Урок-игра СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ 8 класс по теме «Водород» тип урока: урок-игра Цели урока: • систематизировать знания учащихся по теме « Водород.» • научить быстро ориентироваться в различных ситуациях; • развивать познавательный интерес, доказать единство и практическую значимость учебных предметов; • закрепить значение законов и закономерностей в жизни человека; • воспитывать самостоятельность в приобретении новых знаний; • развивать навыки работы в коллективе и чувство ответственности. Задачи урока: 1. Научить детей самостоятельно находить необходимый материал к изучаемой теме. 2. Активизировать способность учащихся говорить “химическим языком”, выражать свои мысли терминологически грамотно и свободно. Образовательные: закрепить на практике умение получать газ водород в лабораторных условиях опытным путем ; Изучить области применения водорода исходя из его физико-химических свойств Познакомить учащихся с изотопами водорода: дейтерием, и тритием. Развивающие: продолжать формировать умения - наблюдать, описывать химические реакции, делать выводы, обращаться с лабораторным оборудованием. Воспитывающие: продолжать формировать умение - работать в командах, помогать друг другу, а также культуру поведения на уроках-практикумах. Здоровьесберегающие: соблюдать правила техники безопасности на уроке при проведении эксперимента; добиваться оптимальной работоспособности в течение всего урока, за счет смены видов деятельности; создавать благоприятный психологический климат на уроке. Оборудование: рассказ-задача в виде «раскладушки», ящик с пронумерованными бочонками (1, 2, 3, 4); лабораторный штатив, штатив с пробирками, прибор для получения газов, спиртовка, раствор соляной кислоты, цинк гранулированный, оксид меди (П). Ход урока Игра представляет собой аналог телевизионной передачи «Счастливый случай». Класс делится на две команды, рав¬ные по силе. В команде выбирают капитана, как правило, сильного ученика. Каждая команда принимает участие во всех геймах. Гейм объявляется учителем, которому принадлежит роль ведущего. ПЕРВЫЙ ГЕЙМ «ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ...» Каждой команде ведущий задает вопросы. На ответ предо¬ставляется одна минута. Если команда не знает ответа на вопрос, капитан команды говорит: «Дальше». Каждый пра¬вильный ответ на вопрос оценивается в один балл. Таким образом, количество баллов в конце гейма соответствует ко¬личеству правильных ответов. вопросы для 1-й команды 1. Содержание какого элемента — кислорода или водорода — больше в воде по числу атомов? 2. Какова относительная молекулярная масса водорода? 3. Во сколько раз водород легче воздуха? 4. С помощью каких реакций можно получить водород в лаборатории? 5. Что такое гремучий газ? Вопросы для 2-й команды 1. Содержание какого элемента — кислорода или водоро¬да — больше в воде по массовой доле? 2. Какова плотность водорода? 3. Во сколько раз гелий тяжелее водорода и легче воз¬духа? 4. Как собирают водород? 5. Восстановителем или окислителем является водород в реакциях? ВТОРОЙ ГЕЙМ «ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ» В этом гейме учитель зачитывает рассказ-загадку, после чего капитан каждой команды достает из ящика бочонок с номером вопроса. На обдумывание каждого вопроса команде выделяется одна минута. Если команда не может ответить на вопрос, то это право переходит к другой команде, при этом количество баллов за правильный ответ не снижается. За каждый правильный ответ команда получает три балла. Рассказ-загадка — это задача и, если хотите, беллетристи¬ка. В сюжет рассказа вплетены определенные вопросы, про¬блемы, ситуации или задания, которые должен выполнить или решить герой, а вместе с ним и читатель. Разгадывая рассказ-загадку, следует внимательно читать текст, так как в нем обычно имеются косвенные данные, облегчающие вы¬полнение задания. Герой этого рассказа дядюшка Вод — лич¬ность незаурядная и загадочная. Дядюшка Вод Никто не знал, сколько Воду лет, хотя сам он утверждал, что родился в 1776 году в семье Генри. Но злые языки гово¬рили, что был он в этой семье приемышем и отца его звали то ли Теофраст или Гельмонт, то ли Роберт или Джозеф, то ли Михайло или Николя, но никак не Генри. Эти же языки шепотом добавляли, что мальчика называли тогда иначе, а настоящее имя получил он от своего учителя Антуана, который и ввел юношу в «большой мир». Несмотря на почтенный возраст, дядюшка Вод сохранил Необычайную подвижность, был «легок на подъем» и страст¬но любил путешествия и приключения. Дети любили дядюшку Вода за доброту, неугомонность, ищи и за то, что он был удивительным фантазером и мастерски придумывал различные игры. Мог он пускать мыльные пузыри, наполнять огромные воздушные шары и дирижаб¬ли так, что поднимались они до самых верхних слоев атмос¬феры. Взрослые уважали Вода за то, что он был трудолюбив и никогда не отказывался от любого дела, будь то производ¬ство щелочей, кислот или спиртов, получение жидкого топ¬лива или твердого масла, изготовление сверхчистых метал¬лов или гидридов. Владел он также искусством получения высоких температур и щедро делился со всеми своим мас¬терством. Любую работу дядюшка Вод выполнял аккуратно и доб¬росовестно, любил во всем чистоту и порядок. В этом был он непреклонен до педантизма и, если встречался с грязнуля¬ми и неряхами, тут же взрывался. И тогда доставалось и правым, и виноватым. Недаром дядюшка Вод, как и его ближайший сосед, сэр Гел, является почетным членом Все¬мирного общества моржей, и температура -250° С ему нипо¬чем. Пытались даже на дядюшку Вода давить сверху. И что же получилось? В характере дядюшки обнаружилась такая же¬лезная твердость, о которой раньше и не подозревали. В 1931 и 1935 гг. у дядюшки Вода объявились два братца, Дейт и Трит. Несмотря на молодость, братья сразу же обра¬тили на себя внимание своей солидностью и особыми манера¬ми. Есть неоспоримые доказательства, что Дейт и Трит вла¬деют тайной Огненной Звезды, но секрет они хранят за се¬мью печатями. Дядюшка Вод за это братьев младших недолюбливает, кро¬ме того, осуждает их за связи с заозерными царствами, пра¬вители которых известны своей агрессивностью. После того как команды прослушали рассказ-загадку, ка¬питаны каждой команды по очереди вытаскивают бочонок с вопросом. 1. Каково полное имя дядюшки Вода и что вы знаете о его рождении? 2. За какие качества дядюшку любят дети и уважают взрос¬лые? 3. Что вы можете сказать о характере дядюшки Вода? 4. Что вы знаете о младших братьях дядюшки? Ответы на вопросы 1. Речь идет о водороде, который был известен еще в XVI веке Теофрасту Парацельсу, его получили также Ван-Гельмот, Ро¬берт Бойль, Николя Лемери, Михаил Васильевич Ломоно¬сов, Джозеф Пристли и другие ученые. Более подробно свой¬ства водорода были описаны в 1776 году Генри Кавендишем. Современное название элементу дал Антуан Лавуазье. До этого водород называли чаще всего «горючим воздухом». 2. Водород — легчайший газ, раньше его использовали для заполнения детских шариков, воздушных шаров и дирижаб¬лей. Применяют водород для синтеза аммиака, соляной кис¬лоты, метилового и других спиртов; для гидрогенизации ра¬стительных масел (получение твердых жиров); для получе¬ния жидкого топлива из каменных углей; для получения молибдена, вольфрама и других металлов. С помощью водо¬рода получают высокие температуры (до 2800° С при горении в кислороде и до 4000° С при ассоциации атомарного водоро¬да в двухатомные молекулы). 3. Водород образует взрывчатые смеси с воздухом, кисло¬родом, хлором, фтором; кипит при температуре -252,8° С, плавится при -259,2" С; при сверхнизких температурах и сверхвысоком давлении получен «металлический» водород. 4. Изотопы водорода — дейтерий и тритий — отличаются от прочих строением ядер атомов и массой. Поэтому дейте¬рий называют тяжелым водородом, а тритий — сверхтяже¬лым. Изотопы водорода также отличаются друг от друга свой¬ствами и константами. Реакцию между дейтерием и тритием с образованием атомов гелия и сопровождающуюся выделе¬нием огромного количества энергии относят к разряду термо¬ядерных процессов. Такие реакции идут на Солнце, а также при взрыве водородной бомбы. Когда человечество научится управлять этими реакциями, тогда проблема энергетическо¬го голода будет решена. ТРЕТИЙ ГЕЙМ «ТЫ - МНЕ, Я - ТЕБЕ» В этом гейме команды по очереди задают друг другу по два-три заранее приготовленных вопроса. Каждый правиль¬ный ответ оценивается в два балла. ЧЕТВЕРТЫЙ ГЕЙМ «ТЕМНАЯ ЛОШАДКА» В этом гейме принимает участие гость, роль которого может выполнять лаборант или любой сильный ученик. Гость задает вопросы. Первой отвечает та команда, которая быстрее поднимет руку, если ответ неправильный, то право отвечать переходит к другой команде. Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Учитель. Сегодня мы пригласили к нам великого черного мага, который приготовил для вас вопрос. Черный маг. Хотя я сильный черный маг, Мне без помощников никак. Их много рядом я терплю, Но больше всех его люблю. Обычно легок и летуч, Он вдруг становится могуч: Его нагрев, неосторожно Взорвать в округе все возможно, А если с «О» соединить, — То можно воду получить. Я много вам о нем сказал, Его подробно описал. Итак, подумав пять минут, Скажите, как его зовут? Если учащиеся не могут ответить на вопрос гостя, он может задать следующий вопрос, ответ на который должен быть таким же. В зависимости от уровня подготовленности класса, гость может задавать любое количество вопросов, имеющих разные ответы. Гость. Если вдруг он когда-то иссякнет, В недрах звезд весь сгорит без следа, Во Вселенной светило погаснет И наступит здесь мрак навсегда. (Ответ на вопросы — водород.) I ПЯТЫЙ ГЕЙМ «ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ» Это задание практическое, оно ограничено временем; ко¬манда, первая выполнившая его, получает пять баллов. Задание. Получить водород способом вытеснения воздуха и восста¬новить медь из ее оксида. Команда, которая первой восстановит медь, считается победителем в этом ГЕЙМЕ. Инструкция 1. Соберите прибор для получения водорода, поместите в пробирку с газоотводной трубкой 2—3 гранулы цинка, плот¬но закройте пробкой с воронкой, снимите с резиновой трубки зажим и налейте соляную кислоту через воронку, чтобы она покрывала цинк. Наблюдайте за взаимодействием цинка с соляной кислотой в приборе и выделением водорода. Зажги¬те спиртовку. Испытайте водород на чистоту. Для этого на¬деньте на газоотводную трубку пробирку. Почему пробирка для собирания водорода должна располагаться вверх дном? 2. Через 8—10 секунд, когда водород вытеснит воздух из прибора, снимите пробирку и тут же закройте ее отверстие большим пальцем. Для чего это надо сделать? Поднесите про¬бирку к пламени. Испытание на чистоту проведите разными пробирками. Какая произошла реакция? 3. В чистую сухую пробирку поместите немного (приблизи¬тельно одну горошину) оксида меди (II). Наденьте пробирку на газоотводную трубку прибора для получения водорода. Дно пробирки должно быть чуть выше ее отверстия. Установите спиртовку под пробиркой с оксидом меди. Пропускайте выде¬ляющийся водород над оксидом меди. Что вы наблюдаете? Как только первая команда восстановила медь из ее окси¬да, задание считается законченным. Итог урока Подводятся итоги игры. Оценки выставляются всем чле¬нам команд, принимавшим участие в игре. Даже если неко¬торые учащиеся не готовились к уроку и поэтому не получи¬ли оценок, у них появился интерес к уроку-игре и данный материал обязательно отложился в их памяти.
|