Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия

Урок по теме "Белки" 9 класс
Тема урока: Белки
Цель урока:

1. Знать состав и строение белков, их аминокислотный состав, основные биологические функции белков;
2. Уметь сравнивать состав и строение различных органических соединений (белков и жиров);
3. Воспитывать у школьников потребность к изучению своего организма на примере изучения белков; осознание важности жизни.
Методы обучения: частично-поисковый, практический, словесный, наглядный
Тип урока: комбинированный
Стратегия: «Сводная таблица», «Лови ошибку»
Оборудование: пробирки, яичный белок, творог, концентрированная азотная кислота, держатель, слайдовая презентация; видеоопыты: «Биуретовая реакция на белки», «Осаждение белков солями тяжелых металлов».

Х о д у р о к а:
Орг. момент.

Психологический настрой

Тема нашего урока: «Белки». «Жизнь – это способ существования белковых тел» -Фридрих Энгельс. Если из организма человека убрать воду, то в основном останется белок. Поэтому главной целью нашего урока будет ознакомиться с одними из важнейших компонентов нашей жизни - с белками: узнать состав и строение белков, их аминокислотный состав, основные биологические функции белков.

Проверка домашнего задания
Стратегия «Сводная таблица»

Заполнения первой части данной таблицы. Вопросы для сравнения даны в центре таблицы. Необходимо заполнить только первую часть таблицы - «Жиры»



Выполнение задания на фоне музыки
Проверка первой части таблицы

I Актуализация знаний.
Ребята, вам индивидуально дан текст, который содержит ошибочную информацию. Ваша задача - выявить допущенные ошибки. При этом не забываем, что в начале работаем индивидуально (1-2 мин.), затем в паре (1 мин.) и только потом уже в группе (1-2 мин.) и выбираем спикера, который представит найденные вами ошибки (1 мин.)
Текст имеется на партах у учащихся.

ТЕКСТ с ошибками (стратеги «Лови ошибку»)
Белки – сложные органические полимеры, мономерами которых являются аминокислоты. В состав природных белков входят 20 аминокислот, 8 из них незаменимые, т.е. синтезируются в организме и их поступление в организм не обязательно вместе с пищей.
Белки, взаимодействуя с азотной кислотой, дают фиолетовое окрашивание. Данная реакция называется ксантопротеиновой реакцией. Вторичная структура белков – это чередование аминокислот в линейной структуре. Денатурация – процесс изменения цвета белковой молекулы. Содержание белка в яйце меньше, чем в молоке и молочных продуктах. При варке белок не меняет свой цвет.

После работы с текстом найденные ребятами ошибки записываются на доску. Данная запись сохраняется в течение всего урока для проведения рефлексии.

II Осмысление
Продолжение работы по стратегии «Сводная таблица»
Давайте с вами вернемся к «Сводной таблице». Проверяя домашнее задание, мы с вами заполнили только ее первую часть. Для того чтобы заполнить ее вторую часть, необходимо изучить новый материал по белкам. Для этого перед вами имеются тексты, ознакомьтесь, пожалуйста, с ними. (Индивидуально, парно, в группе). Выполнение задания на фоне музыки

Текст «Белки»
Белки – сложные органические полимеры, мономерами которых являются аминокислоты. В состав природных белков входят 20 аминокислот, 8 из них незаменимые, т.е. не синтезируются в организме, поэтому их поступление в организм обязательно вместе с пищей.
Впервые белковую молекулу изучил и установил, что она состоит из аминокислот – Я.Беккори.
При расщеплении 1 г. белка выделяется 17 кДж энергии. Растворимость белков в воде – некоторые растворимы, некоторые нет.

Белки выполняют следующие функции:
1. Структурная (строительный материал организма)
2. Транспортная (гемоглобин – переносит кислород)
3. Защитная (выработка иммунитета)
4. Энергетическая (17 кДж)
5. Каталитическая (ускоряет протекание реакций в организме)
6. Сокращающая (мышечные белки)
7. Регулирующая (регулирует обменные процессы)



СЛАЙД
Слово учителя:

При ознакомлении с новым материалом делайте себе пометки, заполняйте третий столбик «Сводной таблицы»
Далее идет объяснение нового материала с применением слайдовой презентации.
Белков имеют сложное строение. Различают первичную, вторичную, третичную и четвертичную структуры белковой молекулы.
Параллельно со слайдом демонстрация 4х структур на модели из бус
Первичная структура – последовательность чередования аминокислотных остатков в белковой молекуле (линейное расположение).
Вторичная структура – закручивание первичной структуры белка в спираль.
Третичная структура – упаковка закрученной спирали в конфигурацию в виде клубка.
Четвертичная структура – несколько третичных структур (клубков), объединенных в одно целое.

Цветные реакции на белки:
(Если отсутствуют реактивы, то можно ознакомить ребят с видеоопытами)
1. Ксантопротеиновая реакция
2. Биуретовая реакция
3. Осаждение белков солями тяжелых металлов

Названия некоторых белков:
Белок яйца – альбумин
Белок молока – казеин
Белки мышц – актин, миозин
Белок кожи, волос, глаз – меланин
Белок костей – коллаген
Белок волос, ногтей – кератин

По своему агрегатному состоянию белки, как и жиры бывают 2х видов:
Жидкие: н-р - белок яйца, молока.
Твердые: н-р - кератин, коллаген, меланин

Денатурация – нарушение природной структуры белка под действием нагревания или химических реагентов. Денатурированный белок теряет свои биологические свойства.

Теперь на основании изученного материала закончите заполнение «Сводной таблицы»

ТЕСТ для проверки:
1.Какая структура белка закручена в спираль?
А) первичная;
Б) вторичная;
В) третичная;
Г) четвертичная.

2. Какое количество энергии выделяется при расщеплении 1 г.белка?
А) 25 кДж; Б) 38 кДж; В) 18 кДж; Г) 17 кДж.

3. Какое окрашивание белков дает биуретовая реакция?
А) фиолетовое; Б) зеленое; В) желтое; Г) 17 белое.

4. Сколько незаменимых аминокислот существует?
А) 10; Б) 8; В) 20; Г) 5.

5. Что такое денатурация?
А) нарушение природной структуры белка под действием нагревания или химических реагентов;
Б) процесс изменения цвета белковой молекулы;
В) цветная реакция на белки;
Г) процесс восстановления природной структуры белка.

ОТВЕТЫ:
1. Б
2. Г
3. А
4. Б
5. А

III Рефлексия
А теперь ребята давайте мы с вами вернемся к нашему тексту с ошибками, который мы изучали в начале урока. И проверим, правильно ли мы нашли ошибки и все ли их указали.
ТЕКСТ с ошибками
Белки – сложные органические полимеры, мономерами которых являются аминокислоты. В состав природных белков входят 20 аминокислот, 8 из них незаменимые, т.е. синтезируются в организме и их поступление в организм не обязательно вместе с пищей.
Белки, взаимодействуя с азотной кислотой, дают фиолетовое окрашивание. Данная реакция называется ксантопротеиновой реакцией. Вторичная структура белков – это чередование аминокислот в линейной структуре. Денатурация – процесс изменения цвета белковой молекулы. Содержание белка в яйце меньше, чем в молоке и молочных продуктах. При варке белок не меняет свой цвет.

Домашнее задание: §59, стр. 279 тесты «Белки»

«Жизнь – это способ существования белковых тел» - Фридрих Энгельс.
Категория: Химия | Добавил: Марина6717 (2011-06-05) | Автор: Унгефуг Марина Владимировна E
Просмотров: 9584 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-10-06, 6:56 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru