Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия |
КГКП «Аркалыкский политехнический колледж» Управления образования акимата Костанайской области Тема «Активные и интерактивные методы обучения на уроках химии и биологии» учитель химии и биологии Сулейменова Б.К. Аркалык 2015 год «Бывает так, что новое средство, родившись давно, став нормой, не умирает, а развивается, модернезируется, многократно воспроизводится, демонстрируя относительность нового» Поташник М.М. В настоящее время, когда система образования претерпевает серьезные изменения, ведущей целью обучения, на мой взгляд, должна стать ориентация, не на простое усвоение предлагаемых программой знаний, а на выроботку у учащихся умений применять свои знания на практике, стремлений самостоятельно познавать мир, вступая с ним в активный диалог, искать ответы и не останавливаться на найденном как на окончательной истине. Если так подходить к обучению, то изменится его содержание и на первый план выходят методы и приемы, требующие активной мыслительной деятельности школьников, с помощью которых формируются такие умения как синтез, сравнение, обобщение, умение видить проблему и формировать гипотезу, а так же поиск путей, решение тех или иных проблем. При всем разнообразии методов, приемов и средств обучения, проблема активизации позновательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение, в связи с высокими темпами развития и совершенствование науки и техники, социальными изменениями, происходящими в обществе и потребностью общества в людах образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободно от стереатипов. Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях нетрадиционного, поискового, проблемного обучения. Сам процесс учения – это не просто запоминание научных положений « из головы в голову», это процесс, результат активной позновательной мыслительной деятельности по самостоятельному поиску, добыванию и переработке научной информации. С точки зрения психологии систему методов активного обучения и воспитания можно разделить на « три группы методов, наиболее интересных для использования управления формированием мышления» Активные методы обучения Методы проблемного Методы обучения интерактивные програмированного (коммуникативные) обучения 1.- беседа ( этическая и эврестическая) 2- дискуссия 3- УМШ 4- игра ( ролевая, деловая, имитационная, дидактическая) 5- тренинг 6- практические работы с активным обсуждением - терапия ( игро-, сказко-, изотерапия) Активные и интерактивные методы являются более эффективными согласно пирамиде Глассера, так например: 1. «лекция» - усвоение 5%; является быстрым способом изложения информации. Наряду с большой пользой она обладает так же своими недостатками; т.к. может быть скучной, ставит обучающихся в положение пассивных слушателей / «потребителей». 2. «чтение» - усвоение 10 %; индивидуальное или групповое является необходимым методом обучения, но и как лекция – чтение само по себе не позволяет достичь глубокого усвоения информации. 3. «аудио- визуальные средства»- материалы, применяемые для дополнения учебной деятельности. Включают слайды, видиокассеты и др., которые позваляют подчеркнуть ключевые этапы информации и улутшают учебный процесс; усвоение 20 %. 4. «наглядные пособия»- усвоение 30%; в процессе познания учащиеся полагаются на свои органы чувств. 5. «обсуждение в группах» - ( например, решение учебных проблемнных задач при помощи УМШ), усвоение 50%; устный обмен мнений обучаемыми – участниками – ведущими обсуждения, которые позволяют учащимися думать, подробно рассказать о своих собственных выводах/ суждениях и выслушать разнообразные мнения. 6. «игры или обучение практикой»- усвоение 70%; проигрывание ситуаций. Учашимися предлагается представить себя в той или иной роли при решении жизненной ситуации. Например, каждая ролевая игра длится 10 минут, учащиеся выступают в самых различных качествах. Ролевые игры рассчитаны на то, чтобы помочь учащимся проанализировать свои чувства, мысли и действия в определенной обстановке. Учащимися нужно предоставить возможность добровольно вызваться для участия в ролевой игре, а затем проинструктировать их, чтобы помочь им справиться с тем, что они должны делать. Ролевые игры могуть давать обильный материал для обсуждения. 7. «выступление в роли обучающего» - ( например, проект – игра « Я- учитель) – учащийся, который преподает материал другим, сам усваивает его на 90%. Обучение или консультирование своих сверстников – один из самых эффективных способов привлечь внимание обучаемых и заставить их изменить свое поведение. В подростковом возрасте влияние сверстников является более действенным, чем в любой другой период жизни. В рамках программы обучения сверстниками можно опираться на наиболее подготовленных учащихся, котjрые помогут в качестве ассистентов, в работе с другими учащимися. Лидеры подросткового возраста должны быть хорошо подготовлены сами и должны иметь необходимиые сведения и навыки. Учитель может активно и творчески комбенировать активные методы обучения, применяя комплексный подход. Это способствует наибольшей эффективности в УВП, но все же наиболее интересными и увлекающими являются интерактивные методы. Методы активного познания побуждают обучаемых принимать на себя ответственность за свое образование. «Что я слышу – забываю. Что я вижу – запоминаю. Что я делаю – понимаю» Даже много сотен лет назад Конфуций писал: « Расскажи, и я забуду. Покажи, и я запомню. Вовлеки, и пойму» Обязанность преподавателя – создать на уроке благоприятную атмосферу, которая способствовала бы усвоению материала. Перед работой в учебных (малых) группах полезно выроботать определенные правила- соглашения : 1. Правило правой руки. 2. Умение слушать друг друга – это означает не перебивать говорящего. 3. Говорить должен кто-то один. 4. Говорить по теме. 5. Говорить по существу. 6. Необходимо делиться мыслями. 7. Необходимо щадить чувтва других. 8. Недопуcтимо умаление достоинства. 9. Уважительное отношение ко всем учащимся без исключения. 10. Глупых ответов и вопросов не бывает. Учебные игры. Учебные игры разворачивают проблемы в динамике и позваляют их участникам проиграть ту или иную ситуацию, прожить десятки условных лет в сжатой по времени и событиям реальность или прогнозировать применение выдвигаемых ими решений и идей. Во время игры каждый участник сам делает ошибки и cам находит правильные ответы и удачные решения, обогащая свой личный опыт, который не забывается, потому что « это было со мной». В результате проведения игровых занятий учащиеся осмысливают общечеловеческие ценности, приобретают навыки участия в дискуссии и принятия коллективных решений в различных ситуациях. Основная задача применения активных и интерактивных, в частности игровых, методов обучения – развитие у учащихся целостной картины мира; способности правильно ориентироваться в окружающем мире; возможность применять решения на практике, не совершая ошибки. Возможности учебных игр: 1. овладение опытом деятельности, сходным с тем, который учащиеся получили в действительности; 2. позволяют решать трудные проблемы, а не быть сторонними наблюдателями; 3. создают потенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную; 4. психологически привлекательны и безопасны для учащихся. Но иногда: А) требуют больших затрат времени по сравнению с обычной учебной деятельностью; Б) возможно значительное оживление, подвижность учеников, что не всегда нравиться преподавателям и администрации. Проект – игра « Я – Учитель». Правила игры: 1.В малой группе выбираются: А) арбитр, который участвует в процессе планирования работы, изучения учебного материала, должен владеть всей информацией ит.д.; не зависим во время выступления участников, оценивают самостоятельную работу « молодых учителей», защищает выставленные участникам игры оценки; Б) ведущий; В) секретарь; Г) « молодые учителя» - выступающие. 2. Предлагается тема изучаемого раздела, учебный материал распределяется самостоятельно участниками. 3. В течение первого урока участники получают инструкции, изучают новый учебный материал и начинают планирование будущего урока, не забывая о новой терминологии. 4. Дома используют дополнительный материал, готовят иллюстрационный материал для выступления на следующий урок. 5. На следующий урок учащиеся представляют новый самостоятельно изученный материал, как урок, с таблицами, схемами, иллюстрациями, тестами и другими заданиями. Цель «молодых учителей»: объяснить новый материал так, чтобы учащиеся, сидящие в классе и не изучавшие этот материал, смогли его усвоить. Критерии оценки урока: целепологание, темп урока, организация, научность и доступность материала, наглядность, записи в тетерадях, закрепление нового материала и т.