Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия

Полисахариды 11 класс
Полисахариды – 11 класс
Цель: Дать общее понятие о полисахаридах на примере крахмала и целлюлозы.
Задачи:
1. Рассмотреть строение, представителей и значение полисахаридов;
2. Продолжить развивать умение выявлять связь между составом, строением молекул углеводов и их свойствами и функциями; использовать полученные знания для доказательства материального единства живой и неживой природы; содействовать развитию познавательной активности учащихся, логического мышления;
3. Воспитывать коллективизм, внимание, аккуратность; культуру умственного труда.
Модули:
1. Лидерство и управление
2. Новые подходы в преподавании обучении
3.Обучение критическому мышлению
4. Применение ИКТ
5. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными способностями
6. Оценивание
Ожидаемый результат: Учащиеся должны уметь называть углеводы по строению, характеризовать полисахариды
Стратегии:
Метод ЖИГСО, «Перестрелка», «Горячий стул»
Оборудование: рис. 45-47 – учебник, стр. 237-243, стикеры, смайлики, пробирка, спиртовой раствор йода, картофель, клейстер, ИКТ.
Тип урока: изучение нового материала
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый
Формы работы: индивидуальные, коллективные
Ход урока
Организационный момент
Приветствие, проверка готовности класса к уроку, психологический настрой.
Заполнение экрана успеваемости (смайлики)
Деление на группы
Опрос домашнего задания
Прием КМ «Перестрелка» - учащиеся подготовили дома вопросы по ранее изученной теме и задают эти вопросы друг другу.

Изложение нового материала
Прием КМ – «ЖИГСО» - каждая группа самостоятельно знакомится со своей частью текста. Затем посылает двух послов в каждую группу для пересказа. После этого все члены группы собираются назад в свои группы и делятся услышанным, обсуждаю внутри группы, делают краткие записи и пересказывают то, что они поняли по теме.

Полисахариды представляют собой природные полимеры, состоящие из нескольких сотен и даже тысяч остатков моносахаридов.
Общая формула (С6Н10О5)n. Они состоят из остатка большого количества моносахаридов. В молекулах полисахаридов остатки моносахаридов соединены друг с другом через кислородный мостик … R – O – R – О – R …
В процессе фотосинтеза моносахариды подвергаются поликонденсации и превращаются в полисахариды:
6СО2 + 6Н2О → 6С6Н12О6 + 6О2
nС6Н12О6 → (С6Н10О5)n + nН2О
Крахмал (С6Н10О5)n содержится в рисе – 80%, в пшенице и кукурузе – 70%, в клубнях
картофеля – 20%.
Крахмал – природный полимер. Состоит их 2-х полисахаридов: амилозы (линейная цепь) и амилопектина (разветвленная цепь).
В молекуле крахмала значительные степени полимеризации колеблются от 200 до 2000. Молекулярная масса колеблется от нескольких тысяч (амилоза) до млн. (амилопектин).
Макромолекула крахмала состоит из циклических остатков -глюкозы.

Получение. На производстве крахмал получают из картофеля и кукурузы. Измельченный картофель помещают в фильтр и промывают водой. полученную смесь отстаивают, затем отделяют крахмал и сушат его.

Физические свойства. Крахмал – порошок белого цвета, не растворимый в воде. В горячей воде набухает – образует коллоидный раствор – клейстер.

Химические свойства. Крахмал – химически инертное вещество.
С йодом образует синюю окраску.
Гидролиз под действием ферментов, серной кислоты.
(С6Н10О5)n + nН2О = nС6Н12О6
(С6Н10О5)n → (С6Н10О5)m → xС12Н22О11 → nС6Н12О6
крахмал декстрин мальтоза глюкоза
декстрин – ВМС, мальтоза – дисахарид, глюкоза – моносахарид.

Значение и применение. Крахмал – пищевой продукт. Гидролиз начинается в процессе жевания пищи под действием ферментов в слюне, затем в желудке и кишечнике. Образовавшаяся глюкоза попадает в кровь и разносится по всему телу. Избыток глюкозы превращается в гликоген и резервируется в печени, который имеет тот же состав, что и крахмал, но отличается по строению и молекулярной массе.
На 1 кг тела – 50-60 г гликогена, при его избытке глюкоза превращается в жир и организм набирает вес. Промежуточные продукты гидролиза – декстрин и мальтоза – легко усваиваются организмом. Декстрин образуется в процессе приготовления пищи, выпечки хлеба и варки картофеле.
В промышленности, гидролизуя крахмал, получают патоку и глюкозу. В раствор крахмала добавляют разбавленный раствор серной кислоты и нагревают. Нейтрализовав избыток серной кислоты мелом, превращают ее в карбонат кальция и удаляют его. Если гидролиз идет не до конца – образуется смесь декстрина и глюкозы – патока – используемая в кондитерской промышленности – конфеты, мармелад, джем.
Декстрин – используется в качестве клея. Крахмал используется в промышленности – в производстве тканей, защищает от загрязнения. В промышленности из крахмала получают глюкозу, этанол, ацетон, лимонную кислоту, картон, бумагу.

Целлюлоза (С6Н10О5)n – клетчатка. Она – основная часть оболочки растительных клеток. Природный полимер. Содержится в волокнах хлопка – 95-98%, в древесине – 40-50%, в зеленых листьях, траве – 10-25%.
Макромолекула целлюлозы состоит из остатков - глюкозы – линейное строение. Простейшее звено состоит из остатков -глюкозы.
Целлюлозу могут переваривать только жвачные животные. Человек и другие животные не могут ее переваривать.
Значение степени полимеризации выше, чем у крахмала, молекулярная масса больше (в хлопке – 1,7 мол., во льне – до 6 млн.).
Структура только линейная: – С6Н10О5 → С6Н10О5 → С6Н10О5 –
С этим связано образование волокнистого материала.

Физические свойства. Целлюлоза – волокнистое твердое вещество белого или серого цвета, не растворяется в воде и органических растворителях.

Химические свойства.
Горит.
Гидролиз:
(С6Н10О5)n → (С6Н10О5)х → 4/2С12Н22О11 → nС6Н12О6
целлюлоза амилоид целлобиоза глюкоза
У каждого остатка – 3-ОН-группы.
Образование различных эфиров – нитраты.
Нитраты – горючие и взрывчатые вещества. Полным нитрированием получают взрывчатые вещества, частичным – нитросырье, лаки.
С уксусной кислотой в присутствии серной кислоты получают диацетат или триацетат.
Ацетат используется в производстве волокон искусственного шелка.

Ацетатное волокно. Целлюлоза не растворяется в воде, но впитывая ее, набухает. При этом производные целлюлозы превращаются в растворимые соединения.
Получение волокон:
Раствор полимера продавливают через металлические колпачки с тонкими отверстиями – фильеры. Так получают нити, из которых затем получают ацетатный шелк, применяемый в текстильной промышленности.
Волокна, полученные путем повторной обработки из природного полимерного материала – искусственные, а волокна, из синтезирующего полимера – синтетическими.
Раствор целлюлозы в аммиачном растворе солей меди называется медно-аммиачным шелком. Раствор целлюлозы в щелочном растворе сероуглерода – вискоза.
Волокно, получаемое из целлюлозы, занимает 2-ое место после хлопкового волокна.

Лабораторная работа № 6 «Взаимодействие крахмала с йодом»
Защита презентации.
Закрепление материала
Прием КМ «Горячий стул» - Ученики выходят вперед, садятся на стул и отвечают на вопросы по изученной теме - Цесько Ольга (учащаяся с высокой мотивацией) и Петренко Михаил (учащийся с низкой мотивацией).
Оценивание (формативное - «Две звезды и одно пожелание» и суммативное – заполнение критериев оценивания – самооценивание, взаимооценивание и оценивание учителя).

Рефлексия.
а) Тренинг «Ладошка»
б) Флеш-тренинг «Дубай»
в) «Светофор» - впечатления об уроке

10. Домашнее задание - §11.3, стр. 237-243

Источник: http://учебник "Химия 11 класс" А.Темирбулатова, Н.Нурахметов, Р.Жумадилова, С.Алимжанова.
Категория: Химия | Добавил: Татьяна3998 (2014-11-16) | Автор: Татьяна E
Просмотров: 1318 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2025-01-05, 7:05 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru