Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия |
«СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ» Саулембекова Райхан Мухтаровна, главный специалист отдела МОИР, филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Акмолинской области» В Послании Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация — главный вектор развития Казахстана» отмечено: «Образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации». В связи с этим Главой государства указана необходимость дальнейшего развития функциональной грамотности школьников. Сегодня перед обществом и в первую очередь перед школой, стоят огромные задачи по подготовке человека нового времени, который будет жить совершенно в других условиях, чем его родители, решать иные проблемы, стоящие перед страной. Некоторые изменения произошли. Школа стала более демократичной. Мы, учителя, получили определённые права в выборе методов обучения. Изменилась сегодня и цель образования. Она состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, а в подготовке школьника как субъекта своей образовательной деятельности. Необходимо готовить молодых людей к жизни в условиях рынка, следовательно, наши выпускники должны быть инициативными, творческими, предприимчивыми личностями, умеющими выбирать лучшие, оптимальные варианты из тех, которые ставит перед ними действительность, заинтересованными во всё более самостоятельном познании. А отсюда изменилось отношение учителя к смыслу учебной деятельности и к ученикам, остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей учащихся. Как же создать атмосферу творчества на уроке, заинтересовать детей учебным материалом, пробудить у них желание самим разобраться в том, или ином вопросе, найти правильное решение, обосновать верность своего варианта ответа? Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Есть много определений, рассмотрим некоторые из них: Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Функциональная грамотность – умение использовать полученные знания для решения жизненных задач (1958 г.) Функциональная грамотность в наиболее широком определении выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь, общего) с многоплановой человеческой деятельностью. В соответствии с положениями Всемирной Декларации «Образование для всех», образование должно удовлетворять важнейшие образовательные потребности. Они, в свою очередь, включают в себя усвоение базовых образовательных навыков (таких, как грамотность, способность производить исчисления, выражать свои мысли устно, решать проблемные ситуации) и базового содержания образования (включая знания, ценности и представления), необходимых личности для того, чтобы: - выживать; - развивать собственные способности; - вести достойный образ жизни; - активно участвовать в развитии общества; - улучшать условия собственной жизни; - принимать нестандартные решения; - продолжать образование. Результаты исследования PISA показали, что Казахстанские учащиеся успешно выполняли задания на воспроизведение знаний в простых ситуациях и затруднялись применить их в ситуациях, близких к реальной жизни. также подтвердили, что учащиеся имеют низкий уровень сформированности общеучебных умений, основным из которых является умение работать с информацией, представленной в текстах, таблицах, диаграммах или рисунках. Эффективным средством формирования и оценивания компетенций учащихся могут служить ситуационные задачи, построенные на учебном содержании. Такие задания включают написание ситуаций, а также перечень заданий и вопросов. Ситуационные задания выявляют не только предметные знания, но и универсальные учебные действия. В связи с этим на уроках можно использовать ситуационные задачи и ставить перед учащимися проблемы, с которыми они могут столкнуться в повседневной жизни. Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный (иногда даже прагматичный) характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание. Зачастую для решения ¬ситуа¬ционной задачи учащимся требуется знание нескольких учеб¬ных предметов. Кроме этого, такая задача имеет не традицион¬ный номер, а красивое название, отражающее ее смысл. Обяза¬тельным элементом задачи является проблемный вопрос. Решение многих ситуационных задач связано с анализом конкретных ситуаций, отражающих происходящие в обществе изменения. При решении ситуационной задачи учитель и учащиеся преследуют разные цели: для учащихся главное заключается в том, чтобы найти решение, соответствующее данной ситуации; для учителя – чтобы учащиеся освоили способ деятельности и осознали его сущность. Задачи составлены так, чтобы учащиеся прорабатывали текст учебника и предложенные дополнительные источники информации, умели находить ответы на поставленные вопросы, проводить эксперименты, проявляли творческие способности при анализе и синтезе знаний, их оценке, то есть учащиеся учатся узнавать что-то новое и применять это новое на практике, в повседневной жизни. Задания включают вопросы, сформулированные на основе таксономии Б. Блума, т. е. в соответствии с категориями диагностируемых учебных целей: знание – понимание – применение – анализ – синтез – оценка. Основой для ситуационной задачи могут служить самые разнообразные источники: текст и вопросы из учебника, дополнительная литература, научно-популярные статьи, проблемы реальной жизни и т.п. Модель ситуационной задачи: 1. Название задания. 2. Личностно-значимый познавательный вопрос. 3. Информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде (текст, таблица, график, статистические данные и т.д.). 4. Задания на работу с данной информацией. Пример задачи. « Стирка» Внимательно прочитайте предложенный текст, используя информацию текста, ответьте на вопросы. Две хозяйки готовились к стирке. Первая подогрела воду до 60 градусов Цельсия и замочила в ней белье, вторая нагрела воду до кипения, прокипятила белье 5 минут, охладила до 60 градусов Цельсия и только после этого начала стирку. У кого белье больше отстирается? Каким простым опытом это можно доказать и как объяснить Мыло и другие моющие средства намного эффективнее действуют в мягкой воде. Жесткость воды обусловлена наличием в ней гидрокарбонатов кальция и магния, которые при кипячении выпадают в осадок в виде карбонатов: Ca(HCO3)2 = CaCO3+H2O+CO2 Mg(HCO3)2 = MgCO3+H2O+CO2 При нагревании воды до 60 градусов эти реакции не происходят, и вода остается жесткой. Поэтому белье лучше отстирается у той хозяйки, которая прокипятила воду. Это легко доказать простым опытом: опустить по кусочку мыла в подогретую воду и воду той же температуры, но предварительно прокипяченную. В прокипяченной воде мыло растворится почти без осадка, а в сырой воде образуется осадок в виде хлопьев. Образование осадка стеаратов кальция и магния происходит за счет взаимодействия растворенных солей кальция и магния с мылом. Следует помнить, что кипячением можно устранить только карбонатную, или временную, жесткость воды, а постоянная жесткость, обусловленная присутствием сульфатов и хлоридов кальция и магния, устраняется только действием соды: СaSO4+Na2CO3=CaCO3+Na2SO4 MgSO4+Na2CO3=MgCO3+Na2SO4 1 уровень знание Назовите соли, затрудняющие стирку белья в жесткой воде. 2 уровень понимание Почему в сырой воде мыло образует хлопья? 3 уровень применение Объясните цель применения соды в процессе стирки. 4 уровень анализ Сравните причины постоянной и временной жёсткости воды. 5 уровень синтез Предложите альтернативу применения соды в стирке с постоянной жёсткой водой 6 уровень оценка Выделите критерий правильности действия второй хозяйки в процессе стирки белья Ситуационные задания могут выполняться индивидуально и в группе. Но в любом случае целесообразно для каждого уче¬ника вести отдельную карточку для оценки выполнения зада-ний. В данной карточке может располагаться матрица оценива¬ния выполнения ситуационных заданий учеником, что позволяет педагогу составить картину о сформированности у ученика навыков решения практи¬ческих проблем и соответствующих функциональных умений, рекомендации о том, какие задания ученику необходимо повто-рить, и т. д. Ниже предлагается примерный вариант матрицы. Матрица оценивания выполнения ситуационных заданий Ф.И.О. ученика _____________________________________________ № Название задания Где (в классе, дома) и как (самостоятельно, в группе) выполнено задание Критерии оценивания Понимание представленной информации (задания) Предложение способа решения проблемы Обоснование способа решения проблемы (своего выбора) Предложение альтернативных вариантов 0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3 Решение самих заданий оценивается в баллах, причем оценке подвергается четыре интегративных умения по четырех балльной шкале: нет – 0, скорее нет – 1, скорее да – 2, да – 3. Таким образом, ученик за выполнение одного задания может набрать максимально 12 баллов. Переводить полученные баллы в традиционные отметки нецелесообразно, так как смысл выполнения ситуативных заданий заключается не в фиксации того, что умеет или не умеет делать ученик, а в получении информации о том, чему необходимо ученику научиться, какие умения освоить. Таким образом, использование ситуационных задач в обра¬зовательном процессе позволяет: - развить мотивацию учащихся к познанию окружающего мира, освоению социокультурной среды; - актуализировать предметные знания с целью решения личностно-значимых проблем на деятельностной основе; - вырабатывать партнерские отношения между учащимися и педагогами Литература: 1. Лобанова Л.И. Ситуационные задачи на уроках химии как пример формирования ключевых компетентностей учащихся. [Электронный ресурс] // URL: http:/kueda12009.narod.ru/DswMedia/lobanovali.doc. 2. Интересные факты о химии [Электронный ресурс] // URL: http://muzey-factov.ru/tag/chemistry 3. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека.- М.: Дрофа, 2004. 4. Акулова О.А., Писарева С.А., Пискунова Е.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентностей учащихся: Учебно-методическое пособие для педагогов школ. - СПб.: КАРО, 2008. 5. Горбенко Н. В. Ситуационные задачи как одна из форм работы с тестами.// Химия в школе. – 2011. – №3 | |
Просмотров: 2196 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|