КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ НА УРОКАХ ХИМИИ Цимерман Светлана Радиковна, Мартукская средняя школа № 1 Мартукского района, учитель химии
Что такое критическое мышление? Существуют следующие характеристики данного понятия. Слово «критический» предполагает оценочный компонент. Оценка может и должна быть конструктивным выражением и позитивного, и негативного отношения. Когда мы мыслим критически, мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов -насколько правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной задачей. Критическое мышление не означает негативность суждений и критику, а подразумевает рассмотрение разнообразных подходов с тем, чтобы вынести обоснованные суждения и принять правильные решения. Критическое мышление - это способность ставить осмысленные вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения. Таким образом, обучение в режиме данной технологии предполагает, прежде всего, развитие способности учащихся мыслить критически. Выделяют три основных этапа в применении технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексию. Первый этап - вызов. С этого этапа начинается каждый урок. Его задачи: - актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме или проблеме; - вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учебную деятельность школьников; - побудить учащихся к активной работе на уроке и дома. Второй этап - осмысление. На данном этапе учащиеся: - получают новую информацию; осмысливают её; - соотносят с уже имеющимися знаниями. Третий этап - рефлексия. Он направлен на: - целостное осмысление, обобщение полученной информации; - присвоение нового знания, новой информации учащимися; - формирование у каждого учащегося собственного отношения к изучаемому материалу. Технология критического мышления предлагает набор взаимосвязанных методов обучения и методических приёмов, которые ориентированы на создание условий для свободного развития. На этапе вызова целесообразно применение приёмов «Корзина идей, понятий, имён...» и «Составление кластера». 1) «Корзина идей, понятий, имён...» Это приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идёт актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать корзину, в которую будет собрано всё то, что учащиеся знают об изучаемой теме. Покажу, как проводится обмен информацией, на примере темы «Спирты». Учитель задаёт школьникам вопрос: что вам известно о спиртах из учебного и жизненного опыта? Каждый учащийся вспоминает и записывает в тетради всё, что знает по этой теме (индивидуальная работа, 1-2 мин). Проводится обмен информацией в парах или группах (групповая работа, не более 3 мин), при имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия. Затем каждая группа по очереди называет какой-то один факт, не повторяя ранее сказанного другими группами (составляется список идей). Учитель кратко, в виде тезисов заносит все сведения в корзину (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно помещать факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании учащихся сведения, проблемы или понятия будут связаны в логические цепи, а ошибки исправлены по мере освоения новой информации. 2) Список идей по теме «Спирты» Спирты -органические вещества. Они могут быть разными, например этиловый спирт, метиловый спирт. Спирты содержат гидроксильную группу. И т.д 3) «Составление кластера» Смысл этого приёма заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приёмом «Корзина идей, понятий, имён...», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержимое данной корзины. Задание направлено на выявление и оформление личных смыслов каждого ученика (до, во время и после общего обсуждения), даёт возможность учителю получить обратную связь от каждого учащегося. Приём «Составление кластера» может быть использован не только на этапе вызова (для стимулирования мыслительной деятельности учащихся), но и на этапе осмысления (для структурирования учебного материала) и на этапе рефлексии (при подведении итогов изучения материала). Составлять кластер можно в ходе как индивидуальной, так и групповой работы, как в классе, так и дома. На этапе осмысления можно использовать приёмы «Пометки на полях» и «Взаимоопрос». 4) «Пометки на полях» Этот методический приём известен как инсерт. Он позволяет учащемуся отслеживать своё понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учитель знакомит школьников с рядом маркировочных знаков и предлагает им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста: ? -- информация, которая уже известна ученику. При этом источник информации и степень её достоверности не имеют значения. + -- новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом; информация, которая идёт вразрез с имеющимися у ученика представлениями, то, о чём он думал иначе; ? -- сведения, оставшиеся непонятными ученику, требующие дополнительной информации, вызывающие желание узнать подробности. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте. После окончания чтения и маркировки текста учитель предлагает учащимся заполнить маркировочную таблицу, которая состоит из четырёх колонок, соответствующих значкам, описанным выше. При использовании этого приёма учителю необходимо предварительно найти текст для чтения с пометками, объяснить или напомнить учащимся правила расстановки маркировочных знаков, чётко обозначить время, отведённое на эту работу, и следить за регламентом и, наконец, обдумать форму проверки и оценки проделанной работы. В качестве текста можно использовать параграф учебника или какой-либо дополнительной литературы по химии. Применение данного приёма позволяет удерживать внимание школьников на протяжении всего чтения, отслеживать процесс чтения (по значкам), даёт возможность учащимся классифицировать информацию в зависимости от собственного опыта и знаний. Таким образом, происходит осмысление материала. Приём «Пометки на полях» можно сочетать с приёмом «Взаимоопрос». 5) «Взаимоопрос» Двое учащихся читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и по очереди задают друг другу вопросы по прочитанному материалу. Важно, чтобы эти вопросы были не поверхностными, а затрагивающими суть новой информации. Когда вся информация, имеющаяся в абзаце, обсуждена досконально, учащиеся переходят к следующему абзацу. Этот приём позволяет достигать высокого уровня учебной мотивации, внимания, глубокого понимания материала и хороших результатов обучения. Абзац текста по теме «Химические свойства спиртов» Химические свойства спиртов, обусловленные строением углеводородного радикала, различны и зависят от его природы. Так, все спирты горят, но характер горения зависит от величины углеводородного радикала. Непредельные спирты, содержащие в молекулах двойную связь, вступают в реакции присоединения: подвергаются гидрированию, реагируют с галогенами, обесцвечивая бромную воду, и т. д. Однако при наличии в молекулах нескольких различных групп атомов или функциональных групп у спиртов появляются качественно новые свойства, не характерные для каждой из этих групп в отдельности. Вопросы учащихся по тексту: От чего зависят химические свойства спиртов? Какие свойства спиртов обусловлены строением углеводородного радикала? Чем можно объяснить нехарактерные для спиртов качественно новые свойства? На этапе рефлексии целесообразно применение методических приёмов «Перекрёстная дискуссия» и «Написание эссе». Технология развития критического мышления позволяет развить у учащихся способность к активному восприятию информации, готовность рассматривать проблемы с разных точек зрения, умение отслеживать ход своих мыслей и строить логические выводы, способность применять полученные навыки и знания в различных ситуациях. Особое внимание в этой технологии уделяется развитию способности «слышать» мнение другого, соглашаться или опровергать его, обосновывая свою точку зрения.
|