Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия |
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ХИМИИ КУХАРЕВА АЛЕСЯ ЮРЬЕВНА Значительные изменения приоритетов в школьном образовании в мире за последние годы (переориентация на компетентный подход, непрерывное образование, овладение информационными технологиями, умение сотрудничать и др.) нашли отражение в новой программе международных исследований PISA. Основной упор в исследованиях PISA делается на определение уровня сформированности так называемой естественнонаучной грамотности , под которой понимается «способность учащихся использовать естественно-научные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть изучены и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений» 1. Функциональная грамотность учащихся - это определенный уровень образованности учащихся основной школы, выражающий степень овладения ими ключевыми компетенциями, позволяющий эффективно действовать в учебной деятельности и за ее пределами. 2. Функциональная грамотность учащихся по химии - это определенный уровень образованности учащихся основной школы, выражающий степень овладения ими ключевыми компетенциями, определяемых образовательным стандартом по химии основной школы, позволяющий эффективно действовать в учебной деятельности и за ее пределами. 3. Оценивание функциональной грамотности учащихся по химии — это процесс определения степени соответствия достигнутого учащимися уровня (качества) функциональной грамотности образовательному стандарту по химии основной школы. Предлагаемые учащимся ситуации в заданиях PISA и TIMSS связаны с проблемами, которые возникают в быту каждого человека (выбрать продукты при соблюдении диеты), а также в жизни человека как члена общества (например, определить наиболее целесообразное для города место строительства электростанции) или как гражданина мира (например, оценить последствия экологической катастрофы). Ситуации в заданиях группируются вокруг следующих выделенных в исследовании областей наук: «Естествознание, жизнь, здоровье», «Здоровье, болезни и питание», «Наука о Земле и окружающей среде», «Загрязнения», «Образование и разрушение почвы» и т.д. Подобные задания нашим школьникам практически не предлагаются, поскольку традиционно приоритетным для казахстанского естественнонаучного образования является ориентация на освоение большого объема естественнонаучных знаний, а не на формирование способности применять полученные в школе знания в различных жизненных ситуациях, решать поставленные проблемы научными методами, выдвигать гипотезы. Однако излишняя фундаментальность химии, оторванность учебного материала от жизни, абстрактность вводимых понятий снижают интерес учащихся к познанию науки. Составлен цикл интегрированных задач по общей химии с медико-биологической направленностью, которые кроме собственно контролирующих вопросов содержит информацию прикладного характера, полезную в жизни, в быту. Предлагаю задачи, которые можно решать в соответствующих разделах курса химии, а также отдельным блоком на итоговых уроках при закреплении и обобщении знаний в конце изучения курсов неорганической и органической химии. Задание№ 1 «ЦИНК» Оптимальная интенсивность поступления цинка в организм 15 мг/день, суточная потребность составляет 50 мг/сутки. Дефицит цинка может развиваться при недостаточном поступлении этого элемента в организм (1 мг/день и менее), а порог токсичности составляет 600 мг/день. В организм человека 99% цинка попадает с пищей. Особенно много цинка содержится в говядине, печени, устрицах (400 мг в 100 г продукта), пшеничных зародышах. Цинк поступает в растение в виде иона Zn2+ . Для лучшего усвоения цинка организмом необходимы витамины А и В6. Усвоению цинка препятствуют медь, марганец, железо и кальций. В организме взрослого человека содержится 3 г/70кг. Цинк можно обнаружить во всех органах и тканях: мышцы кости ногти печень волосы 240 мг в 1кг 170 мг в 1кг 300 мг в 1кг 150 мг в 1кг 400 мг в 1кг Ежедневно около 11 мг цинка выводится из организма, 5% из них выводится с мочой. В медицине цинксодержащий препарат сульфат цинка используется для лечения дефицита цинка, болезней кожи, волос, ногтей, цирроза печени, и при заживлении ран. Препарат не совместим с карбонатами, фосфатами, сульфитами – осаждение не растворимых солей цинка; с восстановленным магнием выпадает осадок цинка. Вопросы к тексту 1) Подсчитайте, сколько миллиграммов цинка поступает в организм; а) с продуктами питания; б) с другими источниками поступления ( например: с воздухом и т.д). 2) Сколько молей цинка попадает с пищей в организм человека? 3) Вычислите, в каких процентах находится цинк в органах и тканях человека и запишите полученный результат в таблицу. печень мышцы кости ногти волосы 4) В каком органе цинк наибольшей степени концентрируется? 5) Вычислите, сколько граммов устриц необходимо съедать ежесуточно для того, чтобы восполнить суточную потребность организма в цинке. 6) Напишите электронную формулу иона цинка. 7) Как грамотно принимать цинксодержащие препараты? Напишите инструкцию по применению цинксодержащих препаратов. Воспользуйтесь заготовкой такой инструкции. ИСТРУКЦИЯ по медицинскому применению препарата Сульфат цинка Показания к применению _________________________________________ Особенности применения препарата сульфата цинка __________________________________________ Условия хранения Задание№ 2 «Медь». Среднее содержание меди в человеческом организме: 150 мг/70 кг. В организм медь поступает в основном с пищей. В некоторых овощах и фруктах содержится до 230 мг % меди. Много меди содержится в морских продуктах, бобовых, капусте, картофеле, крапиве. Содержание меди в 100 г. огурцов составляет 8,4 мг. В желудочно-кишечном тракте адсорбируется до 95% поступившей в организм меди. В крови медь связывается с сывороточным альбумином (12-17%), аминокислотами (10-15%), транспортным белком (12-14%). Оптимальная интенсивность поступления меди в организм составляет 2-3 мг/сутки. Суточная потребность организма в меди-2 мг. Медьсодержащий препарат: при ожогах кожи фосфором ее обильно смачивают 5% -ным раствором сульфата меди. 1. Сколько молей меди содержится в организме человека. 2. Подсчитайте, сколько миллиграммов меди связывается при оптимальном поступлении: а) с сывороточным альбумином; б) с аминокислотами; в) транспортным белком . 3. Вычислите, сколько граммов огурцов необходимо съедать ежесуточно для того, чтобы восполнить суточную потребность организма в меди. (Ответ: 23,8 г) 4. В минеральной воде обнаружены ионы железа(Fe3+), алюминия, хлорид- ионы, иодид- ионы, нитрат- ионы, сульфат- ионы, сульфит –ионы. Какие из них могут повлиять на доступность меди (Сu+) организму человека при приеме медьсодержащих препаратов и почему? 5.Представьте, что вы старший фармацевт и должны дать неопытному лаборанту задание приготовить 500 мл раствора сульфата меди, необходимого для смачивания обожженного фосфором кожи. Составьте карту-инструкцию приготовления раствора. Задание №3 «Калий». Число атомов калия в теле человека составляет 2,2*1024. Содержание калия в пище жителей разных стран колеблется от 1800 до 5600 мг. В США рекомендуемая минимальная величина суточного потребления калия установлена в размере не менее 2000 мг для лиц 18-летнего возраста. Для людей старшего возраста к этой величине прибавляют количество лет отдельного индивидуума: например, для людей в возрасте 50 лет этот показатель равен 2000+50=2050. Биоусвояемость калия организмом составляет 90-95%. Соли калия легко всасываются и быстро выводятся из организма с мочой (3,4 г), потом (до 0,3 г) и через желудочно-кишечный тракт (0,4 г). Калийсодержащий препарат: перманганат калия. Препарат не совместим в жидких лекарственных формах с восстановителями – взаимное разложение; с бромидами, йодидами, хлоридами – выделение свободных галогенов; с солями двухвалентного железа – образование трехвалентного железа; с хлористоводородной кислотой и ее солями образует свободный хлор, с аммиаком - нитраты. 1. Подсчитайте, сколько граммов калия содержится в теле человека? 2. В больнице для промывания горла пациенту назначили 0,5% -ный раствор перманганата калия, а в наличии оказался только 6%-ный раствор этого вещества. Сколько воды и 6%-ного раствора потребуется, чтобы приготовить 1кг 0,5 % раствора перманганата калия. 3. Как грамотно хранить жидкие препараты перманганата калия? ВЫВОД ФОРМУЛ ХИМИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ 1. Определите молекулярную формулу вещества, из которого целиком состоит скелет простейших морских животных аконтарий, если массовые доли элементов в нем составляют: 47,54 %(Sr), 17,48 %(S), 34,97 %(O). (Ответ: SrSO4). 2. Для мечения территории вилорог использует вещество состава 59,41 % (С), 8,91 %(Н), 31,68 %(О). Определите молекулярную формулу вещества. (Ответ: С5Н9О2). ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЭЛЕМЕНТОВ И ЭЛЕКТРОННОЕ СТРОЕНИЕ АТОМОВ 1. Максимальная концентрация этого элемента отмечена в пигментной сетчатке глаза. По электронной формуле внешнего электронного слоя определите этого элемента: …6s2 6p0. Напишите его названия, символа и порядкового номера, укажите семейство элемента. (Ответ: барий) 2. Северная орхидея венерин башмачок растет на почвах, богатых этим элементом. По электронной формуле внешнего электронного слоя определите этого элемента: …4s24p0. Напишите его названия, символа и порядкового номера, укажите семейство элемента. (Ответ: кальций) ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ В ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ПО ЭЛЕКТРОННЫМ ФОРМУЛАМ 1. Этот химический элемент преимущественно концентрируется в ногтях. Определите положение этого элемента в периодической системе элементов (период, группа, подгруппа) по электронной формуле: 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 4s2 3d3. (Ответ: ванадий). 2. Розовые лепестки роз при избытке этого элемента становятся голубыми и даже черными. Определите положение этого элемента в периодической системе элементов (период, группа, подгруппа) по электронной формуле: 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 4s1 3d10. (Ответ: медь). ЛИТЕРАТУРА 1. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA-2000. -М.: Логос, 2004. -296. 2. Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснокутская Л.П., Краснянская К.А. Результаты международного сравнительного исследования PISA в России //Вопросы образования. 2004. №1. С.138-180. 3. Ковалева Г.С., Краснокутская Л.П., Краснянская К.А., Логинова О.Б. Итоги участия России в международной программе по оценке образовательных достижений (PISA) в 2003 г. //Вопросы образования. 2004. №1. С.181-189. 4. Каспржак А.Г., Митрофанов К.Г., Поливанова К., Соколова О.В, Цукерман Г.А. Российское школьное образование: взгляд со стороны //Вопросы образования. 2004. №1. С.190-231 5. Богданова Н.Н. Формы тестовых заданий по химии.//Естествознание в школе. 2005. №3. С.44. 6. Каспржак А., Митрофанов К., Поливанова К., Соколова О., Цукерман Г. Почему наши школьники провалили тест PISA /Директор школы. 2005. №4. С.4-13. 7. Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте результатов международного исследования PISA -2000 /А.Г. Каспржак, К.Г. Митрофанов, К.Н. Поливанова и др.- М.: «Университетская книга», 2005. – 128 с. | |
Просмотров: 4883 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|