Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия |
Тимирязевская ОШГ им. С.Муканова Тимирязевского р-на Северо-Казахстанской области Учитель химии и биологии первой категории Попова Ирина Николаевна Урок химии в 10 классе по теме: «Электролиз» Цель: раскрыть понятие процесса электролиза; сформировать умение определять процессы, происходящие на электродах; составлять суммарное уравнение реакции электролиза. Задачи: • образовательные: сформировать у учащихся представление о процессе электролиза, умение составлять уравнения анодных и катодных процессов, суммарных процессов электролиза; • развивающие: развивать познавательные и творческие способности учащихся, умение применять теоретические знания на практике; • воспитательные: воспитывать информационную культуру учащихся, формировать коммуникативные умения, навыки самостоятельной работы. Ход урока: I. Организационная часть. 1. Приветствие учащихся: - Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. 2. Оформление тетрадей. - Откройте тетради и запишите число: … . II. Подготовка к восприятию нового материала: Сегодня на урок к нам пришел Петя вот с такой историей: «Петя снял аккумулятор с «Жигуля»: Напряжение упало до нуля, Пете посоветовал Андрей: «Ты электролит туда залей!» Петя взял на кухне соли Он учил когда-то в школе Что любой электролит Если он водой залит Распадается на ионы. Этих ионов миллионы! Соль всегда электролит. Вот готов раствора литр. Петя взял аккумулятор… Тут пришел его отец, Догадайтесь – ка, ребята Что сказал ему отец?» -Конечно, ничего хорошего отец сказать ему не мог: ведь Петя спутал химическое понятие «электролит» с сернокислотным электролитом для автомобилей. Хорошо еще, что он не успел залить раствор поваренной соли внутрь аккумулятора, иначе пришлось бы покупать новый. А что же происходит внутри аккумулятора и вообще с солями под действием электрического тока. Это мы с вами сегодня и узнаем. Но вначале вам нужно разгадать ребус и вы узнаете, как называется этот процесс в химии и это и будет темой нашего урока: e Al Be K SO4 Br Li Au 1 2 2 1 7 2,3 1,2 1 -Правильно ребята, это «Электролиз». «Электролиз» - это процесс разложения вещества под действием электрического тока. III. Объяснение нового материала. Этот процесс проводится в U-образной трубке или специальном аппарате – электролизере. Вначале мы с вами познакомимся с процессом, проводимым в U-образной трубке. В нее наливают раствор соли, например CuCl2, и опускают в каждое из отверстий трубки электропроводящий стержень – металлический электрод. В водном растворе эта соль диссоциирует: CuCl2 = Cu2+ + 2Cl- к а Таких катионов и анионов в растворе соли очень много. Опускаем электроды и подключаем катод к отрицательному, а анод к положительному полюсу выпрямителя электрического тока. Начинается электрохимическая реакция: катионы, частицы с положительным зарядом (Сu2+) движутся к отрицательному электроду катоду. Там они получают недостающий электрический заряд и превращаются в атомы и осаждаются на катоде в виде металлической меди: Cu2+ - 2е = Cu0 Катод покрывается слоем меди. Хлоридные ионы заряжены отрицательно и движутся к положительному электроду – аноду. Там они лишаются своего заряда и превращаются в атомы хлора, а потом объединяются в молекулы Cl2 2Cl- + 2е = Cl20 На аноде выделяется газообразный хлор, который впоследствии улетучивается или собирается в специальные резервуары. Суммарное уравнение электролиза: CuCl2 = Cu + Cl2 (схемы электролиза СuCI2 и FeSO4 выводятся на доску и объясняются) Что такое электролиз, Рассказать я не боюсь. Значит так: берется полюс, Этот полюс будет «плюс» Нужен нам и полюс «минус» Это тоже электрод. Если, соль в раствор закинув Цепь замкнуть, то ток пойдет У катода всем подряд Выдаются электроны. Металлический отряд Получается из ионов. А анод, наоборот Электроны отберет. В этом месте всякий раз Выделятся будет газ. Результат всего процесса Очень даже интересен: Если ток включается Соли разлагаются. Но не всегда катионы металлов восстанавливаются на катоде, а на аноде анионы вступивших веществ, чтобы это понять нужно знать пять правил: 1. Группа металлов, стоящая после водорода: при электролизе катионы этих металлов сами восстанавливаются на катоде. 2. Группа металлов, стоящая от начала ряда напряжений до алюминия включительно: при электролизе катионы этих металлов сами не восстанавливаются на катоде вместо них восстанавливаются молекулы воды до водорода. 3. Группа металлов, стоящая от алюминия до водорода: при электролизе катионы этих металлов сами восстанавливаются на катоде параллельно с молекулами воды. На катоде идет восстановление металла и водорода. 4. Анионы бескислородных кислот: сами окисляются на аноде. 5. Анионы кислородосодержащих кислот: на аноде не окисляются, а вместо них окисляются молекулы воды до кислорода. (таблицы) IV. Активизация учащихся: 1. А теперь давайте разберемся с тем, что происходит в аккумуляторе: Pb + 2H2SO4 = PbSO4 + SO2 + 2H2O PbSO4 = Pb2+ + SO42- K A Pb O2 H2 2. Какие вещества рассказывают нам о себе? Давайте узнаем их и подвергнем их гидролизу: 1. «Я, конечно, очень нужен. Без меня не сваришь ужин, Не засолишь огурца, Не заправишь холодца. Но не только лишь в еде – Я живу в морской воде. Если льет слеза из глаза, Вкус припомнишь мой ты сразу. Кто догадлив говорит: Это - … (натрия хлорид) 2 NaCl = 2Na2+ + Cl20 K A H2 Cl2 2. «Сообщаю: я спешу! Я живу, пока пишу. Исчертил всю доску белым… Исчезаю. Был я … (мелом СаСО3) СаСО3 = Са2+ + СО32- K A H2 О2 3. Какие продукты будут находиться в растворе в результате электролизаCu(NO3)2 в двух случаях: а) соль полностью подвергнута электролизу, и после этого электроды сразу вынуты из раствора; б) соль полностью подвергнута электролизу, но после этого некоторое время электроды остаются в растворе, но ток отключен. а) на катоде Cu2+ , на аноде О2 , в растворе HNO3 б) медь постепенно будет растворятся в разбавленной HNO3 3Cu0 + 8H+ N+5 O3-2 = 3Cu+2(N+5 O3-2)2 + 2N+2 O-2 + 4H2+O-2 4. А теперь самое время для химической сказки-загадки: « Жил был когда-то на свете храбрый богатырь Диоксид Кремниевич. У него была сестрица по имени Кремниевая кислота – толстушка-хохотушка, но большая умница. Стала однажды сестрица брата в гости звать на пироги с черникой. А тот кричит: - Вольно же тебе меня в гости звать! Твой дом за рекой, а переправы нет! - Проще нет ничего, чем переправу поставить. Запомни 2 волшебных слова: «Щелочь. Кислота». Как их скажешь, через реку мост встанет. – учит сестрица брата. - Ты, сестра, колдовать да заговаривать научена, а я человек простой все забуду – отвечает Диоксид Кремниевич. Рассердилась Кремниевая кислота и говорит: - Эти слова забудешь, так другие два запомни: «Фтороводород. Вода». Да поторапливайся, а то пироги остынут. Есть ли химический смысл у «волшебных» слов? Почему Диоксид кремниевич не может прейти реку без этих слов? 1. SiO2 + 2NaOH = Na2SiO3 + H2O Na2SiO3 + HCI = 2NaCI + H2SiO3 2. SiO2 + 4HF = SiF4 + 2H2 SiF4 + 3H2O = H2SiO3 + 4HF V. Итог урока: Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомились с процессом электролиза. А теперь я проверю, как Вы его усвоили: 1. Скажите, ребята, всегда л электролиз происходит одинаково или отличается? 2. Какие вещества участвуют в электролизе раствора? 3. Какие вещества участвуют в электролизе расплава? VI. Выставление оценок VII. Домашнее задание Параграф 5.5. стр. 142 зад.3-5 Источник: http://collegy.ucoz.ru/publ/40-0-0-0-1 | |
Просмотров: 879 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|