Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия

КВН по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов «Д.И. Менделеева» 8 класс
КВН по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов «Д.И. Менделеева» 8 класс
Тип урока: обобщения и систематизации знаний
Цели.
• Обобщить знания учащихся о по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов «Д.И. Менделеева»
• Развить практические умения давать характеристику элементов по их положению в ПСХЭ
• Продолжить формирование навыков составления химических формул веществ
• Расширить знания учащихся о значении периодического закона Д.И. Менделеева, об истории открытия химических элементов.
• Сформировать понятие единства законов природы.
Задачи:
Образовательные: продолжить формирование умения записывать уравнения реакций и определять их тип, расставлять коэффициенты .
Развивающие: продолжать формировать умения – прогнозировать , сравнивать свойства элементов исходя из их положения ПСХЭ
развивать навыки работы в коллективе и чувство ответственности
Воспитывающие: продолжать формировать умение - работать в группах , помогать друг другу, а также культуру поведения на уроках.
воспитывать самостоятельность в приобретении новых знаний;
Здоровьесберегающие: добиваться оптимальной работоспособности в течение всего урока, за счет смены видов деятельности; создавать благоприятный психологический климат на уроке.

Оборудование: периодическая система химических элемен¬тов Д.И. Менделеева (настенная таблица и таблицы на сто¬лах учащихся), магнитная доска с магнитными знаками, выполняющая роль экрана игры, карточки с заданиями, таб¬лицы для фиксации ответов, творческие работы учащихся, рефераты.

Предварительная подготовка.
На первых уроках темы учитель объявляет о предстоящем уроке, класс де¬лится на три команды (при этом учитываются и личные симпатии учеников, но силы команд должны быть прибли¬зительно равными). Каждая команда выбирает себе капи¬тана (ученика, имеющего прочные знания по предмету). В дальнейшем капитаны готовят свои команды, а учитель работает с капитанами. Выбирают жюри в составе трех человек, которые будут помогать учителю следить за хо¬дом игры. Учитель нацеливает учеников на то, что они должны знать и уметь к обобщающему уроку. Для этого в классе вывешиваются вопросы, на которые следует обра¬тить внимание. Предлагаются также возможные темы ре¬фератов, так как написание рефератов является важным условием участия в игре.
Рефераты, доклады выполняются добровольно, но ребя¬та знают: кто напишет интересный доклад — будет поощ¬рен, а в зачет его команды пойдут дополнительные баллы
при подведении итогов игры. Как правило, практически все учащиеся с удовольствием выполняют эту работу и получают огромное удовлетворение уже оттого, что узнали что-то новoe и поделились своими знаниями с учителем и одноклассниками. Каждая команда придумывает себе название, эмблему, девиз, готовит приветствие и домашнее задание.
Учитель рекомендует школьникам дополнительную лите¬ратуру, имеющуюся в наличии в библиотеке и кабинете химии. В классе вывешиваются памятки.

Знания, необходимые командам во время КВН
1. Биография Д.И. Менделеева.
2. Открытие периодического закона и периодической сис¬темы.
3. Физический смысл порядкового номера элемента, номе¬ра группы, номера периода в периодической системе хи¬мических элементов.
4. Что такое период? Периодичность? Почему свойства элементов изменяются периодически?
5. Почему при завершении одного периода и при переходе к следующему периоду свойства элементов изменяются скачкообразно?
6. Современная формулировка периодического закона в свете теории строения атома.
7. Значение периодического закона.
8. Перечислите известные вам факты, которые еще при жизни Д.И. Менделеева подтвердили правильность пе¬риодического закона.
9. Перечислите ученых-химиков — утвердителей перио¬дического закона.
10. Характеристика элемента по положению в периоди¬ческой системе химических элементов.

Темы рефератов:

1. Великий закон сегодня.
2. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.
3. Значение периодического закона Д.И. Менделеева для науки и техники.
4. Подтверждение основных законов философии на приме¬ре периодической системы химических элементов и стро¬ения атома.

Ход урока
Каждая команда садится на отдельный ряд во главе с ка¬питаном. На вывешенной
магнитной доске прикреплены эм¬блемы и названия команд.
После каждого задания на доске отмечают результаты. К концу урока будут видны все результаты и учитель вместе с учениками сможет сделать вывод, какой вид работы и у какой команды вызвал наибольшие затруднения (учитель бе¬рет на заметку пробелы в знаниях учеников по изучаемой теме).
Учитель. В истории мировой науки запечатлены имена прославленных ученых, чьи открытия способствовали про¬грессу знаний о природе, овладению ее тайнами, использова¬нию их на благо человечества. В истории человеческих зна¬ний немало подвигов. Но очень немногие из них можно сопо¬ставить с тем, что было сделано Д.И. Менделеевым. Величие научного подвига Менделеева не только не стирается време¬нем, но продолжает расти. И никто не может сказать, будет ли когда-нибудь исчерпано до конца все содержимое одного из величайших в науке обобщений — периодического закона Д.И. Менделеева.
Законы природы, открытые человеком, различны. Их труд¬но сравнивать между собой. Но законы сравнимы по самому главному — по возможности предсказания нового, предвиде¬ния неизвестного. Периодический закон в этом отношении не имеет себе равных в истории науки.
Да, мы не раз географа помянем, Что шел тайгой в былые времена, Давал названья рекам безымянным, Придумывал для сопок имена. Но во сто крат открыл закон важней Тот химик, что немалый труд вложил И имена планет, богов, стран и людей В одной таблице навсегда объединил.
Многие ученые предсказывали существование и описыва¬ли неизвестные химические элементы и их свойства, основы¬ваясь на периодическом законе, который стал «Звездным ча¬сом» одного из величайших людей нашей планеты.
Конкурс «Приветствие»
Во время приветствия каждая команда должна предста¬вить свое название, свой девиз и свою эмблему.
Конкурс «Разминка»
Участвуют все команды. Учитель задает вопросы. Первым отвечает тот, кто быстрее всех поднял руку. За правильный, полный ответ — три балла, за дополнение — один балл.
В дальнейшем каждое правильное задание оценивается в пять баллов, а дополнение в один балл.
1. Кем и когда был открыт периодический закон
2. Где родился Д.И. Менделеев? Кто были его родители?
3. Происхождение фамилии Менделеева.
4. Где учился Д.И. Менделеев? Кем он хотел стать? Поче¬му это ему не удавалось?
5. Какое высшее учебное заведение окончил Д.И. Менде¬леев?
6. Кем и где работал Менделеев во время своего открытия?
7. В каком году и по какой причине Д.И. Менделеев скон¬чался?
8. Как читается периодический закон по Менделееву?
9. Современная формулировка периодического закона.
10. Какие подтверждения периодического закона, извест¬ные еще при жизни Менделеева, вы знаете?
11. В чем причина плавного и скачкообразного изменения свойств химических элементов в периодах периодичес¬кой системы химических элементов?
12. В чем вы видите значение периодического закона для науки, техники, промышленности?
Ответы приводятся в конце этого сценария.
Конкурс «Расскажи мне обо мне»
Капитаны команд выходят к доске и вытаскивают карточ¬ку с заданием.
1. Дать характеристику элементу № 15.
2. Дать характеристику элементу № 17.
3. Дать характеристику элементу № 13.
План составления характеристики элемента
1. Положение элемента в периодической системе: поряд¬ковый номер, относительная атомная масса, группа, под¬группа, период.
2. Строение атома, степени окисления.
3. Принадлежность к классу металл, неметалл, переход¬ный элемент.
4. Формула высшего оксида и его характер.
5. Формула гидроксида и его характер.
6. Летучее водородное соединение.
Пока команды коллективно выполняют задание, от каж¬дой команды вызывается один человек для выполнения сле¬дующего конкурса.

Конкурс «Найти ошибку»
В каких уравнениях химических реакций коэффициенты расставлены неверно?

Подводятся итоги коллективного и индивидуального зада¬ний. Итоги отражаются на доске.