д. Метод кластеризации можно применять как в начале урока, так и в конце. Кластеризация - компьютерный термин, который применяется, когда рассматриваются компьютерные снимки, полученные из космоса. В принципе любую фотографию, картинку можно разложить на маленькие квадратики (составные части – пиксели). А слияние пикселей образует более большой квадрат. Любое слово, термин, если взять абстрактно, как картинку, можно разбить на кластер – ассоциации. Что нужно сделать, чтобы понять смысл кластеризации? Конечно же , выбрать слово или термин, процесс действия или явление над которым вы хотели бы поработать. Например, в 10 классе мы проходим тему: «Индивидуальное развитие организма. Оплодотворение». Тема актуальная. Показывается фрагмент фильма « Эмбриональное развитие». В конце урока можно предложить рассмотреть определенную ситуацию, связанную с оплодотворением, беременностью, гигиеной и т.д., или же беременостью у несовершенолетних, а также вытекающие осложнения и последствия ( это на усмотрение учителя, на чем конкретно он хочет акцентировать внимание учащихся). «Для того чтобы не слишком усложнять задания в выборе количества кластеров, берите лист бумаги, в верхнем правом углу записывайте свое имя полностью, подсчитайте количество букв. Разделите лист на столько частей, сколько букв в вашем имени. А теперь попробуем « кластеризовать» термин «Беременность несовершеннолетних» На каждом листочке – кластере напишите одну ассоциацию, связанную с этим термином. Похожие ассоциации откладывайте в стопочки. Каких-то листочков – ассоциаций будет много, каких –то мало. Посмотрим, что получилось. Те, которых по одному класстеру- на время убираем – рассмотрим их позже. Поработаем сначала над теми стопочками, где много кластеров – листочков с ассоциациями». Результат - + Беременность (несовершеннолетних) Проанализировав свои ответы, учащиеся делают вывод самостоятельно: прежде чем родить ребенка нужно рассматривать все «за» и «против», осознать важность принятия решения, ответственность, которую берешь на себя за новую жизнь, чтобы исключить нежелательную беременность, смерть новорожденного, осложнения и восполительные процессы после аборта, дальнейшее бесплодие и т.д. Учащиеся оценивают себя самостоятельно по пятибальной шкале: А Д О В ОА – самооценка ОВ- правильность С суждений ОС- активнось ОД- настроение Чем больше площадь полученной фигуры, тем активнее ученик участвовал на уроке, чувтвовал себя комфортно. Результатом любой активной методики является обратная связь. Понравилось ли на уроке или нет? Почему? Как вы себя чувствуете после такой работы? Что узнали для себя нового? Хотели бы вы продолжить работу в такой же форме? На уроках химии используя дидактические игры повышается интерес учащихся к предмету. Так уроки повторения, обобщения можно проводить в форме КВН, «Что? Где? Когда?». Класс поделить на 3 группы или команды в каждой команде по 10 человек. Игра состоит из 4 этапов. Например, 1этап –Разминка, 2 этап – конкурс загадок, 3 этап- домашнее задание, 4этап – гонка за лидером. В своей работе я использую активные и интерактивные методы работы на уроках химии и биологии. Например, Урок – обобщение по теме «Предельные углеводороды». Урок состоит из 4 этапов. 1 этап – организационный момент. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала. 2 этап – теоретическая разминка. На этом этапе задаются вопросы по пройденной теме. 3 этап – этап актуализации опорных знаний. А) химический диктант. Б) Работа в группах. Игра «Найди свою половину». Раздаю карточки. Одним формулы предельных углеводородов, другим их названия. Цель игры – найти свою пару. В) Головоломка. Напишите формулы предложенных веществ. Г) Поле чудес. Готовлю вопросы по секторам. 4 этап – оценка знаний. Д/задание. Используя предложенные методы обучения ( или хотя бы элементы ), можно сделать уроки более занимательными, разнообразными и интересными, т.к. учебная деятельность будет направлена на развитие логического мышления, способностей, воображения, памяти, творчества и т.д., то есть развитие тех качеств личности ученика, которые состовляют цель образования. Метод обучения – это совокупность приемов и способов организации познавательной деятельности учащегося, развитие его умственных сил, обучающего взаимодействия педагога и учащихся, учащихся между собой, с природной и общественной средой. Метод обучения реализуется в единстве познавательной деятельности педагога и обучаемых, уяснении учащимися знаний, овладении умениями и навыками. Прием, конкретный способ представляет собой часть, элемент метода. Если форма рассказа преподавателя – метод, то вопрос, обращенный к учащимся во время рассказа, будет методическим приемом. Методы обучения могут быть представлены в различных классификациях с учетом их практических функций и возможностей организации обучающего взаимодействия педагогов и учащихся. Однако целостный процесс обучения обеспечивается единой классификацией методов, которая в обобщенном виде включает в себя все остальные классификационные характеристики. Рассмотрим классификацию методов обучения по основным этапам обучающе-познавательного процесса: методы этапа восприятия-усвоения, методы этапа усвоения-воспроизведения, методы этапа учебно-творческого выражения. Эти поэтапные группы методов обучения, индивидуально усвоенные учителем, становятся основой его творческой методической системы. Каждый метод обучения любой группы имеет свою конкретную сущность, сферу применения, приемы обучающего взаимодействия. 1. Методы этапа Восприятия-усвоения. К их числу относятся методы монологически диалогического изложения и изучения материала: рассказ, объяснение, беседу, лекцию; визуального изучения явлений: демонстрацию и иллюстрацию; самостоятельную работу с источниками: изучение документов, работу с учебником и книгой, пользование справочной литературой, компьютером, упражнение, взаимообучение, опорный конспект. Рассказ представляет собой монологическую форму изложения учебного материала педагогом или учащимся. В нем акцентируется внимание на конкретных фактах, их взаимосвязи, что мобилизует слуховое восприятие и воображение школьника. В процессе рассказа происходит не только усвоение фактов, но и обучение последовательному изложению материала. Рассказ используется при изучении тех предметов, в которых на первый план выступает фактический материал, требующий образности и последовательности изложения. Повествование о жизни писателя, об исторических событиях, описание природных явлений – все это обеспечивает глубокое и четкое восприятие фактов. Эффективность рассказа как метода способствуют содержательные и риторические вопросы, обращенные к опыту учащихся, использование образных сравнений, документов и отрывков из художественных произведений. Развивающий смысл рассказа в том, что он проводит в состояние активности психические процессы: представления, память, мышление, воображение, эмоциональные переживания. Воспитательный результат появляется в формировании устойчивого внимания, любознательности, интереса. Объяснение - также монологическая форма изложения, обеспечивающая выявление сущности изучаемого события или явления, его места в системе связей с другими событиями или явлениями. К объяснению прибегают чаще всего при изучении теоретического материала, решении различных физических, математических задач, теорем; при раскрытии конкретных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни. Использование метода объяснения требует логически четкого и точного формирования задачи, сути проблемы, вопроса; последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств; использования сравнения, сопоставления с привлечением ярких примеров. Обучающий результат объяснения проявляется в понимании сути явления, его закономерных связей и зависимостей. Развивающий результат объяснения выражается в активизации мыслительных процессов, формировании умения сосредоточиваться на главном и существенном. Беседа – диалогическая форма изложения и освоения учебного материала. Она предполагает наличие у учащихся определенного запаса знаний, необходимых для компетентного участия в обсуждении вопроса. Педагогическая функция беседы состоит в том, чтобы использовать знания и личный опыт учащихся в целях активизации их познавательной деятельности, вовлечения в активный мыслительный поиск, самостоятельное формирование выводов и обобщений. Беседа требует продуманности и четкости в постановке вопроса. Опытные педагоги включают элементы беседы в рассказ или объяснение. Развивающий эффект беседы проявляется в формировании у учащихся умения четко и быстро мыслить, анализировать и обобщать, ставить