Урок-путешествие по теме: «Первоначальные химические понятия». Оборудование: на магнитной доске изображения трех ато¬моходов: «Менделеев», «Ломоносов, «Бутлеров»; на обыч¬ной доске плакат со штурвалом, на котором указан маршрут следования, две таблицы «крестики и нолики», карточки с формулами веществ; прибор для проведения эксперимента: разобранный штатив, муфта, кольцо, воронка, фильтроваль¬ная бумага, стеклянная палочка, шпатель, чистый стакан, стакан со смесью сахара и мела, колба с водой. Подготовка к уроку. Подготовку к уроку начните заранее. Учащимся сообщите основные типы заданий и укажите, ка¬кие параграфы учебника необходимо повторить. Ребята са¬мостоятельно рисуют картины атомоходов, штурвал, кото¬рый должен быть прикреплен к доске, и жетоны в форме штурвала. Из числа учащихся назначается один ученик на роль штурмана. Этим учеником может быть любой учащийся из класса, не обязательно тот, кто хорошо владеет материа¬лом. Поэтому штурмана можно назначать непосредственно в начале урока. Ход урока Учитель. Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать! Вот и вас я приглашаю совершить вместе со мной путешествие на прекрасном атомоходе: Вы — пассажиры, я — капитан, и еще у нас будет штурман — мой помощ¬ник. Он будет работать со штурвалом и укапывать маршрут нашего следования. Сегодня наши тетради будут «судовыми журналами». Пора отправляться в путь. Но вот беда, я забы¬ла название нашего атомохода. Как узнать, на каком из них мы отправимся в плавание? Но ничего непоправимого нет. Нам нужно решить кроссворд, ключевым словом которого и является название нашего корабля. Кроссворд записан на доске. К доске вызываются по желанию один за другим девять человек, каждый из которых записывает название элемента в соответствующую графу по порядку. За каждый правиль¬ный ответ ученик получает жетон. Заполнить пустые клетки русскими названиями следующих химических элементов: 1. С, 2. О, 3. АI, 4. N, 5. Zn, 6. J, 7. Р, 8. Н, 9. РЬ. Ответы (по вертикали): 1. Углерод. 2. Кислород. 3. Алюминий. 4. Азот. 5. Цинк. 6. Йод. 7. Фосфор. 8. Водород. 9. Свинец. 10. (по горизонта¬ли) Ломоносов. Итак, мы отправляемся в путь на атомоходе «Ломоносов». В наших «судовых журналах» мы будет записывать весь мар¬шрут следования. Ученики в тетрадях готовят следующую таблицу: Графа «Прохождение маршрута» заполняется в том слу¬чае, когда имеется письменное задание. В последней графе ученик, получивший жетон, ставит знак « + ». Штурман. Капитан! Как нам выйти из бухты «Основ¬ных понятий»? Учитель. Сообщение принято. Отметим в своих «судо¬вых журналах» эту бухту. А чтобы выйти из бухты, нам нужно правильно ответить на вопросы. Учитель проводит фронтальный устный опрос. Учащиеся отвечают на вопросы с места, за каждый правильный ответ получают жетон. Учитель сам вызывает учеников, на обду¬мывание ответа дается 5 секунд. Если ученик не отвечает на вопрос, то этот вопрос переходит к другому. Вопросы: 1. Что изучает химия? 2. Дайте определение физических явлений и приведите примеры. 3. Дайте определение химических явлений и приведите примеры. 4. Какие вещества называют простыми? Приведите при¬меры. 5. Какие вещества называют сложными? Приведите при¬меры. 6. Что называется химическим элементом? Почему нельзя отождествлять понятия «химический элемент» и «простое вещество»? 7. Что такое вещество? 8. Что такое однородные смеси? 9. Что такое неоднородные смеси? 10. Что такое относительная атомная масса элемента? 11. Что показывает индекс? 12. Что показывает массовая доля элемента? 13. Что такое относительная молекулярная масса элемента? Ответы: 1. Химия — это наука о веществах, их свойствах, превра¬щениях одних веществ в другие и явлениях, которые сопро¬вождают эти превращения. 2. Физическими называются явления, в результате кото¬рых не происходит превращения одних веществ в другие, а изменяется только агрегатное состояние или форма (плавле¬ние железа, образование инея). 3. Химическими называют явления, в результате которых одни вещества превращаются в другие (ржавление железа, сжигание дров). 4. Простыми называют вещества, состоящие из атомов од¬ного химического элемента (кислород, водород). 5. Сложными называют вещества, состоящие из атомов разных химических элементов (вода, хлорид натрия). 6. Химический элемент — это определенный вид атомов. Химический элемент может входить как в состав простых, так и с состав сложных веществ. А простое вещество не мо¬жет входить в состав сложных веществ. 7. Вещество — вид материи, мельчайшими частицами ко¬торой являются молекулы, и то, что из нее построено. 8. Однородными называют смеси, в которых даже с помо¬щью микроскопа нельзя обнаружить частицы других веществ. 9. Неоднородными называют смеси, в которых невоору¬женным взглядом или с помощью микроскопа можно заме¬тить частицы других веществ. 10. Относительная атомная масса элемента есть отноше¬ние массы атома данного элемента к 1/12 массы атома угле¬рода; это безразмерная величина. 11. Индексами называют числа, которые показывают, сколько атомов содержится в молекуле. 12. Массовая доля элемента показывает, какую часть со¬ставляет масса данного элемента от всей массы вещества. 13. Относительная молекулярная масса вещества представ¬ляет собой сумму относительных атомных масс элементов, образующих данное вещество. Учитель. Справившись с заданием, вы получили разре¬шение на выход в море. Теперь можно немного отдохнуть. На доске записаны таблицы для игры «Крестики-нолики». На размышление отводится 10—15 секунд. Первые два ученика, поднявшие руку, выходят к доске и выполняют задание. За правильный ответа ученик получает жетон. Если от¬вет неправильный, то для исправления ошибки вызывают другого ученика. Вы, конечно, умеете играть в «крестики и нолики». Най¬дите выигрышные пути на следующих таблицах, где их составляют названия либо металлов, либо неметаллов. Хлор ртуть Золото кремний азот кислород никель водород железо барий кремний кальций калий магний углерод фосфор хлор алюминий При игре в «крестики и нолики» в горизонтальном, верти¬кальном или диагональном направлении следует соединить прямой линией три клетки по признаку, являющемуся об¬щим для всех веществ, приведенных в этих клетках. При¬знак указывается в условиях игры. Штурман. Капитан, мы входим в Море Химических Зна¬ков. Учитель проводит химический диктант. Небольшие лис¬точки, размером с четверть тетрадного листа, у учащихся заготовлены заранее. В ходе химического диктанта класс де¬лится на два варианта. Учитель диктует русское название 10 химических элементов для каждого варианта. А ученики должны записать на своих листах в столбик химические зна¬ки названных элементов. Затем работы сдаются учителю. За эту работу ученики не получают жетона; она оценивается индивидуально, по пятибалльной системе: два правильных ответа — один балл. Работы проверяются учителем после урока. Учитель. Основными законами современной химии яв¬ляются: закон сохранения массы, открытый М. В. Ломоносо¬вым в 1748 году, и закон постоянства состава химических со¬единений, сформулированный французским химиком Жозефом Луи Прустом в 1801 году. Д. Дальтон в 1803 году ввел понятие эквивалента, предложил считать атомную массу во¬дорода равной единице и определил атомные массы кислоро¬да, углерода, азота, серы, фосфора. Он предложил обозначать химические элементы знаками в виде кружков. Но число от¬крываемых элементов возрастало и кружков разного рода недоставало для обозначения всех элементов. В 1813 году шведский ученый Я. Берцелиус предложил простую систему обо¬значений: химические элементы стали обозначать одной-двумя начальными буквами латинских названий. С тех пор хлор обозначают -..., магний-..., алюминий-..., кремний-..., калий-..., натрий-..., цинк-..., железо-..., медь-..., хром-...,кальций-..,., барий-..., бром-..., йод-...,марганец-..., фтор-..., бор-..., водород -..., сера-.... Штурман. Внимание! Впереди Рифы Формул. Учитель. Рифы необходимо преодолеть, и чем быстрее, тем лучше. Преодолевать формульные рифы будем так: вы в своих «судовых журналах» записываете формулы названных веществ, согласно их валентности. К доске я буду вызывать по желанию четырех учеников. В том случае, если по жела¬нию поднимают руки одни и те же учащиеся, учитель сам вызывает к доске ученика, подбадривая его и предлагая свою помощь. Кто желает быть лоцманом на Рифах Формул и рас¬правиться с формулами на доске? Начинаем преодолевать Рифы Формул. Учитель диктует названия четырех веществ, а ученики за¬писывают их формулы на доске и в тетрадях: 1). сульфид серебра Ag2S 2). оксид углерода (IV) СО2 3). карбид кальция СаС2 4). хлорид алюминия AICI На задание отводится две минуты. После этого задание проверяется. Если задание выполнено правильно — ученик получает жетон. Если задание выполнено неправильно или ошибочно, то класс исправляет допущенные ошибки. В этом случае ученик жетона не получает. Штурман. Корабль держит курс на Реку Химических Уравнений (на штурвале устанавливается сектор — Река Хи¬мических Уравнений). Просьба пассажиров сделать пометки в своих «судовых журналах». Учитель. Итак, перед вами поставлена задача: перепи¬шите приведенные ниже схемы, расставьте коэффициенты и укажите типы химических реакций. Задание записано на доске и открывается в момент его выполнения. Учащиеся работают по двум вариантам в своих тетрадях. На работу от¬водится 5 минут. По истечении времени к доске вызывают по два ученика на каждый вариант. В случае правильного ответа ученик получает жетон. Если ответ неправильный, то для помощи приглашают по желанию ученики из класса. Штурман. Капитан, море разволновалось и нас несет к потоку Экологически Чистой Воды. Учитель. Сообразительность — качество, нужное всегда и везде, в том числе и в море. Для следующего задания вам понадобятся практические умения. Для проведения экспери¬мента к доске выходят два «пассажира». Задание. Собрать штатив. Приготовить фильтр и провести фильтрование смеси. На выполнение работы отводится одна минута. За это время ученики должны собрать штатив, при¬готовить раствор и профильтровать хотя бы его часть. За пра¬вильное выполнение каждый ученик получает жетоны. В ходе эксперимента учитель следит за работой учащихся, затем комментирует и оценивает их работу. Учитель. Штурман! Взять курс к последнему пункту на¬шего маршрута. Пассажирам отметить его в своих «судовых журналах». Наступил самый ответственный момент в нашем плавании: нам нужно пройти Канал Расчетных Задач. Вы можете это сделать лишь в том случае, если справитесь с заданиями. Решив задачи, вы получите право войти в порт. Все зависит от вас. Старайтесь, а иначе нам всем придется всю жизнь болтаться в море, как «Летучему Голландцу». Идет самостоятельная работа по решению расчетных за¬дач. Учащиеся выполняют это задание по вариантам в тетра¬дях. После окончания работы по одному ученику из каждого варианта (по желанию) выходят к доске и записывают реше¬ние своей задачи. Класс проверяет. В случае если задача ре¬шена правильно, ученик получает жетон. Если задача вы¬полнена неверно, класс исправляет. 1-й вариант Сколько граммов меди сгорает и кислороде, если образует¬ся 160 грамм оксида меди? Учитель подводит итоги урока (каждый ученик сдает же¬тоны учителю), выставляет оценки за работу. Ученики, набравшие два или более жетонов, получают оценку «5»; один жетон — «4». Учитель не ставит перед со¬бой цель выставить «двойки» учащимся, плохо подготовлен¬ным к уроку, поэтому ученикам, которые в ходе урока не получили ни одного жетона, он говорит о том, что очень жаль, что во время нашего путешествия некоторые «пассажиры» проспали и пропустили много интересного. Также учитель должен сказать, что оценки за химический диктант будут объявлены на следующем уроке. Учитель. Уважаемые пассажиры атомохода «Ломоно¬сов », наше путешествие подошло к концу. Спасибо вам за то, что вы помогли осуществить мне это плавание. И если оно вам понравилось, то подумайте о том, куда бы вы захотели отправиться в следующий раз.
|