Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия |
Полисахариды – 11 класс Цель: Дать общее понятие о полисахаридах на примере крахмала и целлюлозы. Задачи: 1. Рассмотреть строение, представителей и значение полисахаридов; 2. Продолжить развивать умение выявлять связь между составом, строением молекул углеводов и их свойствами и функциями; использовать полученные знания для доказательства материального единства живой и неживой природы; содействовать развитию познавательной активности учащихся, логического мышления; 3. Воспитывать коллективизм, внимание, аккуратность; культуру умственного труда. Модули: 1. Лидерство и управление 2. Новые подходы в преподавании обучении 3.Обучение критическому мышлению 4. Применение ИКТ 5. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными способностями 6. Оценивание Ожидаемый результат: Учащиеся должны уметь называть углеводы по строению, характеризовать полисахариды Стратегии: Метод ЖИГСО, «Перестрелка», «Горячий стул» Оборудование: рис. 45-47 – учебник, стр. 237-243, стикеры, смайлики, пробирка, спиртовой раствор йода, картофель, клейстер, ИКТ. Тип урока: изучение нового материала Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый Формы работы: индивидуальные, коллективные Ход урока Организационный момент Приветствие, проверка готовности класса к уроку, психологический настрой. Заполнение экрана успеваемости (смайлики) Деление на группы Опрос домашнего задания Прием КМ «Перестрелка» - учащиеся подготовили дома вопросы по ранее изученной теме и задают эти вопросы друг другу. Изложение нового материала Прием КМ – «ЖИГСО» - каждая группа самостоятельно знакомится со своей частью текста. Затем посылает двух послов в каждую группу для пересказа. После этого все члены группы собираются назад в свои группы и делятся услышанным, обсуждаю внутри группы, делают краткие записи и пересказывают то, что они поняли по теме. Полисахариды представляют собой природные полимеры, состоящие из нескольких сотен и даже тысяч остатков моносахаридов. Общая формула (С6Н10О5)n. Они состоят из остатка большого количества моносахаридов. В молекулах полисахаридов остатки моносахаридов соединены друг с другом через кислородный мостик … R – O – R – О – R … В процессе фотосинтеза моносахариды подвергаются поликонденсации и превращаются в полисахариды: 6СО2 + 6Н2О → 6С6Н12О6 + 6О2 nС6Н12О6 → (С6Н10О5)n + nН2О Крахмал (С6Н10О5)n содержится в рисе – 80%, в пшенице и кукурузе – 70%, в клубнях картофеля – 20%. Крахмал – природный полимер. Состоит их 2-х полисахаридов: амилозы (линейная цепь) и амилопектина (разветвленная цепь). В молекуле крахмала значительные степени полимеризации колеблются от 200 до 2000. Молекулярная масса колеблется от нескольких тысяч (амилоза) до млн. (амилопектин). Макромолекула крахмала состоит из циклических остатков -глюкозы. Получение. На производстве крахмал получают из картофеля и кукурузы. Измельченный картофель помещают в фильтр и промывают водой. полученную смесь отстаивают, затем отделяют крахмал и сушат его. Физические свойства. Крахмал – порошок белого цвета, не растворимый в воде. В горячей воде набухает – образует коллоидный раствор – клейстер. Химические свойства. Крахмал – химически инертное вещество. С йодом образует синюю окраску. Гидролиз под действием ферментов, серной кислоты. (С6Н10О5)n + nН2О = nС6Н12О6 (С6Н10О5)n → (С6Н10О5)m → xС12Н22О11 → nС6Н12О6 крахмал декстрин мальтоза глюкоза декстрин – ВМС, мальтоза – дисахарид, глюкоза – моносахарид. Значение и применение. Крахмал – пищевой продукт. Гидролиз начинается в процессе жевания пищи под действием ферментов в слюне, затем в желудке и кишечнике. Образовавшаяся глюкоза попадает в кровь и разносится по всему телу. Избыток глюкозы превращается в гликоген и резервируется в печени, который имеет тот же состав, что и крахмал, но отличается по строению и молекулярной массе. На 1 кг тела – 50-60 г гликогена, при его избытке глюкоза превращается в жир и организм набирает вес. Промежуточные продукты гидролиза – декстрин и мальтоза – легко усваиваются организмом. Декстрин образуется в процессе приготовления пищи, выпечки хлеба и варки картофеле. В промышленности, гидролизуя крахмал, получают патоку и глюкозу. В раствор крахмала добавляют разбавленный раствор серной кислоты и нагревают. Нейтрализовав избыток серной кислоты мелом, превращают ее в карбонат кальция и удаляют его. Если гидролиз идет не до конца – образуется смесь декстрина и глюкозы – патока – используемая в кондитерской промышленности – конфеты, мармелад, джем. Декстрин – используется в качестве клея. Крахмал используется в промышленности – в производстве тканей, защищает от загрязнения. В промышленности из крахмала получают глюкозу, этанол, ацетон, лимонную кислоту, картон, бумагу. Целлюлоза (С6Н10О5)n – клетчатка. Она – основная часть оболочки растительных клеток. Природный полимер. Содержится в волокнах хлопка – 95-98%, в древесине – 40-50%, в зеленых листьях, траве – 10-25%. Макромолекула целлюлозы состоит из остатков - глюкозы – линейное строение. Простейшее звено состоит из остатков -глюкозы. Целлюлозу могут переваривать только жвачные животные. Человек и другие животные не могут ее переваривать. Значение степени полимеризации выше, чем у крахмала, молекулярная масса больше (в хлопке – 1,7 мол., во льне – до 6 млн.). Структура только линейная: – С6Н10О5 → С6Н10О5 → С6Н10О5 – С этим связано образование волокнистого материала. Физические свойства. Целлюлоза – волокнистое твердое вещество белого или серого цвета, не растворяется в воде и органических растворителях. Химические свойства. Горит. Гидролиз: (С6Н10О5)n → (С6Н10О5)х → 4/2С12Н22О11 → nС6Н12О6 целлюлоза амилоид целлобиоза глюкоза У каждого остатка – 3-ОН-группы. Образование различных эфиров – нитраты. Нитраты – горючие и взрывчатые вещества. Полным нитрированием получают взрывчатые вещества, частичным – нитросырье, лаки. С уксусной кислотой в присутствии серной кислоты получают диацетат или триацетат. Ацетат используется в производстве волокон искусственного шелка. Ацетатное волокно. Целлюлоза не растворяется в воде, но впитывая ее, набухает. При этом производные целлюлозы превращаются в растворимые соединения. Получение волокон: Раствор полимера продавливают через металлические колпачки с тонкими отверстиями – фильеры. Так получают нити, из которых затем получают ацетатный шелк, применяемый в текстильной промышленности. Волокна, полученные путем повторной обработки из природного полимерного материала – искусственные, а волокна, из синтезирующего полимера – синтетическими. Раствор целлюлозы в аммиачном растворе солей меди называется медно-аммиачным шелком. Раствор целлюлозы в щелочном растворе сероуглерода – вискоза. Волокно, получаемое из целлюлозы, занимает 2-ое место после хлопкового волокна. Лабораторная работа № 6 «Взаимодействие крахмала с йодом» Защита презентации. Закрепление материала Прием КМ «Горячий стул» - Ученики выходят вперед, садятся на стул и отвечают на вопросы по изученной теме - Цесько Ольга (учащаяся с высокой мотивацией) и Петренко Михаил (учащийся с низкой мотивацией). Оценивание (формативное - «Две звезды и одно пожелание» и суммативное – заполнение критериев оценивания – самооценивание, взаимооценивание и оценивание учителя). Рефлексия. а) Тренинг «Ладошка» б) Флеш-тренинг «Дубай» в) «Светофор» - впечатления об уроке 10. Домашнее задание - §11.3, стр. 237-243 Источник: http://учебник "Химия 11 класс" А.Темирбулатова, Н.Нурахметов, Р.Жумадилова, С.Алимжанова. | |
Просмотров: 1318 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|