Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия |
Тема раздела: «Кислород. Оксиды. Горение» Тема урока: «Тепловые эффекты химических реакций» Тип урока: Урок освоение новых знаний Вид урока: Урок – праздник. Технология: игровая Формы урока: Групповая, индивидуальная Цель урока: Ознакомить учащихся с понятием «Тепловой эффект химических реакций»; видами термохимических уравнений. Научить учащихся составлять термохимические уравнения химических реакций и решать по ним задачи. Задачи урока: 1. Систематизировать и ознакомить учащихся с тепловым эффектом химических реакций; сформировать представление об экзотермических и эндотермических реакциях; ввести понятие «термохимическое уравнение»; научить решать задачи по термохимическим уравнениям. 2. Стимулировать познавательную активность учащихся, развивать интерес к предмету, смекалку, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, применять свои знания на практике. 3. Воспитывать чувство прекрасного, волю и настойчивость для достижения конечных результатов. Оборудование и реактивы: Интерактивная доска, тестирующие устройства, прибор ХРlorer GLX, температурный датчик, пищевая сода, нитрат калия, сера, древесный уголь; растворы лимонной кислоты, гидроксида натрия, соляной кислоты. Ход урока: 1.Организационная часть. 1.Психологический настрой. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, пожелайте хороших отметок. 2.Мотивация и сообщение темы урока. Сегодня у нас необычный урок. Урок-праздник по теме: «Тепловые эффекты химических реакций». Ребята, как вы думаете, что мы узнаем сегодня на уроке? Чему мы должны сегодня научиться. Цели нашего занятия – ознакомиться с понятием тепловой эффект химических реакций и видами термохимических уравнений; научиться составлять термохимические уравнения и решать по ним задачи. Поможет нам в этом королева Энергия – повелительница химических реакций и её волшебницы-феи Энтальпия и Энтропия. Праздники – неизменные спутники нашей жизни. Праздники для нас – это возможность доставить радость близким! Давайте сегодня на уроке доставим радость друг другу. 2. Актуализация знаний учащихся. Ну а какой же праздник без гостей? Сейчас мы с вами пригласим гостей на наш праздник, для этого мы выполним задание №1 «Пригласи меня». (слайд) Но не всех гостей мы можем так пригласить, так как мы знаем только лишь их названия, поэтому этих гостей мы пригласим по электронной почте. -триоксид дихрома; -монооксид дикалия; -триоксид диалюминия; -диоксидазота; -триоксид серы. Ну вот, мы с вами пригласили гостей, а теперь будем готовиться к встрече гостей. 3. Объяснение нового материала. Какой же праздник без торта? Вот мы сейчас и займемся готовкой торта, а в его приготовлении нам помогут химические реакции.Повторим ТБ. 1 реакция: Чтобы наш торт получился воздушным и пышным мы добавим в него пищевую соду, но чтобы в торте не чувствовался вкус соды, мы смешаем соду с лимонной кислотой и посмотрим какой процесс у нас происходит. (проведение реакции с помощью ХРlorer GLX) А теперь будем выпекать наш торт. А пока наш торт будет выпекаться мы проведем ещё одну реакцию. К раствору соляной кислоты приливаем понемногу (лучше по каплям) раствор гидроксида натрия. (проведение реакции с помощью ХРlorer GLX) Ребята, посмотрите, в природе идут не только процессы, которые сопровождаются повышением температуры, но и понижением температуры. Почему же это происходит? Ответить на этот вопрос нам помогут наши гости: две волшебницы-феи из королевства Химия, зовут которых Энтальпия и Энтропия. Энтальпия Всем нам знакома реакция образования воды: 2Н2 + О2 = 2Н2О данная реакция показывает, что из двух молекул водорода и одной молекулы кислорода образуется две молекулы воды. Но чтобы прошла данная реакция, надо сначала разорвать химические связи в молекулах водорода и кислорода: Н2= Н - Н О2= О – О На это требуется затратить определенную энергию – энергию связи в молекулах, а дальше из атомов водорода и кислорода будет получаться молекула воды. Так как, при образовании воды выделяется энергии больше, чем было затрачено, то тепло выделяется в окружающее пространство. Реакции, протекающие с выделением тепла - называются экзотермическими. При экзотермических реакциях выделение тепла происходит из реакционной среды в окружающую. Энтропия Если теперь записать уравнение разложения воды на водород и кислород: 2Н2О = 2Н2 + О2 То окажется, что теплота в данной реакции не выделяется, а наоборот, поглощается, так как энергии на разрыв связи в молекуле воды тратится меньше, чем на образование молекулы водорода и кислорода. Таким образом энергия не выделяется, а поглощается из окружающей среды. Реакции, протекающие с поглощением теплоты, называются эндотермическими. При эндотермических реакциях тепло поступает из окружающей среды в реакционную. Спасибо Вам Энтальпия и Энтропия за объяснение, присаживайтесь и празднуйте вместе с нами. Количество теплоты, которое выделяется или поглощается при химических реакциях – называется тепловым эффектом химических реакций. Количество теплоты измеряется с помощью калориметра. Единицей измерения является Джоуль или килоДжоуль. Обозначается – Q(ку) Уравнения реакций с учетом теплового эффекта изображается следующим образом: C + O2 = CO2 + Q (+Q – тепло выделяется) N2 + O2 = 2NO – Q (-Q – тепло поглощается) Химические уравнения, в которых указывается тепловой эффект, называются термохимическими уравнениями. Тепловой эффект зависит от следующих факторов: 1) природы реагирующих веществ 2) от температуры 3) размера и массы реагирующих веществ 4) агрегатного состояния реагентов и продуктов реакции. 4. Активизация учащихся. 1. А теперь, ребята, мы с вами немного поиграем: Игра-фанты «Определи меня» (в воздушных шарах на листочках записаны уравнения. Вам нужно правильно определить вид термохимического уравнения) 2. Ребята на наш праздник я приглашала королеву Энергию – повелительницу химических реакций. Но она не смогла прийти, а прислала подарок с сюрпризом. Чтобы узнать какой сюрприз она прислала мы должны выполнить её просьбу. «Дорогие ребята, в каждой стране существуют статистические данные, следовательно ведутся расчеты. Ребята, рассчитайте количество теплоты, которое образуется при сгорании 24 г углерода. Термохимическое уравнение: C + O2 = CO2 + 402 кДж И вы узнаете мой сюрприз» Дано: Решение: m(С)=24 г C + O2 = CO2 + 402 кДж Q - ? 12г – 402 кДж 24г – х х= 24*402:12= 804 кДж Ответ: Q = 804 кДж 3. Тестирование с использованием тестирующих устройств Activote. Ребята, а теперь давайте посмотрим сюрприз королевы Энергия. (демонстрация фейерверка) 5. Домашнее задание параграф 27 стр.75 задание №5,6,7 6. Выставление оценок. 7. Итог урока Отметьте на мишени свое отношение к уроку: От 1 до 3 – урок не понравился. От 4 до 6 – урок мне понравился, но я ждал лучшего От 7 до 9 – урок мне понравился От 9 до 10 – урок очень понравился. | |
Просмотров: 3289 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|