Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия

Урок "Взаимосвязь между типами связей, видами кристаллических решеток и свойствами веществ."
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПЛАН
Тема урока: Взаимосвязь между типами связей, видами кристаллических решеток и свойствами веществ.
Цели обучения, которые помогает достичь данный урок:8.1.4.3 -объяснять зависимость свойств веществ от типа решетки
Цель урока
Все учащиеся:
объясняют зависимость свойств веществ от типа кристаллических решеток;
Большинство учащихся:
сравнивают физические свойства вещества на основании способов и /или/ форм соединения частиц в кристаллической решётке.
Некоторые учащиеся:
по физическим свойствам вещества прогнозируют тип кристаллической решётки /или возможную формулу/
Критерии Оценки:
Объясняет зависимость свойств веществ от типа кристаллических решеток;
Сравнивает физические свойства вещества на основании способов и /или/ форм соединения частиц в кристаллической решётке.
По физическим свойствам вещества прогнозирует тип кристаллической решётки /или возможную формулу/

Ход урока
Наш урок я хочу начать словами.
Исследование создает новое знание.
Н. Армстронг
А теперь поприветствуйте дуг друга как в Индии /приветствие аджали/, как в Иране /протягивают одну руку друг другу, а другую прижимают к сердцу/, как в Кении масаи /прыжки на месте/, как американцы, как казахи.
Разбивка на группы. Приём «Молекулы». Учащиеся движутся хаотично. По команде собираются в группы по 2, по 3, по 4 и т.п. пока не будут собраны в рабочие группы.

Стадия вызова.
В городе Вещество обитают самые разные жители. Они, как и в других городах, занимаются разными делами. И как в любом городе здесь есть и добропорядочные граждане и нарушители спокойствия.
Нас вызвали в город Вещество в качестве следователей.
Но расследование будет необычным.
Наша работа будет называться «Дело о Мистере Х»
Также нам будет помогать в расследовании один местный житель. Будет приносить нам некоторые подсказки.
За каждый правильный шаг в следствии вы будете получать фишки. В конце урока мы подсчитаем количество фишек полученных вами и присвоим вам «звание»
Как и в каждом расследовании необходимо знать, какие связи в городе.
Сегодня мы продолжим изучать строение веществ.
Какой раздел химии мы изучали с вами на последних уроках?
Предполагаемый ответ: типы химических связей.

На предыдущих занятиях мы познакомились почему и как атомы собираются в молекулы.

Какие агрегатные состояния вещества нам известны?
Предполагаемый ответ: твердое, жидкое, газообразное.

А как расположены атомы и молекулы в различных агрегатных состояниях?
Предполагаемый ответ: в твердом веществе частицы расположены близко, в жидком – расстояние между ними больше, в газообразном – очень большие

Стало известно, что Мистер Х живет в квартале Твёрдых веществ.

А сегодня мы познакомимся каким образом удерживаются частицы вещества в твердых веществах.
Целеполагание. Выведение темы и цели урока.
Актуализация знаний

Чтобы приступить к основной работе проведем «предварительное следствие»-«О химических связях»

Задание 1. О химических связях
Цель: актуализировать знания о типах химических связей
Метод «Экспрес – портрет»
Каждой группе предлагается один из терминов /ковалентная неполярная, ковалентная полярная связь, ионная связь, металлическая связь/.
Необходимо из предложенных карточек выбрать соответствующее понятие, вырезать и наклеить на лист.
Тип связи → участвующие элементы → электроотрицательность → примеры.

Лист с ответом вывешивается на доску. Проверяется другими группами.
За работу без ошибки – 2 жетона, 1 ошибка – 1 жетон, 2 -3 ошибки – без жетона.

Операционный этап.
Продолжим наше следствие. Проведем предварительную экспертизу материалов дела.
В квартале Твёрдые вещества города Вещество фигурируют два клана. Один из них возглавляет Мистер Х. Только отличить представителей кланов друг от друга затруднительно.
Чтобы продолжить дело надо научиться их распознавать.
Перед вами лежат «Улики» из разных кланов. Научитесь их разделять.
Задание 2. «Предварительная экспертиза».
Даются образцы: пластилин, парафин, поваренная соль, медный купорос. Необходимо ответить на вопрос «Что общего между ними?». Разделить эти вещества на 2 группы. Назовите эти группы.

Предполагаемый ответ:
Все эти вещества – твёрдые. Две группы: аморфные вещества /пластилин , парафин/ и кристаллические вещества /поваренная соль, медный купорос/

По окончании работы группы озвучивают свой ответ с места.
За работу без ошибки – 2 жетона, 1 ошибка – 1 жетон, 2 -3 ошибки – без жетона.

Альтернатива
Задание 2. Составление кластера «Твердые вещества».
Цель: научиться различать кристаллические и аморфные вещества
А по каким признакам можно распознать эти вещества?

Предполагаемый ответ: аморфные не имеют постоянной формы и температуры плавления, кристаллические вещества имеют постоянную форму и температуру плавления.
По окончании работы группы предоставляют кластер

Взаимопроверка работ групп по слайду.
За работу без ошибки – 2 жетона, 1 ошибка – 1 жетон, 2 -3 ошибки – без жетона.

Задание 3. Следственные действия
Приём «Лоскутное одеяло». Лист бумаги делится на сегменты. Каждый член группы записывает свое объяснение. Если какой-то сектор не заполнен, его просто заполняют штрихами. «Лоскутное одеяло» передается соседней группе для проверки

Почему же аморфные и кристаллические вещества отличаются по свойствам?

Демонстрация модели кристаллического и аморфного вещества

Вывод: в аморфных веществах частицы расположены хаотично, в кристаллических веществах частицы расположены упорядочено – имеют кристаллическую решётку.

Взаимопроверка работ групп по слайду
За работу без ошибки – 2 жетона, 1 ошибка – 1 жетон, 2 -3 ошибки – без жетона.

Новое сообщение. Мистер Х принадлежит к клану КРИСТАЛЛИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА.
Чтобы найти в большом городе разыскиваемого Мистера Х нам необходимо выяснить особые признаки этого клана
Продолжим нашу работу. Как и в любом следствии необходимо изучать документы, чтобы понимать с чем имеешь дело.

Задание 3.«Работа с документами»
Работа с текстом учебника. Найти определение.
Что такое кристаллическая решётка?

Мы очень хорошо поработали, но надо быть и в хорошей физической форме.
Физминутка.
Перед вами Периодическая система химических элементов. Покажите:
Период /руки в стороны), группа – руки вверх, В этой части ПС в основном неметаллы / руки вверх и влево/, в этой части ПС в основном металлы /наклон влево, вниз руками/ и т.п.

«Оперативная сводка»
Оперативникам города Вещество удалось задержать сообщников Мистера Х. Они провели первый допрос на месте задержания. Но по дороге к нам задержанным удалось скрыться.
Оперативные работники составили фотороботы и предоставили записи о задержанных.
Нам необходимо заполнить стенд «Внимание! Розыск!»
Кличка Паспортные данные Фоторобот Особые навыки Словесный портрет Принадлежит к клану

Задание 4. Составление таблицы «Кристаллические вещества»
Цель: объяснять зависимость свойств веществ от типа кристаллических решеток
Метод «Экспрес – портрет»
Каждая группа получает флипчарт с готовой таблицей.
Используя, текст учебника/стр 142-143/, информацию на листочках, картинки заполнить таблицу:
Название вещества Химическая формула Рисунок Физические свойства(tпл/электропроводность) Частицы в узлах Тип химической связи Тип кристаллической решётки

Каждая группа получает одно вещество для исследования.
1 группа. Кислород.
2 группа. Поваренная соль.
3 группа. Алмаз.
4 группа. Сухой лёд.
5 группа. Графит.
5 группа. Железо. /альтернатива/

По окончании выполнения задания флипчарты вывешиваются на доску друг под другом. Каждая группа защищает свою работу. Ошибки исправляются при помощи других групп.
За работу без ошибки – 2 жетона, 1 ошибка – 1 жетон, 2 -3 ошибки – без жетона.

Достигли цели 1

Задание 5. Экспертиза кристаллических решёток.
Цель:сравнивать физические свойства вещества на основании способов и /или/ форм соединения частиц в кристаллической решётке
Задания написаны на листах. Обсудить вопрос и дать ответ
• Какова взаимосвязь кристаллической решетки и химической связи?
• Какие характеристики положены в основу классификации кристаллических решёток?
• Какие характерные физические свойства присущи атомной кристаллической решётке?
• Какие характерные физические свойства присущи молекулярной кристаллической решётке?
• Какие характерные физические свойства присущи ионной кристаллической решётке?
• Какие характерные физические свойства присущи металлической кристаллической решётке?

Выводы показываются на слайдах.
За правильный ответ группе дается 1 жетон.

Достигли цели 2

Пришло еще одно сообщение.
Его все называют Кристалл. Он бесцветный и прозрачный. Имеет температуру плавления 00С. Хотя при стандартных условиях он проживает в квартале Жидкостей. Поэтому его было очень трудно вычислить.

Задание 6. «Опознание личности»
Цель: по физическим свойствам вещества прогнозировать тип кристаллической решётки /или возможную формулу/

Определите тип кристаллической решётки по данным: бесцветный, прозрачный, температура плавления 00С. Назовите вещество.
Ответы учащихся
А теперь давайте посмотрим на нашего Мистера Х /это вода/

Просмотр видео «Модель молекул воды, в паре, жидкости и льде»
За определение кристаллической решётки и название вещества – 1 жетон.

Оказывается нашего Мистера Х не зря называют Кристалл. Это слово происходит от греч. κρύσταλλος первоначально «лёд».

За правильный ответ группе дается 1 жетон.

Достигли цели 3

Закрепление
Выполнение дифференцированных формативных заданий с целью закрепления новых знаний. Каждый учащийся выбирает уровень и выполняет задание самостоятельно.

Уровень А.

1. Атомная кристаллическая решётка у:
А) кислорода
В) графита
C) воды
Д) водорода

2. Ионная кристаллическая решетка обычно образуется у веществ, образованных атомами:
А) одинаковых неметаллов
В) разных неметаллов
С) металлом и неметаллом
Д) металла

3. Вещества с ионной кристаллической решёткой НЕ обладают свойством
А) летучесть
В) растворимость в воде
С) электропроводность
Д) твёрдость

4. Вещества, имеющие молекулярную кристаллическую решётку обычно:
А) тугоплавки и растворимы в воде
В) легкоплавки и летучи
С) пластичные и хорошо проводят электрический ток
Д) легкоплавкие и не проводят электрический ток

Дескрипторы:
• знает типы кристаллических решеток;
• знает способ образования кристаллических решёток;
• объясняет влияние кристаллической решётки на свойства вещества

Уровень В.

Оба простых вещества являются неметаллами. Но кристаллический йод плавится под давление уже при 1130С, а алмаз остаётся твёрдым до 36520С.
Впишите в 2 столбик еще одно отличительное свойство этих веществ, а в 3 столбик причину такого различия в таблицу.
Вещество Физическое свойство Причина различия
I2

С


Дескрипторы:
• Знает влияние кристаллической решётки на свойства вещества
• Сравнивает физические свойства вещества на основании способа соединения частиц в кристаллической решётке

Уровень С.

1.Если кристаллы вещества хорошо растворимы в воде, имеют высокую температуру плавления и проводят электрический ток, то его кристаллическая решётка _____________.
Приведите один пример такого вещества. ____________

2. Если вещество не имеет фиксированной точки плавления и четко выраженной формы, это - ________________________________.
Приведите один пример такого вещества. ____________

Дескрипторы:
• по физическим свойствам вещества прогнозируют тип кристаллической решётки /или возможную формулу/
• по физическим свойствам вещества прогнозируют структуру твёрдого вещества /или возможную формулу/

Cамооценивание.
Учащиеся рисуют стрелку на стикере:
Вверх – нет ошибок
В сторону – допущены недочеты, одна ошибка
Вниз – допущено 2 и более ошибок.

Метод «Твой звёздный час».
Учащиеся подсчитывают жетоны, присваивается звание и вручается отличительный знак
Следователь – стажёр - 5-6 жетонов
Следователь – эксперт – 7-8 жетонов
СУПЕРследователь – 9-10 жетонов

Дифференцированное домашнее задание с комментарием:
1.Прочитать §38 и ответить на вопрос 1-2.
2. Почему графит отличается по свойствам от алмаза.
3.Составьте кластер по теме «Агрегатное состояние ___/например воды/» с описание структуры и физических свойств

Рефлексия «Мишень»
Каждый учащийся размещает на постере «Мишень»
Категория: Химия | Добавил: dolomit1984 (2019-05-02)
Просмотров: 1187 | Теги: Взаимосвязь, свойства веществ, кристаллическая решетка, химическая связь | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 8:52 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru