Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия |
Автор - учитель химии и биологии КГУ "Березовская основная школа" Кызылжарского района Северо-Казахстанской области Ширин Станислав Александрович. Статья по теме: «Применение на уроках химии активных методов обучения в целях развития функциональной естественнонаучной грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA». 1. Абстракт Актуальность: актуальность темы «Применение на уроках химии активных методов обучения в целях развития функциональной естественнонаучной грамотности учащихся » обусловлена целями и задачами современного образования Объект изучения: применение стратегий активного обучения при изучении химии. Цель: выявление роли стратегий активного обучения в подготовке учащихся к международному исследования PISA. Гипотеза: если я буду целенаправленно работать, то в результате грамотно организованной активной познавательной деятельности у учащихся вырабатываются следующие качества: Способность к анализу информации и определению проблемы; Умение находить возможности и ресурсы для решения проблемы; Умение вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные действия. Задачи. 1.Повышение познавательной активности учащихся. 2. Побуждение к практической и мыслительной деятельности учащихся. 2. Введение Современный период развития Казахстана обозначил новые приоритеты школьного образования, соответствующие мировым тенденциям. Ведущий из них - качество школьного образования - нашел отражение в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, Национальном плане действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012- 2016 годы. Интеграция страны в мировое образовательное пространство обуславливает необходимость в соответствии с требованиями государства и общества ориентировать обучение подрастающего поколения на развитие компетенций, способствующих реализации концепции «Образование на протяжении всей жизни». Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012- 2016 годы призван обеспечить целенаправленность, целостность и системность действий по развитию функциональной грамотности школьников как ключевого ориентира для совершенствования качества школьного образования Республики Казахстан. Высокий уровень сформированности функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно функционировать в обществе, способность к самоопределению, самосовершенствованию, самореализации. Следовательно, обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Контекстом обновления цели и содержания отечественного школьного образования рассматриваются международные исследования PISA (Programmer for International Student Assessment), участником которых Казахстан являлся в 2009 и 2012 годах. [1] 3. Основная часть Активные методы обучения - это методы, которые побужда¬ют учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обуче¬ние предполагает использование такой системы методов, кото¬рая направлена главным образом не на изложение преподавате¬лем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. [2] Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении зна¬ниями. Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познаватель¬ных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации и в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной ак¬тивности и самостоятельности. Познавательная активность означает интеллектуально-эмоци¬ональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, инте¬рес к деятельности преподавателя и других учащихся. Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ори-ентироваться в новой ситуации, находить свой подход к реше¬нию задачи, желание не только понять усваиваемую учебную ин¬формацию, но и способы добывания знаний; критический под¬ход к суждениям других, независимость собственных суждений. Познавательная активность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности учащих¬ся к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности. Важнейшим средством активизации личности в обучении высту¬пают активные методы обучения (АМО). В литературе встречается и другой термин — «Метод активного обучения» (МАО), что означает то же самое. Наиболее полную классификацию дала М. Новик, вы¬деляя неимитационные и имитационные активные группы обучения Те или иные группы методов определяют соответственно и форму (вид) занятия: неимитационное или имитационное. [3] Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обу¬чения осуществляется через установление прямых и обратных свя¬зей между преподавателем и обучаемыми. Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или кол¬лективной профессиональной деятельности). Особенность имита-ционных методов — разделение их на игровые и неигровые. Мето¬ды, при реализации которых обучаемые должны играть определен¬ные роли, относятся к игровым. М. Новик указывает на их высокий эффект при усвоении мате-риала, поскольку достигается существенное приближение учебно¬го материала к конкретной практической или профессиональной деятельности. При этом значительно усиливаются мотивация и активность обучения. [4] 3.1 Варианты методов, применяемых для подготовки учащихся к международному исследованию PISA. Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллек¬тивной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных пу¬тей решения проблем. Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи: • творческое усвоение школьниками учебного материала; • связь теоретических знаний с практикой; • активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых; • формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи; • формирование опыта коллективной мыслительной деятельности. Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников. Общим требовани¬ем, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для моз¬гового штурма — возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача. Подготовка к мозговому штурму включает следующие шаги: • определение цели занятия, конкретизация учебной задачи; • планирование общего хода занятия, определение времени каж¬дого этапа занятия; • подбор вопросов для разминки; • разработка критериев для оценки поступивших предложений и идей, что позволит целенаправленно и содержательно провести ана¬лиз и обобщение итогов занятия. [5] Социально-психологический тренинг, где тренер не осуществляет лидирующей функции, а играет роль доброжелательного наблюдателя, обеспечивает субъект - субъектный характер общения участников. Игровое моделирование или имитационные игры. Игры (имитационные) подразделяются на деловые, где заранее задана имитационная модель, и организационные, где участники сами выбирают систему решений. Метод «Займите позицию», целью которого является обсуждение спорного вопроса в аудитории. Используется для демонстрации различных подходов к обсуждаемой проблеме и ее решению, позволяет учащимся высказаться, ясно формулировать свою точку зрения, уметь выдвигать, определять аргументы и общаться. Метод «Древо решений». Класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Ученикам дается задание. (Перед ними ставится проблема. Задача: найти варианты ее решения, определить преимущества и недостатки каждого варианта.) Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем дереве. Группы или по очереди рассказывают о путях решения данной проблемы, или меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи. «Продвинутая лекция». Суть предлагаемой формы состоит в особой организации лекции с применением активной учебной модели вызов – осмысление – рефлексия. Учитель видоизменяет традиционную форму лекции, чтобы стимулировать учащихся к активному слушанию и критическому мышлению. Метод «Водоворот проблем и событий». Суть метода заключается в делении учащихся на группы по 4-6 человек. Учитель формулирует проблему. Каждой группе раздаются маркеры определённого цвета таким образом, чтобы у каждой группы был свой определённый цвет, и листы. Каждая группа генерирует идеи по теме обсуждения в течение 10 минут. Затем учащиеся обмениваются оформленными на бумаге идеями. Группа, получившая идеи другой группы, отмечает напротив каждого пункта + (согласны с данным рассуждением), - (не согласны с данным рассуждением). После совершения полного круга, лист возвращается к команде. Команде предлагается ознакомиться с предложениями и дополнениями других групп. Затем проходит презентация своей позиции участниками водоворота. [6] «Карусель». Организатор создает маленькие рабочие станции (четыре малые группы). Каждая из групп сидит за столом, во главе которого находится ученик-консультант. Он имеет заранее подготовленные карточки с заданиями и карточки-ключи. После выполнения работы учащимися консультант по «ключу» проверяет ее и проставляет баллы в карточку учета (за каждый правильный ответ – балл). Затем группы меняются столами и получают новое задание от ученика- консультанта. В качестве примера использования стратегий активного обучения в подготовке учащихся к международному исследованию PISA, приведу этап урока "Оксиды в природе и жизни человека". На этом уроке возможна интеграция сразу 4 естественнонаучных дисциплин (химия, биология, география, физика). Так как учащиеся уже имеют достаточные знания по географии на тему «Атмосфера», физике «Плотность», «Плавление» химии «Оксиды», биологии «Роль воды в клетке живых организмов», «Дыхание», «Фотосинтез» то можно предложить им выполнить задания по типу теста PISA. К примеру, класс объединяется в 3 микрогруппы («Стратегия картинки») Каждая микрогруппа получает 1 задачу PISA и работает над решением этой задачи. (Стратегия «Думай, общайся в паре делись») [6]. На данном этапе урока ученики думают о своем вопросе или проблеме. Они меняются идеями с партнером. Пара учеников делится идеями с микрогруппой. Далее следует защита микрогруппами своих решений задач. Примеры возможных задач: 1) Максимальную плотность вода имеет при температуре + 4 С. При охлаждении до этой температуры она сжимается. При дальнейшем понижении температуры вода снова расширяется, пока не перейдет в лед. При температуре ниже +4, вода, поскольку она легче, занимает верхние слои водоема. Таяние льда и снега связано с огромными затратами тепла, поэтому процесс этот происходит постепенно. На испарение 1 кг воды расходуется в 7 раз больше энергии, чем на плавление 1 кг льда» Вопросы: 1) В какой науке наиболее часто применяется понятие «плотность»? А) математика Б) физика В) Физика Г) География Тип вопроса - комплексный с выбором ответа Компетенция – объяснение явлений с научной точки зрения. Содержание – физические системы. Область применения – связь естествознания и технологии. Контекст – личностный 2) Какое значение для живых организмов, обитающих в воде имеет плотность воды при температуре ниже +40С Тип вопроса – Открытый со свободно-конструируемым ответом Компетенция – интерпретация данных и доказательств с научной точки зрения. Содержание – системы живой природы. Область применения – связь естествознания и технологии. Контекст – глобальный 3) Составьте график зависимости плотности воды от температуры. Тип вопроса – закрытый конструируемый Компетенция – интерпретация данных и доказательств с научной точки зрения. Содержание – физические системы. Область применения – связь естествознания и технологии. Контекст - личностный 4) Какое значение для жителей планеты имеет постепенное таяние льда? Тип вопроса – Открытый со свободно-конструируемым ответом Компетенция – объяснение явлений с научной точки зрения. Содержание – опасности и риски. Область применения – связь естествознания и технологии. Контекст - глобальный 2) Знаете ли вы, что в нашем организме происходит процесс, сходный с процессом горения свечи и крайне необходимый для жизнедеятельности организма? Этот процесс называется дыхание. Выдающийся профессор доктор Ранке в свое время сказал: Воздух есть хлеб для легких, с той лишь разницей, что его вдыхают, а не едят. Никому не придет в голову покушать того, что уже переработал другой организм. Общеизвестно и давно доказано, что лучше всего снимает стресс, возвращает работоспособность человеку плач. А ведь причина кроется не в самом плаче, а в процессе дыхания во время него. Вопросы? 1) Что общего между процессом горения и дыхания? Тип вопроса – открытый со свободно-конструируемым ответом Компетенция – объяснение явлений с научной точки зрения Содержание – системы живых организмов. Область применения – человек и его здоровье. Контекст - личностный 2) Какие вещества содержатся в выдыхаемом воздухе. Как экспериментальным путём это можно доказать? Тип вопроса – открытый со свободно-конструируемым ответом Компетенция – интерпретация данных и доказательств с научной точки зрения Содержание – физические системы Область применения – естествознание и технология. Контекст - личностный 3) Выберите особенности дыхания во время плача А) Рыдающий человек дышит ртом, а не носом. Б) Рыдающий человек дышит носом, а не ртом. В) Вдох гораздо продолжительнее, нежели выдох. Тип вопроса – комплексный с выбором ответа Компетенция – объяснение явлений с научной точки зрения Содержание – системы живых организмов. Область применения – человек и его здоровье. Контекст - личностный 3) Кроме Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов есть на свете ещё один – самый большой из всех океанов, и вы, каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, « купаетесь» в нём. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, даже трамваи с троллейбусами день и ночь « купаются» в этом океане. Догадались что это за океан? Нет? Тогда я вам подскажу: океан это не солёный, не пресный и к тому же без берегов и без воды. Словно огромные серебристые рыбы, проплывают по его просторам самолёты. Теперь-то вы наверняка поняли. Ну, конечно, речь идёт о самом большом – о голубом воздушном океане. Четыре водяных океана широко – широко разлились по земле, а пятый воздушный – над землёй. Получается, что поверхность планеты – его дно. Вопросы: 1) Как экспериментально доказать существование воздуха? Тип вопроса – открытый со свободно-конструируемым ответом Компетенция – интерпретация данных и доказательств с научной точки зрения Содержание – системы живых организмов. Область применения – физические системы Контекст - личностный 2) Постройте диаграммы процентного содержания в воздухе газов. Тип вопроса – закрытый конструируемый Компетенция – интерпретация данных и доказательств с научной точки зрения. Содержание – физические системы. Область применения – связь естествознания и технологии. Контекст – личностный 3) Найдите молекулярную массу газа, которого в воздухе содержится всего 0,03%. А) 44 Б) 32 В) 28 Тип вопроса - комплексный с выбором ответа Компетенция – объяснение явлений с научной точки зрения. Содержание – физические системы. Область применения – связь естествознания и технологии. Контекст - личностный Таким образом, решая данные задачи, учащиеся подготовятся к международному исследованию PISA. А роль стратегиям активного обучения отводится в следующем: • Изучение является активным усилием (не пассивным) • Ученики несут ответственность за свое собственное обучение • Ученики учатся более эффективно, будучи активными участниками образовательного процесса, а не пассивными. 4. Заключение Изучение научной и методической литературы по проблеме позволило мне сделать вывод о том, что технология активного обучения – это такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый ученик либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи. Такая технология включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого из них в мыслительную и поведенческую активность и направлена на осознание, отработку, обогащение и личностное принятие имеющегося знания каждым учеником. [7] Преимущество всех рассмотренных мной методов технологии активного обучения очевидны. Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний. Отличительная особенность развития образования в мире в настоящее время – повышенное внимание правительств большинства стран к проблемам его качества и эффективности. Образование становится стратегической областью, обеспечивающей национальную безопасность страны. О конкурентоспособности страны начинают судить по уровню образовательной подготовки подрастающего поколения. Активные методы обучения – это совокупность способов и приемов, вызывающих качественные и количественные изменения, происходящие в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка. Активные методы выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют активному осмыслению знаний. Технология активного обучения – это обучение, соответствующее силам и возможностям школьников. Преследуя образовательные цели, активные методы обучения воздействуют в комплексе на личность ребенка, влияют на умственное развитие. Апробация деловых, дидактических игр «круглого стола», методов удивления, успеха и других показала эффективное влияние активных методов обучения на развитие и воспитание школьников. Активные методы способствовали лучшему усвоению знаний по развитию связной речи, ознакомлению с окружающим, развитию математических представлений. Дети развивали внимание, умение быстро сообразить, выполнить задания, точно ответить, проявить сообразительность. 5. Литература 1. Типовая учебная программа курсов повышения квалификации педагогических работников на тему: «Развитие функциональной математической граммотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA» 2. Перминова Л.М. Функциональная грамотность/неграмотность как социально-педагогическое явление. – М., 2003 72 с. 3. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся старшей школы по предметам естественнонаучного цикла. Методическое пособие.- Астана: Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина, 2013. – 53 с. 4. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Под ред. Л.С.Цветковой. – М., 2001. 95 с. 5. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула 2002 ,28 с. 6. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 2001., 125 с. 7. Яковлев И.М. Методика и техника урока. – М., 2003., 14 с. | |
Просмотров: 2623 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|