Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия

Урок в 11 классе по теме "Многоатомные спирты"
Химия- 11 класс
Тема: Многоатомные спирты.
Цель: дать общую характеристику многоатомным спиртам
Задачи: 1. Рассмотреть строение молекул, получение, физические, химические свойства многоатомных спиртов, их применение 2. Совершенствовать умение учащихся анализировать, переносить имеющиеся данные на новые вещества 3. Воспитание самостоятельности учащихся
Лабораторный опыт: растворение глицерина в воде и реакция его с гидроксидом меди.
Оборудование: глицерин, сульфат меди, гидроксид натрия, пробирки, компьютер, интерактивная доска, презентация
Тип урока: комбинированный
Вид урока: самостоятельная работа, лекция
Метод урока: объяснительно-иллюстративный
Ход урока
1 Организационная часть
Приветствие учащихся, проверка отсутствующих.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Закрепление пройденного материала.
1.Устный опрос
А).Какие вещества называются спиртами?)
Б).Классификация спиртов
В).Номенклатура спиртов?
2.Работа на местах – индивидуальная работа по карточкам
3. Работа с доской.
А) Написать формулы:
2-метил пропанол-1
2-метилбутанол-2
Б) Осуществить превращение:
С2Н6→С2Н4→С2Н5ОН→С2Н5Cl

C2H4
В) Дать название следующим веществам:

СН3-СН-СН2-СН2-ОН
|
СH3
CH3
|
ОН-СН2-С-CH3
|
CH3

Характерные химические свойства спиртов?
Где используются спирты?
Учебный проект “О вреде алкоголя на организм человека” – 2 ученика

4. Объяснение нового материала
Учитель: Оказывается, существуют ещё и другие спирты – многоатомные, спирты, которые имеют две, три, шесть гидроксильных групп. Представители многоатомных спиртов: Этиленгликоль, Глицерин ,Ксилит, Сорбит
СН2ОН – СНОН – СНОН – СНОН – СНОН – СН2ОН.
сорбит

ОН – СН2 – (СНОН)3 – СН2 – ОН
ксилит
Учитель: По программе мы изучаем двух- и трехатомные спирты.
Формулы многоатомных спиртов, как и одноатомных, можно вывести из формул соответствующих углеводородов, заменяя в них атомы водорода гидроксильными группами.
Если, например, в формуле молекулы этана гидроксильными группами заместить два атома водорода (у каждого атома углерода по одному), то получится формула молекулы двухатомного спирта:
СН2ОН – СН2ОН этиленгликоль, по систематической номенклатуре этандиол – 1,2.
В названиях многоатомных спиртов перед суффиксом – ОЛ ставят числительное, указывающее количество гидроксильных групп.
Задание: Из формулы молекулы пропана вывести формулу молекулы трехатомного спирта глицерина и дать название по систематической номенклатуре.
Ученик выполняет задание на доске, а учащиеся в тетрадях.

СН3 – СН2 – СН3 ––> СН2 ОН – СНОН – СН2 ОН глицерин или пропантриол – 1, 2, 3.

Вывод: К названиям предельных углеводородов добавляем суффикс – триол, цифрами указываем положение гидроксильных групп.
Строение и физические свойства многоатомных спиртов
Учитель. Перед вами пробирка с глицерином. Рассмотрите, что представляет собой это вещество.
Лабораторный опыт: Растворимость глицерина в воде.
К 1 мл воды в пробирке прилили равный объем глицерина и взболтали смесь. Затем добавили еще столько же глицерина. Что можно сказать о растворимости его в воде? Опишите свойства, которые вы наблюдаете.
Глицерин – бесцветная, сиропообразная жидкость сладковатого вкуса, хорошо растворимая в воде.
Учитель. Добавлю, что эти физические свойства присущи и другим многоатомным спиртам, в том числе и этиленгликолю. Надо помнить! Этиленгликоль очень ядовитое вещество!
Задание 4: Сравните физические свойства многоатомных и одноатомных спиртов. На интерактивной доске проецируем эти сведения:
Учитель: Каковы причины резкого различия температуры кипения?
Ответы учащихся.
Резкие изменения температуры кипения спиртов объясняются числом гидроксильных групп.
Вывод: Число гидроксильных групп в спирте оказывает влияние на их физические свойства (за счет водородных связей).
Химические свойства многоатомных спиртов
а) взаимодействие с натрием
б) с галогеноводородами
Вывод: Многоатомные спирты имеют сходные свойства с одноатомными спиртами.
в) качественная реакция на многоатомные спирты.
Видеоролик, выполнение учащимися лабораторного опыта
г) реакция глицерина с азотной кислотой.
Применение многоатомных спиртов.
Глицерин применяется для получения смазочных материалов, как умягчитель кожи и тканей, в парфюмерной фармацевтической и пищевой промышленности.
Водные растворы этиленгликоля и глицерина замерзают при низких температурах, поэтому их используют в качестве антифризов – жидкостей с низкой температурой замерзания, применяемых для охлаждения двигателей внутреннего сгорания.
Учитель демонстрирует лекарственный препарат – нитроглицерин и задает следующие вопросы:
1. За счет, какого изобретения у Нобеля образовался приличный капитал? (динамит)
2. Как объяснить следующее четверостишье
Я пью его в мельчайших дозах,
На сахар капаю раствор
А он способен бросить в воздух
Любую из ближайших гор.
Ученик делает сообщение о нитроглицерине
Производство нитроглицерина разработал русский ученый Николай Николаевич Зинин в 1853 году. Но предложения о строительстве промышленных предприятий по производству снарядов и мин не заинтересовали ни царское правительство, ни артиллерийское ведомство. Только в 1863 году нитроглицерин начали успешно применять для подземных и подводных взрывов. Это вещество пробовали применять в военных целях. Однако такая взрывчатка часто взрывалась раньше, чем требовалось: при транспортировке, от сотрясения и удара. Решение проблемы предложил шведский инженер-химик, изобретатель пи промышленник Альфред Нобель, который значительную часть жизни прожил в России. Именно здесь он работал директором завода по производству нитроглицерина. Частые несчастные случаи на заводе побудили Нобеля к поиску методов безопасного обращения с этим веществом. В 1866 году ученый обнаружил, что пропитанная нитроглицерином инфузорная земля (кизельгур – нем.-рыхлая, легкая, пористая) безопасна при хранении и транспортировке, но сохраняет свои взрывчатые свойства. так был изобретен динамит – его разрушительную силу используют при прокладке туннелей, поиске и добыче полезных ископаемых, в строительстве и военном деле.
Будучи членом семьи знаменитых и богатых промышленников он стал организатором и совладельцем многих предприятий по производству взрывчатых веществ в разных странах мира. За год до смерти Нобель сам, без помощи адвокатов, составил завещание. Он считал, что унаследованное богатство плодит бездельников, поэтому друзьям и родственникам завещал немного. “Капитал мои душеприказчики должны перевести в ценные бумаги, создав фонд, проценты с которого будут выдаваться в виде премии тем, кто в течение предшествующего года принес большую пользу человечеству”
Но ... нитроглицерин не только убивает … и лечит:
1% раствор сосудорасширяющее средство (кардиологическое средство) не обладает взрывчатыми свойствами.
Человечество вспоминает с благодарностью о Нобеле как и об основателе знаменитой премии.
III. Закрепление
IV. Рефлексия. Выставление оценок.
Домашнее задание: № 8.4 устно упражнения 1,3, 4 письменно составить круги Эйлера для одноатомных и двухатомных спиртов. Опережающее задание: подготовить учебные проекты по темам « Муравьиная кислота», « Уксусная кислота».
Категория: Химия | Добавил: svetllana_burmina (2016-03-16) | Автор: Светлана E
Просмотров: 1307 | Комментарии: 1 | Теги: Bra Zil | Рейтинг: 4.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 2:08 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru