Программа «Домашний химический практикум» Составила: Бурага О.В. Астраханский район, Джалтырская средняя школа №1 8 класс Тема: «Вода». Работа№1 : «Вода – растворитель, вода – реагент.» Оборудование и реактивы: стаканы (скляночки из под лекарств), консервная баночка, ложечка, стакан с водой, соль, сода, уксус, масло, песок, глина, негашеная известь. Ход работы: 1. Поместить в стеклянную посуду отдельно: соль, соду, уксус, масло, песок, глину и добавить воду. Размешать, пронаблюдать и назвать образовавшиеся системы. 2. В жестяную баночку насыпать немного негашеной извести (опыт проводить на улице) и прилить (осторожно!) воды. Описать наблюдения, составить уравнение реакции, сделать выводы по работе. Тема: «Строение вещества» Работа №2: «Распознавание строения веществ» Оборудование и реактивы: металлические баночки, кусочек светлой ткани, одеколон (духи), уксус, вода, настойка иода, раствор марганцовки, соль, сахар. Ход работы: 1. Насыпать отдельно в металлическую посуду соль и сахар, нагреть. Описать наблюдения, сделать выводы о связи и строении. 2. Открыть флакон с одеколоном на несколько минут и определить радиус распространения запаха, объяснить наблюдаемое. 3. Как доказать, что уксус и вода молекулярного строения? 4. На лоскуток ткани нанести отдельно капли растворов иода и марганцовки, наблюдать несколько дней и сделать выводы по проведенному опыту. 9 класс Тема: «Подгруппа кислорода» Работа №1. «Распознавание карбонатов в быту» Оборудование и реактивы: склянки, питьевая сода, накипь, древесная зола, Раствор уксусной или лимонной кислоты. Ход работы: Насыпать в отдельные баночки исследуемые вещества и добавить поочередно раствор кислоты. Наблюдения описать, составить уравнения в молекулярном и ионном видах. Для сравнения можно подействовать на поваренную соль, сахар, известь и другие твердые вещества, имеющиеся дома. Тема: «Жесткость воды и способы ее устранения» Работа №2. «Определение жесткости воды в быту» Оборудование и реактивы: посуда, различные виды воды: водопроводная, снеговая, кипячёная, кипячёная отфильтрованная, измельченное хозяйственное мыло. Ход работы: Поместите в каждую посуду приблизительно одинаковое количество измельченных мыльных стружек, прилить равные объемы всех видов воды, хорошо встряхнуть. Наблюдать образование пены, хлопьев, помутнения. Описать и сделать выводы. 11 класс Тема: «Углеводороды» Работа №1. «Разнообразие и свойства углеводородов, используемых в быту» Оборудование и реактивы: газ в баллоне, парафиновая свеча, бензин или керосин, спички, вода, жестяные баночки, склянки. Ход работы: 1. Прочтите надпись на газбаллоне, запишите формулы и названия веществ. Почему эта смесь имеет запах? Соблюдая осторожность, зажгите газ, что наблюдаете? Составьте уравнения горения углеводородов. 2. Поместите немного парафина в жестяную банку, немного нагрейте. Что наблюдаете, назовите это явление. Зажгите свечу, что наблюдаете? Составьте уравнение горения твердого предельного углеводорода. 3. Налейте в склянку воды и капните каплю бензина или керосина. Опишите наблюдаемое и сделайте выводы. Капните в жестяную баночку горючее и подожгите. Опишите наблюдаемое, составьте уравнение реакции горения третьего жидкого углеводорода. Назовите вещества используемые в быту, состоящие из углеводородов. Тема: «Кислородосодержащие органические соединения» Работа №2. «Исследование свойств кислородосодержащих органических соединений» Оборудование и реактивы: склянки, спички, спирт (водка), раствор уксуса, глицерин, питьевая сода, раствор крахмала, раствор иода, раствор яичного белка. Ход работы: 1. Налейте отдельно в склянки воды, уксуса, глицерина. Опишите их физические свойства. Докажите опытным путем наличие уксуса. Запишите уравнение реакции. 2. Поместите в две склянки раствор яичного белка и подействуйте растворами уксуса и спирта. Описать наблюдаемое. 3. Используя отвары риса, картофеля, макаронных изделий подействуйте на них слабым раствором иода. Опишите результаты, сделайте выводы. 4. Опишите физические свойства продуктов реакции этерификации применяемые в вашем доме. 5. Опишите состав, свойства СМС используемых в вашем доме. Тема: «Синтетические полимерные соединения» Работа №3. «Распознавание пластмасс и волокон, используемых в быту» Оборудование и реактивы: свеча или газ, спички, старый нож, подбор старых изделий из пластмассы и волокон. Ход работы: 1. Описать внешние признаки каждого образца. 2. Нагреть каждый образец и описать наблюдаемое: копоть, запах, вытягивание нитей. 3. Описать признаки остывших продуктов нагревания. 4. Записать формулы мономеров и полимеров исследуемых веществ.
|