ГУ «СОШ № 11», г.Семей, ВКО Корчагина Наталия Николаевна, учитель химии Разработка урока химии, 8 класс Тема: Классификация кислот. Физические и химические свойства. Способы получения. Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о кислотах, их свойствах, способах получения. Задачи: учебная: - рассмотреть классификацию кислот, физические и химические свойства кислот, способы получения, значение кислот; продолжить формирование умения проводить химический эксперимент, составлять уравнения химических реакций. воспитательная: - способствовать воспитанию умения работать в коллективе, доброго отношения друг к другу, воспитанию аккуратности при проведении химического эксперимента и соблюдению правил техники безопасности; развивающая: - способствовать развитию умения наблюдать за ходом опыта, анализировать, сравнивать, делать выводы, содействовать развитию навыков исследовательской работы, творчества, развивать внимание, мышление при выполнении учебной работы. Тип урока: обобщение и повторение раннее приобретенных знаний, умений, навыков. Оборудование: компьютер, интерактивная доска, 25 тестеров Activvote, портативный компьютер Nova 5000, датчик кислотности, флипчарты, видеоролик «Получение хлороводородной кислоты», сигнальные карточки «Формулы кислот», оборудование и реактивы для демонстрационного опыта «Горение фосфора в кислороде», раздаточный материал для лабораторного опыта «Получение кремневой кислоты». Использованная литература: 1. Жексембина К.М. Химия: методическое руководство 8 класс, с.100 2. Нурахметов Н.Н. и др. Химия 8 класс: учебник 3. Маркина И.В. современный урок химии, с.122 4. Химия в Казахстанской школе, 2006, №1 с.12,15, №5 с.12, №6 с.14. Ход урока: Класс заранее разделен на 5 групп. - Здравствуйте ребята! Сегодня наш урок мы начнем с загадки: Она коварна и своенравна, Соду заставит шипеть, Индикатор с ней будет краснеть, Из металлов к ней равнодушна, бывает лишь медь, А цинк и железо она растворит, Только щелочь ее укротит. Она едка и кисла, Названье ей … (кислота) - Что же такое кислота? (Кислота это сложное вещество, состоящее из атомов водорода, способных замещаться на атомы металлы и кислотного остатка). - Кислоты мы уже с вами проходили, попробуйте сформулировать цель урока. (учащиеся называют цель урока). - Запишите тему урока «классификация кислот. Физические и химические свойства. Способы получения кислот». - Давайте вспомним, о каких свойствах кислот шла речь в загадке и составим кластер. (учащиеся называют свойства кислот, на интерактивной доске составляется кластер) Флипчарт№1 КИСЛОТА - В конце урока мы вернемся к кластеру и дополним его. Итак, начнем с классификации кислот. - Давайте вспомним, по каким признакам классифицируют кислоты? Как кислоты классифицируют по этим признакам? По наличию атомов кислорода кислоты делят на бескислородные и кислородсодержащие, по количеству атомов водорода кислоты делят на одноосновные, двухосновные и трехосновные (учащиеся отвечают на вопрос, на доске составляется схема) Флипчарт№2 КИСЛОТЫ БЕСКИСЛОРОДНЫЕ КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОДНООСНОВНЫЕ ОДНООСНОВНЫЕ ДВУХОСНОВНЫЕ ДВУХОСНОВНЫЕ ТРЕХОСНОВНЫЕ Итак, кислоты классифицируют на бескислородные и кислородсодержащие и также на одноосновные, двухосновные и трехосновные. Задание 1. Классифицировать предложенные формулы кислот, согласно данной схемы. (индивидуально у доски выполняет один учащийся) Задание 2. Прочитать формулу кислоты и назвать кислоту. (фронтальная работа с сигнальными карточками «Формулы кислот»). Задание 3. Соотнести названия кислот и их солей, записать формулы Флипчарт№3 _____серная кислота фосфат кальция_____ _____кремневая кислота сульфат натрия_____ _____йодоводородная кислота нитрат серебра_____ _____ортофосфорная кислота силикат калия_____ _____азотная кислота йодид натрия______ (выполняют 2 учащихся на доске) - При работе с кислотами, мы должны соблюдать правила техники безопасности, давайте повторим эти правила. (учащиеся называют правила техники безопасности при работе с кислотами). -А сейчас обратимся к нашей лаборатории. На прошлом уроке вы разделились на группы, и каждая группа получила задание исследовать свойства кислот в домашних условиях и на занятии кружка. Результаты работы вам было предложено оформить в виде проектов. Во время презентаций проектов, вам предлагается заполнить схему «Свойства кислот» и составить уравнения реакций. Флипчарт№4 КИСЛОТА + _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ Спикеры групп выступают с презентацией проекта (опережающее домашнее задание). Группа 1 (слайдовая презентация). Тема: «Взаимодействие кислот с различными металлами». Цель: Экспериментально установить: 1)взаимодействуют ли кислоты с металлами. 2)все ли металлы взаимодействуют одинаково с кислотами. Группа 2 (слайдовая презентация). Тема: «Взаимодействие кислот с оксидами металлов». Цель: Очистить старые монеты от темного налета оксида меди. Группа 3 (работа с датчиком кислотности, подсоединенным к портативному компьютеру Nova 5000, программа MultiLab ). Тема: «Определение кислотности напитков». Цель: Исследовать кислотность популярных напитков. Группа 4 (видеоролик). Тема: «Взаимодействие кислот с основаниями». Цель: Экспериментально доказать, что кислоты реагируют со щелочами и нерастворимыми основаниями. Группа 5 (демонстрационный опыт). Тема: «Взаимодействие кислот с солями». Цель: Экспериментально установить: 1)взаимодействие кислот с солями, 2) одинаково ли взаимодействуют кислоты с различными солями. Итак, мы заслушали презентации групп, а сейчас проверим, как вы заполнили схему и составили уравнения реакций. (4 учащихся работают у доски) Итак, кислоты взаимодействуют с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями, изменяют цвет индикаторов. Есть одна интересная история, как были обнаружены индикаторы. (Выступление учащегося с сообщением, демонстрация действия кислоты на цветок фиалки) -Однажды английский ученый химик Роберт Бойль, изучая свойства соляной кислоты, случайно пролил ее. Кислота попала на сине-фиолетовый лепесток фиалки. Спустя некоторое время лепестки стали ярко красными. Это удивило Р.Бойля, и он провел серию опытов с разными кислотами и цветками. Оказалось, что цветки некоторых растений под действием кислот изменяли свою окраску. Особенно интересным оказался фиолетовый настой лакмусового лишайника. в растворе кислот он становился красным. Такие вещества он назвал индикаторами, что в переводе с латинского означало «указатели». - Свойства кислот мы повторили, а вот как же кислоты получают? - Посмотрите на формулу соляной кислоты HCl и теоретически предположите получение этой кислоты. (учащиеся отвечают на проблемный вопрос). - В качестве доказательства вашего предположения, мы посмотрим видеофрагмент «Получение хлороводородной кислоты» (демонстрация видеоролика) - Итак, бескислородную кислоту можно получить из водорода и неметалла, а как можно получить кислородсодержащую кислоту? Внимательно наблюдайте за ходом демонстрационного опыта и составьте цепочку происходящих превращений. Демонстрационный опыт «Горение фосфора и получение ортофосфорной кислоты» - Итак, кислородсодержащую кислоту можно получить, растворив кислотный оксид в воде. А какую кислоту мы не можем получить таким способом, почему? Кремневую кислоту нельзя получить из ее оксида, так как оксид кремния это нерастворимое в воде вещество. - Как же получить кремневую кислоту в лаборатории? - С помощью учебника найдите нужный способ для получения кремневой кислоты и используя реактивы получите эту кислоту. (Учащиеся работают в группах, выполняют самостоятельно лабораторный опыт «Получения кремневой кислоты»). Итак, кислоты можно получить 1) водород + неметалл, 2) кислотный оксид +вода, 3) соль + более сильная кислота На доске заполняется схема и 3 учащихся составляют уравнения реакций. Флипчарт№5 Способы получения кислот водород + неметалл кислотный оксид +вода соль + более сильная кислота Уравнения реакций ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ - Какое же значение имеют кислоты в жизни человека? Выступление учащегося с рефератом «Значение кислот в жизни человека. Кислотные дожди», видеоколлаж «Цементный завод – источник загрязнения атмосферы. Итак, мы повторили классификацию кислот, свойства и способы получения кислот. А сейчас проверим, как вы усвоили эти понятия. Вам предлагается ответить на вопросы теста с помощью тестеров. (Учащиеся отвечают на вопросы теста с помощью тестеров Activvote, тесты записаны во флипчарт с помощью программы «Мастер вопросов) После окончания теста результат выводится на доску в виде общей диаграммы и таблицы индивидуальных результатов. Итак, давайте вернемся к кластеру и дополним его (учащиеся называют свойства кислот и способы получения, и записывают в кластер) Домашнее задание §47, упражнение 7 (домашнее задание выходит с помощью инструмента «телеграфная лента» на доску).
|