Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия |
Тема урока: Серная кислота, строение, свойства. Девиз урока: «Мыслить -значит действовать» Р.Эмерсон. Цели урока: Повторить строение молекулы серной кислоты, рассмотреть её физические и химические свойства в свете теории ЭД и теории окисления восстановления. Задачи урока: 1. Образовательные: Познакомить с особыми свойствами серной кислоты; показать, в чём сходство серной кислоты с другими кислотами; закрепить умения составлять ионные уравнения; закрепить навыки расстановки коэфициэнтов методом электронного баланса; определять окислитель и восстановитель. 2. Развивающие: Совершенствовать учебные умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов, при решении задач; способствовать развитию умений сравнивать и обобщать; развивать аналитические способности мышления. 3. Воспитательные: Продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся. Воспитывать бережное отношение к природе. Оборудование и реактивы: На столах учащихся: разб .H2SO4, , Zn, Сu , лакмус,метиловый оранжевый, штатив с пробирками. Тип урока: изучение нового материала. Вид урока: урок-исследование Методы: метод проектов, проблемное обучение, интерактивный метод. Формы работы: групповой,коллективный. Ход урока: 1. Организационный момент. На экране слайд 1«Тема урока и девиз» 2. Актуализация знаний. Тест по теме “ Сера. Соединения серы со II, IV, VI валентностью”. 1) В ряду химических элементов O S Se Te неметаллические свойства: а) усиливаются б) не изменяются в) ослабевают г) изменяются периодически 2) Найдите формулу, соответствующую электронной конфигурации внешнего электронного слоя атома серы. а) ….3s23p4 б)…..4s24p4 в)…..6s26p4 г)…..4s24p5 3) Окислительные свойства серы проявляются в реакциях с а) с кислородом б) фтором в) металлами г) водородом 4) Определите вещество, с которым оксид серы (VI) не будет взаимодействовать. а) гидроксид кальция б) оксид бария в) вода г) оксид углерода (IV) 5) Укажите названия веществ, имеющих следующие формулы (по порядку) Na2SO3, K2SO4, Na2S а) сульфит натрия, сульфит калия, сульфид натрия б) сульфат натрия, сульфат калия, сульфит натрия в) сульфит натрия, сульфат калия, сульфит натрия г) сульфит натрия, сульфат калия, сульфид натрия. 6) Оксид серы (IV) взаимодействует в растворе с веществами набора: а) NaOH, K2CO3 б) HCl, CO2 в) H3PO4, P2O5 г) Br2, Na2SO4 3.Создание проблемной ситуации. Решив задачу, вы узнаете с каким веществом вы ознакомитесь. Задача. Вывести формулу, если известны массовые доли водорода-2%,серы-32%,кислорода -66%. Демонстрируются слайд 2 «Цели урока» Что представляет собой серная кислота? Какими свойствами обладает? Какие характерны для неё специфические свойства? Вот эту проблему надо решить на уроке. Предлагаю создать проект по этой проблеме. Вспомним структуру проекта: Тема. Проблема. Выдвижение гипотезы. Объект исследования. Методы. Выводы. Результатом работы будет проект - опорный конспект «Серная кислота» Формирование групп. 4. Изучение нового материала. Инструкция при работе с серной кислотой. Если в кислоту попадает вода То может случиться большая беда. Вы не должны забывать, что Кислоту надо в воду вливать Пострадает тот, кто сделает наоборот, Потому что энергия выделяется Когда к кислоте вода приближается Учитель записывает уравнение реакции: Слайд3 H2SO4 + hH2O ® H2SO4 * hH2O + Q Итак, из уравнения видно, что при растворении кислоты в воде образуются гидраты и выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную серную кислоту с водой следует с особой осторожностью. Чтобы избежать разбрызгивания разогретого поверхностного слоя раствора, надо вливать серную кислоту (как более тяжёлую) в воду небольшими порциями. Каждая группа получает инструктивную карту, на которой напечатан план изучения темы. Учитель предлагает определить в группе лидера, записать на карте состав всей группы и приступить к работе над проектом. Инструктивная карта для 1 группы- теоретиков. Тема: «Физические свойства серной кислоты» Проблема: Строение серной кислоты. Гипотеза: Если отнести это вещество к кислотам, то можно выявить общие признаки кислот. Объект изучения: Серная кислота. Задачи: 1.Внимательно прочитав текст по учебнику (стр.47) и по конспекту определите физические признаки. Серная кислота – бесцветная маслянистая жидкость, кристаллизующаяся при 10,30 С (температура плавления). Плотность серной кислоты – 1,83 г/мл. При растворении её в воде происходит сильное разогревание. Кислота жадно поглощает воду, образуя при этом гидраты состава H2SO4 *h H2O. H2SO4 – серная кислота, Ж (жидкость). Ц (без цвета). З (без запаха). Тпл= 10,30 С p= 1,83 г/мл H2SO4 * hH2O – гидраты серной кислоты. 2. Напишите формулы кислоты по плану: 1.Молекулярная формула-; 2.Структурная формула-;3.Электронная формула – 3. Выявить признаки классификации. Метод: теоретический анализ Вывод: Составление опорной схемы 1.Физические свойства. Флипчарт-задание1. Составьте схему 1, отражающие физические свойства и строение серной кислоты. Инструктивная карта 2 по теме «Серная кислота» Слайд 5Тема: «Серная кислота с точки зрения ТЭД» Проблема: Серная кислота-электролит?, определение pH. Гипотеза: Если отнести это вещество к кислотам, то серная кислота является электролитом и среда кислая. Объект изучения: Серная кислота. Задачи: провести опыт подтверждения,что для серной кислоты характерна кислая среда. Алгоритм исследования: В пробирку с раствором серной кислоты добавьте индикаторы лакмус, метиловый оранжевый. Что вы наблюдаете? Исследуйте вещество на определение среды. Метод:экспериментальный Флипчарт-задание. Составьте схему действия индикаторов на раствор серной кислоты. Флипчарт-задание3 Запишите общую и ступенчатую диссоциацию серной кислоты. Инструктивная карта 3 Слайд 6 Тема: «Серная кислота с точки зрения ТЭД» Проблема: Общие свойства серной кислоты. Гипотеза: Если серная кислота является кислотой, то происходит реакция с основными оксидами и основаниями. Объект изучения: Серная кислота. Задачи: провести опыты подтверждения, что для серной кислоты характерны реакции ионного обмена. Алгоритм исследования:. Метод:экспериментальный Учитель: для того, чтобы познакомиться с химическими свойствами серной кислоты, вспомним, какие вещества называются кислотами в свете теории ЭД? - Почему возможно образование ионов Н+?Демонстрация видео-опытов. Взаимодействие серной кислоты с оксидом меди и гидроксидом натрия. - Учащиеся записывают уравнения в ионном виде. Составьте схему3(флипчарт3),отражающие свойства серной кислоты Запишите уравнения реакций взаимодействия серной кислоты с оксидом меди и гидроксидом натрия. Инструктивная карта 4 Слайд 7Тема: «Серная кислота+Металлы» Проблема: свойства серной кислоты с металлами. Гипотеза: Если из кислот реакцией с металлами можно получить водород, то они будут участвовать в реакциях замещения, так как при этом образуется соль и водород. Объект изучения: Серная кислота. Задачи: провести опыты подтверждения, что для серной кислоты характерны замещения. Алгоритм исследования: Метод: экспериментальный. Учащиеся проделывают опыт взаимодействия серной кислоты с цинком и медью.Пишут уравнение реакции. Учащиеся составляют схему4(флипчарт 4) Из данных формул составьте уравнения ,отражающие взаимодействие кислоты с металлами. Цинк, серная кислота, серебро, магний, медь, алюминий. Инструктивная карта 5 Слайд 8 Тема: «Специфические свойства серной кислоты» Проблема: Как распознать серную кислоту? . Гипотеза:. Объект изучения: Серная кислота. Задачи: рассмотреть опыт подтверждения, что для сульфат иона является качественной катион бария. Алгоритм исследования: Метод: экспериментальный. Учащиеся смотрят видео,(виртуальная лаборатория) Запишите уравнение в ионном виде. Опыт.Обугливание органических веществ. Демонстрация обугливания сахара, видео.Конц серная кислота с металлами после Н. Учитель. Демонстрация опыта с медью, Учащиеся записывают уравнения реакции и разбирают как Составьте схему5 специфических свойств серной кислоты. Из данных катионов натрия, цинка, лития, бария выберите качественный ион для сульфат аниона. Web-дизайнер. Цель: составить опорную схему из материалов, подобранных группами учащихся Вывод : На интерактивной доске показывают все схемы о серной кислоте .Защита схем. 3.Закрепление . 1.упр.8 б,9стр.52. 2. Задания –флипчарты Определите вещества S-A-B-C- BaSO4 Определите приведенные ниже металлы в две колонки Hg Au Fe Na Pt Ag Zn K Вытесняет и не вытесняет водород из разбавленной H2SO4 4. Рефлексия. Учитель: Ребята, вы проделали глобальную работу. Какое у вас настроение? Какое открытие вы сегодня совершили сами для себя? Оцените самостоятельно свою работу в оценочных листах. Каждому из вас я так же поставлю за сегодняшний урок оценку. V.Итог урока&14,упр.38 стр.52,задача10 стр.52 Литература. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. М.: Изд-во "АСТ - ПРЕСС", 1999 Гроссе Э.. Химия для любознательных. Ленинград, 1995 г. Сгинева Е.П. Современные открытые уроки химии.Ростов на Дону;изд-во «Феникс»,1997 | |
Просмотров: 5131 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|