Конкурс Капитанов
1. «Кто быстрее».
На доске прикреплены три листа с половинками формул. Необходимо дописать формулы. Побеждает тот, кто быстрее и правильнее выполнит задание.
Na... ; А12. . .; Na2. ..; ...SO4; .. . (SO4)3; Ca3 . .; Na3...; (РО4)2.
2. «Мои соседи».
Необходимо указать знаком→ ослабление металлических свойств и усиление неметаллических свойств в следующих пятерках элементов. Объяснить, на каком основании расстав¬лены знаки.

Подводятся итоги конкурса Капитанов.

Конкурс «Что в имени моем?»
Какие химические элементы названы в честь ученых, в память успехов астрономии, в честь городов, в честь стран и
континентов? Напишите названия и порядковые номера этих элементов. Задание ограничено временем: кто назовет боль¬ше элементов за отведенное время? (Ответы приведены на странице ...)

Подведение итогов урока.
Лучшая команда награждается. Кроме этого, все члены команд получают оценки. Оценки выставляет каждому уче¬нику вся команда. Учитель внимательно следит за игрой и, в свою очередь, тоже выставляет оценки в течение урока. Оцен¬ка учителя и оценка, выставленная командой, как правило, совпадают. Ребята очень пристрастно оценивают друг друга: не спустят лентяю, а хорошо поработавшего высоко оценят. Особо отмечаются учителем капитаны команд, так как они выполняли самую трудную работу и в подготовительный пе¬риод, и во время урока.

Ответы на вопросы

1. Периодический закон был сформулирован Д.И. Менде¬леевым по старому стилю 1 марта 1869 года, по новому сти¬лю 17 февраля 1869 года. Этой работе Менделеев посвятил 15 лет непрерывного труда.
2. Менделеев родился 27 января 1834 года в Тобольске. В семье он был последним, семнадцатым ребенком. Его отец был директором гимназии, а мать, оставшись вдовой вскоре после рождения сына, управляла небольшим стекольным за¬водом.
3. В родословной, составленной в 1880 году, записано: «Фамилию нередко давали учителя духовного училища; фа¬милия Менделеев дана отцу, когда он что-то выменял, как соседний помещик менял лошадей и прочее. Учитель по со¬звучию "мену даю" вписал и отца под фамилией Менделеев».
4. Летом 1850 года Менделеев подал документы в Медико-хирургическую академию в Петербурге. Однако анатомия оказалась не под силу впечатлительному юноше: первого ис¬пытания — присутствия в анатомическом театре — он не выдержал. От медицинской карьеры пришлось отказаться. Мать подсказала другой путь — стать учителем.
5. В 1855 году Менделеев блестяще окончил Главный пе¬дагогический институт в Петербурге с золотой медалью.
6. В год, когда Менделеев открыл периодический закон, ему исполнилось 35 лет. К этому времени он был профессо¬ром химии Петербургского университета, автором учебников по органической и аналитической химии.
7. 11 января 1907 года, принимая в Палате мер и весов министра торговли и промышленности Д.А. Философова, Менделеев простудился на сквозняке. В результате развилось воспаление легких. Принятые меры по лечению оказались безрезультатными. В 5 часов 20 минут 2 февраля 1907 года Менделеев скончался. Похоронен он на Волоковом кладбище в Петербурге.
8. Свойства простых тел, а также формы и свойства соеди¬нений элементов находятся в периодической зависимости от величины атомных весов элементов.
9. Свойства химических элементов и образуемых ими про¬стых и сложных веществ находятся в периодической зависи¬мости от величины заряда ядра атомов элементов.
10. В 1871 году Менделеев описал свойства неизвестных элементов, условно назвав их «эка кремний», «эка бор», «эка алюминий». Не прошло и четырех лет, как в Париже моло¬дой ученый П.Э. Лекок де Буабордан открыл галлий (1875).
У химиков переполох! Ведь галлий был одним из трех, Предсказанных заранее открытий! И, следом, как из-под земли, Вдруг скандий в Швеции нашли, На свет германий извлекли (естественно, в Германии). Потом дополнилась таблица, В ней появились новые частицы. Прославят, подтвердят Закон Открытья будущих времен.
Галлий — это предсказанный Менделеевым «эка алюми¬ний», за ним последовало открытие шведским химиком Л.Ф. Нильсоном «эка бора» — скандия в 1879 году и откры¬тие К.А. Винклером «эка кремния» — германия в 1886 году.
Менделеев пишет: «Лекока де Буабордана, Нильсона и Винклера ... я считаю истинными укрепителями периоди¬ческого закона. Без них он не был бы признан в такой мере, как это случилось ныне...»
11. Причина плавного изменения свойств химических эле¬ментов в периодах — в постепенном изменении количества электронов на внешнем или предвнешнем электронном уров¬не. А скачкообразно свойства химических элементов изменя¬ются при переходе от одного периода к другому. Причина — в появлении нового электронного уровня. Постепенно накапливание количественных изменений на границе периодов при¬водит к качественному скачку свойств.
12. Периодический закон позволил ученым предвидеть ряд фактов и явлений, предопределяющих развитие учения о стро¬ении вещества. С помощью периодического закона стало воз¬можным предсказание и открытие новых химических эле¬ментов, в том числе трансурановых. Периодический закон и периодическая система химических элементов имели боль¬шое значение для открытия радиоактивных изотопов, широ¬ко используемых в современной технике, медицине и сельс¬ком хозяйстве. Периодический закон сыграл большую роль в создании современной теории строения атомов. Кроме того, в периодическом законе и в периодической системе химичес¬ких элементов ярко проявляются общие законы развития природы: закон перехода количества в качество, закон един¬ства и борьбы противоположностей, закон отрицания отри¬цания, всеобщая закономерность развития по спирали.
Ответы В честь городов:
№ 12 — магний (Магнезия — город в Греции); № 39 — иттрий (Иттерби — город неподалеку от Стокгольма); № 67 — гольмий (Стокгольм — от лат.Но1гша); № 71 — лютеций (Лютеция — древнее название Парижа); № 72 — гафний (Гафния — древнее название столицы Дании — Копенгагена);
№ 97 — берклий (город Беркли, Калифорния, США); № 104 — дубний (город Дубна, Россия).
В честь стран и континентов:
№ 31 — галлий (Галлия — Франция);
№ 32 — германий (Германия);
№ 44 — рутений (лат. Ruthtnia — Россия);
№ 63 — европий (Европа);
№ 69 — туллий (Туле — полулегендарная страна, самая северная часть земли, что соответствует в Европе Скандинав¬скому полуострову);
№ 84 — полоний (лат. Polonia — Польша);
№ 87 — франций (Франция);
№ 95 — америций (Америка);
№ 98 — калифорний (название штата в США — Калифор¬ния).
В память успехов астрономии: № 2 — гелий (Гелиос — солнце);
№ 22 — титан (третий спутник планеты Уран, шестой спут¬ник Сатурна);
№ 34 — селен (греч. Selena — луна) ;
№ 46 — палладий (планета Паллада);
№ 52 — теллур (лат. tellus — земля);
№ 58 — церий (малая планета Церера)
№ 92 — уран'(планета Уран);
№ 93 — нептуний (планета Нептун);
№ 94 — плутоний (планета Плутон).
В честь ученых:
№ 64 — гадолиний (финский химик ГО. Гадолин);
№ 96 — кюрий (Мари и Пьер Кюри);
№ 99 — эйнштейний (Альберт Эйнштейн);
№ 101 — менделевий (Д.И. Менделеев);
№ 102 — нобелий (Альфред Нобель);
№ 103 — лоуренсий (изобретатель циклотрона Э. Лоуренс);
№ 106 — резерфордий (Эрнст Резерфорд);
№ 107 — борий (Нильс Бор).

Категория: Химия | Добавил: звездочка (2010-04-09) | Автор: учитель химии Гуржеева Л.М СШ №8 E
Просмотров: 7692 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-06-25, 3:24 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru