Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия

Правила по техники безопасности в кабинетах химии.
I. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСТНОСТИ ПРИ РАБОТЕ В КАБИНЕТЕ ХИМИИ
1.1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила распространяются на кабинеты (лаборатории) химии общеобразовательных школ, школ-интернатов, вечерних и спецшкол '
За создание безопасных условий труда и обучения несет ответственность администрация школы, а за выполнение настоящих Правил — заведующий кабинетом и учитель химии.
1.2. Эксплуатация вновь организованных или реконструированных кабинетов (лабораторий) химии только после разрешения комиссии отдела народного образования с оформлением акта-разрешения установленной формы (приложение 1).
1.3. Заведующий кабинетом, учитель химии обязаны:
— обеспечить здоровые и безопасные условия труда, соблюдать санитарно-гигиенический режим и данные Правила, правильно использовать спецодежду и средства индивидуальной защиты;
— разработать инструкцию по охране труда на основании Типовой инструкции (приложение 2 ) и подготовить ее к утверждению в установленном порядке;
— инструктировать лаборантов и практикантов на рабочем месте в соответствии с настоящими Правилами
— проводить инструктажи учащихся по технике безопасности (приложение 3) с последующим оформлением в журнале установленной форме;
— оформить в кабинете уголок техники безопасности, где сосредоточить инструкции, таблицы, плакаты по безопасным приемам работы;
— перед началом работ проверять исправность оборудования, вентиляции, газовой сети, системы электрического питания. В случае обнаружения неисправностей, создающих повышенную опасность, работу в кабинете не проводить до их устранения;
— по окончании работ проверять выключение электроприборов, закрытие газовых и водопроводных кранов;
— оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при несчастных случаях, руководствуясь инструкцией «Оказание первой медицинской помощи» и используя аптечку, комплектность которой дана в приложении 4, при необходимости организовать специализированную медицинскую помощь;
— немедленно извещать руководство школы о каждом несчастном случае;
— организовать эвакуацию учащихся из помещения в случае возникновения пожара, а также при неустранимой утечке газа.
1.4. Лаборант под руководством зав. кабинетом (учителя химии), обеспечивая демонстрационный и лабораторный эксперимент, обязан следить за правильным хранением реактивов и растворов, за исправностью приборов и лабораторной посуды, проверяет наличие в кабинете средств оказания первой помощи и противопожарных средств, включение и выключение электроприборов, водопроводных и газовых кранов.
1.5. В кабинете химии из внеурочных мероприятий разрешается проводить только занятия химического кружка и факультатива по химии.
Запрещается использовать кабинеты химии в качестве классных комнат для занятий по другим предметам и групп продленного дня.
1.6. Пребывание учащихся в лаборантской запрещается, в помещении кабинета (лаборатории) разрешается только в присутствии учителя химии.
1.7. Учащиеся не допускаются к выполнению обязанностей лаборанта кабинета химии.
1.8. Запрещается пробовать на вкус любые реактивы и растворы, пить и есть, класть продукты на рабочие столы в кабинете и лаборантской, принимать пищу в спецодежде.
1.2. Требования безопасности при размещении и хранении химических реактивов и оборудования
2.1. Не допускается совместное хранение реактивов, способных к активному взаимодействию друг с другом.
Распределение реактивов по группам хранения приведено в приложении 5
2.2. Все реактивы в первичной таре должны храниться в лаборантской. Разрешается первичную тару размещать во вторичной таре. В кабинете допускается располагать реактивы VIII группы хранения и растворы, предназначенные для предстоящих лабораторных или практических работ, при условии, что шкафы запираются, а ключи от них находятся у заведующего кабинетом или учителя.
Сосуды с ЛВЖ и ГЖ размещаются в переносном металлическом ящике с верхним расположением крышки. На дно насыпается песок слоем не менее 5 см или укладывается листовой асбест слоем 0, 01 м. В крышке должно быть 6 отверстий диаметром 1 см. Ящик должен иметь по бокам металлические ручки. Устанавливается ящик не ближе 2 м от нагревательных устройств.
Разрешается вместо этого ящика использовать любые прочные металлические сосуд» типа бачка, контейнера для транспортирования кинопленки объемом около 10 л. В их крышке должны быть такие же отверстия, а стенки и дно изнутри изолированы асбестом.
Весь спирт, выдаваемый школе, должен размещаться вместе с ЛВЖ в кабинете химии.
2.3. Реактивы групп II—VI следует хранить в соответствии с рекомендациями приложения 8, т. е. представителей одной группы нельзя располагать в непосредственной близости с таковыми, относящимися к другой группе. Реактивы VIII группы разрешается размещать рядом с реактивами любой из групп II—VI.
2. 4. Реактивы VII группы хранятся только в сейфе, ключи от которого должны быть у директора и заведующего кабинетом. На внутренней стороне дверцы сейфа приводится опись реактивов, утвержденная приказом, с указанием разрешенных для хранения максимальных масс или объемов.
Примечание. В сейфе на верхней полке хранят: бром; аммония дихромат; бария гидроксид, нитрат, оксид и хлорид; кали едкое, калия дихромат, роданид и хромат; кобальта сульфат; натрия сульфид девятиводный, натрия фторид, натр едкий; никеля сульфат; хрома (III) хлорид; свинца ацетат; серебра нитрат; цинка сульфат и хлорид.
На нижней полке хранят: хлористый метилен, хлороформ, дихлорэтан, гексахлорбензол, углерод четыреххлористый, фенол, анилин, анилин сернокислый, спирт изоамиловый.
2. 5. Реактив V группы хранения — красный фосфор не следует изымать из заводской тары (металлического контейнера). Другие вещества этой же группы разрешается хранить только в заводской упаковке.
2. 6. Щелочные металлы (П группа хранения) допускается размещать вместе с ЛВЖ и ГЖ. Слой консерванта над металлом должен быть не менее 1 см. Ампулы со щелочными металлами и кальцием хранятся во вторичной таре в запирающихся шкафах или сейфе.
2.7. При работе с токсичными и агрессивными веществами следует пользоваться средствами индивидуальной защиты. Администрация школы обязана обеспечить учителя химии и лаборанта спецодеждой и средствами индивидуальной защиты (халат, очки, перчатки, фартук).

Приложение 1
Акт-разрешение
на проведение занятий в кабинете (лаборатории) химии
Мы, нижеподписавшиеся ______________________________________________________________________________________________________________________________________
Представители районо, райсэс, райкома профсоюза, директор школы,
Представители профсоюзного комитета , заведующий кабинетом химии

составили настоящий акт в том, что
1. В кабинете (лаборатории) химии для учащихся организованы рабочие места, которые соответствуют нормам охраны труда, правилам техники безопасности и производственной санитарии.
2. Заведующий кабинетом химии, учителя химии, лаборанты и практиканты прошли обучение и проверку знаний по безопасной организации работы в данном кабинете химии.
3. Первичными средствами пожаротушения, спецодеждой, средствами индивидуальной защиты (халат, перчатки, очки, фартук), укомплектованной медикаментами аптечкой, сейфом, металлическим контейнером для хранения ЛВЖ и ГЖ, вытяжным шкафом кабинет (лаборатория) химии укомплектован.
4. Вытяжной шкаф кабинета обеспечивает скорость движения воздуха в рабочем приеме шкафа не менее 1.0 м/с (при измерении анемометром).

Подписи:

Председатель комиссии __________________

Члены комиссии _______________________

Дата составления акта

Приложение 2

Инструкция по охране труда для учащихся при работе в кабинете химии

I. Общие положения

1. Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для всех учащихся, работающих в кабинете химии.
2. Учащиеся могут находиться в кабинете химии только в присутствии учителя: пребывание учащихся в помещении лаборантской запрещено.
3. Присутствие посторонних лиц в кабинете химии во время эксперимента допускается только с разрешения учителя.
4. В кабинете химии запрещается принимать пищу и напитки.
5. Учащимся запрещается вносить в кабинет и выносить из него любые вещества без разрешения учителя.
6. Не допускается загромождение прохода портфелями и сумками.
7. Во время работы в кабинете химии учащиеся должны соблюдать чистоту, порядок на рабочих местах, а также четко следовать правилам безопасности.
8. Учащимся запрещается бегать по кабинету, шуметь, устраивать игры.
9. Не допускается нахождение учащихся в кабинете химии при его проветривании.
10. Учащиеся, присутствующие на лабораторной или практической работе без халата, непосредственно к проведению эксперимента не допускаются.

II. Требования безопасности перед началом работы

1. Перед проведением экспериментальной работы, каждый учащийся должен надеть халат. Халат должен быть из хлопчатобумажной ткани, застегиваться только спереди, манжеты рукавов должны быть на пуговицах. Длина халата – ниже колен. Стирать халат, испачканный химическими реактивами необходимо отдельно от другого белья.
2. При проведении эксперимента, связанного с нагреванием жидкостей до температуры кипения, использованием разъедающих растворов, учащиеся должны пользоваться средствами индивидуальной защиты (по указанию учителя).
3. Учащиеся, имеющие длинные волосы не должны оставлять их в распущенном виде, чтобы исключить возможность их соприкосновения с лабораторным оборудованием, реактивами и тем более - с открытым огнем.
4. Прежде, чем приступить к выполнению эксперимента, учащиеся должны по учебнику или инструктивной карточке изучить и уяснить порядок выполнения данной работы.
5. Учащиеся обязаны внимательно выслушать инструктаж учителя по технике безопасности в соответствии с особенностями предстоящей работы. Текущий инструктаж перед лабораторной работой не регистрируется.
6. Приступать к проведению эксперимента учащиеся могут только с разрешения учителя.

III. Требования безопасности во время работы

1. Во время работы в кабинете химии учащиеся должны быть максимально внимательными, дисциплинированными, строго следовать указаниям учителя, соблюдать тишину, поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.
2. Во время демонстрационных опытов учащиеся должны находится на своих рабочих местах или пересесть по указанию учителя на другое, более безопасное место.
3. При выполнении лабораторных и практических работ учащиеся должны неукоснительно соблюдать правила техники безопасности, следить, чтобы не попадали на кожу лица и рук, так как многие из них вызывают раздражение кожи и слизистых оболочек.
4. Никакие вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус! Нюхать вещества можно, лишь осторожно направляя на себя их пары или газы легким движением руки, а не наклоняясь к сосуду и не вдыхая полной грудью.
5. При выполнении лабораторной работы учащиеся должны точно повторять действия учителя, показывающего как нужно правильно проводить эксперимент.
6. Подготовленный к работе прибор учащиеся должны показать учителю или лаборанту.
7. По первому требованию учителя учащиеся обязаны немедленно прекратить выполнение работы (эксперимента). Возобновление работы возможно только с разрешения учителя.
8. Учащимся запрещается самостоятельно проводить любые опыты, не предусмотренные в данной работе.
9. Учащимся запрещается выливать в канализацию растворы и органические жидкости.
10. Обо всех разлитых и рассыпанных реактивах учащиеся должны немедленно сообщить учителю или лаборанту. Учащимся запрещается самостоятельно убирать любые вещества.
11. Обо всех неполадках в работе оборудования, водопровода, электросети и т.п. учащиеся должны сообщать учителю или лаборанту. Учащимся запрещается самостоятельно устранять неисправности.
12. При получении травм (порезы, ожоги и т.п.), а также при плохом самочувствии учащиеся должны немедленно сообщить об этом учителю или лаборанту.
13.Во время работы учащимся запрещается переходить на другие рабочие места
14. Учащимся запрещается брать вещества и какое-либо оборудование с незадействованных на данный момент рабочих мест.
15. Недопустимо во время работы перебрасывать друг другу какие-либо вещи (учебники, тетради, ручки).
16. Запрещается оставлять без присмотра включенные нагревательные приборы, а также зажигать горелки и спиртовки без надобности.

IV. Требования безопасности по окончанию работы

1. Уборка рабочих мест по окончанию работы производится в соответствии с указанием учителя.
2. Учащиеся должны привести в порядок свое рабочее место, сдать учителю или лаборанту дополнительные реактивы и оборудование, выданное в лотке, удостовериться в наличии порядка в обоих ящиках рабочего стола.
3. По окончании лабораторной и практической работ учащиеся обязаны вымыть руки с мылом.
4. Стирать халат, испачканный химическими реактивами, необходимо отдельно от остального нательного белья.

V. Аварийные ситуации

При возникновении аварийных ситуаций во время занятий в кабинете химии (пожар, появление посторонних запахов), не допускать паники и подчиняться только указаниям учителя.

Зав. кабинетом химии
_____________________________
(Ф.И.О.)
СОГЛАСОВАНО
Ответственный за охрану труда и технику безопасности
_____________________________
(Ф.И.О.)

Приложение 3
Указания по проведению инструктажа по технике безопасности
1. Для воспитания чувства личной ответственности и сознательного отношения к правильным и безопасным методам работы необходимо проводить инструктирование и обучение учащихся, лаборанта и практикантов соблюдению требований безопасности и гигиены труда.
2. В соответствии с ГОСТом 12.0.004—79 «Организация обучения работающих безопасности труда» инструктаж подразделяется на:
- вводный (на первом уроке химии);
- первичный на рабочем месте;
- повторный;
- внеплановый (при нарушении учащимися требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме);
- текущий (перед производством лабораторных и практических работ).
3. Вводный инструктаж для учащихся проводит заведующий кабинетом или учитель химии. Он обязан ознакомить их с правилами поведения в кабинете, правилами техники безопасности и гигиены труда, пожарной безопасности, опасными моментами, с которыми можно встретиться в процессе работы, и с соответствующими мерами предосторожности.
Вводный инструктаж для учителя, лаборанта и студентов-практикантов проводит директор школы (его заместитель по учебно-воспитательной работе), о чем делается запись в журнале установленной формы с проверкой усвоения знаний.
4. Первичный инструктаж индивидуальной защиты, с возможными опасными факторами при выполнении работы, с обязанностями работающего на своем рабочем месте, а также с правилами поведения при возникновении опасных ситуаций.
5. Внеплановый инструктаж для лаборантов, практикантов и учащихся зав. кабинетом или учитель химии проводит в случае грубого нарушения правил техники безопасности, следствием чего могло явиться травмирование нарушителя или работающих рядом. Этот вид инструктажа проводится также для каждого из перечисленных выше лиц, если он приступает к работе. После получения травмы или перерыва продолжительностью более 60 дней.
6. По окончании инструктажа на рабочем месте учитель разрешает приступить к самостоятельной работе, предварительно убедившись в усвоении инструктажа. Проведение инструктажа учитель фиксирует в различных документах.
В классном журнале фиксируется вводный, первичный на рабочем месте, повторный и внеплановый инструктаж для учащихся.
В специальном журнале (приложение 4) фиксируется первичный на рабочем месте, повторный и внеплановый инструктаж для лаборанта и студентов-практикантов, а также инструктаж для учащихся при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий. Не регистрируется текущий инструктаж (перед проведением лабораторных и практических работ).
Примечание. Журнал хранится у руководителя учреждения (директора школы) или у его заместителя. Страницы в журнале пронумеровываются, прошнуровываются, скрепляются печатью руководителя и печатью учреждения. 1
___________________
1 Именно этот вариант инструктажа рассматривается в статье Правила безопасности для кабинетов (лабораторий) химии общеобразовательных школ // Химия в школе. – №1 – 2005.

Приложение 4
Аптечка
I. Ящик для аптечки разрешается размещать в лаборантской на стене. На дверцах или рядом с ним необходимо вывесить краткую инструкцию по оказанию мер первой помощи при различного рода отравлениях и поражениях организма. На склянках и упаковках лекарств, кроме надписей о содержимом, проставляется порядковый номер, и тогда раздел инструкции о мерах первой помощи при ожогах примет вид:
Ожог термический: 12,13 или 3,2. Ожог кислотный:14,13 или 3,2. Цифры соответствуют номерам медикаментов в приведенном ниже перечне.

Необходимый перечень препаратов и средств первой помощи в аптечке:
1. Бинт стерильный, одна упаковка.
2. Бинт нестерильный, одна упаковка.
3. Салфетки стерильные, одна упаковка.
4. Вата гигроскопическая стерильная в тампонах, 50 г. Хранят в стерильной стеклянной склянке с притертой пробкой.
5. Пинцет для наложения, ватных тампонов на рану.
6. Клей ВФ-6 для обработки микротравм, один флакон, 25—50мл.
7. Йодная настойка для обработки кожи возле раны, в ампулах или темном флаконе, 25— 50мл.
8. Пероксид водорода с массовой долей вещества 3% как кровоостанавливающее средство, 50 мл.
9. Активированный уголь в гранулах, порошке или таблетках («Карболен»). Давать внутрь при отравлениях по одной столовой ложке кашицы в воде или по 4—6 таблеток (до и после промывания желудка).
10. Водный раствор аммиака с массовой долей 10%. Давать нюхать с ватки при потере сознания и при отравлении парами брома.
11. Альбуцид (сульфацил натрия) с массовой долей 30%, 10—20 мл, капать в глаза после промывания по 2—3 капли. Хранится при комнатной температуре не более 3 недель.
12. Спирт этиловый для обработки ожогов и удаления капель брома с кожи, 30—50 мл.
13. Глицерин для снятия болевых ощущений после ожога, 20—30мл.
14. Водный раствор гидрокарбоната натрия с массовой долей 2% для обработки кожи после ожога кислотой, 200— 250мл.
15. Водный раствор борной кислоты с массовой долей 2% для обработки глаз или кожи после попадания щелочи, 200—250 мл. Хранить в сосуде типа промывалки. Растворы 14,15 могут располагаться вне аптечки.
16. Пипетки для закапывания в глаза альбуцида, 3 шт.
Приложение 5
Группы хранения реактивов
№ группы хранения Общие свойства веществ Примеры веществ Условия хранения в школе Примечание
I Взрывчатые вещества В «Типовых перечнях» не значатся Вносить в здание школы запрещено
II Выделяют при взаимодействии с водой легковоспламеняющиеся газы Литий, натрий, кальций металлические; карбид кальция В лаборантской в шкафу под замком или вместе с ЛВЖ Можно совместить с 4 группой на отдельной полке
III Самовозгораются на воздухе при неправильном хранении В «Типовых перечнях» не значатся Вносить в здание школы запрещено
IV Легковоспламеняющиеся жидкости Диэтиловый эфир, ацетон, бензол, этиловый спирт, толуол, циклогексан, изобутиловый спирт и т.д. В лаборантской в металлическом ящике или в специальной заводской укладке Ящик должен быт переносной с отверстиями в крышке
V Легковоспламеняющиеся твердые вещества Сера черенковая, фосфор красный, парафин, уголь, графит, сухое горючие, органические кислоты (олеиновая, стеариновая, пальмитиновая, бензойная) В лаборантской в шкафу под замком В отдельном шкафу
VI Воспламеняющиеся/ окисляющиеся вещества Калия перманганат, азотная кислота (плотность 1,42), нитраты калия, натрия, аммония, 3% пероксид водорода, оксид марганца (IV) В лаборантской в шкафу, отдельно от IV и V групп реактивов В отдельном шкафу
VII Вещества повышенной физиологической активности Бром, аммиак, бария оксид, кали едкое, кальция оксид, кальция гидроксид, натр едкий, свинца оксид (II), аммония дихромат, бария нитрат, хлорид и другие, поименованные в приложении 8 В лаборантской в сейфе (или в надежно запирающимся ящике) Изолированно от других групп
VIII Малоопасные вещества и практически безопасные
В классе в запирающихся шкафах или в лаборантской в шкафах При хранении в лаборантской можно совмещать с 5 или с 6 группами на отдельных полках
1.3. Общая характеристика реактивов
В "Перечни учебного оборудования для общеобразовательных школ" включены реактивы, необходимые для выполнения демонстрационных, лабораторных опытов и практических работ. Они должны обеспечить ознакомление учащихся с получением и свойствами веществ при полной безопасности труда учителя и учащихся.
Реактивы поступают в продажу в виде наборов, но могут приобретаться и порознь.
В школах используют химические реактивы, имеющие квалификацию "чистые", но допускается применение веществ с квалификацией "технические".
Обращение со многими веществами требует соблюдения правил по технике безопасности. Для обеспечения безопасности большое значение имеет правильное размещение, хранение и использование реактивов в кабинете химии. В соответствии с "Правилами по технике безопасности для кабинетов химии средних общеобразовательных школ" все химические реактивы делятся на восемь групп:
1. Реактивы, обладающие свойствами взрывчатых веществ. В перечень не входят.
2. Реактивы, выделяющие при взаимодействии с водой легко воспламеняющиеся газы.
3. Самовозгорающиеся реактивы.
4. Легко воспламеняющиеся жидкие реактивы (ЛВЖ).
5. Легковоспламеняющиеся твердые реактивы.
6. Воспламеняющие (окисляющие) реактивы.
7. Вещества, физиологически активные в сравнительно малых дозах.
8. Прочие вещества, малоопасные и практически безопасные.
Вещества групп 1-7 хранят по отдельности, исключение составляют вещества 8-ой группы, которые совместимы со всеми другими реактивами.
Реактивы размещают согласно существующим в практике школ схемам.
Сухие неорганические и органические реактивы хранят в разных шкафах.
Кислоты хранят отдельно от других реактивов в нижней части вытяжного шкафа. Вещества ядовитые, огнеопасные и токсичные хранят в сейфе.
Вещества, самовозгорающиеся при контакте с водой следует хранить в лаборантской в шкафу под замком.
При наличии у реактива огнеопасных, ядовитых и взрывоопасных свойств на таре должны быть этикетки с надписью" Огнеопасно" (красная), "Яд" (желтая), "Взрывоопасно" (голубая), "Беречь от огня" (зеленая).
Хранение в полиэтиленовой упаковке не совсем удобно для размещения пакетов на полках шкафа. Кроме того, пакеты рвутся и реактивы рассыпаются. При вскрытии пакета обязательно перенести реактив во вторичную упаковку( банку) и прочно ее укупорить.
В перечнях введены сокращения. Для обозначения наборов используются буквы:
Н - неорганическая химия,
О - органическая химия.
Для веществ, представляющих опасность для организма и в обращении приведены характеристики:
1-группа хранения реактива,
2-срок хранения (лет),
3-вещества, с которыми опасен контакт реактива,
4-в каком виде (раствор, твердое вещество) и в каком количестве ( в расчете на одного человека) можно выдавать вещество для работы,
5- способы хранения реактива ( требования к таре),
6-способы гашения пламени.
Если для вещества нет отметки, то оно используется без ограничения.

Категория: Химия | Добавил: tatyana_tsaft (2011-05-14)
Просмотров: 17008 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 11:18 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru