Урок-путешествие по теме «Основные классы неорганических соединений» 8 класс Тип урока: урок - соревнования Цели урока: систематизировать знания учащихся по теме «Основные классы неорганических соединений»; научить быстро распознавать по составу оксиды, основания, кислоты, соли; развивать познавательный интерес, с помощью игровых заданий воспитывать самостоятельность в приобретении новых знаний; развивать навыки работы в коллективе и чувство ответственности. Задачи: Образовательные: закрепить на практике знание признаков химических реакций; продолжить формирование умения записывать уравнения реакций и определять их тип. Развивающие: продолжать формировать умения - обращаться с лабораторным оборудованием; продолжить формировать навыки химического эксперимента закрепить; Воспитывающие: продолжать формировать умение - работать в группах, помогать друг другу, а также культуру поведения на уроках. Здоровьесберегающие: соблюдать правила техники безопасности на уроке при проведении эксперимента; добиваться оптимальной работоспособности в течение всего урока, за счет смены видов деятельности; создавать благоприятный психологический климат на уроке. Оборудование: таблицы растворимости, карточки лото, карточки с заданиями, пробирки, вещества. Подготовка к уроку. На первых уроках темы учитель объявляет о предстоящем уроке— соревновании. Класс делится на четыре экипажа. Каждый экипаж выбирает себе консультан¬та (ученика, имеющего прочные знания по предмету). В даль¬нейшем консультанты готовят свои экипажи к игре-путеше¬ствию. В целях подготовки к этому уроку в классе вывешиваются вопросы, на которые следует обратить внимание. Ha данном этапе ученики должны: — классифицировать неорганические вещества по составу и свойствам; — составлять генетические ряды металлов и неметаллов; — иллюстрировать уравнения химических реакций, гене¬тическую связь между членами ряда; — охарактеризовать химические свойства веществ данно¬го класса; — уметь доказывать основной и кислотный характер свойств неорганических соединений; — определять практически с помощью химических реак¬ций растворы кислот, щелочей, хлоридов, сульфатов, карбонатов. Ход урока Каждый экипаж садится за отдельные столы во главе с консультантом. На вывешенной магнитной доске прикрепле¬ны номера групп-экипажей. После каждого задания на доске отмечают результаты с помощью разноцветных знаков (крас¬ный — экипаж следует далее в экспрессе, так как задание выполнено на пятерку, желтый — пассажирский вагон, за¬дание выполнено на четверку, серый — общий вагон, задание выполнено на тройку, черный — дрезина). Учитель. Экипажи готовы к путешествию? Тогда в путь! Сегодня мы с вами, ребята, побываем в удивительной и загадоч¬ной стране, Много у нее тайн и загадок. Страну эту населяют множество маленьких существ-веществ. Каждый химический народ имеет свой состав, особенности, обычаи, традиции. В этой удивительной стране живут вещества простые и сложные, спо¬койные, уравновешенные, беспокойные, просто буйные; ядови¬тые и безвредные; полезные и очень вредные; кислые и соленые, сладкие и горькие, вкусные и безвкусные; конфликтные и компромиссные, имеющие разные взгляды на отношение друг к другу, но живущие по общим химическим законам в мире, согласии и взаимном уважении. Я приглашаю вас в страну Химию. Жители этой страны прислали нам приглашение, под которым они оставили свои автографы. Отгадав каждый из них, мы сможем отправиться в путь. Задание «Найти родственников» А1(0Н)3, СО2, Mn2O7, HNO3, H2Si03, Na2HPO4, Mg(OH)2, CaCO3, RbOH, CuO, HBr, FeO, CsOH, Ca(OH)Cl, H2SO3, K2NaPO4, A1(OH)2C1, NaHCO3, KC1O3, V2O5, H2WO4, H2B4O7, H2Sе. К доске выходят по одному участнику от каждой команды. Ученик из первой команды выписывает основные, кислотные и амфотерные оксиды. Ученик из второй команды — раство¬римые и нерастворимые основания. Ученик из третьей команды— кислые, основные, средние и двойные соли. Ученик и а четвертой команды — кислоты одноосновные, двухосновные, трехосновные; кислородсодержащие и бескислородные. I Учитель. Итак, вы справились с первым заданием, и мы можем отправляться в путь. Займите, пожалуйста, свои места согласно «купленным билетам». Вот мы и в гостях у местных жителей. Но их так много. Давайте прочитаем, что же это за станция. (Оксиды.) Значит, мы на станции «ОКСИДЫ». А вот и ее начальник. По¬смотрите, что он нам принес. Это новое задание. Если мы с ним справимся, нам дадут «зеленый свет». 1. Известно ли вам, дети, Какие есть оксиды на планете? У оксидов пристрастия разные: То кислоты им нравятся праздные, То к воде их душа склоняется — Скажите, как они называются? (Основные оксиды.) 2. А эти спешат к основаниям, Растворимые, очень желанные, Но с водой дружбу водят не все, Уж, поверь. Назовите оксиды теперь. (Кислотные оксиды.) 3. Бывает двойственный оксид, Он, позабыв и честь, и стыд, То к сильной кислоте спешит, То где-то щелочь сторожит, И тем и другим поклоняется. Как такой оксид называется? (Амфотерный оксид.) За каждый правильный ответ команда получает дополни¬тельное очко, которое учитывается после каждого задания при определении «класса» вагона. Учитель. Мы едем дальше. Чтобы нам не было скучно, давайте поиграем в лото. Задание «Лото» Команда первая закрывает соли, вторая — кислоты, тре¬тья — оксиды, четвертая — основания. Ca2(PO4)2 H2SiO3 N2O5 ZnCL2 H2S PbO CuO ALPO4 H3BO3 Подводятся итоги игры. Учитель. Мы с вами и не заметили, как пролетело вре¬мя и мы подъехали к новой станции. О! Да это станция экс¬периментов, а называется она «Основания». А вот и началь¬ник станции с заданием. Я зачитываю вам стихотворение о свойствах оснований. После каждого четверостишия вы будете выполнять эксперимент. Прошу консультантов присту¬пить к работе, ваша цель — проверить технику эксперимен¬та и помочь своей команде в выполнении опыта. Практическое задание Изучим свойства оснований поскорей. Начнем эксперимент со щелочей. Сольем сначала щелочь с кислотой, Из них получим только соль с водой. Школьники проводят реакцию нейтрализации едкого на¬трия с серной кислотой и записывают уравнение реакции в тетрадях. А если с солью щелочь взять, Получатся другая соль и основание опять. Но правилу сему не стоит доверять, Коль два условия не будешь соблюдать! Вопрос: Какие это условия? Ответ: Любая растворимая соль меди реагирует со щело¬чью с образованием нерастворимого основания гидроксида меди. Любая растворимая соль железа реагирует со щелочью с образованием нерастворимого основания гидроксида желе¬за (III). Теперь возьмем оксид кислотный И растворимый гидроксид, И под водой на дне стакана — Очередная соль лежит. Ученики выполняют эксперимент. Получают углекислый газ и пропускают через него раствор гидроксида кальция. Возьмем любой нерастворимый гидроксид, Который с кислотой любезничать спешит, А в результате — соль с водою. Школьники выполняют эксперимент: проводят по вари¬антам реакции Си(ОН)2 и Fe(OH)3, полученных ранее, с кис¬лотами. Ну и последнее, о чем хочу я доложить: При нагревании их можно разложить. Внимание! Следующая станция — КИСЛОТЫ. Задание После каждого четверостишия необходимо записать на доске уравнение реакции или провести опыт. Право ответа имеет экипаж, участник которого первым поднял руку. Кислота, кроме азотной, И металл до водорода, Образуют соль охотно И, конечно, водород. Кислота и синий лакмус — Лакмус сразу станет красным. Обнаружим так кислоты В день хороший и ненастный. Кислота и основание Образуют соль и воду. Именно вот это свойство Взяли все кислоты в моду. В кислоту внесешь оксид ты Настоящего металла, Без сомненья, соль и воду Ты получишь, если надо. После подведения итогов этого задания учитель объявляет: Ребята мы прибываем к последней станции этой страны — «Соли». Посмотрите-ка, что написано на здании станции: О, Соль! Как много в этом звуке Для сердца химика слилось, Как много в нем отозвалось. А здесь нас с вами встречает гид — натрия хлорид. (Вхо¬дит хлорид натрия — ученик, одетый в белый халат с над¬писью NaCl.) Хлорид натрия. Здравствуйте, ребята! Я проведу не¬большую экскурсию для вас по нашей станции. Раз вы до нас доехали, значит, вы хорошо с нами знакомы. И я расскажу вам немного о себе. Во всех странах употребляют соль. И это неудивительно. Без соли не могут жить люди и животные. Взрослому человеку для поддержания жизнедеятельности необходимо полу¬чать 8 — 10 г соли ежесуточно. Недостаток соли (как, впрочем, и ее избыток) пагубно сказывается на здоровье. Соль содержится в слюне, желудочном соке; наличие соли в крови обеспечивает необходимое осмотическое давление. Полагают, например, что массовая гибель наполеоновских солдат, особенно раненых, при отступлении была обусловлена нехваткой поваренной соли. У древних народов нередко были войны из-за соляных источников, а некоторые народы Африки платили когда-то за соль золотым песком. Римские1 легионеры времен Цезаря часть жалования получали солью. Соль заменяла деньги во многих странах. У многих народов соль — символ гостеприимства, верности, радушия. Хлебом-солью встречают дорогих гостей. Жители нашей станции приготовили для вас всего одно несложное задание. Задание «Назови соль» В производстве и быту часто пользуются техническими названиями солей. Заполните клетки кроссворда названия¬ми солей, формулы которых приведены. l. Na2B4O7 • 10H2O 2. К2СО3 3. CuSO4 • 5Н2О 4. NaCl 5. Cu2(OH)2CO3 Ответы: 1. Бура. 2. Поташ. 3. Медный купорос. 4. Поваренная соль. 5. Малахит. Учитель. Ну, вот и закончилось наше путешествие, и мы отправляемся домой. На досуге жители страны «Химии» расширяют свой кругозор. Чтобы быстрее прошло время, я взяла в этой стране несколько интересных вопросов, на кото¬рые мы с вами и будем отвечать в дороге. Право ответа принадлежит тому экипажу, участник кото¬рого первым поднял руку. Вопросы 1. Каков химический состав голубого опрыскивателя пло¬довых деревьев? 2. Какой вкус имеют растворы оснований? 3. В архиве пожарной части города Бенд (США) хранится запись о пожаре, который был вызван снегом. Возмож¬но ли это? 4. Отвары каких растений можно использовать в качестве индикаторов? Какую окраску они имеют в кислой и ще¬лочной среде? 5. Если растереть в ступке таблетку фенолфталеина и до¬бавить несколько гранул щелочи, то между этими ве¬ществами реакция не наблюдается. Что надо сделать, чтобы реакция произошла? 6. В минеральной воде я бурлю, В топочном газе летаю, Растениям пользу несу, Пожар затухать заставляю. Кто я? 7. Какая соль серебра используется в медицине? 8. Как назывались в старину разновидности корунда — сапфир, рубин? 9. Какая кислота содержится в желудочном соке челове¬ка, какова ее роль? 10. Что такое царская водка? 11. Какую соль называют глауберовой? 12. Что такое сиккативы и с какой целью их применяют? 13. Как объяснить происхождение фресковой живописи? 14. Какую кислоту называют «купоросное масло»? 15. В воде она родится, Но странная судьба: Воды она боится И гибнет в ней всегда. 16. К какому классу неорганических веществ относятся вещества, входящие в состав железной руды? Ответы: 1. «Голубое» опрыскивание — опрыскивание бордоской жидкостью плодовых деревьев, когда они находятся в фазе «зеленного конуса» почек, для борьбы с паршой. 2. Разбавленные водные растворы оснований горькие на вкус. 3. Снег действительно может быть причиной пожара. В данном случае у стен дома были ямы с негашеной известью. Под действием воды, которая образовалась из снега, нача¬лась экзотермическая реакция образования гашеной извес¬ти. При этом выделилось такое большое количество теплоты, что начался пожар. 4. В качестве индикаторов могут быть использованы отва¬ры черники, черной смородины, краснокочанной капусты, столовой свеклы, шелухи подсолнуха. 5. Налить в ступку воду. 6. Углекислый газ, 7. Нитрат серебра (самое раннее название его — «адский камень», затем «ляпис») известен как одно из древнейших лекарственных препаратов. Обладает дезинфицирующим и прижигающим действием. 8. Окрашенные кристаллы оксида алюминия красного цве¬та — рубины, синего цвета— сапфиры в старину назывались яхонтами. 9. В желудочном соке человека содержится соляная кис¬лота. В присутствии соляной кислоты фермент пепсин хоро¬шо расщепляет белки на более простые соединения, усваива¬емые организмом. 10. Смесь концентрированной азотной и соляной кислот называется «царская водка». Такое название она получила потому, что растворяет «царя металлов» — золото. 11. Немецкий химик И.Р. Глаубер в 1648 году нагревани¬ем смеси поваренной соли и серной кислоты получил соля¬ную кислоту и сульфат натрия Na2SO4 • 10 Н2О, который впоследствии был назван глауберовой солью. 12. Сиккативы — вещества, ускоряющие процесс высыха¬ния масляных красок. Это — соли кобальта, марганца, свин¬ца. Лучшим считается кобальтовый сиккатив, не оказываю¬щий влияния на цвет красок. 13. Роспись выполняют водорастворимыми красками по сырой штукатурке. Качеству штукатурки придается большое значение. На Руси известь для фресок проходила многолетнюю обработку: в течение трех — восьми лет ее выдерживали в особых ямах, постоянно перелопачивая. Для получения штукатурки известь смешивали с гипсом, мелом, мелкотолченым кирпичом, рубленым льном. Грунт обычно делали двухслойным. На хорошо просохший первый, достаточно толстый слой штукатурки непосредственно перед началом рабо¬ты художника наносили тонкий второй слой. По нему и вы¬полняли роспись. 14. Серная кислота из-за масляного вида называется «ку¬поросное масло». Это название осталось еще со времен ал¬химиков, когда серную кислоту получали из железного купороса. 15. Соль. 16. К классу оксидов. Итог урока. Подводятся итоги урока, выставляются оценки.
|