Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия |
Северо-Казахстанская область Тайыншинский район КГУ «Леонидовская СШ» Учитель: Закревская Ирина Владимировна План урока № 1. Предмет: химия Класс: 8 Дата: Тема: «Атмосферный воздух – смесь газов. Горение веществ в воздухе» Цель: Знать состав воздуха и его биохимическое значение Задачи: 1. Знать газовый состав воздуха. 2. Уметь устанавливать причинно-следственные связи между составом воздуха и его практическим значением. 3. Применять теоретические знания, полученные на уроке при решении различных жизненных ситуаций. Оборудование: компьютер, интерактивная доска, аудиторская доска, флипчарт, музыкальное сопровождение. Видеоролики: «Состав воздуха», «Применение инертных газов». Воздушные шары, полиэтиленовые прозрачные пакеты, газета, линейки (30 см). Реактивы и лабораторное оборудование: раствор ортофосфорной кислоты, цинк; мыльный раствор, пробка с газоотводной трубкой. Газовая горелка, спички, лабораторная посуда, спиртовка. Ход урока. Создание коллаборативной среды. - приветствие учителя; - выявление отсутствующих; - Игра «Молекулы» Повторение 1.Приём «Поймай вопрос». На листах формата А-4 написаны вопросы: один лист – один вопрос. Листы скомканы в ком – «снежок». Учитель произвольно раскидывает «снежки» учащиеся ловят, но открывают не сразу. После того, как все вопросы «словлены» учащимися учитель предлагает по очереди раскрывать свой «снежок» и отвечать на вопрос. Вопросы: 1. Каким газом заполнен кабинет? (воздухом) 2.Почему мы в кабинете видем друг друга? (воздух бесцветный) 3.В стакане есть что-нибудь? (да, воздух) Стадия вызова. «Мозговой штурм» Работа в группе. На слайде изображение: атмосферы, аквалангиста, аэростата, самолёта, космонавта. Вопросы: 1.Что общего объеденяет эти изображения? (Воздух) Запишите все идеи на листе бумаги. Выберите лучшие и поделитесь ими с присутствующими. 2.Какова тема урока? (Атмосферный воздух) Учитель: вы правы. Тема нашего урока «Атмосферный воздух и его состав». Но сначала немного истории. Историческая справка. Долгое время ученые-естествоиспытатели считали, что воздух вещество. Любой газ, который выделялся при химических реакциях, называли «воздухом». Если выделялся водород –его называли «горючим воздухом», если выделялся углекислый газ – его называли «лесным воздухом». Но в конце восемнадцатого века было доказано, что воздух – это смесь газов. Давайте прочитаем заметки шведского химика Карла Шееле. (на слайде) «Я, Карл Шееле, склонен думать, что воздух состоит главным образом из двух видов воздуха – «огненного», поддерживающего дыхание и горение и «Испорченного воздуха», не поддерживающего горение и не пригодного для жизни». (1772 год). 1.Как вы думаете, о каких газах идёт речь в данной заметке? (кислород и азот) Учитель: вы правы, это действительно кислород и азот – эти названия были даны данным газам Антуаном Лавуазье, который в 1774 году, после своего знаменитого 12-ти дневного опыта установил, что весь воздух на 1/5 состоит из кислорода и на 4/5 – из азота. Ученый предложил « жизненный воздух» переименовать в «кислород», потому что при сгорании большинства веществ в кислороде образуются кислоты., а «удушливый воздух» переименовать в «азот», так как он не поддерживает жизнь». (Демонстрация видеоролика «Состав воздуха») Позже Г.Кавендиш установил, что в воздухе есть и другие газы, на долю который приходится 1/120 от всего объёма воздуха. Но какие это газы он не смог определить. И лишь спустя более ста лет после открытия состава воздуха Уильям Рамзай и Г.