Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия |
Северо- Казахстанская область Тайыншинский район КГУ «Петровская средняя школа» Учитель химии – биологии Валяева Лидия Петровна Урок на тему: «Механизм электролитической диссоциации» Цель урока: Раскрыть учащимся причины диссоциации электролитов в воде и в других полярных растворителях; Задачи: 1 Объяснить механизм электролитической диссоциации электролитов; 2 Продолжить работу по формированию у учащихся умений проектировать опыт, необходимый для подтверждения высказанного предположения. В начале урока предлагаем учащимся самостоятельную работу: вариант. 1 Выпишите из предложенного ни¬же перечня веществ электролиты и неэлектро¬литы. Сделайте вывод о влиянии характера связи в веществе на его электропроводность: СбН6 — бензол, K2SO4 — сульфат калия, CS2 — дисульфид углерода, HF — фтороводород, HNO3 — азотная кислота, NaOH — гидроксид натрия, N2 — азот. вариант. 2 Укажите, какие из перечислен¬ных веществ и смесей электропроводны: сжи¬женный 02, расплавленный NaOH, газообраз¬ный НС1, раствор Н1, кристаллы C11SO4, ра¬створ NaN03, раствор сахара, спиртовой раствор КОН. Эта работа позволяет актуализировать не¬обходимые знания учащихся для изучения но¬вого материала. После обсуждения результатов работы под¬черкиваем, что диссоциация электролитов про¬исходит в воде или при расплавлении. Изве¬стен и тот факт, что диссоциация электроли¬тов не происходит в керосине, бензоле и дру¬гих органических растворителях. Отмечаем, что исследователь не только фиксирует результаты эксперимента, но и дает им объяснение, нахо¬дит причины наблюдаемых явлений. Начиная исследование механизма электроли¬тической диссоциации, в процессе беседы с учащимися четко определяем вопросы, по¬зволяющие глубже раскрыть поведение элект¬ролитов в растворе, особое внимание при этом обращаем на те из них, которые требуют тео¬ретического обоснования или эксперименталь¬ной проверки. По мере обсуждения нового ма¬териала учитель на доске, а учащиеся в тетра¬дях фиксируют ход исследования в виде схе¬мы 1. Схема 1 Выяснение механизма электролитической диссоциации (Ход исследования) I шаг Происходит в воде — Не происходит в ацетоне, бензоле Диссоциация электролитов II шаг связь в Н,0 ковалент¬ная полярная. Молекулы воды — диполи, однако связь в этих растворите¬лях ковалентная неполярная III шаг имеются и другие по¬ ч и в них возможна диссо¬ лярные растворители, по-видимому циация электролитов 1 Проверить зкспериментально Вывод из эксперимента Заполнение ее идет постепенно, по мере рассуждений. Например, спрашиваем у учащихся, почему при растворении электролитов в воде диссоциация происходит, а растворен¬ный в бензоле электролит не диссоциирует? На схеме оформляется запись в виде первого шага. ■ Учащиеся рассуждают, что свойства вещест¬ва во многом определяются видом химической связи и что, возможно, различие свойств этих растворителей объясняется характером связи в них. Предлагаем им выяснить тип связи в молекулах воды и бензола, изобразить элект¬ронную схему строения молекулы воды. На доске и в тетрадях заполняется второй шаг исследования и устно формулируется вывод: процесс диссоциации происходит под дейст¬вием полярных молекул воды. Затем у учащихся возникает вопрос: не мо¬жет ли происходить диссоциация в других по¬лярных растворителях? На схеме появляется запись логических рассуждений (III шаг), вы¬сказываются предположения о возможностях экспериментальной проверки поставленного во¬проса. При обсуждении результатов опыта уча¬щиеся приходят к выводу, что диссоциация возможна и в других полярных растворителях, например в аммиаке, но отмечают меньшую яркость свечения нити в лампочке прибора. Это наблюдение позволяет поставить частные проблемы при изучении количественной ха¬рактеристики процесса диссоциации на после¬дующих уроках. Далее следует общий вывод, что диссоциа¬ция происходит при расплавлении электроли¬тов или при их растворении в полярных ра¬створителях. Однако учащиеся отмечают, что такой вывод не дает ответа не'следующие во¬просы: 1. Почему диссоциация происходит именно в полярном растворителе? 2. Почему диссоциируют вещества только с ионной и ко¬валентной полярной связью? 3. Каков меха¬низм взаимодействия воды и растворенного вещества? 4. Одинаков ли этот механизм для электролитов с различным характером связи? Мы выделяем эти четыре вопроса среди дру¬гих и предлагаем рассмотреть механизм дис¬социации вещества с ионной связью — NaCl и вещества с ковалентной полярной связью — НС1. Рассматривая процесс перехода ионов в раствор, учащиеся отмечают, что при диссо¬циации электролитов с ковалентной полярной связью происходят более глубокие изменения. Затем обсуждается вопрос: будут ли ионы пе¬реходить в раствор свободными, или они хи¬мически связываются с молекулами воды? Выполняя опыт (растворение CuS04 в воде), учащиеся отмечают признаки реакции, делают вывод о том, что ионы, перешедшие в раствор, связаны с молекулами воды. Учитель дает определение понятию «гидратированный ион» и продолжает оформление схемы 1. В заклю¬чение урока учащиеся самостоятельно форму¬лируют выводы на основании всего проведен¬ного исследования. Структура рассмотренного урока может быть показана схемой 2. Схема 2 Структура урока, включающего исследование частной теоретической проблеме Актуализация знаний учащихся Постановка проблемы Исследование по частной проблеме Выделение ряда задач для решения проблемы Проведение теоретического анализа Экспериментальное подтверждение Формулирование обобщения Выделение вопросов, которые могут быть использованы для постановки частных проблем на следующих уроках Подведение итогов работы учащихся на уроке Комментирование домашнего задания Источник: https://cloud.mail.ru/public/7E7g/3vv7UkMXE | |
Просмотров: 799 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|