Самоанализ урока химии по теме: «Общая характеристика кислорода. Распространение кислорода в природе. Физические свойства кислорода и его получение». Урок проходил в 8 классе вечерней школы. В целом ученики имеют слабый уровень подготовки, разные перерывы в обучении. В школу они прибыли из разных коллективов и разных социальных групп. Многие имеют опыт трудовой деятельности в рабочих профессиях. Обстановка в целом доброжелательная, отношения между учениками ровные, без явных признаков лидерства. Тема урока: «Общая характеристика кислорода. Распространение кислорода в природе. Физические свойства кислорода и его получение». Это первый урок новой главы «Кислород. Оксиды. Горение». На изучение главы отведено 5 часов, 6-ой час – зачёт. Этот урок является определяющим для дальнейшего усвоения знаний по этой главе. Тема урока для данного класса является средней степени сложности. Хотя некоторые вопросы не составляли трудности, например, то, что кислород выделяют растения при фотосинтезе, ученики вспомнили из курса «Ботаники». Трудности вызвал вопрос о получении кислорода в лаборатории и промышленности, поскольку здесь необходимы навыки в написании уравнений химических реакций. Учащиеся ещё путаются в чтении символов элементов. Основной акцент я сделала на практическое применение данной темы, поскольку несколько учеников получают профессию сварщика, некоторые работали по этой профессии. Триединая дидактическая цель урока достигнута в результатах урока, ученики проявили определённую долю самостоятельности в изучении данной темы. Поскольку химия в целом имеет огромное прикладное значение, данный урок это доказал. Учащиеся наглядно ощутили связь химии с повседневной жизнью. Тип урока – комбинированный. Для достижения цели необходимо при изучении использовать закрепление материала в форме фронтальной беседы и упражнений. Это особенно необходимо в условиях слабоподготовленного класса. Урок построен из следующих этапов: 1.Этап организации. Взаимное приветствие учителя и учеников сразу создало доброжелательную атмосферу. Озвучивание темы и порядка работы на данном уроке настроило на рабочий лад. 2.Этап проверки готовности к уроку. Цель этапа подготовить к восприятию нового материала на основе имеющихся знаний. Метод – фронтальный. 3. Этап изучения нового материала. Я включила в этот этап разные методы. Фронтальная беседа на основе опорных знаний, самостоятельная работа с учебником – для изучения физических свойств кислорода, объяснительно-иллюстративный метод - для более сложных вопросов. 4 Этап закрепления. На этом этапе воспитывались коммуникативные навыки, ученики работали в мини-группах. 5.Этап подведения итогов. Учащиеся легко сделали вывод о важности кислорода для жизни на Земле. На уроке я использовала такие методы как, работа в мини-группах. Этот метод я использовала для закрепления материала, он продуктивен, поскольку решает несколько задач. Это и общение в коллективе учащихся, и развитие устной речи, и повышение ответственности к обучению. Самостоятельное изучение при работе с учебником использую для изучения вопросов, не вызывающих затруднений. Это в данном 8-ом классе дало веру в свои возможности, показало, что можно усвоить часть материала без непосредственного участия педагога. Фронтальная беседа даёт возможность ответить на вопросы всем учащимся, высказать свою точку зрения по какому-либо вопросу. Объяснительно-иллюстративный метод я использовала для изучения наиболее сложной части темы. При этом дополняю объяснение схемами, плакатами, записями на доске, химическими экспериментами. Учащиеся слушают, по ходу могут задавать вопросы, делают конспект в тетради. Это позволяет им тренировать память, совершенствовать навыки общения с учителем, вырабатывает быстроту реакции. Знания, полученные на этом уроке, рассчитаны на долгосрочную перспективу. Большинство химических соединений в своём составе содержат кислород, поэтому данные знания будут использоваться на протяжении всего курса изучения химии. Кроме того коммуникативные навыки, приёмы и методы работы с учебником являются важными составляющими учебно-воспитательного процесса. Наиболее удачными моментами урока считаю фронтальную беседу по вопросу, «В каких сферах деятельности человек использует кислород?» Это вызвало познавательный интерес к изучаемой теме. С интересом ученики изучили информацию об истории открытия кислорода.
Источник: http://Н. Нурахметов "Химия" 8 класс. |