Реле установили, что в воздухе содержатся и инертные газы. (Видеоролик «Применение инертных газов») Учитель: - Почему воздух имеет более менее постоянный состав? ( Все живые организмы дышат кислородом, поглощая его из воздуха. Растения тоже дышат кислородом. Но в процессе фотосинтеза растения поглощают углекислый газ, а побочным продуктом фотосинтеза является кислород, который выделяется в атмосферу. Азот и инертные газы в процессе дыхания и фотосинтеза не участвуют. Поэтому воздух имеет постоянный газовый состав». - Могут ли в воздухе содержаться другие соединения? Если да, то какие? (Водяной пар, сернистый газ, угарный газ, аммиак). (слайд «Состав воздуха» Практическая деятельность учащихся. Метод «Практичность теорий». Физические свойства воздуха. Каждой группе выдаются: полиэтиленовый прозрачный пакет, воздушный шарик (не надутый), газетный лист, линейка длиной 25-30 см. Задание: Какие физические характеристики воздуха можно доказать, используя данные предметы? Полиэтиленовый пакет – воздух бесцветный. Воздушный шарик (надуть) – воздух может занимать определённый объём. Газета и линейка – воздух имеет вес (на край стола положить линейку и на неё положить газетный лист, затем ударить по свободному концу линейки. Газета не упадёт). Ученными подсчитано, что молярная масса воздуха М=29г/моль. Учитель: - Зачем нужен воздух? (для дыхания, горения и т.п.) -Почему многие вещества горят в воздухе? (в воздухе есть кислород, который поддерживает горение). - Какие условия необходимы для возникновения горения? (нагревание до температуры воспламенения). Учитель: При горении простых и сложных веществ в кислороде образуются сложные вещества, которые называют оксидами. Молекулы оксидов состоят из атомов 2-х элементов, один из которых кислород (СО, СО2, СаО). Демонстрация опыта «Горение водорода». Работа у доски: Записать уравнение реакции горения водорода 2Н2+О2=2Н2О Многие сложные вещества тоже горят в кислороде, при этом образуются оксиды всех элементов, образующих сложное вещество. Демонстрация горения газовой горелки, заправленной пропаном. Учитель: Все мы дома пользуемся газовыми плитами, для работы которых используется пропано-бутановая смесь. Я продемонстрировала вам горение пропана в газовой горелке. Пропан – это сложное вещество, состоящее из атомов трёх атомов углерода и восьми атомов водорода. Задание (работа в паре): Составить уравнение горения пропана в кислороде, если в результате реакции образуется вода и углекислый газ СО2. (После выполнения задания проводится самооценивание. Запись уравнения выводиться на интерактивную доску). Стадия осмысления. -Назовите положительные и отрицательные стороны процесса горения. (Положительные: горение топлива, приготовление пищи и т.п. Отрицательные: пожары, взрывы и т.п.). Учитель: Послушайте стихотворение Б.Гуртуева «Огонь и вода». Огонь смеялся над котлом с водой Грозя неслыханной бедой. «С тобой покончу я одним ударом, Вот захочу, и сразу станешь паром!» Вода вздохнула: «Уважаю власть!» Вскипела и на пламя пролилась. И в тот же миг, наказанный судьбою, Погас огонь, что был так горд собою. -Почему потух огонь? (горящие дрова и уголь можно потушить водой). Формирование функциональной грамотности. Ситуации. 1 ситуация. В результате утечки газа произошло возгорание газового баллона. Ваши действия. 2 ситуация. При заправке автомобиля бензином, некоторое количество бензина пролилось на землю. Случайно брошенный окурок сигареты попал на бензиновое пятно. Произошло воспламенение. Ваши действия. 3 ситуация. В кабинете химии произошло короткое замыкание, в результате которого воспламенились электропровода. Ваши действия. Стадия рефлексии. Учитель: наш урок подходит к концу. И сейчас я хочу взять у вас интервью . (Интервью у ученика А, В, С) Комментарий оценок учащихся. Домашнее задание Решить задачу. (Раздается на карточках всем ученикам) Сколько килограмм воздуха потребуется для 24 кг угля, если в воздухе содержится 21% кислорода? После решения задачи в тетради нарисуйте кружочек. Зелёный – решил легко. Желтый – были трудности. Красный – задача сложная. | |
Просмотров: 1253 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|