Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия |
Тема урока: Реакции ионного обмена, 9 класс Цель урока: объяснить сущность реакций ионного обмена, уметь видеть признаки этих реакций, разработать алгоритм для записи реакций ионного обмена. Результаты обучения: учащиеся умеют самостоятельно записывать реакции ионного обмена (полную и краткую форму), различают катионы и анионы. Критерий успеха: Я знаю, как записывать полную и краткую форму ионного уравнения. Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний Ход урока: I. Организационный момент. П. Актуализация знаний. На прошлых уроках вы узнали, что водные растворы кислот, солей и щелочей являются электролитами, мы учились писать уравнения диссоциации этих веществ на катионы и анионы и наоборот по одному из ионов составляли формулу вещества электролита. На сегодняшнем уроке мы будем использовать эти знания. 1. Фронтальный опрос по материалам предыдущих уроков. - Что такое электролиты? - Виды электролитов. - Что такое электролитическая диссоциация? -Какие типы реакций мы с вами изучили? - Какие реакции называются реакциями обмена? 2.Индивидуальная работа учащегося Карточка 1. (карточка на «4») Перечисленные названия веществ разделите на два столбика: в один запишите – электролиты, в другой – неэлектролиты. Раствор гидроксида калия, твердый гидроксид калия, кристаллы сахара, раствор сахара, дистиллированная вода, серная кислота, спирт, Карточка 2 (карточка на «5») Написать уравнения диссоциации следующих веществ: KNO3, Ba(OH)2, Na2SO4 , Al(NO3)3, H2SO4, III. Изучение нового материала. Электролиты при растворении в воде распадаются на ионы, а что произойдет, если слить два электролита вместе? (учащиеся отвечают: реакция) Реакция между ионами называется реакцией ионного обмена. 1.Запись темы урока в тетрадь: Реакции ионного обмена Провести демонстрационный опыт взаимодействие хлорида алюминия и гидроксида натрия. 1.Что вы наблюдаете при протекании реакции? 2. Как вы думаете, почему это происходит? 3. Что будет, если вместо хлорида алюминия взять хлорид серебра? Работа с интерактивной доской, показ презентации по составлению реакций ионного обмена (слайд 1-9) ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЕ ИОННЫХ УРАВНЕНИЙ 1.Простые вещества, оксиды, а также нерастворимые кислоты, основания и соли не диссоциируют, их записывают в молекулярном виде. 2.Для реакции берут растворы веществ, поэтому даже малорастворимые вещества находятся в растворах в виде ионов. 3. Если малорастворимое вещество образуется в результате реакции, то при записи ионного уравнения его считают нерастворимым. 4. Вещество, выпавшее, в осадок выделяется, стрелкой вниз v, выделение газа отмечают стрелкой вверх ^. 5. Сумма электрических зарядов ионов в левой части уравнения должна быть равна сумме электрических зарядов ионов в правой части. IV. Просмотр видеоролика (позитивное настроение) На каждую парту раздаю лабораторный опыт: 1 парта K2CO3 HNO3 2 парта NaOH HNO3 3 парта CuCl2 NaOH Выполнив свои опыты, учащиеся объединяются в 3 группы, в которых обсуждают проделанные опыты. Далее в группе составляют флипчарт на тему: «Реакции ионного обмена. Правила составления уравнений реакций». В группе назначается один эксперт, который оценивает работу учащихся в группе и защищает свой флипчарт. V.Закрепление. Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде. Каждому в группе своё задание, затем взаимопроверка Первичный контроль знаний 1. NaOH + H2SO4 = 2. MgCO3 + HCl = 3. AgNO3 + ZnCL2 = 4. KOH + H2SO4= 5. K2CO3 + H2SO4= 6. Pb(NO3)2 + NaCl = Выводы: 1. Реакции в водных растворах электролитов являются реакциями между ионами, и поэтому их изображают в виде ионных уравнений. 2. Реакции ионного обмена в растворах электролитов практически необратимо протекают только в том случае, если в результате образуется осадок, газ или малодиссоциирующее вещество (вода). Рефлексия А теперь, в конце урока хочется, чтобы вы выразили свое отношение к нашей сегодняшней работе и всему уроку в целом. (Мне сегодня было интересно, я понял, что, мне было трудно). Домашнее задание параграф 8, с.41 №1,2 Таблица оценивания для эксперта Критерий Принимает участие в составлении кластера Объясняет проведенную реакцию Свободно записывает уравнения реакций Предлагает правила алгоритма Делает вывод о протекании реакций всего Учитель химии II категории, Сюсюкина Валерия Витальевна Шортандинской средней школы№2, | |
Просмотров: 1803 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|