Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия |
Урок: «Познакомьтесь, это химия!» (для учащихся начальной школы) Цель: 1. Заинтересовать учащихся начальной школы наукой химией. 2. Вызвать стремление познавать и объяснять «удивительные» явления. Метод проведения: рассказ, беседа на основе демонстрационных и лабораторных опытов. Оснащение и оборудование урока. 1. На доске запись: «Вступление в науку химию. Химия – наука о веществах и их превращениях. 2. Химический стакан с водой, стеклянная палочка и трубочка, предметное стекло, сливной стакан, спиртовка, спички, фильтровальная бумага, воронка, платочек, держалка, щипцы, штатив с пробирками, индикаторная бумага, тонкая полоска хлопчатобумажной ткани, смоченная раствором чая, питьевая сода, колба с водой. Реактивы: растворы уксусной кислоты, соляной кислоты, силиката натрия, карбонат кальция, вода, спирт, хлорид бария, серная кислота, калий, фенолфталеин, поваренная соль. Демонстрационные опыты. 1. «Получение газированной воды» (взаимодействие карбоната кальция с соляной кислотой) 2. «Несгораемый платочек» (горение платочка, смоченного водой и спиртом) 3. «Получение молока» (взаимодействие хлорида бария с серной кислотой) 4. «Газированная вода с сюрпризом» (взаимодействие воды с калием в присутствии фенолфталеина) Лабораторный опыт. «Очистка поваренной соли» Ход урока. Ведущий 1. Вас сегодня пригласили в кабинет на урок удивительной науки – химии. Это очень серьёзная и умная наука. Посмотрите вокруг себя: об этом говорят стенды, таблицы, исписанные пока непонятными для вас словами и формулами. Их не надо страшиться, потому что тому, кто познает основы химии, она дает возможность получать нужные для человека вещества. Очень часто мы, говоря «химическое вещество», подразумеваем что-то нехорошее, полученное искусственно, вредное для здоровья человека. Оказывается это не совсем так. Все, что нас окружает, состоит из химических веществ, мы ими дышим, их пьем, их едим. - Как вы думаете, химические вещества могут превращаться друг в друга? Конечно, да! Что мы вдыхаем? А выдыхаем? Значит, в нашем организме кислород превращается в углекислый газ! Это не какое-нибудь, а химическое превращение! - Это превращение вредно или полезно для организма? Представьте себе, что произойдет, если мы перестанем дышать. Оказывается, химические превращения могут быть полезными и даже необходимыми! Так стоит ли нам бояться химических явлений или химических веществ? Конечно, нет! Посмотрите, в этой колбе – газ. Из него можно получить многие полезные вещества: игрушки, бензин, лекарство… А из вот этого куска угля, который человек сжигает, чтобы получить тепло, можно изготовить лекарство, краски, ручки, ткани, пластмассы. А вот из нефти человек может получить буквально все: пищу, одежду, предметы быта. Итак, ребята, химия – наука, умеющая творить чудеса. В этом определении химии, которое по случайности не вошло в учебники, нужно твёрдо усвоить, что химия – это наука. И как всякая наука, она требует к себе самого серьёзного, самого ответственного отношения. Химия – это наука о веществах и превращениях настолько необыкновенных, что для непосвященных они кажутся чудом. Вам конечно же хочется увидеть чудеса? Это возможно. 1. Возьмем пищевую соду, растворим её в небольшом количестве воды и добавим несколько капель уксусной кислоты. Что мы наблюдаем? Сейчас нам, наверное, в первую очередь ответят девочки. Кто из вас помогает маме печь печенье, блины, оладьи? Оказывается это химическое превращение помогает тесту подниматься за счет выделяющегося газа, и оно получается мягкое и пышное. У нас получилась газированная вода. Но вас я этой водой угощать не буду, так как пить, есть, пробовать вещества на вкус в химическом кабинете строго запрещается. 2. Посмотрите на эту бумажку. Эта бумага имеет замечательное свойство: она меняет цвет в зависимости от того вещества, с которым столкнется. Например, при соприкосновении со щелочами она становится синей, а с кислотами – красной. Какого цвета стала бумажка после соприкосновения со слюной? Синей, значит, слюна имеет щелочную реакцию. А куда попадает пища изо рта? В пищевод, затем в желудок. В этой пробирке у меня раствор вещества, которое содержится в желудочном соке. Давайте поместим в нее нашу индикаторную бумагу. Бумага окрасилась в красный цвет. Кто запомнил, при взаимодействии, с какими веществами бумага становится красной? Правильно, с кислотами. Значит, в желудочном соке есть кислота. Она называется соляной. 3. А теперь проверим, какое вещество входит в состав хлеба и картофеля. В этой пробирке у меня клейстер, приготовленный из крахмала. Я добавлю в него каплю обыкновенного йода. Что мы видим? Верно, клейстер приобрёл темно-фиолетовую окраску. Всегда, когда будут встречаться йод и крахмал мы будем видеть такой цвет. Теперь возьмем кусочек хлеба и разрезанный картофель, капнем йодом. О чём нам сигнализирует появление фиолетовой окраски? Изменение окраски это последствия произошедшей между крахмалом и йодом химической реакции. Дома вы сами можете проверить, какие продукты содержат крахмал, а какие - нет, выступив в роли исследователей. 4. Теперь представим себе, что во время пищи мы с вами испачкали одежду, например, чаем. Что мы будем делать? Правильно застираем. В рекламе по телевизору очень часто упоминаются вещества-отбеливатели. Одним из них является пероксид. Его используют и медицине, как обеззараживающее средство. Теперь возьмем кусочек ткани, смоченной чаем, и опустим в пробирку с пероксидом. Как видите ткань побелела. Произошла химическая реакция, которая помогла « вернуть вещи первоначальную белизну и чистоту» (как говорят в рекламном ролике). Такая же реакция лежит в основе процесса отбеливания волос. Во всех осветлителях волос основным отбеливающим веществом служит пероксид водорода. Таким образом, химические процессы, реакции помогают женщинам становиться более, с их точки зрения, привлекательными 6. Наверное, кто-то из вас любит молоко? Мы, химики, можем его получить из простой воды. (Опыт) 7. А в заключение наших чудес получим много газированной воды с сиропом и с сюрпризом. (Опыт) Возьмём воду, капнем в нее каплю бесцветного вещества (фенолфталеина) и бросим маленький твёрдый кусочек. Вот сироп и готов. Вот какие чудеса может творить химия! Но чудеса – это для непосвещенных людей. А в химии эти чудеса как называются? Конечно, химические превращения, или химические реакции. Кто же скажет о чём наука химия? ( О веществах и их превращениях) Правильно, молодцы! Ведущий 2. Вам, конечно, очень хочется самим «похимичить». Да? Попробуем сотворить чудеса с хорошо вам знакомой поваренной солью. Случилась беда. Соль смешалась с песком и глиной, а другой нет. Что же делать?.. - Вот вы и сами научились делать чудеса. Какие? ( Из загрязненной соли получать чистую). | |
Просмотров: 2150 | Комментарии: 5 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|