Роль домашних заданий по химии в организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся А.К.Баженова, преподаватель химии профессионального лицея № 6 г. Алматы Предлагая детям задание на дом, мы хотим приучить их к регулярной домашней работе. Ведь одной из наших задач является то, чтобы учащиеся, оканчивая школу, сохранили потребность в постоянном самообразовании. Поэтому школьнику нужно предлагать задачи, развивающие его творческие способности, его потребность в саморазвитии. К сожалению, зачастую, ставя перед своими учениками благие цели, учителя просто забывают, что гораздо важнее не то, сколько материала задано на дом, а что именно и как задано. Как действовать, на наш взгляд, правильно? Прежде всего, учителю необходимо тщательно продумать систему домашних заданий, учитывая при этом способности и особенности учеников. Домашние задания можно давать творческие и индивидуальные, а также в виде тестов, дидактических игр, различных логических схем, сравнительных и обобщающих таблиц, упражнений и задач. Можно предложить дома химический эксперимент, к некоторым темам подобрать занимательный материал. Вот, например, виды домашних заданий к разделу «Неметаллы». 1. Сера, свойства серы Задание 1. • Заполни логическую схему. Применение серы: промышленность, медицина, сельское хозяйство. • Домашний химический эксперимент «Получение пластической серы». Оборудование и реактивы: стакан, чашка с водой, свеча, черепковая сера. Ход работы: Поместите черепковую серу в виде небольших кусочков в стакан, и осторожно нагрейте до подвижной жидкости. Затем кипящую серу вылейте в чашку с водой. Через некоторое время образуется темно-серая пластическая сера, напоминающая каучук. Вопросы для обсуждения: 1. Какие свойства серы изменяются в результате реакций? 2. Может ли пластическая сера вновь кристаллизоваться? 3. Какие условия для этого необходимы? Упражнения 1. Кристаллическая сера легко плавится. О чем это свидетельствует? 2. Важнейшие соединения серы. Сероводород. Сульфиды. Оксиды серы (IV) и (VI) Занимательный материал о сероводороде При гниении белков сера в основном выделяется в виде сероводорода. Интенсивность запаха гниющего белка демонстрирует количество в нем серосодержащих аминокислот. Чем сильнее пахнет сероводородом, тем больше их было в составе белкового продукта. Именно поэтому тухлые яйца имеют более неприятный запах, чем например, гниющее мясо или грибы. Но это вещество имеет не только отвратительный запах. Оно страшно ядовито. Человек, вошедший в атмосферу почти чистого сернистого водорода внезапно, без всяких предварительных симптомов, теряет сознание и падает мертвым. Так, например, 0,2% этого газа в воздухе убивает животных в одну или две минуты, а 0,7% убивает через час или два часа. Известны случаи, когда рабочие при очистке выгребных ям вдохнув этого газа моментально умирали. Задача: Какой объем кислорода потребуется для сжигания: а) 3,4 кг сероводорода; б) 6500м3 сероводорода. 2. Сернистая кислота. Сульфиты Дидактическая игра «Верю, не верю» Правила игры: Если ты согласен с утверждениями, отвечаешь «верю», а если не согласен «не верю». Утверждения: 1. Веришь ли ты, что сернистая кислота двухосновная? 2. Веришь ли ты, что сернистая кислота окрашивает синий лакмус в фиолетовый цвет? 3. Веришь ли ты, что сернистую кислоту можно получить таким способом из солей: Na 2SO3 + H 2SO4= H2 SO3 + Na2 SO4 ? 4. Веришь ли ты, что в окислительно-восстановительных реакциях сернистая кислота проявляет только окислительные свойства? 5. Веришь ли ты, что сернистая кислота диссоцирует ступенчато, если веришь, напиши диссоциацию сернистой кислоты. 6. Веришь ли ты, что сернистая кислота взаимодействует с активными металлами? 7. Веришь ли ты, что при взаимодействии сернистой кислоты с основаниями образуется соль и вода? 3. Серная кислота. Сульфаты Дидактическое задание Царь зовет к себе стрельца Удалого молодца И дает ему поручение Государственного значения. Чтобы я стал вновь богат, Нужно бария сульфат Ночь тебе даю подумать – Утром буду ждать доклад! Не сможешь – некого винить: Должен я тебя казнить Запиши себе название Чтоб со страху не забыть Задание: Получить всеми возможными способами сульфат бария. Проверь себя • В двух совершенно одинаковых склянках находится серная и соляная кислота. Как можно определить в каком из этих склянок содержится серная кислота? • Выбери кубик, в котором все вещества будут взаимодействовать с серной кислотой: Кубик первый: AI2O33 , CaOZh, NaOH, BaCI2 Кубик второй: CuLi, ZhNaOH, HCI Кубик третий: AgFe, Hg, MgCO3 Кубик четвертый:SiAu, Ca, Pb, CuO Кубик пятый. CO2, P2O5, Zh CI2O5 Запиши уравнения реакций. Двум ученикам – Саше и Славе – нужно было разбавить раствор серной кислоты. Саша для этого взял химический стакан с серной кислотой и налил туда воды. Слава сделал иначе: он в воду налил серную кислоту. Кто из учеников получил химический ожог? Ответ обоснуйте. Упражнения 1. Зимой между рамами окон иногда помещают сосуд с концентрированной серной кислотой. С какой целью это делают? Почему сосуд нельзя наполнять кислотой доверху? Заполни фрейм цветок: В центре цветка надпись: H2SO4 На лиепесках надписи: Получение, фи зические свойства, химические свойства, применение. Список использованной литературы: Баженова А.К., Пфлюк Н.Ф. Методическое пособие на тему: «Роль домашних заданий по химии в организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся» г. Петропавловск, Северо-Казахстанский институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров – 2006 г.
|