.О. Емельянова, А.Г. Иодко «Организация познавательной деятельности учащихся на уроках химии» Москва, «Школьная пресса» 2002г.
4. Химический энциклопедический словарь. Москва. «Советская энциклопедия»1983 г.
Категория: Химия | Добавил: Корхова (2014-03-29) | Автор: Калюк Надежда Борисовна E
Просмотров: 3219 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 10:50 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru