КВН по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов «Д.И. Менделеева» 8 класс Тип урока: обобщения и систематизации знаний Цели. • Обобщить знания учащихся о по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов «Д.И. Менделеева» • Развить практические умения давать характеристику элементов по их положению в ПСХЭ • Продолжить формирование навыков составления химических формул веществ • Расширить знания учащихся о значении периодического закона Д.И. Менделеева, об истории открытия химических элементов. • Сформировать понятие единства законов природы. Задачи: Образовательные: продолжить формирование умения записывать уравнения реакций и определять их тип, расставлять коэффициенты . Развивающие: продолжать формировать умения – прогнозировать , сравнивать свойства элементов исходя из их положения ПСХЭ развивать навыки работы в коллективе и чувство ответственности Воспитывающие: продолжать формировать умение - работать в группах , помогать друг другу, а также культуру поведения на уроках. воспитывать самостоятельность в приобретении новых знаний; Здоровьесберегающие: добиваться оптимальной работоспособности в течение всего урока, за счет смены видов деятельности; создавать благоприятный психологический климат на уроке. Оборудование: периодическая система химических элемен¬тов Д.И. Менделеева (настенная таблица и таблицы на сто¬лах учащихся), магнитная доска с магнитными знаками, выполняющая роль экрана игры, карточки с заданиями, таб¬лицы для фиксации ответов, творческие работы учащихся, рефераты. Предварительная подготовка. На первых уроках темы учитель объявляет о предстоящем уроке, класс де¬лится на три команды (при этом учитываются и личные симпатии учеников, но силы команд должны быть прибли¬зительно равными). Каждая команда выбирает себе капи¬тана (ученика, имеющего прочные знания по предмету). В дальнейшем капитаны готовят свои команды, а учитель работает с капитанами. Выбирают жюри в составе трех человек, которые будут помогать учителю следить за хо¬дом игры. Учитель нацеливает учеников на то, что они должны знать и уметь к обобщающему уроку. Для этого в классе вывешиваются вопросы, на которые следует обра¬тить внимание. Предлагаются также возможные темы ре¬фератов, так как написание рефератов является важным условием участия в игре. Рефераты, доклады выполняются добровольно, но ребя¬та знают: кто напишет интересный доклад — будет поощ¬рен, а в зачет его команды пойдут дополнительные баллы при подведении итогов игры. Как правило, практически все учащиеся с удовольствием выполняют эту работу и получают огромное удовлетворение уже оттого, что узнали что-то новoe и поделились своими знаниями с учителем и одноклассниками. Каждая команда придумывает себе название, эмблему, девиз, готовит приветствие и домашнее задание. Учитель рекомендует школьникам дополнительную лите¬ратуру, имеющуюся в наличии в библиотеке и кабинете химии. В классе вывешиваются памятки. Знания, необходимые командам во время КВН 1. Биография Д.И. Менделеева. 2. Открытие периодического закона и периодической сис¬темы. 3. Физический смысл порядкового номера элемента, номе¬ра группы, номера периода в периодической системе хи¬мических элементов. 4. Что такое период? Периодичность? Почему свойства элементов изменяются периодически? 5. Почему при завершении одного периода и при переходе к следующему периоду свойства элементов изменяются скачкообразно? 6. Современная формулировка периодического закона в свете теории строения атома. 7. Значение периодического закона. 8. Перечислите известные вам факты, которые еще при жизни Д.И. Менделеева подтвердили правильность пе¬риодического закона. 9. Перечислите ученых-химиков — утвердителей перио¬дического закона. 10. Характеристика элемента по положению в периоди¬ческой системе химических элементов. Темы рефератов: 1. Великий закон сегодня. 2. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева. 3. Значение периодического закона Д.И. Менделеева для науки и техники. 4. Подтверждение основных законов философии на приме¬ре периодической системы химических элементов и стро¬ения атома. Ход урока Каждая команда садится на отдельный ряд во главе с ка¬питаном. На вывешенной магнитной доске прикреплены эм¬блемы и названия команд. После каждого задания на доске отмечают результаты. К концу урока будут видны все результаты и учитель вместе с учениками сможет сделать вывод, какой вид работы и у какой команды вызвал наибольшие затруднения (учитель бе¬рет на заметку пробелы в знаниях учеников по изучаемой теме). Учитель. В истории мировой науки запечатлены имена прославленных ученых, чьи открытия способствовали про¬грессу знаний о природе, овладению ее тайнами, использова¬нию их на благо человечества. В истории человеческих зна¬ний немало подвигов. Но очень немногие из них можно сопо¬ставить с тем, что было сделано Д.И. Менделеевым. Величие научного подвига Менделеева не только не стирается време¬нем, но продолжает расти. И никто не может сказать, будет ли когда-нибудь исчерпано до конца все содержимое одного из величайших в науке обобщений — периодического закона Д.И. Менделеева. Законы природы, открытые человеком, различны. Их труд¬но сравнивать между собой. Но законы сравнимы по самому главному — по возможности предсказания нового, предвиде¬ния неизвестного. Периодический закон в этом отношении не имеет себе равных в истории науки. Да, мы не раз географа помянем, Что шел тайгой в былые времена, Давал названья рекам безымянным, Придумывал для сопок имена. Но во сто крат открыл закон важней Тот химик, что немалый труд вложил И имена планет, богов, стран и людей В одной таблице навсегда объединил. Многие ученые предсказывали существование и описыва¬ли неизвестные химические элементы и их свойства, основы¬ваясь на периодическом законе, который стал «Звездным ча¬сом» одного из величайших людей нашей планеты. Конкурс «Приветствие» Во время приветствия каждая команда должна предста¬вить свое название, свой девиз и свою эмблему. Конкурс «Разминка» Участвуют все команды. Учитель задает вопросы. Первым отвечает тот, кто быстрее всех поднял руку. За правильный, полный ответ — три балла, за дополнение — один балл. В дальнейшем каждое правильное задание оценивается в пять баллов, а дополнение в один балл. 1. Кем и когда был открыт периодический закон 2. Где родился Д.И. Менделеев? Кто были его родители? 3. Происхождение фамилии Менделеева. 4. Где учился Д.И. Менделеев? Кем он хотел стать? Поче¬му это ему не удавалось? 5. Какое высшее учебное заведение окончил Д.И. Менде¬леев? 6. Кем и где работал Менделеев во время своего открытия? 7. В каком году и по какой причине Д.И. Менделеев скон¬чался? 8. Как читается периодический закон по Менделееву? 9. Современная формулировка периодического закона. 10. Какие подтверждения периодического закона, извест¬ные еще при жизни Менделеева, вы знаете? 11. В чем причина плавного и скачкообразного изменения свойств химических элементов в периодах периодичес¬кой системы химических элементов? 12. В чем вы видите значение периодического закона для науки, техники, промышленности? Ответы приводятся в конце этого сценария. Конкурс «Расскажи мне обо мне» Капитаны команд выходят к доске и вытаскивают карточ¬ку с заданием. 1. Дать характеристику элементу № 15. 2. Дать характеристику элементу № 17. 3. Дать характеристику элементу № 13. План составления характеристики элемента 1. Положение элемента в периодической системе: поряд¬ковый номер, относительная атомная масса, группа, под¬группа, период. 2. Строение атома, степени окисления. 3. Принадлежность к классу металл, неметалл, переход¬ный элемент. 4. Формула высшего оксида и его характер. 5. Формула гидроксида и его характер. 6. Летучее водородное соединение. Пока команды коллективно выполняют задание, от каж¬дой команды вызывается один человек для выполнения сле¬дующего конкурса. Конкурс «Найти ошибку» В каких уравнениях химических реакций коэффициенты расставлены неверно? Подводятся итоги коллективного и индивидуального зада¬ний. Итоги отражаются на доске. Конкурс Капитанов 1. «Кто быстрее». На доске прикреплены три листа с половинками формул. Необходимо дописать формулы. Побеждает тот, кто быстрее и правильнее выполнит задание. Na... ; А12. . .; Na2. ..; ...SO4; .. . (SO4)3; Ca3 . .; Na3...; (РО4)2. 2. «Мои соседи». Необходимо указать знаком→ ослабление металлических свойств и усиление неметаллических свойств в следующих пятерках элементов. Объяснить, на каком основании расстав¬лены знаки. Подводятся итоги конкурса Капитанов. Конкурс «Что в имени моем?» Какие химические элементы названы в честь ученых, в память успехов астрономии, в честь городов, в честь стран и континентов? Напишите названия и порядковые номера этих элементов. Задание ограничено временем: кто назовет боль¬ше элементов за отведенное время? (Ответы приведены на странице ...) Подведение итогов урока. Лучшая команда награждается. Кроме этого, все члены команд получают оценки. Оценки выставляет каждому уче¬нику вся команда. Учитель внимательно следит за игрой и, в свою очередь, тоже выставляет оценки в течение урока. Оцен¬ка учителя и оценка, выставленная командой, как правило, совпадают. Ребята очень пристрастно оценивают друг друга: не спустят лентяю, а хорошо поработавшего высоко оценят. Особо отмечаются учителем капитаны команд, так как они выполняли самую трудную работу и в подготовительный пе¬риод, и во время урока. Ответы на вопросы 1. Периодический закон был сформулирован Д.И. Менде¬леевым по старому стилю 1 марта 1869 года, по новому сти¬лю 17 февраля 1869 года. Этой работе Менделеев посвятил 15 лет непрерывного труда. 2. Менделеев родился 27 января 1834 года в Тобольске. В семье он был последним, семнадцатым ребенком. Его отец был директором гимназии, а мать, оставшись вдовой вскоре после рождения сына, управляла небольшим стекольным за¬водом. 3. В родословной, составленной в 1880 году, записано: «Фамилию нередко давали учителя духовного училища; фа¬милия Менделеев дана отцу, когда он что-то выменял, как соседний помещик менял лошадей и прочее. Учитель по со¬звучию "мену даю" вписал и отца под фамилией Менделеев». 4. Летом 1850 года Менделеев подал документы в Медико-хирургическую академию в Петербурге. Однако анатомия оказалась не под силу впечатлительному юноше: первого ис¬пытания — присутствия в анатомическом театре — он не выдержал. От медицинской карьеры пришлось отказаться. Мать подсказала другой путь — стать учителем. 5. В 1855 году Менделеев блестяще окончил Главный пе¬дагогический институт в Петербурге с золотой медалью. 6. В год, когда Менделеев открыл периодический закон, ему исполнилось 35 лет. К этому времени он был профессо¬ром химии Петербургского университета, автором учебников по органической и аналитической химии. 7. 11 января 1907 года, принимая в Палате мер и весов министра торговли и промышленности Д.А. Философова, Менделеев простудился на сквозняке. В результате развилось воспаление легких. Принятые меры по лечению оказались безрезультатными. В 5 часов 20 минут 2 февраля 1907 года Менделеев скончался. Похоронен он на Волоковом кладбище в Петербурге. 8. Свойства простых тел, а также формы и свойства соеди¬нений элементов находятся в периодической зависимости от величины атомных весов элементов. 9. Свойства химических элементов и образуемых ими про¬стых и сложных веществ находятся в периодической зависи¬мости от величины заряда ядра атомов элементов. 10. В 1871 году Менделеев описал свойства неизвестных элементов, условно назвав их «эка кремний», «эка бор», «эка алюминий». Не прошло и четырех лет, как в Париже моло¬дой ученый П.Э. Лекок де Буабордан открыл галлий (1875). У химиков переполох! Ведь галлий был одним из трех, Предсказанных заранее открытий! И, следом, как из-под земли, Вдруг скандий в Швеции нашли, На свет германий извлекли (естественно, в Германии). Потом дополнилась таблица, В ней появились новые частицы. Прославят, подтвердят Закон Открытья будущих времен. Галлий — это предсказанный Менделеевым «эка алюми¬ний», за ним последовало открытие шведским химиком Л.Ф. Нильсоном «эка бора» — скандия в 1879 году и откры¬тие К.А. Винклером «эка кремния» — германия в 1886 году. Менделеев пишет: «Лекока де Буабордана, Нильсона и Винклера ... я считаю истинными укрепителями периоди¬ческого закона. Без них он не был бы признан в такой мере, как это случилось ныне...» 11. Причина плавного изменения свойств химических эле¬ментов в периодах — в постепенном изменении количества электронов на внешнем или предвнешнем электронном уров¬не. А скачкообразно свойства химических элементов изменя¬ются при переходе от одного периода к другому. Причина — в появлении нового электронного уровня. Постепенно накапливание количественных изменений на границе периодов при¬водит к качественному скачку свойств. 12. Периодический закон позволил ученым предвидеть ряд фактов и явлений, предопределяющих развитие учения о стро¬ении вещества. С помощью периодического закона стало воз¬можным предсказание и открытие новых химических эле¬ментов, в том числе трансурановых. Периодический закон и периодическая система химических элементов имели боль¬шое значение для открытия радиоактивных изотопов, широ¬ко используемых в современной технике, медицине и сельс¬ком хозяйстве. Периодический закон сыграл большую роль в создании современной теории строения атомов. Кроме того, в периодическом законе и в периодической системе химичес¬ких элементов ярко проявляются общие законы развития природы: закон перехода количества в качество, закон един¬ства и борьбы противоположностей, закон отрицания отри¬цания, всеобщая закономерность развития по спирали. Ответы В честь городов: № 12 — магний (Магнезия — город в Греции); № 39 — иттрий (Иттерби — город неподалеку от Стокгольма); № 67 — гольмий (Стокгольм — от лат.Но1гша); № 71 — лютеций (Лютеция — древнее название Парижа); № 72 — гафний (Гафния — древнее название столицы Дании — Копенгагена); № 97 — берклий (город Беркли, Калифорния, США); № 104 — дубний (город Дубна, Россия). В честь стран и континентов: № 31 — галлий (Галлия — Франция); № 32 — германий (Германия); № 44 — рутений (лат. Ruthtnia — Россия); № 63 — европий (Европа); № 69 — туллий (Туле — полулегендарная страна, самая северная часть земли, что соответствует в Европе Скандинав¬скому полуострову); № 84 — полоний (лат. Polonia — Польша); № 87 — франций (Франция); № 95 — америций (Америка); № 98 — калифорний (название штата в США — Калифор¬ния). В память успехов астрономии: № 2 — гелий (Гелиос — солнце); № 22 — титан (третий спутник планеты Уран, шестой спут¬ник Сатурна); № 34 — селен (греч. Selena — луна) ; № 46 — палладий (планета Паллада); № 52 — теллур (лат. tellus — земля); № 58 — церий (малая планета Церера) № 92 — уран'(планета Уран); № 93 — нептуний (планета Нептун); № 94 — плутоний (планета Плутон). В честь ученых: № 64 — гадолиний (финский химик ГО. Гадолин); № 96 — кюрий (Мари и Пьер Кюри); № 99 — эйнштейний (Альберт Эйнштейн); № 101 — менделевий (Д.И. Менделеев); № 102 — нобелий (Альфред Нобель); № 103 — лоуренсий (изобретатель циклотрона Э. Лоуренс); № 106 — резерфордий (Эрнст Резерфорд); № 107 — борий (Нильс Бор).
|