точные вопросы, кратко говорить и ясно выражать свою мысль. Беседа как метод обучающего взаимодействия учителя с учениками не имеет возрастных ограничений. Дело лишь в различии содержания и глубине обсуждения проблем. Лекция - Монологический способ изложения учебного материала и обучающего взаимодействия педагога с учащимися. Она предполагает изложение фактов, описание объективных связей между явлениями, а так же краткий вспомогательный диалог. Лекция представляет собой органическое единство методов и форм обучения. Она вовлекает учащихся в процесс внимательного слушания, визуального наблюдения вспомогательных средств, конспектирования и одновременно организует целостное, законченное учебное занятие. Технология лекционного метода предполагает сообщение учащимся плана, указание на особенности конспектирования, интонационное выделение и повторение главных выводов и обобщений, риторические вопросы, показ иллюстративного материала, эпизодические обсуждения, резюме и краткий анализ литературы. Развивающий эффект лекции состоит в вовлечении учащихся в поток логического мышления. В воспитательном смысле лекция формирует устойчивое произвольное внимание, навыки конспектирования устной речи, умение ставить вопросы и объяснять не понятное. Лекционная методическая система используется в работе с учащимися, готовыми в физиологическом, психическом и интеллектуальном отношениях к сравнительно длительному напряжению. Иллюстрация как способ обучающего взаимодействия применяется в целях создания у учащихся с помощью средств наглядности четкого и ясного образа изучаемого явления. Главная функция иллюстрации состоит в образном воссоздании формы, сущности явления, его структуры, связей для подтверждения теоретических положений. Она помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы (ощущения, восприятия, представления), в результате чего возникает эмпирическая основа для аналитической мыслительной деятельности. Иллюстрации применяются в процессе преподавания всех учебных предметов. В качестве иллюстраций используются натуральные и искусственно созданные предметы: макеты, модели, муляжи, произведения изобразительного искусства, фрагменты фильмов, литературных, музыкальных, научных произведений, символические пособия типа карт, схем, графиков, диаграмм. Развивающий эффект иллюстрации связан с активизацией деятельности процессов восприятия и формирования представлений. Вместе с тем злоупотребление иллюстративностью приводит к сдерживанию развития мыслительных процессов. Воспитательное значение использования иллюстративного материала состоит в формировании визуальной и слуховой культуры. Демонстрация является способом обучающего взаимодействия педагога с учениками на основе показа в целостности и деталях реальных событий жизни, явлений природы, научных и производственных процессов в целях их аналитического рассмотрения и обсуждения. Демонстрация как метод обучения обеспечивает восприятие сложных явлений действительности в их динамике, во времени и пространстве. С её помощью расширяется кругозор, облегчается процесс усвоения знаний. Демонстрация применима в работе с учащимися любого возраста. Она включает в свою структуру обязательное собеседование по поводу воспринятого, что помогает учителю диагностировать процесс усвоения знаний учащимися. В группу методов восприятия-усвоения входят также способы самостоятельного, под руководством учителя, добывания учениками учебно-научной информации. К ним относится работа учащихся с учебником, книгой, документом, компьютером. Функция самостоятельной работы состоит в обучении умению извлекать и излагать приобретённые знания. Рассмотренные методы обеспечивают в основном начальный этап процесса обучения: восприятие, формирование в сознании и нервной системе учащихся устойчивых стереотипов в знаниях, умениях и навыках, составляющих фундамент внутреннего движения к новому этапу – усвоению-воспроизведению учебного материала. 2. К Методу восприятия-воспроизведения относятся: проблемная и игровая ситуации, учебная дискуссия, лабораторный эксперимент, упражнение, взаимное обучение, опорный конспект, опросно-ответный метод, зачётно-экзаменационный метод. Проблемная ситуация создаётся постановкой перед обучаемыми учебно-познавательной задачи, требующей для своего решения мобилизации личных знаний, повышенной активности мыслительных способностей. Главная функция проблемной ситуации состоит в том, чтобы обеспечить наиболее глубокое овладение учебным материалом в условиях повышенной трудности. В структуру проблемной ситуации включаются: постановка задачи в форме вопросов, гипотез, недосказанных утверждений, задания по обоснованию теоретических положений, концепций, по составлению схем, диаграмм, графиков изучаемых явлений и способов их разрешения. Обучающее значение проблемной ситуации проявляется в прочном творческом усвоении и свободном воспроизведении знаний учащимися. Именно в ней проявляются знания учеников, их находчивость, сообразительность, важнейшие черты характера, познавательная активность и пассивность. Игровая ситуация способствует вовлечению в условную развлекательную деятельность, обладающую большим внушающим воздействием, содержащую изучаемые знания, умения, навыки. Функции игры в учебном процессе состоят в обеспечении эмоционально-приподнятой обстановки воспроизведения знаний, облегчающей усвоение материала. В процессе обучения игра моделирует жизненные ситуации или условные взаимодействия людей, вещей, явлений. Развивающий эффект игры достигается за счет импровизации, включения свободных творческих сил учащихся в процесс воспроизведения-усвоения учебного материала. Учебная дискуссия представляет собой организуемый педагогом обмен мнениями, в котором учащиеся отстаивают субъективные точки зрения по изучаемому вопросу. Дискуссия создает обстановку свободного воспроизведения имеющихся знаний, эмоционально насыщенную атмосферу, что способствует глубокому проникновению в истину и прочному ее усвоению. Учебная дискуссия нуждается в четкой методической организации. Окончательное подведение итогов необходимо увязывать с изучаемыми разделами, темами курса. Обучающее значение дискуссии состоит в том, что она создает оптимальные условия для предупреждения возможных ошибочных толкований, для возбуждения повышенной активности учащихся и прочности усвоения изучаемого материала. Упражнение - Единственный способ систематической и эффективной отработки умения или навыка путем ритмично повторяющихся умственных действий, практических операций в процессе обучающего взаимодействия учащихся с учителем или в специально организованной индивидуальной деятельности. Функция метода упражнения заключается в том, чтобы трансформировать часть знаний учащихся в умения и навыки. Значение упражнения в том, что только глубокое понимание приобретенных знаний обеспечивает возможность овладения прочными умениями и навыками. Выполнению упражнений всегда предшествует прочное усвоение теоретического материала учащимися и тщательный инструктаж учителя. Обучающий результат упражнений проявляется в вооружении системой примеров, способов практического действия. Развивающий эффект этого метода выражается в расширении возможностей творческого самовыражения личности и формировании разнообразных способностей. Упражнение всесторонне и объективно позволяет диагностировать состояние прочности знаний, глубины их понимания учащимися. Взаимообучение - Специфический метод обучения взаимодействию между самими учащимися, основывающийся на разности их теоретической и практической подготовленности, развития способностей и заключающийся в обмене информацией, в совместной отработке умений и навыков, взаимопроверке усвоения. Парное взаимообучение позволяет каждому учащемуся попеременно исполнять роль учителя и обучаемого. Групповое взаимообучение ставит одного из учащихся в позицию консультанта по тому или иному предмету. Коллективное взаимообучение предполагает поочередное выступление консультантов по специальным вопросам перед всем классом. В отдельных случаях наиболее осведомленные по той или иной теме консультанты могут выступать в качестве помощников учителя в проверке знаний своих товарищей. Взаимообучение активно способствует закреплению знаний. Одновременно идет процесс обогащения друг друга дополнительной информацией, которую обучающиеся добывают самостоятельно, специально для обучающего общения и выполнения функций консультанта. Как убеждает опыт, взаимообучение педагогически целесообразно, если включено в систему других методов. В диагностическом аспекте взаимообучение активно помогает преподавателю узнать интересы, склонности, способности учащихся. Опорный конспект Как метод обучения обеспечивает взаимодействие учителя и учащихся на основе предельного обобщения, кодирования, «свертывания» знаний с помощью условных знаков, символов, схем, графиков, таблиц и их последующего «развертывания», полноценного воспроизведения в сознании учащихся. Метод широко применим при изучении материала, требующего твердого запоминания в предметах физико-математического, естественного и общественного циклов. Чрезмерное увлечение этим методом в изучении истории, литературы и искусства может схематизировать, формализировать знания, привести их к бездумному механическому усвоению. Обучающее значение опорных конспектов состоит в том, что они позволяют хранить в памяти разнообразные факты и сведения с помощью условных знаков и обеспечивают возможность развертывания учебного материала во всей его полноте с помощью опорных сигналов. Развивающий эффект этого метода обеспечивается за счет интенсивной интеллектуальной деятельности учащихся, необходимости постоянного обобщения, свертывания знаний и их развертывания, воспроизведения в сознании в случае необходимости. Опросно-ответный метод представляет собой способ обучающего обратно-информационного взаимодействия учителя и учащихся. Функция опроса состоит в выявлении уровня обученности и развития учащихся, закреплении их знаний. Метод позволяет осуществлять коррекцию процесса обучения, организовать систематический контроль за всей учебной деятельностью, обучает приемам и логике устного и письменного изложения знаний. В практике опросно-ответный метод применяется по всем предметам, на всех этапах обучения путем проведения фронтального опроса, привлечения всех учащихся к работе по дополнению ответов основных опрашиваемых, по анализу качества обсуждаемой информации. Опрос интенсивно совершенствует такие психические процессы, как память, воображение, мышление, речь. Метод контрольных проверочных работ позволяет диагностировать уровень знаний на основе самостоятельного, индивидуального, группового или коллективного выполнения заданий по всем предметам учебного плана. Полученная обратная информация используется педагогом в целях коррекции обучающе-познаватеьлной деятельности, обеспечения проверки и самопроверки. Зачетно-экзаменационный метод обеспечивает взаимодействие учителя с учащимися в целях подведения итогов изучения крупных тем, частей или целого курса с помощью монологических ответов, собеседования, ответов учащихся на заранее заготовленные вопросы, задания. Функции метода заключаются в том, чтобы установить степень глубины и прочности усвоения изученного материала, в организации интенсивной самостоятельной работы по закреплению и систематизации знаний, умений, навыков. В зачет идет работа, выполненная на хорошем, качественном уровне. В зависимости от характера, содержания работы зачет может быть индивидуальным, групповым или коллективным. Все рассмотренные методы этапа усвоения-воспроизведения обеспечивают прочное и глубокое усвоение учащимися знаний, умений, навыков, развитие их умственных способностей. Однако этим не заканчивается процесс обучающего познания и развития личности. Он подходит к высшей кульминационной точке – к воспроизведению усвоенных знаний, умений и навыков путем самостоятельного творческого выражения, включения индивидуального начала в творческую деятельность. К Методам этапа Воспроизведения-выражения относятся: самостоятельный поиск, художественное исполнение и критический анализ результатов учебной деятельности. Самостоятельный поиск представляет собой метод обучения, который позволяет преподавателю, опираясь на имеющийся у учащихся багаж знаний, умений и навыков, на их индивидуальные способности, ставить перед ними творческую поисковую задачу, консультировать их деятельность, оценивать и использовать в учебном процессе ее результаты. Такие задания применяются в процессе изучения любого предмета, особенно по профильным дисциплинам, на факультативных и кружковых занятиях. Учащиеся пишут обзоры научно-популярной литературы, сочинения на свободную тему, готовят доклады по осмыслению исторических событий или литературно-критическим источникам, разрабатывают схемы действия приборов, машин. Огромное значение самостоятельного поиска состоит в том, что он – наиболее четкий и бесспорный показатель глубокого усвоения зн | |
Просмотров: 3969 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|