Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия

Натуральный и синтетические каучуки. Вулканизация каучука. Резина
Натуральный и синтетические каучуки. Вулканизация каучука. Резина.
Цель урока: ознакомление учащихся со строением, свойствами и применением каучука,
Задачи:
1.создание условий для развития умений самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации, формирование опыта творческой деятельности,
2.воспитание интереса к истории химии, чувства патриотизма, гордости за учёных,
3.развитие умений учащихся к исследованию, умению анализировать результаты, формировать выводы и обобщения.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: компьютер, проектор
Демонстрационные образцы: натуральный или синтетический каучук, резина
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Повторение и проверка знаний
Контрольные вопросы:
1.Что изучает органическая химия?
2.Дайте определение углеводородам?
3.Дайте определение гомологам?
4.Что такое изомеры?
5.Что такое алкодиены?
6.Что такое процесс полимеризации?

Формативная работа
Ф.И. учащегося_____________________ Класс_________

Предмет: Химия Класс: 11 класс
Раздел: Углеводороды и их природные источники.
Тема урока: Натуральный и синтетические каучуки. Вулканизация каучука. Резина.
Цели обучения: Научить правильно называть углеводороды согласно номенклатуре.
Задание: CH3 CH3 CH3
/ / /
1)Н3C-CH-C-CH2-CH3 2)H3C-C - C-CH3 3)H3C-CH2-CH-CH=CH-CH3
/ / / / /
CH3 CH3 CH3 CH3 C2H5
4)H3C-CH2-CH-CH2-CH-CH2-CH3
/ /
C2H5 CH3
5)H2C=CH-CH=CH-CH3
Цель обучения
Критерии Дескрипторы Оценивание Вывод
Достиг Стре-мится

ЦО1 А Правильно произвел нумерацию углеводорода 1
Правильно указал место радикала 1
Правильно дал название радикалу 1
Правильно выбрал класс углеводородов 1
Правильно указал место двойной связи 1

III. Изучение нового материала
1. История открытия каучука
Учитель. Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с необыкновенным чудом природы, имя которого – каучук. Запишите тему урока.
Цель нашего урока.
Заслушаем небольшие доклады о родине каучука и истории его открытия.
Шеляева Лариса. (История открытия). Родина каучука – Центральная и Южная Америка. Во влажных жарких тропиках, по берегам реки Амазонки, растёт необычное дерево, которое называется бразильская гевея (Если на коре дерева сделать надрез, то из ранки вытекает сок молочно-белого цвета, называемый латексом. На воздухе сок постепенно темнеет и затвердевает, превращаясь в резиноподобную смолу. Латекс содержит около 30 % натурального полимера, крохотные частички которого находятся во взвешенном состоянии в воде, образуя эмульсию. Сок дерева гевеи туземцы назвали каучук (это слово берёт начало от двух индейских слов: Cao – дерево и Chu – течь, плакать), что можно перевести как «слёзы дерева». Уже в XV в. индейцы придумали, как можно использовать каучук в хозяйстве. Они пропитывали млечным соком лодки, корзины, одежду, чтобы те не пропускали воду. Из каучука стали изготавливать факелы, которые долго и равномерно сгорали, распространяя приятный запах. Если каучуком обмазать глиняную бутылку, а затем, после затвердевания полимера, разбить и вынуть через горловое отверстие глиняные черепки, то получится лёгкая и небьющаяся ёмкость для различных жидкостей. Аналогичным образом туземцы научились изготавливать даже каучуковую обувь.
История каучука началась со времён Великих Географических открытий. Когда Колумб вернулся в Испанию, он привёз с собой из Нового Света множество диковин. Одной из них был эластичный мяч из «древесной смолы», который отличался удивительной прыгучестью.
Учитель. Итак, ребята, благодаря Колумбу, образцы каучука попали в Европу в первой половине XVIII в. Открывались всё новые свойства необычного вещества.
Карпова Ирина. В 1823 г. Английский химик, член Лондонского королевского общества Чарлз Макинтош запатентовал своё изобретение. Он придумал непромокаемую ткань, состоящую из двух слоёв материи, соединённых раствором каучука в специальном растворителе. Изобретатель наладил производство из новой ткани плащей, которые получили название «макинтош». Примерно в то же время было налажено производство из каучука галош, а в Петербурге в 1832 г. Построена первая фабрика по производству обуви с каучуковым покрытием.
Учитель. Новый материал, однако, имел большой недостаток: он сохранял свои полезные свойства только в узком интервале температур. На морозе каучук становился хрупким, а на солнце мягким и липким. Химики стали искать способ, как улучшить свойства натурального каучука.
Ларионова Марина. Первый шаг сделал немецкий химик. Людерсдорф. Он обнаружил, что каучук, обработанный раствором серы в скипидаре, становится более устойчивым. Это открытие было сделано в 1832 г. Почти в то же время американец Хейворд установил, что свойства каучука улучшаются, если в него добавить серу; такой материал, например, не делается липким на солнце. Этим заинтересовался Чарльз Гудьир, торговавший различными товарами, в том числе и пластинками каучука. Чтобы пластинки не слипались, он пересыпал их серой. Гудьир пытался выяснить, как влияют добавки серы на свойства каучука. Оказалось, что тот действительно терял липкость, но только в верхнем слое, внутри же масса оставалась прежней. Счастливый случай помог предприимчивому человеку. Однажды Гудьир уронил пластинку каучука на горячую кухонную плиту. Обжигая руки, он схватил пластинку и стал мять её, чтобы убедиться, не испортилась ли она. Каково же было его удивление, когда он обнаружил, что пластинка не только не липла, но стала упругой и эластичной. Так в 1839 г. была открыта вулканизация каучука – процесс, который широко и в настоящее время применяется в промышленности. Независимо от Гудьира англичанин Т. Гэнкок в1843 г. открыл аналогичный способ, который именно он и назвал вулканизацией (по имени Вулкана – древнеримского бога подземного огня), а новый продукт – резиной (от лат. resina – смола).
Миронова Юлия. Производство каучука Исходным сырьем в получении каучуков является сырая нефть, которую разделяют на фракции (углеводороды определенного размера) и далее уже используют в синтезе необходимых мономеров. Мономеры используют для производства синтетических каучуков различными методами полимеризации.
Учитель. С открытием процесса вулканизации потребность в каучуке резко возросла. Бурное развитие автомобильной промышленности, особенно после изобретения в 1888 г. резиновых пневматических шин, поставило перед химиками задачу производства не натурального, а синтетического каучука.
А сейчас более подробно рассмотрим с вами строение и свойства натурального и синтетического каучуков.
2. Натуральные каучуки
Учитель. Итак, мы с вами познакомились со свойствами природного каучука и его происхождением. Состав природного каучука стал известен уже во второй половине
XIX в. Запишем определение в тетрадь
Натуральный каучук – непредельный стереорегулярный полимер состава (С5Н8)n со средней молекулярной массой 15000-500000.
Элементарное звено представляет собой изопреновую группировку:

Как понять стереорегулярный полимер? Это такой полимер, в котором все элементарные звенья находятся в цис- или в трансконфигурациях.
Отметьте у себя в тетради, что природный каучук – это цис-полиизопрен
Транс-полиизопрен также встречается в природе, и называют его гуттаперчей ). Каучук в сравнении с гуттаперчей обладает гораздо более высокой эластичностью, поэтому находит более широкое применение.
А теперь докажем с вами, что каучук, так же как и изопрен является непредельным соединением. Эксперимент можно проделать с обыкновенным резиновым клеем или клеем «Момент». В их состав входит натуральный каучук.
А теперь вам розданы образца каучук и резины попробуйте описать их свойства
• Эластичность
• Непроницаемость для воды и газов
• Хорошая растворимость во многих органических растворителях
• Набухаемость в маслах
3. Синтетические каучуки
Первым синтетическим каучуком, прошедшим испытание «практикой», стал бутадиеновый каучук (СКБ), полученный в СССР по методу С. В. ЛебедеваИз первых килограммов продукции, полученной на опытном заводе в 1931 г., была изготовлении шина. Её поставили на автомобиль, на котором ездил Сергей Васильевич, и она верой и правдой прослужила 16 тыс. км пробега.
Запишем в тетради этапы получения синтетического каучука

Позже был получен синтетический цис-полиизопрен, который по свойствам идентичен натуральному каучуку.
Наиболее широко в качестве мономеров для производства каучуков используются бутадиен, изопрен, стирол, хлоропрен, изобутен и др.
Таблица 1
Классификация каучуков по областям применения
Каучуки общего назначения Каучуки специального назначения
1. Высокая эластичность и износостойкость при обычных температурах, устойчивость к многократным деформациям.
2. Практичность.
Примеры: бутадиеновый и изопреновый. 1. Стойкость к действию растворителей, масел, кислорода, озона, высоких температур,морозостойкость.
Примеры: хлорпреновый, бутадиен-стирольный.
Применение: Подумайте, где применяется каучук и, пользуясь учебником дайте определения вулканизации каучука. Оформите свои ответы на листах А3
Изготовление мягких водопроводных шлангов, изготовление автомобильных камер и шин, транспортёрных лент, дорожных покрытий, специальной одежды и др.
Синтетические каучуки являются одним из основных продуктов химической промышленности. Из них изготовляют около 50 тыс. различных изделий, а мировое производство каучуков приближается к 10 млн. т в год.
4. Вулканизация
Натуральные и синтетические каучуки используют преимущественно в виде резины. Для получения резины каучук вулканизируют. Какова же химическая сущность процесса вулканизации? При нагревании каучука с серой отдельные полимерные цепи «сшиваются» между собой за счёт образования дисульфидных мостиков по месту разрыва двойной связи .

продукт частичной вулканизации каучука называют резиной (не более 5% серы).
Как мы с вами видим, такой полимер имеет разветвлённую пространственную структуру и менее эластичен, чем каучук, но обладает большей прочностью. При увеличении количества серы продукт вулканизации приобретает сетчатую структуру и полностью теряет эластичность. Он называется эбонитом. Эбонит является хорошим диэлектриком, из него изготавливают детали электрической арматуры (показ образцов каучука и эбонита).
5. Проверка знаний
Контрольные вопросы.
1. Природный каучук – линейный полимер:
А) бутадиена
Б) 2 – метилбутадиена
В) этилена
Г) ацетилена
2. Способ получения искусственного каучука разработал:
А) Д.И. Менделеев
Б) С.В. Лебедев
В) М.В. Ломоносов
Г) Н.Н. Зинин
3. Сырьё для получения бутадиена-1,3 по методу Лебедева:
А) бутен-1
Б) бутен-2
В) этиловый спирт
Г) этилен
4. Общая формула диеновых углеводородов:
А) СnH2n-2
Б) СnH2n
В) СnH2n+2
Г) СnH2n-6
5. Вулканизация – процесс нагревания каучука с:
А) серой
Б) песком
В) углеродом
Г) серной кислотой
Ответы: 1Б), 2Б), 3В), 4А), 5А).
6. Рефлексия
Не удалось разобраться в теме
Тема раскрыта, все понятно
Остались вопросы
7.Домашнее задание: § 4.4 стр110 упр. 7





Список использованных источников

1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 10 класс: Настольная книга учителя. М.: Дрофа, 2004.-с.400
2. Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии к учебным комплектам О.С. Габриеляна и др., Л.С. Гузея и др. 10 (11) класс. М.: «Вако», 2006.-с.256
3.Темирбулатова А., Нурахметов Н., ЖумадиловаР., Алимжанова С. Химия: Учеб. для 11 класс. естеств.-мат. напр. общеобразоват. Х46 шк.- Алматы: Изд-во «Мектеп», 2007.-352 с.
Категория: Химия | Добавил: sofiya (2014-12-07) | Автор: Мухамеденова София Алимовна E
Просмотров: 1711 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 5:05 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru