Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии и биологии. Выучить необходимый материал ученика можно, либо заставив, либо заинтересовав его. Игра предполагает участие всех учеников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащихся носит творческий, практический характер. Система общего образования в Казахстане находится в стадии реформирования. «Сегодня налицо направленность на образование, ориентированное на становление личности, на субъективированное, персонифицированное знание, предполагающее индивидуальное видение мира, у которого всегда есть автор в его уникальности» (И.А.Колесникова) Игра – центральная единственная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Систематическое изучение игры позволило констатировать тот факт, что в ней, как в зеркале, отражается окружающая действительность, для которой характерны как позитивные, так и негативные стороны (К.Д. Ушинский). Проблема игры возникла как слагаемое проблемы свободного времени и досуга людей. Разные ученые по-своему объясняют причины появления игры. В ходе своей деятельности я пришла к мнению, что игра действительно объективно отражает многомерность человеческого мира, человеческой деятельности, творчества, эмоций. Игра для детей – это способ научиться тому, чему их никто не может научить, это способ исследования пространства и времени, вещей и так далее. Включаясь в процесс игры, дети учатся в нашем символическом мире – мире смыслов и ценностей, и в то же время, исследуют, экспериментируют. Игра – это мостик между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры является максимально важной. В игре происходит разрешение конфликтов и передача чувств. Игра – это произвольная, внутренне мотивированная деятельность , предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как наиболее полно выразит и исследовать свое собственное Я. Ребенок непрерывно открывает себя, заново пересматривает свой образ Я, свои возможности, изменения в своих отношениях с миром. Если традиционный образовательный процесс связан с передачей - получением информации обработкой репродуктивных навыков и познавательным творчеством, то в игре участник сам ставит себе цель, ищет способы её достижения, отбирает материал, при этом он ответственен не только за свое поведение и результаты, но и за успех всей группы. Моя профессиональная деятельность направлена на совершенствование образовательного процесса путем привития интереса учащихся к знаниям и активизации познавательной деятельности учащихся за счет использования разнообразных методов и форм организации обучения посредством включения их в активную познавательную деятельность. Решение этих задач будет успешным при применении технологии игровой деятельности на уроках химии и биологии. Опыт работы позволяет доказать влияние игры на: • психическое состояние ребенка; • его социальное становление; • активизацию познавательной деятельности в процессе обучения; Поскольку игровой момент присутствует во всех популярных явлениях культуры, то наиболее естественным способом проникновения в детство, для познания его и для воздействия на него, является игра. Игра для детей является не только средством коммуникации, она — символический язык для самовыражения и может открыть нам, что пережил ребенок, какие желания, мечты и потребности возникают у него и особенно его Я - концепции. В целом же игра выступает как средство совершенствования обучения и воспитания ребенка. Вот поэтому уделяю особое внимание игре в ходе учебного процесса. Игра на уроке – комплексный носитель информации. В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации. Так, с одной стороны игра пронизывает весь курс, органически проявляясь почти на каждом уроке, с другой – занимает примерно пятую часть, не вытесняя ценной практической деятельности. Выучить необходимый материал ученика можно, либо заставив, либо заинтересовав его. Игра же предполагает участие всех учеников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащихся носит творческий, практический характер. Происходит стопроцентная активизация познавательной деятельности учащихся на уроке. Соревновательность в работе, возможность посовещаться, острейший дефицит времени – все эти игровые элементы способствуют активизации учебной деятельности учащихся, формируют интерес к предмету. Работая над проблемой своего исследования, выделяю ряд причин низкой успеваемости учащихся и предлагаю использовать следующие формы, методы и приемы обучения: Причины низкой активности учащихся Формы, методы, приемы, используемые в работе 1. Недостаточное чувство коллективизма при решении учебных проблем Использование игры (ролевые, познавательные), оптимальное сочетание игрового и проблемного обучения. 2. Высокая утомляемость учащихся, например, в результате однотипной работы Эффективное сочетание традиционных и активных методов и форм обучения, использование занимательных заданий. 3. Учебный материал слишком сложен для учащихся Поощрение учащихся при возникновении неудач и трудностей, помощь «слабым», оценка деятельности. 4. Отсутствие занимательности в самом изучаемом материале Использование различных видов деятельности, игровых методов, состязательности. 5. Отсутствие проблемности в подаче материала Поощрение интеллектуальной и эмоциональной свободы учащихся; демонстрация конкретных и доступных для учащихся путей улучшения учебных результатов. 6. Материал слишком легкий для усвоения. Использование заданий с разным уровнем сложности; материал подается проблемно. 7. Недостаточность подготовки учащихся к современной жизни. Успешное сочетание учебной и вне учебной деятельности; организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Важнейший психологический секрет игры в том, что она обязательно должна быть построена на интересе, удовольствии. Игра должна вызывать веселое удовлетворение от удачного ответа, быть эмоциональной, доступной и привлекательной. Цель игры должна быть достижимой, а оформление, желательно, красочным и разнообразным. В то же время дидактическая игра исполняет определенную цель обучения и совершенствует знания и умения. В играх обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Это всегда приводит к повышению самоконтроля учащихся, к четкому соблюдению установленных правил и, главное, к активизации учащихся. В таких играх завоевание победы или выигрывание – очень сильный мотив, побуждающий ученика к деятельности. К подбору игр надо предъявлять ряд требований. 1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным целям, нести содержательную нагрузку в соответствии с программными требованиями к знаниям, умениям и навыкам, разнообразить методы преподавания и организации учащихся, вносить вклад в повышение их активности и самостоятельности. 2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности и психологических особенностей учащихся. 3. Игры требуют создания необходимого дидактического материала и определения методики его применения. Дидактическая игра позволит ярче реализовать все ведущие функции обучения: образовательную, воспитывающую и развивающую. Например, в восьмом классе при изучении темы «Фтор, бром, йод» можно предложить учащимся заполнить таблицу сравнительной характеристики элементов и простых веществ галогенов, куда входят: 1. Строение электронных оболочек атомов. 2. Радиусы атомов. 3. Электроотрицательность, исходя из строения атомов. 4. Эмпирические, электронные, структурные формулы молекул. 5. Прочность химической связи в молекулах. 6. Физические свойства простых веществ галогенов: агрегатное состояние, цвет, растворимость в воде и органических растворителях. 7. Химические свойства: отношение к металлам, водороду, сложным веществам. Класс делится на команды, каждой команде предлагается заполнить определенные колонки в таблице. Оценки выставляются по пятибалльной системе за ответ, дополнение. В конце работы определяется команда – победитель по числу набравших очков. Таким же способом можно проверить знания учащихся девятых классов по теме «Сравнение свойств водородных соединений неметаллов различных подгрупп», В одиннадцатых классах – «Обобщение сведений об углеводородах». Практика показывает, что в дидактических играх по химии с большим интересом участвуют слабоуспевающие ученики, которых увлекает сам процесс игры, дух соревнования, стремление к тому, чтобы их команда одержала победу, что способствует лучшему усвоению и углублению знаний по пройденной теме. Для совершенствования знаний по отдельным вопросам темы можно использовать на уроках химии игры, которые называются «Химический лабиринт», «Рассказы-задачи», «Крестики-нолики» , которые также оцениваются по пятибалльной системе. При изучении нового материала для оптимизации учебного процесса предлагаю пользоваться набором обучающих игр, используя которые, можно научиться скоростному чтению, запоминанию, выделению главного в тексте, диалогическому общению, монологической речи. Если использовать игровые моменты при проверке домашнего задания в виде дидактических карточек-заданий, можно развивать у учащегося абстрактное логическое мышление. Учебно-деловая игра даст возможность : - приобретения школьниками предметно-профессионального и социального опыта, принятия индивидуальных и совместных решений; - формирования познавательной и выявления профессиональной мотивации; - закрепления знаний учащимися, применения их в нестандартной обстановке; - развития теоретического и практического мышления; - выработке умений самостоятельного приобретения знаний и навыков добывания информации. Деловые игры предлагаю использовать при изучении больших тем курса, когда возникает необходимость работы с научно-популярной литературой. Например «Технология получения важнейших химических продуктов», «Охрана окружающей среды». Применение деловых игр снизит утомляемость при однотипной работе, разовьет чувство коллективизма, придаст значимость изучаемой проблеме. Наибольшую активность учащихся всех возрастов вызывают уроки по аналогии с телевизионными играми — КВН, «Что? Где? Когда?», «Следствие ведут знатоки» и «Удивительное рядом». Их можно проводить в рамках недели естественных наук, как внеклассные мероприятия. Их цель: развитие устойчивого интереса к изучению химии. Ролевые игры придадут изучению темы характер творчества, позволят выявить артистические данные учащихся, будут способствовать более полному усвоению учебного материала. Их можно использовать как элемент типового урока или как внеклассное мероприятие. Домашнее задание, по моему мнению, тоже может принимать форму игры. Предлагаю использовать следующие его формы: • взаимный опрос; • рецензия; • эвристическая беседа; • творческие домашние задания: • составление ребусов; • сканвордов; • кроссвордов; • химических сказок; • мини-сочинений. В игровой форме можно оценить также эмоциональное состояние участников игры при помощи методики «Цветопись», основанной на опыте психолога и педагога А.Н.Лутошкина. Суть этой методики: школьники с помощью карточек различных цветов характеризуют свое состояние в ходе игры, системы впечатлений и ощущений, сложившееся в результате её проведения. Красный цвет карточки – игра очень понравилась, во время игры не покидало радостное настроение. Оранжевый цвет карточки – игра прошла хорошо, настроение в игре светлое, приятное. Желтый цвет карточки – игра прошла спокойно, незаметно. Ничто в игре особенно не волновало, но ты удовлетворен игрой. Настроение спокойное, ровное. Зеленый цвет карточки – игра не понравилась, чего-то в ней не хватает. Настроение грустное. Синий цвет карточки – чувство полной неудовлетворенности игрой, настроение унылое, горькое. Любой элемент урока разнообразит практическая исследовательская деятельность учащихся, их увлекает работа с химическим оборудованием и реактивами, увлекает проблема поиска, применения химических знаний для решения той или иной задачи. Для усиления эффекта восприятия при проведении ролевых игр можно использовать химические опыты. Но в любом случае необходимо руководствоваться правилами техники безопасности при работе с химическими веществами, владеть методикой проведения демонстрационных опытов. Предложенные игры и игровые ситуации различны не только по форме, но и по характеру деятельности, осуществляемой учащимися при их выполнении. Они дадут возможность, наряду с традиционными формами обучения существенно повысить мотивационную сферу учебного процесса, что несомненно отразится на качественных и количественных показателях познавательной деятельности учащихся на уроках химии. Литература. 1. А.А. Тыльдсеп, В.А. Корк « Мы изучаем химию», изд. «Просвещение». 1988Г 2. Библиотечка «Первого сентября», изд . дом «Первое сентября» .2005г. «Первоначальные химические понятия». «Я иду на урок химии». 3. Под редакцией Э.Г. Золотникова. «Урок окончен. Занятия продолжаются», изд. « Просвещение». 2002г. Бинюкова Вера Васильевна. СОШ № 85.
|