Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия

Формирование самостоятельности учащихся в процессе обучения химии.
Формирование самостоятельности учащихся в процессе обучения химии.
«Должно постоянно помнить, что следует передавать ученику не
только те или иные познания, но и развивать в нем желание и
способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые
познания… дать ученику средство извлекать полезные знания не
только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных
событий, из истории собственной души. Обладая такой умственной
силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет
учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из
главнейших задач школьного обучения»
К.Д. Ушинский
Самостоятельной работой учащихся называется такая работа, которая выполняется учащимися по заданию и под контролем учителя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме (устный ответ, графическое построение, описание опытов, запись результатов измерений, расчеты, выводы из опытов) результаты умственных и физических действий.
По основному виду и способу деятельности самостоятельные работы можно подразделить на семь групп:
1.Экспериментальные и практические работы;
2.Аналитико-вычислительные работы;
3.Графические работы;
4.Проектно-конструкторские работы;
5.Работы по классификации и систематизации знаний;
6.Применение знаний для предсказания явлений и свойств веществ.
7.Работа с учебником и дополнительной литературой;

В соответствии с этим подразделением, одним из способов формирования самостоятельности является организация
экспериментальных и практических работ по химии, в частности –
решение экспериментальных задач. Это связано, прежде всего, с
тем, что наблюдение и эксперимент являются важнейшими методами
исследования в научном познании, источниками научного знания.
Цели, которые ставит учитель, выбирая методы наблюдения и эксперимента:
•Развитие у учащихся наблюдательности, как черты личности;
•Ознакомление учеников с особенностями наблюдения и эксперимента, как методами научного исследования;
•Использование этих методов для изучения свойств веществ, явлений природы и общества;
•Развитие познавательных способностей учащихся.

Чтобы сформировать у учащихся обобщенное умение самостоятельно
ставить опыты, необходимо раскрыть перед ними структуру научного
эксперимента. Как правило, научному эксперименту предшествует
умозаключение в виде гипотезы, с помощью которой определяется,
что должно произойти при определенных действиях. На этой основе
формулируется цель эксперимента, определяется его содержание (ход).
Когда содержание эксперимента определено, разрабатывается способ
(методика) его осуществления.
Этапы проведения эксперимента.
1.Проектирование эксперимента.
2.Определение материально-технической базы для проведения опыта.
3.Собственно сам эксперимент.
4.Математическая обработка результатов опыта.
5.Выводы, которые формулируются в результате этой обработки.
Умения и навыки, которые формируются
в результате эксперимента.
• Умение понять и самостоятельно сформулировать цель опыта;
• Самостоятельно проектировать эксперимент, разрабатывать модель опыта, мысленно представлять его ход;
• Отбирать для опыта необходимое оборудование и реактивы;
• Самостоятельно собирать приборы для работы;
• Производить измерения, вести наблюдения;
• Осуществлять математическую обработку результатов;
• Анализировать результаты опытов и наблюдений
• Самостоятельно формулировать выводы и выражать их в виде той или иной форме (словесной, знаковой, графической и т.д.)
Особенностью данного метода можно считать то, что ученик, выполняя проект, должен не только собрать необходимую информацию и применить её к данным условиям, но и осуществить защиту проекта, объективно оценить результаты не только своей работы, но и работы всей группы. Этим решается целый комплекс педагогических задач, который формирует у учащихся чувство ответственности за принятые решения, способность работать в группе, а также учит анализировать собственную деятельность и вовремя её корректировать. При этом формируется способность применять полученные знания на практике и по другим базовым предметам.
В качестве примера рассмотрим проектирование и выполнение практической работы №6 «Приготовление растворов солей с заданной массовой долей» группой учащихся 9 «В» класса.
Гипотеза: если мы взвесим на весах определенную массу соли и
отмерим мерным цилиндром определенный объем растворителя,
мы получим при смешивании раствор соли с заданной концентрацией.
Цели работы:
1. Научиться рассчитывать массу соли, необходимой для растворения;
2. Научиться рассчитывать объем растворителя.
3. Совершенствовать умения работать с лабораторными весами и мерным цилиндром;
4. Уметь прогнозировать ситуацию, если изменить значение массы и объема растворителя.
5. Знать, где полученный опыт может использоваться в практических целях.
Оборудование и реактивы: весы с разновесами; мерный цилиндр; химические стаканы; колба на 500 мл., стеклянная палочка ,поваренная соль, вода.
Задача.
Приготовить 250 г физиологического раствора. ( ώ NaCl = 0,89% )
Решение.
m(NaCl) ώ NaCl * m(р-ра)
ώ NaCl = ------------- * 100% , откуда m(NaCl) = -----------------------
m(р-ра) 100%

m(NaCl) = 0.89% * 250г : 100% = 2,225г

m(Н2О) = 250г – 2,225г = 247,775г
m 247,775г
V(H2О) = ------- = ------------- = 247,775мл Ответ: m(NaCl) = 2,225г
ρ 1г/мл V(H2О) = 247,775мл
Ход работы.
Название опыта Что делал(а) Что наблюдал(а) Уравнения реакций, выводы


Общий вывод.
1. Что такое физиологический раствор и где он применяется ?
2. Что произойдет, если к физиологическому раствору добавить воды ?
соли? Как это отразится на его качествах ?
3. Вычислить массовую долю растворенного вещества, если
к полученному раствору добавить 100 граммов воды ?

Источник: http://1.Ж.А.Караев, Ж. Кобдикова. «Новые технологии обучения как фактор реализации инновационного типа обучения». 2.Новиков Т

Категория: Химия | Добавил: Misha (2010-02-19) | Автор: Бинюкова Вера Васильевна E
Просмотров: 1740 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 11:35 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru