Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия |
Интегрированный урок по теме : «Соли азотной кислоты» Учитель химии: Рымонова Н.Н. Мотивационно-ориентировочный этап Для того, чтобы изучать соли азотной кислоты, используя элементы исследовательской работы, сначала повторяем, что означает само понятие « исследование вещества». Исследование включает: проведение теоретического анализа; прогнозирование способов получения веществ и их свойств; составление плана экспериментальной проверки и его выполнение; формулирование вывода. Получается логическая цепочка: теоретический анализ-прогнозирование-эксперимент. Поэтому в качестве эпиграфа урока берем высказывание Майкла Фарадея: « ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты. Поэтому постоянный контроль опытам необходим». Для систематизации получаемых на уроке знаний учащиеся заполняют таблицу 1. Таблица 1. План урока Теоретический анализ Прогнозирование Эксперимент Задание на дом Изучение солей азотной кислоты начинаем с исследования названия «нитраты». Учащиеся приводят данные о происхождении этого слова: « нитрат» в переводе с греческого означает «селитра»; нитраты калия, натрия, кальция, аммония называют селитрами. Получение нитратов. Теоретический анализ Учащиеся предлагают способы получения нитратов: нитраты можно получать, используя общие способы получения солей. В качестве исходных веществ можно взять кислоту и металл, оксид металла, основание или соль. Прогнозирование На предыдущем уроке учащиеся проводили опыты, иллюстрирующие химические свойства азотной кислоты, а дома записывали уравнения этих реакций. Теперь один ученик выполняет это задание на доске: 4Zn + 10 HNO3 = 4Zn(NO3)2 + N2O| + 5H2O Fe2O3 + 6HNO3 + 2Fe(NO3)3 + 3H2O Ba(OH)2 + 2HNO3 = Ba(NO3)2 + 2H2O CuCO3 + 2HNO3 = Cu(NO3) 2+ CO2 | + H2O ТВ. Обращаем внимание учащихся на то, что в результате данных реакций образовались растворы нитратов металлов. Следовательно, для нитратов характерны общие способы получения солей. Учащиеся проводят самопроверку, школьники учатся самостоятельно оценивать свои знания и умения, понимают необходимость их совершенствования. Тем, кто допустил ошибки, даем задание на дом: повторить химические свойства азотной кислоты по учебнику и записать уравнение реакций получения нитрата магния. Затем учащиеся называют специфический способ получения нитратов – взаимодействие оксида азота (1У) со щелочью: NO2 + NaOH – NaNO3 + H2O Учащиеся проверяют правильно ли записана схема реакции. В случае затруднения предлагаем определить степень окисления атомов элементов, изменивших в результате реакции степени окисления. Оказывается, что степень окисления изменяет только атом азота проявляя восстановительные свойства, в схеме реакции отсутствует окислитель. В качестве окислителя учащиеся предлагают использовать кислород: N+4 O2 + O2 0 +NaN+5О3+ Н2О-2 Задание на дом: подберите коэффициенты в уравнении реакции методом электронного баланса. Физические свойства нитратов Теоритический анализ Учащиеся отмечают наличие взаимосвязи между строением вещества и его свойствами.следовательно нужно построить логическую цепочку:вид химической связи тип кристаллической решетки-силы взаимодейсвия между частицами в узлах решетки физические свойства веществ.Так как нитраты относятся к классу солей для них характерна ионная кристаллическая решетка,в которой ионы удерживаются электростатистическими силами. Прогнозирование На основе проведенного анализа учащиеся предпологают,что нитраты при обычных условиях –твердые вещества,для них характерны высокие температуры плавления.О растворимости их в воде нельзя сказать ничего определенного,так как известно ,что существуют растворимые,нерастворимые и малорастворимые соли. Эксперимент Учащиеся экспериментально проверяют растворимость в воде нитратов цинка железа (III),бария и меди (II) и делают вывод об их хорошей растворимости. Они отмечают, что все соли рассмотрев ее, можно сказать, что все соли азотной кислоты растворимы в воде. Одному из учащихся было дано опережающее задание количественно подтвердить некоторые физические свойства нитратов (растворимость, температура плавления). Ученик демонстрирует таблицу 2. Таблица 2. Физические свойства некоторых нитратов Формула соли S,г на 100г воды при 0 0 С t пл . 0 С Zn(NO3)2 92,7 36,4 67,2 47,2 Fe(NO3)3 5,0 594 Ba(NO3)2 81,8 114,5 Cu(NO3)2 Химические свойства нитратов Теоретический анализ Учащиеся указывают, что для нитратов, как представителей класса солей будут характерны общие свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, солями и металлами. Первые три реакции – это реакции ионного обмена. Учащиеся вспоминают условия их проведения. Прогнозирование На основании теоретического анализа учащиеся делают вывод о практической осуществимости химических реакций, схемы которых представлены на доске, и записывают уравнения в молекулярном и ионном видах: Ba(NO3)2 +HCl - Ba(NO3)2+H2 SO4 - Fe(NO3)3+KOH - Zn(NO3)2+Na3PO4 - Cu(NO3)2+Fe - Cu(NO3)2 +Hg - Эксперимент Работая в группах, учащиеся экспериментально подтверждают свойства нитратов. Затем обсуждаем результаты опытов. Школьники указывают в таблице признаки химических реакций, проверяют молекулярные и ионные уравнения, которые записали на доске представители от каждой группы, и делают вывод о том, что для нитратов характерны общие свойства солей. Данный вывод учащиеся сформулировали на основании проведенного теоретического анализа, прогнозирования и, наконец, экспериментальной проверки. Но возможен обратный порядок исследования веществ. Эксперимент Демонстрируем разложение расплавленной натриевой селитры. В ходе опыта школьники наблюдают признаки химической реакции, записывают их и выполняют схематический рисунок. По результатам наблюдений учащиеся делают вывод о том, что в процессе реакции образуется вещество, поддерживающее горение угля. Вероятнее всего, это кислород. Прогнозирование Записываем уравнение реакции: 2NaNO3+2NaNO2+O2 | Определив степени окисления атомов элементов, учащиеся находят окислитель (азот) и восстановитель (кислород). Атомы обоих элементов входят в состав нитрата натрия. Напоминаем, что такие окислительно- восстановительные реакции относят к внутримолекулярным. Теоретический анализ Убедившись на практике, что соли азотной кислоты обладают специфическим свойством-разлагаются при нагревании, учащиеся по учебнику изучают зависимость состава продуктов реакций разложения нитратов от положения металлов в ряду активности. Задание на дом: Запишите уравнения реакций разложения нитратов кальция, цинка и ртути(II). Эксперимент Демонстрируем еще один интересный опыт: в пробирку с небольшим количеством раствора нитрата натрия добавляем 4-5 капель концентрированной серной кислоты и нагреваем содержимое пробирки в течение нескольких секунд до начала кипения. Затем осторожно помещаем в полученный раствор конец длинной медной проволоки. Прогнозирование Учащиеся, наблюдая, как в ходе реакции выделяется бурый газ, предполагают, что это оксид азота(1У). Записываем уравнение реакции. Теоретический анализ Поясняем, что взаимодействие нитратов с концентрированной серной кислотой и медью – метод экспериментального определения нитрат – ионов. Таким образом, для солей азотной кислоты характерны общие и специфические свойства. К концу урока таблица в тетрадях учащихся заполнена, в ней сконцентрированы и новый материал, и домашнее задание. Оценочно-рефлексивный этап Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке: возвращаясь к плану урока, подводят итоги, еще раз перечисляют задания на дом. Отмечаем, что они провели исследовательскую работу, сумели спрогнозировать и доказать способы получения и свойства изучаемых соединений, поняли, что можно самостоятельно добывать новые знания, исходя из основных теоретических предпосылок. В заключение спрашиваем учащихся, для чего нужно знать свойства нитратов. Подтверждая их ответ о взаимосвязи свойств веществ и их применения, рассказываем о калийной селитре. В Европе его часто называют «китайским снегом», так как родиной этой соли считают Древний Китай. В 808 г. китайский алхимик Цинь Сюйдзи, смешав порошки селитры, серы и древесного угля, изобрел дымный порох. На этой информации основана задача, которую и предлагаем учащимся: если нагреть серу в сосуде, из которого выкачан воздух, то она не загорится. В этих же условиях черный порох горит голубоватым пламенем. Почему порох горит в отсутствие воздуха? Сообщаем учащимся, что уравнение реакции горения пороха, применение солей азотной кислоты, их влияние на окружающую среду и организм человека рассмотрим на следующем уроке. Некоторые учащиеся будут готовить к нему сообщения. Желающие могут получить карточки с индивидуальными заданиями. 1. В одном старинном научном трактате описан следующий опыт получения «красного преципитата»: «Ртуть растворяют в азотной кислоте, раствор выпаривают и остаток нагревают, пока он не сделается красным». Что представляет собой «красный преципитат»? Напишите уравнения реакций, ведущих к образованию, учитывая, что ртуть в образующихся соединениях двухвалентна и что при действии азотной кислоты на ртуть выделяется газ, буреющий на воздухе. 2. Как получить одно из наиболее ценных азотных удобрений – нитрат аммония, воспользовавшись в качестве исходных веществ только атмосферным азотом и водой? Напишите соответствующие уравнения реакций. 3. При прокаливании 7,28 г смеси нитратов калия и натрия образуется смесь нитритов массой 6г. Определите состав исходной смеси. 4. Какой объем газа (н.у) выделится при нагревании 200г нитрата натрия, содержащего 10% примесей? 5. Определите простейшую формулу вещества, если содержание в нем элементов следующее: W(O)=0,5647;W(N)=0,1647;W(Na)=0,2706 Найдите объем газа (н.у.), который выделится при нагревании этого вещества массой 340г. Исследовательская работа учащихся занимает на уроке больше времени, чем выполнение заданий по образцу. Однако затраты времени впоследствии компенсируются тем, что учащиеся быстро и правильно выполняют задания, могут самостоятельно изучать новый материал. Кроме того, повышается осознанность и прочность их знаний, появляется устойчивый интерес к предмету. | |
Просмотров: 3687 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|