Открытый урок по теме «Природные воды и способы их очистки» Класс: 8 Цель урока: 1. Обобщить, проанализировать и расширить знания учащихся о воде, ее роли в природе и в жизни человека 2. Уметь применять полученные знания на практике 3. Воспитывать экологическое мышление учащихся Методы обучения: частично-поисковый, практический, словесный, наглядный Тип урока: комбинированный Стратегия: ассоциация, инсёрт (чтение с пометками), синквейн (пятистишье) Оборудование: 2 стакана, растворы мела и песка в воде, воронка, бумажный фильтр, стеклянная палочка, маркеры различных цветов, бумага, задания для команд, звуки воды. Х о д у р о к а: I Актуализация знаний. Ученики сидят в группах. - Ребята, а сейчас садитесь поудобнее за парты, закройте глаза и расслабьтесь. И просто вслушайтесь внимательно в звуки (включается поочередно несколько звуков воды). - Ребята скажите мне, пожалуйста, какие звуки вы слышали? - Возникали ли у вас какие-нибудь ассоциации? - При прослушивании разных звуков воды все ли ассоциации у вас были одинаковые? Теперь, пожалуйста, используя маркеры и бумагу, изобразите ассоциации, которые возникли у вас со словом ВОДА. При этом не забываем, что в начале работаем индивидуально (2-3 мин.), затем в паре (2 мин.) и только потом уже в группе (4-5 мин.) и выбираем спикера, который представит ваши ассоциации (1 мин.) - Ребята, мы сейчас с вами разобрали ассоциации, которые возникают со словом «ВОДА». А сегодня на уроке мы с вами познакомимся с природными водами и способами их очистки. Запишем тему нашего урока: «Природные воды и способы их очистки». Поэтому главная цель урока: обобщить и расширить ваши знания о воде, ее роли в природе и в жизни человека. II Осмысление Инсёрт (чтение с пометками) Текст §36 стр.96 Читаем текст и заполняем таблицу, при этом используем следующие обозначения: ˅ знаю и это соответствует моему представлению + новое для меня – думал иначе ? непонятно Заполняем таблицу: ФИЗМИНУТКА Топни, хлопни, повернись и…(уставшим, плачущим, веселым) окажись! - Может ли вода загрязнится? А как? - А можно воду очистить? - А какие способы очистки воды мы можем использовать в домашних условиях? Метод фильтрования и отстаивания. Демонстрация опыта. - Ребята, а как вы думаете, что можем и что должны делать мы с вами и другие ребята, чтобы сохранить как можно больше чистой воды? Корректировка ответов учащихся. Конечно, мы не можем строить какие-либо очистительные сооружения, но регулировать свои бытовые отходы и отходы сельского хозяйства, и следить за тем, чтобы они не попадали в водоемы в наших силах. - Вы прочитали о том, какую важную роль играет вода в природе и жизни человека. О некоторых интересных фактах нам сейчас сообщит Барабанова Валя. «Вода сама по себе не имеет питательной ценности, но она – непременная составляющая часть всего живого. Ни один из живых организмов нашей планеты не может существовать без воды. Из воды состоят все живые растительные и животные существа: рыбы – на 75%; медузы – на 99%; картофель - на 76%; яблоки - на 85%; помидоры - на 90%; огурцы - на 95%; арбузы - на 96%. В целом организм человека состоит по весу на 50-86% из воды (86% у новорожденного и до 50% у пожилых людей). Содержание воды в различных частях тела составляет: кости – 20-30%; печень - до 69%; мышцы – до 70%; почки - до 82%; На протяжении всей своей жизни человек ежедневно имеет дело с водой. Он использует ее для питья и пищи, для умывания, летом – для отдыха, зимой – для отопления. Для человека вода является более ценным природным богатством, чем уголь, нефть, газ, железо, потому что она незаменима. Без пищи человек может прожить около 50-ти дней, если во время голодовки он будет пить пресную воду, без воды он не проживет и неделю - смерть наступит через 5 дней» Вода – это символ жизни, который необходимый всем живым организмам Земли, в том числе и человеку. Как вы думаете, много ли в вашем теле воды? Чтобы ответить на этот вопрос давайте решим задачу. Каждый из вас вычислит, сколько же воды содержится в своем организме. Для этого по очереди узнаем свой вес. Учитывая, что массовая доля воды в организме человека составляет примерно 70% от массы тела. Найдите массу воды в своём организме. Дано: m (орг.) = 50 кг w = 70%, или 0,7 . Найти: M (воды) Решение: W = m (вода) 100% / m (орг.) M (вода) = w m (орг.) = 0,7∙ 60 = 42 кг Ответ: масса воды в моём организме составляет 42 кг. Мозговой штурм А) Объясните, почему химические вещества, используемые для обработки полей, обнаруживают в рыбе, вылавливаемой в ближайшем пруду (озере, реке). Б) Зимой для таяния ледяной корки на дорогах используют соль. Это способствует значительному сокращению дорожно-транспортных происшествий. Опишите, какие изменения происходят в водоёмах и в почве рядом с дорогой. Как и почему может измениться состояние деревьев и травы в придорожной зоне? Загадки о воде. Много меня - пропал бы мир, мало меня - пропал бы мир, (Вода) Книзу летит капельками, а кверху - невидимкою. (Вода) Ни рук, ни ног, а гору разрушает. (Капля) Чего в гору не выкатить, в решете не унести, в руках не удержать? (Вода) Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река) III Рефлексия Составить синквейн (пятистишье) - одно существительное, отражающее тему - два прилагательных - три глагола - предложение из 4-х слов - синоним к теме Располагаем следующим образом (посередине): ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ вода незаменимая, прозрачная льется, спасает, сохраняет «без воды нет жизни» жизнь Всемирный “День воды” отмечается 22 марта. И хочется закончить красивыми строками: Безбрежная ширь океана И тихая заводь пруда, Струя водопада и брызги фонтана, И все это – только вода Высокие гребни вздымая, Бушует морская вода И топит как будто играя, Большие морские суда. В кружево будто одеты Деревья, кусты, провода, И кажется сказкою это А в сущности – только вода!
|