Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия

Урок-праздник по теме: "Тепловые эффекты химических реакций"
Тема раздела: «Кислород. Оксиды. Горение»
Тема урока: «Тепловые эффекты химических реакций»
Тип урока: Урок освоение новых знаний
Вид урока: Урок – праздник.
Технология: игровая
Формы урока: Групповая, индивидуальная
Цель урока: Ознакомить учащихся с понятием «Тепловой эффект химических реакций»; видами термохимических уравнений. Научить учащихся составлять термохимические уравнения химических реакций и решать по ним задачи.
Задачи урока:
1. Систематизировать и ознакомить учащихся с тепловым эффектом химических реакций; сформировать представление об экзотермических и эндотермических реакциях; ввести понятие «термохимическое уравнение»; научить решать задачи по термохимическим уравнениям.
2. Стимулировать познавательную активность учащихся, развивать интерес к
предмету, смекалку, умение быстро и четко формулировать и высказывать
свои мысли, логически рассуждать, применять свои знания на практике.
3. Воспитывать чувство прекрасного, волю и настойчивость для достижения
конечных результатов.
Оборудование и реактивы: Интерактивная доска, тестирующие устройства,
прибор ХРlorer GLX, температурный датчик, пищевая сода, нитрат калия,
сера, древесный уголь; растворы лимонной кислоты, гидроксида натрия,
соляной кислоты.
Ход урока:
1.Организационная часть.
1.Психологический настрой.
Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, пожелайте хороших отметок.
2.Мотивация и сообщение темы урока.
Сегодня у нас необычный урок. Урок-праздник по теме: «Тепловые эффекты химических реакций».
Ребята, как вы думаете, что мы узнаем сегодня на уроке? Чему мы должны сегодня научиться.
Цели нашего занятия – ознакомиться с понятием тепловой эффект химических реакций и видами термохимических уравнений; научиться составлять термохимические уравнения и решать по ним задачи.
Поможет нам в этом королева Энергия – повелительница химических реакций и её волшебницы-феи Энтальпия и Энтропия.
Праздники – неизменные спутники нашей жизни. Праздники для нас – это возможность доставить радость близким! Давайте сегодня на уроке доставим радость друг другу.
2. Актуализация знаний учащихся.
Ну а какой же праздник без гостей?
Сейчас мы с вами пригласим гостей на наш праздник, для этого мы выполним задание №1 «Пригласи меня».
(слайд)
Но не всех гостей мы можем так пригласить, так как мы знаем только лишь их названия, поэтому этих гостей мы пригласим по электронной почте.
-триоксид дихрома;
-монооксид дикалия;
-триоксид диалюминия;
-диоксидазота;
-триоксид серы.
Ну вот, мы с вами пригласили гостей, а теперь будем готовиться к встрече гостей.
3. Объяснение нового материала.
Какой же праздник без торта?
Вот мы сейчас и займемся готовкой торта, а в его приготовлении нам помогут химические реакции.Повторим ТБ.
1 реакция: Чтобы наш торт получился воздушным и пышным мы добавим в него пищевую соду, но чтобы в торте не чувствовался вкус соды, мы смешаем соду с лимонной кислотой и посмотрим какой процесс у нас происходит.
(проведение реакции с помощью ХРlorer GLX)
А теперь будем выпекать наш торт. А пока наш торт будет выпекаться мы проведем ещё одну реакцию. К раствору соляной кислоты приливаем понемногу (лучше по каплям) раствор гидроксида натрия.
(проведение реакции с помощью ХРlorer GLX)
Ребята, посмотрите, в природе идут не только процессы, которые сопровождаются повышением температуры, но и понижением температуры. Почему же это происходит? Ответить на этот вопрос нам помогут наши гости: две волшебницы-феи из королевства Химия, зовут которых Энтальпия и Энтропия.
Энтальпия Всем нам знакома реакция образования воды:
2Н2 + О2 = 2Н2О
данная реакция показывает, что из двух молекул водорода и одной молекулы кислорода образуется две молекулы воды. Но чтобы прошла данная реакция, надо сначала разорвать химические связи в молекулах водорода и кислорода:
Н2= Н - Н О2= О – О
На это требуется затратить определенную энергию – энергию связи в молекулах, а дальше из атомов водорода и кислорода будет получаться молекула воды. Так как, при образовании воды выделяется энергии больше, чем было затрачено, то тепло выделяется в окружающее пространство.
Реакции, протекающие с выделением тепла - называются экзотермическими. При экзотермических реакциях выделение тепла происходит из реакционной среды в окружающую.
Энтропия Если теперь записать уравнение разложения воды на водород и кислород:
2Н2О = 2Н2 + О2
То окажется, что теплота в данной реакции не выделяется, а наоборот, поглощается, так как энергии на разрыв связи в молекуле воды тратится меньше, чем на образование молекулы водорода и кислорода. Таким образом энергия не выделяется, а поглощается из окружающей среды.
Реакции, протекающие с поглощением теплоты, называются эндотермическими. При эндотермических реакциях тепло поступает из окружающей среды в реакционную.
Спасибо Вам Энтальпия и Энтропия за объяснение, присаживайтесь и празднуйте вместе с нами.
Количество теплоты, которое выделяется или поглощается при химических реакциях – называется тепловым эффектом химических реакций.
Количество теплоты измеряется с помощью калориметра.
Единицей измерения является Джоуль или килоДжоуль.
Обозначается – Q(ку)

Уравнения реакций с учетом теплового эффекта изображается следующим образом:
C + O2 = CO2 + Q (+Q – тепло выделяется)
N2 + O2 = 2NO – Q (-Q – тепло поглощается)
Химические уравнения, в которых указывается тепловой эффект, называются термохимическими уравнениями.
Тепловой эффект зависит от следующих факторов:
1) природы реагирующих веществ
2) от температуры
3) размера и массы реагирующих веществ
4) агрегатного состояния реагентов и продуктов реакции.

4. Активизация учащихся.
1. А теперь, ребята, мы с вами немного поиграем:
Игра-фанты «Определи меня»
(в воздушных шарах на листочках записаны уравнения. Вам нужно правильно определить вид термохимического уравнения)
2. Ребята на наш праздник я приглашала королеву Энергию – повелительницу химических реакций. Но она не смогла прийти, а прислала подарок с сюрпризом. Чтобы узнать какой сюрприз она прислала мы должны выполнить её просьбу.
«Дорогие ребята, в каждой стране существуют статистические данные, следовательно ведутся расчеты. Ребята, рассчитайте количество теплоты, которое образуется при сгорании 24 г углерода. Термохимическое уравнение:
C + O2 = CO2 + 402 кДж
И вы узнаете мой сюрприз»
Дано: Решение:
m(С)=24 г C + O2 = CO2 + 402 кДж

Q - ? 12г – 402 кДж
24г – х

х= 24*402:12= 804 кДж

Ответ: Q = 804 кДж
3. Тестирование с использованием тестирующих устройств Activote.

Ребята, а теперь давайте посмотрим сюрприз королевы Энергия.
(демонстрация фейерверка)
5. Домашнее задание
параграф 27 стр.75 задание №5,6,7
6. Выставление оценок.
7. Итог урока
Отметьте на мишени свое отношение к уроку:
От 1 до 3 – урок не понравился.
От 4 до 6 – урок мне понравился, но я ждал лучшего
От 7 до 9 – урок мне понравился
От 9 до 10 – урок очень понравился.
Категория: Химия | Добавил: нат75 (2012-01-31) E
Просмотров: 3298 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 3:56 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru