Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия |
Урок биологии в 8 классе. Обобщение и закрепление пройденного материала (в нетрадиционной форме) Цель: обобщить знания учащихся о строении организма человека. Задачи: Актуализировать знания учащихся о строении организма человека. Расширить кругозор учащихся. Формировать бережное отношение к организму на основе знаний и собственного опыта. Ход: У. -Дорогие ребята, сегодня наш урок пройдет в нетрадиционной форме. На уроке мы вспомним и обобщим наши знания о строении организма человека. (в класс входит ученик(ца) младшего класса). М.- Не пойму я, что за шум, Взял и в гости заглянул. О, да здесь полно народу... И зачем все собрались?.. Ну — ка (Настя) объяснись... С.- Слушай, коль пришел в наш класс. Собрались мы здесь сейчас, чтобы вспомнить, что узнали, чтобы вспомнить, что прошли... М. - Очень здорово... так вот Расскажите, дяди, тёти от чего вы все растёте. Ведь уж точно знаю я Были вы как я., друзья. С.- Ты, наверное, уже слышал, что все живые организмы на Земле состоят из клеток. Организм человека, т.е тебя и меня, тоже состоит из клеток. У взрослого человека 100 триллионов клеток, они составляют основу тела. (на плакате изображение клетки животного организма). С.- Каждая клетка нашего организма имеет определённое строение. По форме клетки бывают круглые, удлинённые, плоские, четырехгранные и другие. Размеры клеток зависят от выполняемой ими функции. Клетки крови — эритроциты — круглые, клетки мышц — удлиненные, нервные клетки- имеют много отростков — звёздчатые. С.- Сверху каждая клетка покрыта плазматической мембраной, в середине клетки находится ядро — это главная часть клетки, именно ядро управляет всеми процессами жизнедеятельности... М.- Знаю, знаю... это рост, развитие, размножение, обмен веществ. С.- Молодец, внутри ядра в ядерном соке находятся хромосомы, которые несут наследственную информацию и отвечают за цвет глаз, волос и многое другое. С.- Между ядром и плазматической мембранной находится цитоплазма, в которой происходят все обменные процессы. В цитоплазме находятся специальные структуры клетки (ЭПС, рибосомы, митохондрии, лизосомы, аппарат Гольджи, центриоли)... м: - Интересно, что сказать. Стал я много понимать, Только все же не пойму, не вижу клеток, почему? С.- Это просто, ведь клетки, одинаковые по строению и выполняемым функциям создают в организме человека различные органы и системы... М.- Органы? Ну, это очень даже просто. Это я уже знаю (показывает на плакате внутренние органы человека). А вот какие такие системы, это что как в алгебре что ли? С.-Да, нет! вот посмотри в учебнике на стр 30. они все показаны. - Эндокринная система вырабатывает особые гормоны; нервная — проводит нервные импульсы; сердечно — сосудистая система — толкает кровь по сосудам, разносит кислород и питательные вещества; дыхательная система — помогает нам вдыхать кислород и выдыхать углекислый газ; выделительная система — выделяет из организма продукты распада; пищеварительная система... М.- О, это я знаю.... , люблю вкусно покушать. С.-Опорно — двигательная система… М. - А вот с этого места поподробнее, пожалуйста. С. -Опорно — двигательная система или ОДС состоит из костей и мышц. Скелет человека состоит из более двухсот костей. (кости черепа соединены неподвижно; позвоночник образован 33 —34 позвонками, которые соединены между собой хрящами, суставами и связками. В позвоночнике различают 5 отделов: Шейный —7 позвонков, грудной - 12 позвонков, поясничный —5, крестцовый —5, копчиковый - 4—5) Скелет верхних конечностей состоит из плечевого пояса и свободных верхних конечностей: лопатка, плечо, предплечье, локтевая кость, лучевая кость , кисть запястье, пясть и фаланги пальцев Скелет нижних конечностей состоит из тазового пояса, из свободных нижних конечностей: бедро, голень, большая и малая берцовые кости, стопа, предплюсна, плюсна и пальцы Грудная клетка образована грудными позвонками, ребрами и грудиной.. С.- Скелет выполняет функции: защиты внутренних органов, опоры - К костям скелета прикрепляются мышцы. Это активная часть опорно — двигательной системы, движение нашего скелета осуществляется за счёт сокращения мышц. М. - Это что же получается, мышцы есть везде, везде, ведь наши ушки тоже двигаются С.- Конечно, мышцы есть и на руках, ногах, лице. Вот, например, когда ты улыбаешься у тебя сокращаются 17 мышц, а когда хмуришься — 46. Мышцы шеи участвуют в повороте головы и шеи, мышцы туловища- участвуют в процессе дыхания, повороте туловища, сгибании и разгибании позвоночника, в повороте его направо и налево, мышцы живота обеспечивают наклоны туловища вперёд и в стороны, его повороты вправо и влево. Среди рук мышц есть двуглавая - -бицепс — сгибает руку, а трёхглавая — трицепс — разгибает. Среди мышц ног хорошо развиты четырёхглавая мышца бедра и трёхглавая - икроножная... М.- Сколько много информации, Заморили вы меня. Вы устройте лучше паузу, Отдохну немного я. (выполняется физ. пауза). С.- Все привыкли мы ребята делать бодрую зарядку. Руки в стороны и вниз, Все присели, поднялись, Потянулись и согнулись... Так стоять нам неудобно Разогнёмся, вспрыгнем бодро... Все привыкли мы ребята делать бодрую зарядку. У.- Отдохнули? Что ж продолжим. А теперь давайте, ребята, расскажем нашему юному другу о нашей главной защите, о коже. Я буду задавать вам вопросы, а вы будете давать на них краткие ответы... - из скольких слоёв состоит кожа? (3) - как называется наружный слой? (эпидермис) - название среднего слоя (дерма) - как называется слой, где откладываются про запас жиры? (подкожно — жировая клетчатка) - в чем заключается значение кожи? (защищает внутренние органы от механических воздействий внешней среды, препятствует проникновению в организм микробов, растворённых ядовитых и вредных веществ) - в чём заключается гигиена кожи? Молодцы, ребята, с заданием справились. А сейчас вам придётся поработать творчески. Я предлагаю разделиться на 2 команды. (2 конверта, в них задание: 1. нарисовать женскую половую клетку, 2 — нарисовать мужскую половую клетку) - Теперь предлагаю вам закончить предложения: сначала 1 -ая команда, затем 2 —ая, если одна из команд затрудняется ответить, отвечает — другая: А- слияние яйцеклетки и сперматозоида называют... (оплодотворением) Б — половые клетки образуются в .. . (половых железах) В — после оплодотворения образуется ... (зародыш) Г — период развития плода в матке, называется... (беременностью) Д- беременность длится.. .(270 -280 дней) Е — жизнь человека после рождения подразделяют на... (11 периодов) Правильно и один из этих периодов мы проводим в школе, изучая основы различных наук. В том числе и биологии. М.- Я, ребята, удивлён, Много знаний приобрёл. А теперь пойду я в класс Расскажу ребятам враз Что узнал сегодня я До свидания, друзья. У.- И нам пора подвести итоги урока: Что происходило сегодня на уроке (мы вспомнили строение клетки животного организма, назвали и показали органы и системы человеческого организма, повторили строение ОДС человека, его кожи, вспомнили и о процессе оплодотворения и развития человека.) Оценивание. (для оценивания на данном уроке можно использовать фишки трёх цветов(красные, синие, зелёные)или одного цвета, подсчитав их количество за точные и полные ответы, выставляется соответствующая оценка) Рефлексия. (У. — учитель, С. — старшеклассник, М. - младшеклассник) Органическая химия ,как раздел химической науки. Предельные углеводороды. Задачи: Обобщить знания учащихся о различии между органикой и неорганикой; Познакомиться с учёными, внёсшими свой вклад в развитие неорганической химии; Продолжить знакомство с углеводородами ряда метана. Ход: -Добрый день, друзья, сегодня на уроке мы повторим пройденный материал, вспомним о различии между органической химией и неорганической, обобщим знания об углеводородах. Начнём наш урок с разминки: (шуточные задачки) надеюсь, вы любите загадки: -Какой элемент таблицы Менделеева всегда рад? (радий) -какой газ утверждает, что он — это не он? (неон) - какой неметалл является лесом? (бор) - какой химический элемент состоит из двух животных? (мышьяк) - в состав названия какого металла входит хвойное дерево? (никель) - название какого металла несёт в себе волшебника? (магний) - какие химические элементы состоят из фигуры, напоминающей баранку? -Скажите, ребята, в каком разделе химической науки мы встречаемся с данными элементами? (в разделе неорганическая химия). - Какие еще разделы изучает наука химия? (органическая химия, физическая химия, аналитическая химия, биохимия, химия полимеров и др.) -Какие разделы мы изучаем в 8 и 9 классах? (неорганическую химию и органическую химию). - Объясните происхождение названия органические вещества (вещества, которые в природе встречаются почти всегда в организмах животных или растений или являются продуктами распада живых организмов). - Вспомните об основных особенностях органических веществ и их отличии от неорганических 1 .неорганических соединений известно несколько сотен тысяч, а органических более 13 млн. Причина этого в том, что атомы углерода, входящего в состав органических веществ, могут соединяться между собой , образуя длинные и разветвлённые цепи. -С-С-С-С-С-С- или -С-С-С-С-С С 2. органические вещества состоят из небольшого числа элементов(углерода, водорода, часто кислорода, редко азота, фосфора, серы). 3. Органические молекулы, как правило, имеют большую массу (Мг(С6Н12О6)глюкоза = 180. 4. Температуры плавления, как правило, низкие + 350,С + 400С. 5. Среди органических веществ распространенно явление изомерии, то есть существование молекул с одинаковой молекулярной, но разной структурной формулой. (изображение молекулы бутана и изобутана) н н н н н н н н- с- с- с- с- н н- с- с - с-н н н н н н н н –с –н н -Как вы думаете, ребята, реакции между органическими веществами идут быстрее или медленнее?(обычно гораздо медленнее). - Какие существуют связи между атомами углерода в орг. соединениях? (одинарные СН4, ряд алканов, двойные СН2 ряд алкенов, тройные С2Н2 ряд алкинов ) с-с-с-с с =с -с=с-. Следующее задание выполняется в группах, один учащийся у доски, если учащиеся в группе выполняют задание вперёд, то ответ дают они, если нет — учащийся у доски • вычислите относительные молекулярные массы пропана (С4Н10), этана (С2Н6), пентанаС5Н12) • найдите массовые доли элементов в этих молекулах. • составьте структурную и молекулярную формулы углеводорода ряда метана, имеющего 9 атомов углерода (нонан С9Н20) • Вычислите относительную плотность метана по водороду ( | |
Просмотров: 2365 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|