Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия |
Тема урока: Белки Цель урока: 1. Знать состав и строение белков, их аминокислотный состав, основные биологические функции белков; 2. Уметь сравнивать состав и строение различных органических соединений (белков и жиров); 3. Воспитывать у школьников потребность к изучению своего организма на примере изучения белков; осознание важности жизни. Методы обучения: частично-поисковый, практический, словесный, наглядный Тип урока: комбинированный Стратегия: «Сводная таблица», «Лови ошибку» Оборудование: пробирки, яичный белок, творог, концентрированная азотная кислота, держатель, слайдовая презентация; видеоопыты: «Биуретовая реакция на белки», «Осаждение белков солями тяжелых металлов». Х о д у р о к а: Орг. момент. Психологический настрой Тема нашего урока: «Белки». «Жизнь – это способ существования белковых тел» -Фридрих Энгельс. Если из организма человека убрать воду, то в основном останется белок. Поэтому главной целью нашего урока будет ознакомиться с одними из важнейших компонентов нашей жизни - с белками: узнать состав и строение белков, их аминокислотный состав, основные биологические функции белков. Проверка домашнего задания Стратегия «Сводная таблица» Заполнения первой части данной таблицы. Вопросы для сравнения даны в центре таблицы. Необходимо заполнить только первую часть таблицы - «Жиры» Выполнение задания на фоне музыки Проверка первой части таблицы I Актуализация знаний. Ребята, вам индивидуально дан текст, который содержит ошибочную информацию. Ваша задача - выявить допущенные ошибки. При этом не забываем, что в начале работаем индивидуально (1-2 мин.), затем в паре (1 мин.) и только потом уже в группе (1-2 мин.) и выбираем спикера, который представит найденные вами ошибки (1 мин.) Текст имеется на партах у учащихся. ТЕКСТ с ошибками (стратеги «Лови ошибку») Белки – сложные органические полимеры, мономерами которых являются аминокислоты. В состав природных белков входят 20 аминокислот, 8 из них незаменимые, т.е. синтезируются в организме и их поступление в организм не обязательно вместе с пищей. Белки, взаимодействуя с азотной кислотой, дают фиолетовое окрашивание. Данная реакция называется ксантопротеиновой реакцией. Вторичная структура белков – это чередование аминокислот в линейной структуре. Денатурация – процесс изменения цвета белковой молекулы. Содержание белка в яйце меньше, чем в молоке и молочных продуктах. При варке белок не меняет свой цвет. После работы с текстом найденные ребятами ошибки записываются на доску. Данная запись сохраняется в течение всего урока для проведения рефлексии. II Осмысление Продолжение работы по стратегии «Сводная таблица» Давайте с вами вернемся к «Сводной таблице». Проверяя домашнее задание, мы с вами заполнили только ее первую часть. Для того чтобы заполнить ее вторую часть, необходимо изучить новый материал по белкам. Для этого перед вами имеются тексты, ознакомьтесь, пожалуйста, с ними. (Индивидуально, парно, в группе). Выполнение задания на фоне музыки Текст «Белки» Белки – сложные органические полимеры, мономерами которых являются аминокислоты. В состав природных белков входят 20 аминокислот, 8 из них незаменимые, т.е. не синтезируются в организме, поэтому их поступление в организм обязательно вместе с пищей. Впервые белковую молекулу изучил и установил, что она состоит из аминокислот – Я.Беккори. При расщеплении 1 г. белка выделяется 17 кДж энергии. Растворимость белков в воде – некоторые растворимы, некоторые нет. Белки выполняют следующие функции: 1. Структурная (строительный материал организма) 2. Транспортная (гемоглобин – переносит кислород) 3. Защитная (выработка иммунитета) 4. Энергетическая (17 кДж) 5. Каталитическая (ускоряет протекание реакций в организме) 6. Сокращающая (мышечные белки) 7. Регулирующая (регулирует обменные процессы) СЛАЙД Слово учителя: При ознакомлении с новым материалом делайте себе пометки, заполняйте третий столбик «Сводной таблицы» Далее идет объяснение нового материала с применением слайдовой презентации. Белков имеют сложное строение. Различают первичную, вторичную, третичную и четвертичную структуры белковой молекулы. Параллельно со слайдом демонстрация 4х структур на модели из бус Первичная структура – последовательность чередования аминокислотных остатков в белковой молекуле (линейное расположение). Вторичная структура – закручивание первичной структуры белка в спираль. Третичная структура – упаковка закрученной спирали в конфигурацию в виде клубка. Четвертичная структура – несколько третичных структур (клубков), объединенных в одно целое. Цветные реакции на белки: (Если отсутствуют реактивы, то можно ознакомить ребят с видеоопытами) 1. Ксантопротеиновая реакция 2. Биуретовая реакция 3. Осаждение белков солями тяжелых металлов Названия некоторых белков: Белок яйца – альбумин Белок молока – казеин Белки мышц – актин, миозин Белок кожи, волос, глаз – меланин Белок костей – коллаген Белок волос, ногтей – кератин По своему агрегатному состоянию белки, как и жиры бывают 2х видов: Жидкие: н-р - белок яйца, молока. Твердые: н-р - кератин, коллаген, меланин Денатурация – нарушение природной структуры белка под действием нагревания или химических реагентов. Денатурированный белок теряет свои биологические свойства. Теперь на основании изученного материала закончите заполнение «Сводной таблицы» ТЕСТ для проверки: 1.Какая структура белка закручена в спираль? А) первичная; Б) вторичная; В) третичная; Г) четвертичная. 2. Какое количество энергии выделяется при расщеплении 1 г.белка? А) 25 кДж; Б) 38 кДж; В) 18 кДж; Г) 17 кДж. 3. Какое окрашивание белков дает биуретовая реакция? А) фиолетовое; Б) зеленое; В) желтое; Г) 17 белое. 4. Сколько незаменимых аминокислот существует? А) 10; Б) 8; В) 20; Г) 5. 5. Что такое денатурация? А) нарушение природной структуры белка под действием нагревания или химических реагентов; Б) процесс изменения цвета белковой молекулы; В) цветная реакция на белки; Г) процесс восстановления природной структуры белка. ОТВЕТЫ: 1. Б 2. Г 3. А 4. Б 5. А III Рефлексия А теперь ребята давайте мы с вами вернемся к нашему тексту с ошибками, который мы изучали в начале урока. И проверим, правильно ли мы нашли ошибки и все ли их указали. ТЕКСТ с ошибками Белки – сложные органические полимеры, мономерами которых являются аминокислоты. В состав природных белков входят 20 аминокислот, 8 из них незаменимые, т.е. синтезируются в организме и их поступление в организм не обязательно вместе с пищей. Белки, взаимодействуя с азотной кислотой, дают фиолетовое окрашивание. Данная реакция называется ксантопротеиновой реакцией. Вторичная структура белков – это чередование аминокислот в линейной структуре. Денатурация – процесс изменения цвета белковой молекулы. Содержание белка в яйце меньше, чем в молоке и молочных продуктах. При варке белок не меняет свой цвет. Домашнее задание: §59, стр. 279 тесты «Белки» «Жизнь – это способ существования белковых тел» - Фридрих Энгельс. | |
Просмотров: 9584 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|